Сделай Сам Свою Работу на 5

Ш. Учебно-материальное обеспечение





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие

по учебной дисциплине ««Репаративная неврология с нейротранспланталогией»

 

на тему: «Нервные волокна и окончания: безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, нерв, миелинизация, демиелинизация, дегенерация и регенерация нервных волокон, классификация, строение, функционирование, патоморфология нервных окончаний».

 

Составила:

 

Старший преподаватель________ В. П. Костюченко

 

Томск – 2010

Учебные цели

 

При самостоятельной подготовке к занятию и на предстоящем занятии, с целью приобретения знаний в области раздела неврологии «Репаративная неврология с нейротранспланталогией», изучить безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, их строение, функционирование, объединение в нервы, усвоение общих принципов дегенерации и регенерации нервных волокон. Строение, функционирование, пластичность и патоморфология нервных окончаний и синапсов. Также необходимо получить представление об особенностях восстановления и пластичности нервных структур, характерных для центрального и периферического отделов нервной системы. Полученные знания будут необходимы для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в нервной ткань и нервных структурах, с целью дальнейшего использования их в практике врача.



Выработать способность к использованию знаний для выполнения рисунков, изучению и оценке гистологических препаратов, электронных микрофотографий.

Оценке «отлично» соответствует всестороннее и глубокое знание программного материала, основной и дополнительной литературы, рекомендованной Рабочей программой по дисциплине, материала лекции, творческий подход к пониманию, изложению и применению учебно-программного материала.

Оценка «хорошо» соответствует полному знанию программного материала, усвоению основной литературы, при самостоятельном пополнении и обновлении знаний.

Оценка «удовлетворительно» соответствует уровню достаточного знания основного учебно-программного материала по теме данного практического занятия, при знакомстве с основной литературой по программе курса, допущении погрешности в ответе при устном разборе материала, но обладании необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.



Оценке «неудовлетворительно» соответствуют пробелы в знании основного учебно-программного материала и отсутствие возможности продолжить обучение без дополнительных занятий.

В результате изучения темы студент должен иметь представление о строении и функции нервных волокон, нервов, нервных окончаний, образовании миелина, синаптогенезе. О морфофункциональных и патоморфологических изменениях данных структур при повреждении, дегенерации и регенерации. О пластичности нервных структур и структурных основах обучаемости и памяти.

Обучающиеся должны знать строение и функции безмиелиновых и миелиновых нервных волокон, процесс образования миелина в центральном и периферическом отделах нервной системы, его функцию, процесс демиелинизации и восстановление миелинового слоя при трансплантации культвированных шванновских клеток; морфологические признаки дегенерации и регенерации нервных волокон.; строение нерва, его оболочек, значение периневрия в норме и при повреждении, трансплантация фрагментов нерва; знатьпринципы строения, классификацию и функции нервных окончаний (в эпителиальной, соединительной и мышечной тканях); Межнейрональные синапсы: классификация, строение, механизм передачи нервного импульса, синаптогенез, пластичность, структурные основы обучаемости и памяти; патоморфологические изменения нервных окончаний и межнейрональных синапсов.

уметь различать и выделять основные отличия в строении миелиновых и безмиелиновых нервных волокон, определять локализацию и тип нервного окончания, ориентироваться в патоморфологических изменениях нервных волокон и окончаний, применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой



2. Учебные вопросы

 

Занятие 1.

1. Структурно-функциональная характеристика безмиелиновых нервных волокон.

2. Структурно-функциональная характеристика миелиновых нервных волокон.

3. Процесс миелинизации в центральной и периферической нервной системе, функции миелина.

4. Демиелинизация и восстановление миелинового слоя при трансплантации культивированных шванновских клеток.

5. Дегенерация и регенерация нервных волокон.

6. Нерв: строение, его оболочки (эндоневрий, периневрий, эпиневрий). Особенности строения и клиническое значение периневрия.

7. Повреждения нерва.

8. Трансплантация фрагментов нерва.

 

Занятие 2.

