Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. Школа количественного подхода к управлению





Учебные вопросы:

1. НТР и ее влияние на развитие менеджмента: Развитие приклад­ной математики и нового направления «методы исследования операций», ко­личественное обоснование решения, экономико-математический ме­тод. Метод линейного программирования (планирования) (Л.В. Канторович). Кибернетика, работыН. Винера, А. И. Берга, А. Н. Колмо­горова, В. М. Глушкова.Дальнейшее развитие количественных методов через систем­ный подход. Общая теория систем Люд­вига фон Берталанфи.

2. Основатели школы и основные идеи и концепции: Л. В. Канторович, В. В. Новожилов, Р. Аккоф, Р. Льюс, Л. Берталанфи, С. Бир, П.К. Анохин, Л. Клейн

3. Новые направления развития менеджмента: исследование операций, операционный менеджмент; управленческие информационные системы, теория массового обслуживания, теория систем, ситуационный подход, концепция управления знаниями.

Системный анализ и построение математической модели целевого управления

 

Темы докладов:

1. Операционный менеджмент

2. Теория систем

Литература:

а) Основная:

1. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2003, С.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Всеобщая история менеджмента- М.: Изд. Елима, 2006, С.583-605;



 

б) Дополнительная:

1. Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент. Учебник. - СПб.: «Книжный дом», 2006. – 480 с.

2. Менеджмент (учебно-методическое пособие) / Соломин В.П., Громова Л.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 458 с.

 

Тема 8. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР

Учебные вопросы:

1. Дореволюционный период:Становление и развитие российской государственности, формы государственного устройства, русский город, общинность и соборность, ценностные ориентации, особенности русского купечества и предпринимательства, реформы;

2. Постреволюционный период: тектология А.Богданова; «индустриальная утопия»О.Ерманского; концепция НОТ А.Журавского; культура труда и управления А. Гастева; конструктивизм Н.Витке; методология Ф.Дунаевского; практика внедрения: сравнение систем.

3. Становление и развитие советской системы управления: административно-командная система; реформы А.Н. Косыгина и управленческая мысль послевоенного периода; управление в 70-80-е годы; кризис управления в ССР



Профессионализация менеджмента в России

Темы докладов:

1. Идеи и разработки Харьковской школы управления и психотехники

2. ЦИТ и его роль в развитии и становлении менеджмента в России

Литература:

а) Основная:

1. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2003, С. 266-346;

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Всеобщая история менеджмента- М.: Изд. Елима, 2006, С. 418-569;

 

б) Дополнительная:

1. Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент. Учебник. - СПб.: «Книжный дом», 2006. – 480 с.

2. Менеджмент (учебно-методическое пособие) / Соломин В.П., Громова Л.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 458 с.

 

Тема 9. Современный международный менеджмент

Учебные вопросы:

1. Современный идеал научности и менеджмент. Критика классической парадигмы.

2. Системный подход в современном менеджменте: теория общих систем, концепция управленияпо целям, модель «Маккинси 7С»

3. Ситуационный подход: концепция стратегическогоуправления, стратегия функционирования, стратегия развития.

4. Системно-органическая альтернатива: механические и органические системы. Т. Берне, Г.М. Сталкер; общая теория систем в приложении к менеджменту. Ф.Е. Каст, Дж.Е. Розенцвейг; концепция формальной организации. П.М. Блау, У.Р. Скотт; пять основных частей организации. Г. Минцберг

5. Плюрализм организационных моделей: организационный выбор: продукт versus функция.А. Уолкер, Дж. Лорш; структура, цели и эффективность. А. Этциони; определение роли власти в принятии решений. А- Пфеффер



6. Работа с неопределенностью: организации в действии. Дж. Д. Томпсон; модель информационных процессов. Дж. Гэлбрейт

7. Особенности и тенденции развития современного менеджмента.

