Сделай Сам Свою Работу на 5

Запись предложения, ученик комментирует (С.П, учитель помогает в работе над сказуемым).





Урок из цикла «Времена Года»

«Осень»

Литературно-музыкальная композиция
+ анализ отрывка по системе Сипиневых

Цели: Открыть перед учащимися прекрасный мир осени в стихах, прозе, музыке, живописи. Создать свой словарик «рябиновых бусинок» (в который войдут строчки, наиболее красивые, завораживающие, из произведений классиков). Работа над авторским словом обогатит повышение грамотности.

Задачи: Заставить учащихся с вниманием относиться к речи авторов. Развить в них интерес к прекрасному, к умению видеть в обыкновенных вещах что-то чудесное, неповторимое.

Использованный материал:

1. Г.С.Беелеева «Славянская мифология» М. 1995 г.

2. Сб. «Круглый год» (альманах) М., Д.Л, 1985 г.

3. Вл. Петров «И.И.Левитан», С.-П., «Худ. России» 1992 г.

4. Сб. «Отеческая земля» – М.Д.Л. , 1985 г.

5. Картины Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники».

6. А.М.Грищай «Ленинград. Летний сад» (о картинах из сб. «Третьяковская галерея»).

7. С.И.Ожегов «Словарь Р.Я.»

8. Музыка А.И.Чайковский, Вивальди. «Времена года».

9. Сб. стихов: Тютчева, Фета, Ахматовой, Бунина; учебник «Животворящая святыня»

10.Сб. Сипиневых, Цветаевой, Блока, Паустовского, Пришвина, А.Яшина.



Начало урока:

К. Паустовский «Золотая Роза» (как будто пустяки.)

Под музыку К. Сен-Санс «Лебедь».

Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью. Недаром «Болдинская осень» стала синонимом поразительной творческой плодовитости.

«Осень подходит» – писал Пушкин Плетнёву. Это – любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настаёт.

Догадаться, в чем тут дело, пожалуй, легко.

Осень – это прозрачность и холод, «прощальная краса» с её четкостью далей и свежим дыханием. Осень вносит в природу скупой рисунок. Багрец и золото лесов и рощ редеют с каждым часом, усиливая резкость линий, оставляя обнаженными ветви.

Глаз привыкает к ясности осеннего пейзажа. Эта ясность постепенно завладевает сознанием, воображением, рукой писателя.

Ключ поэзии и прозы бьёт чистой ледяной водой, в ней изредка лишь позванивают льдинки. Голова свежа, сердце стучит сильно и ровно. Только немного зябнут пальцы.

К осени созревает урожай человеческих дум.



Пушкин, по его собственным словам, каждой осенью расцветает вновь.

В один из таких осенних дней Пушкин написал стихи, выражающие необычайно наглядно сложный процесс поэтического творчества.

И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображением
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волнением.

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявлением –
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге
И рифмы лёгкие навстречу им бегут.
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге
Минута – и стихи свободно потекут.

Дома я просила Вас написать четверостишье на осеннюю тему (у кого получится), чтобы каждая строка начиналась с букв этого слова. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Слушаем детей)

Я тоже составила свое четверостишье:

Осень – яркая девица
Смело в двери постучит
Ей дала наряд жар-птица
Не упустить бы, а то улетит
Ь

А теперь, давайте посмотрим, какие ассоциации вызывает у нас слово осень.

Устная работа с детьми (грустная, пришла, налетела, поздняя, яркая, красивая, дождливая, ненастная, погожая, наступила, тёплая, золотая и т.д.).

Оказывается, это короткое, мягко звучащее слово, у всех нас вызывает абсолютно разные ассоциации, и не только у нас с вами, сегодня мы услышим стихи и прозу об осени, поговорим о картинах, послушаем музыку, и всё это будет об осени. Но по-разному, по-своему, и это естественно. Ведь для каждого осень «своя».

Для кого-то это дождь, слякоть и грусть. Для кого-то – чудесная погода, ликующая в своем многоцветье.



Конечно, всем нам больше нравится теплая, уютная осень, которая зовется «бабье лето». Она как бы продлевает наслаждение теплом и солнышком. Но и в осенних дождях, ветре, в криках улетающих птиц, тоже есть своя прелесть.

Говорить об осени можно долго и много, можно спорить и не соглашаться по поводу того, хорошая ли это пора?