 

1. Нервные окончания: классификация чувствительных и двигательных окончаний по строению, функции, локализации.

2. Нейро-эпителиальные и нейро-железистые окончания: локализация, строение и функции свободных и чашевидных (несвободных) окончаний в эпителиях. Секреторные нейро-железистые эпилеммальные и гиполеммальные контакты.

3. Инкапсулированные нервные окончания в соединительной ткани: локализация, строение и функции осязательных телец Мейснера, телец Фатер-Пачинни, генитальных телец Догеля, телец Руффини, колб Крауз (тельца Гольджи-Маццони для педфака).

4. Нервные окончания нейро-мышечных и нейро-сухожильных веретён: локализация, строение, функции.

5. Нейро-мышечное соединение в поперечнополосатой и гладкой мышечных тканях: локализация, строение, функция. Ультрамикроскопическое строение синаптического контакта, механизм передачи нервного импульса.

6. Патоморфологические изменения нервных окончаний.

 

7. Межнейрональные синапсы: определение, общая характеристика и классификация.

8. Строение синапса: строение пре- и постсинаптической части, характеристика синаптических пузырьков. Нейромедиаторы: классификация, локализация, функции.

9. Механизм синаптической передачи.

10. Синаптогенез и пластичность.

11. Структурные основы обучаемости и памяти.

12. Патоморфологические изменения межнейрональных синапсов, компенсаторные и репаративные процессы.

13. Механизмы реорганизации межнейронных синапсов, варианты образования ассиметричных синапсов при ишемии и в постишемическом периоде.

 

Ш. Учебно-материальное обеспечение

1. Литература

а) обязательная:

1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.

2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МИА, 2006. - 376 с.

 

б) дополнительная:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2004. - 448 с.

2. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.- (Учебное пособие).

3. Патология [Текст]: руководство / ред.: М. А. Пальцев, В. С. Пауков, Э. Г. Улумбеков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002.- 960 с.

4. Программированные контроли по цитологии и общему курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов с соавт. - Томск: СГБМУ, 2012.- 100 с.

5. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. В. Логвинов, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2000.- 130 с.

 

2.Материальное обеспечение:

а)наглядные пособия:

Таблицы: «Развитие тканевых элементов нервной системы» №175, «Строение нервных волокон» №181, «Схема ультрамикроскопического строения миелинового и безмиелинового волокон» №182, «Поперечный разрез нерва» №183, «Классификация синапсов» №184, «Моторная бляшка» №186, «Нервные окончания. Эффекторы» №187, «Ультрамикроскопическое строение и классификация синапсов» №190, «Нейроглия и нервные окончания» №192, «Изменения после перерезки нервного волокна» №193.

Рисунки (образцы): «Миелиновые нервные волокна. Окраска осмиевой кислотой», «Безмиелиновые нервные волокна. Окраска гематоксилином и эозином», «Повреждение нервного волокна. Импрегнация АgNO, «Поперечный разрез нерва. Окраска осмиевой кислотой», «Нервные окончания», «Изменения синаптоархитектоники при ишемических состояниях ткани мозга (схема)», «Схема строения нервно-мышечного веретена», «Различные варианты образования ассиметричных синапсов (схема)», «Схема стадий дегенерации нервного волокна периферического отрезка седалищного нерва (по О.В.Александровской)», «Изменения после перерезки нервного волокна», ««Внутриствольная неврома».

Микрофотографии:«Дегенерирующий нерв в продольном разрезе. Окраска гематоксилином и эозином», «Повреждение нервного волокна. Импрегнация».

Электронограммы:«Деструктивные изменения синапсов после асфиксии мозга. Кора большого мозга, слой I», «Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна. Окраска оксидом осмия», «Безмиелиновые нервные волокна кабельного типа», «Простой перфорированный аксо-шипиковый синапс из коры больших полушарий. Пластичность синапсов. Период реорганизации после ишемии».

б) микроскопы «Юннат», «БИОЛАМ»;

в) компьютер.

IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.