Литература:

а) Основная:

1. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2003, С.501-516;

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Всеобщая история менеджмента- М.: Изд. Елима, 2006, С. 601-605, 616-672;

 

б) Дополнительная:

1. Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент. Учебник. - СПб.: «Книжный дом», 2006. – 480 с.

2. Менеджмент (учебно-методическое пособие) / Соломин В.П., Громова Л.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 458 с.

 

Тема 10. Круглый стол: Менеджмент на переломе XX–XXI веков

Темы для дискуссии:

Новые законы менеджмента

Национальные культуры менеджмента: современные концепции управления

Базовые концепции современного российского менеджмента

Особенности российской модели менеджмента

Модели новой российской системы управления

Методы менеджмента в современной хозяйственной практике: специальные виды менеджмента

Глоссарий

Управление. Школы управления. Подходы к управлению. Традиционное управление. Государственно-общинное управление. Коммерческая стандартизация. «Правило десяти». «Естественная гарантия в экономике». Социальная гармония. Человеческий фактор. Специализация. Технические стандарты. Размещение предприятий. Организация труда. Фабричная система. Механизация труда. Американская система производства. Систематический менеджмент. Школа Вартона. Принципы менеджмента. Научный менеджмент. «Здравый смысл» в управлении. Административное управление. «Скалярная цепь» в управлении. Корпоративный дух. План управленческих действий. Принцип общей цели. Промышленная психология. Общность интересов. «Закон ситуаций». Психологическая модель организации. Схема лидерства. Социальное поведение. Хоторнские эксперименты. Физические потребности. Социальные потребности. Социальный характер труда. Формальная организация. Неформальная организация. Кооперативные идеи. Одномерный подход к исследованию управления. Синтетический подход к анализу управления. Синергетический эффект. Комплексное решение. Общественная ответственность корпорации. Управление по целям. Самоуправляющийся коллектив. Концепция «7С». Стратегия. Штат. Совместные ценности. Система целей. Приоритеты. Концентрированная стратегия. Диверсифицированная стратегия. Стратегия лидерства в снижении издержек. Стратегия диверсификации. Стратегия фокусирования. Стратегия развития. Стратегия умеренного роста. Стратегический план. Стратегический хозяйственный центр. Интернационализация менеджмента. Теория «Z». Японская система менеджмента. Моноцентрическая система хозяйствования.

 

Темы курсовых работ

1. История зарождения профессионального менеджмента.

2. Особенности менеджмента в цивилизациях Востока.

3. Организация управления в Древней Месопотамии (Египте, Китае, Индии, Греции, Риме и др. странах).

4. «Артхашастра» - первый учебник науки управления.

5. Ситуационный подход в исламской теории и практике.

6. Влияние культурной среды на развитие теории и практики менеджмента.

7. Решение управленческих проблем католической церковью.

8. Управленческие идеи в трудах Н.Макиавелли.

9. Промышленная революция и ее воздействие на практику управления.

10. Менеджмент как фактор производства.

11. Промышленная революция и проблема подготовки персонала.

12. Пионеры менеджмента в индустриальную эпоху.

13. Генезис системы профессионального образования.

14. Развитие профессионального образования в отдельных странах (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Китай, Россия и др.)

15. Ф.Тэйлор и становление научного менеджмента.

16. Ф.Тэйлор и организованный труд.

17. Г.Эммерсон и повышение производительности труда.

18. Вклад Ч.Бэббиджа в развитие теории и практики управления и управленческого труда.

19. А.Файоль и его роль в создании теории современного менеджмента.

20. Влияние А.Файоля на развитие системы подготовки менеджеров.

21. Проблема взаимоотношений предпринимателей и профсоюзов в трудах классиков менеджмента.

22. Развитие принципов менеджмента теоретиками и практиками управления.

23. Управленческие идеи в трудах М.Вебера.

24. Исследование структуры организаций в рамках системного подхода.

25. Развитие математики и школа количественных исследований.

26. Хоторнские исследования и становление школы человеческих отношений.