Сегодня на уроке наша задача не встать на сторону того или иного поэта или писателя, а лишь прислушаться к их мнению, обогатить себя такими разными обликами осени. Я предложила вам выбрать те произведения, которые вам близки, которые вам нравятся, и собрать из них «бусинки рябины» (особенно яркие определения, речевые обороты об осени).

Вы никогда не задумывались, ведь и зима, и весна, и осень – это существительные женского рода. А все женщины любят быть красивыми. Давайте и мы попробуем собрать для осени (и для себя) рябиновые бусы.

Попутно, мы будем работать в тетради, оформляя рябиновые бусинки и работая над орфографией.

Начинаем….

К.Романов
«Как жаль, что розы отцветают….»

Как жаль, что розы отцветают,
Цветков все меньше по садам,
Уж днизаметноубывают,
И звездыярче по ночам.

Жасмин отцвел, сирень увяла,
Давно нет ландышей нигде,
Один шиповник запоздалый
Еще алеет кое-где.

Уж сено убрано; долины
Лиловым вереском полны;
Уж спеют ягоды рябины,
Уж листья жёлтые видны…

Мы и заметить не успели,
Как осень скучная пришла,
Как пронеслися те недели
Весны, и солнца, и тепла.

Как миновало наше лето,
А с ним и все его цветы.
И все благоуханье это
Весь этот праздник красоты.

Запись предложения, ученик комментирует (С.П, учитель помогает в работе над сказуемым).

Стихотворение наполнено яркими красками осени, настроение легкой грусти об ушедшем лете.

Убывать – уменьшение чего-либо в количестве.

А теперь давайте посмотримна картину Алексея Михайловича Грицая «Ленинград. Летний сад».

Выполненный скромными живописными средствами, этот пейзаж содержит образ, ёмкий по оттенкам настроения.

Здесь и радость, и грусть, и умиротворение, и невольные воспоминания о тех, кто бродил когда-то по дорожкам этого сада. В диалог человека с природой включается произведение искусства, с его совершенной и неизменной красотой на фоне живой, в каждый миг меняющейся природы.

А.А.Фет
«Осенняя роза»

олицетв.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнулсентябрь, и георгины СП
Дыханьемночиобожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Мы как будто видим опустевший сад, облетевшие деревья, но среди всего этого как яркое пятно – прекрасная роза, этот капризный цветок, непривыкший к морозам, который живёт назло всем.

М.Пришвин «Времена года».
Осень. Осинкам холодно

В солнечный день осенью на опушке еловой леса собрались молодые разноцветные осинки. Густо, одна к одной, как будто им там в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревне люди выходят и сидят на завалинках.

Осень.Ехал сюда – рожь только начинала желтеть. Тогда деревья в лесу сливались в одну земную массу, теперь каждое является само собой. И такая уж осень всегда. Онараздевает массу деревьев не сразу, каждому даёт немного временипобыть и показаться отдельно.Наша жизнь, думал я, к осени тоже сопровождается особым свечением, и мы его понимаем как личное сознание в творчестве мира.

Посмотрите к каким серьёзным размышлениям приводит осень. А какие чувства одолевают К.Романова в его стихотворении «Улыбкою утра пригретые снова».

Улыбкою утра пригретые снова,
В лесную мы прячемся тень.
Казалось, зима разлучить нас готова,
Вдруг тёплый ещё один день.

Осенней красою любуются взоры,
И радость в душе, и печаль:
Нас радужно-пёстрые тешат узоры
И листьев опавших нам жаль.

И сердце о крае незримом мечтает,
Где вечер не ведает тьмы,
Где осени губящей лето не знает,
И где не расстанемся мы.

Как нам знакомо это коварство природы. Совсем наступила осень, прохладно, зябко, и вдруг тёплый, погожий денёк. Особенно для нас, уральцев, такие перепады не удивительны. Как ясно поэт показывает своё душевное состояние.

И радость в душе, и печаль.

Печаль – 1) чувство скорби и грусти, состояние душевной горечи;

2) забота (устаревшее и просторечное).

В своём прекрасном произведении «Золотая роза» К.Паустовский хорошо описал такое состояние природы как уже не лето, но ещё не осень, и пока не зима.

Увядает земля, но ещё впереди бабье лето с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, промытых прохладным воздухом с летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют её до сих пор истовые старухи) и палым, повядшим листом, засыпающим опустевшие воды.

Берёзовыерощистоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотом полушалках.

«Осенняя пора – очей очарованье».

Потом – ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, тёмные зори. Так всё и идёт, пока первый мороз не схватит, не скуёт землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток.

*Полушалок –(просторечное) шаль, платок небольших размеров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.