27. Философия управления в работах М.П.Фоллет.

28. Развитие теории менеджмента в работах В.Врума, (П.Лоренца, О.Уильямсона, Р.Кантора П. Дракера, Д.МакГрегора, Р.Лайкерта, А.Маслоу, Г.Минцберга, Г.Саймона, Г.Форда, А.Чандлера, Э.Шейна, У.Оучи и др.).

29. Исследования Г.Хофстеда и проблема межкультурного взаимодействия в менеджменте.

30. Развитие теории управления советскими и российскими учеными и практиками.

 

Контрольные вопросы по курсу

1. Эволюция управленческой мысли и практики управления как предмет истории менеджмента.

2. Историческое значение термина «менеджер» и его эволюция

3. Организация управления в Древней Месопотамии

4. Организация управления в Древнем Египте

5. Организация управления в древней Индии

6. Организация управления в древней Греции

7. Организация управления в древнем Риме

8. Особенности менеджмента в цивилизациях Востока.

9. Артхашастра - первый учебник науки управления.

10. Школы управления и основные подходы к изучению менеджмента

11. Идеалы научности и методологические основания различных школ менеджмента.

12. Управленческие идеи в трудах Н.Макиавелли.

13. Общая характеристика античного управления.

14. Управленческая мысль эпохи феодализма и Возрождения.

15. Ранние учения менеджмента.

16. Вклад Р. Оуэна в развитие менеджмента

17. Менеджмент периода промышленной революции в Англии

18. Особенности социально-экономической ситуации в Америке и предпосылки зарождения менеджмента.

19. Ф. Тейлор и зарождение школы научного управления.

20. Г. Гантт и его идея плановых графиков

21. Вклад Ч.Бэббиджа в развитие теории и практики управления и управленческого труда.

22. Философия управления Г.Эмерсона, принципы производительности

23. Административная школа менеджмента.

24. Особенности «файолизма» как управленческой теории.

25. Социология бюрократии М. Вебера.

26. Управленческие идеи в трудах М.Вебера.

27. Причины появления «школы человеческих отношений».

28. Школа человеческих отношений и организационный гуманизм.

29. «Хотторнские эксперименты» Э. Мейо и их уроки.

30. Теория мотивации А. Маслоу.

31. Теории управления Ф. Херцберга

32. Теории «X» и «Y» Д. Макгрегора.

33. Бихевиористская школа научного управлеия и вклад в ее становление Э. Мэйо и Ф. Ретлисбергера

34. Мотивация достижения Д. Макклелланда.

35. Развитие математики и школа количественных исследований.

36. Философия управления в работах М.П.Фоллет.

37. Исследования Г.Хофстеда и проблема межкультурного взаимодействия в менеджменте.

38. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР. Конференции НОТ

39. Развитие менеджмента в постреволюционной России школы, концепции, подходы.

40. А.П. Гастев и его вклад в развитие теории менеджмента, исследования ЦИТа

41. Концепция всеобщей организации труда А.А. Богданова

42. «Второе» рождение менеджмента в России.

43. Системный и ситуационный подходы в современном менеджменте.

44. Европейская модель менеджмента, основные черты

45. Американская модель менеджмента

46. Особенности японского менеджмента Э. Шибузава и Д.Оучи

47. П. Друкер о задачах менеджмента в XXI веке.

Список рекомендуемой литературы.

1) основная литература:

а) обязательная:

1. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2003 – 352 с.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Всеобщая история менеджмента- М.: Изд. Елима, 2006, 888 с.

 

б) базовая:

3. Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент. Учебник. - СПб.: «Книжный дом», 2006. – 480 с.

4. Валовой Д.В. История менеджмента: Учебное пособие. - М: Инфра - М., 1997

5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ООО «Элит-2000», 2002.

6. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Изд. дом «Вильямс», 2000 – 272с.

7. Классики менеджмента: энциклопедия / под ред. М. Уорена; /пер. с англ. В. Кузин. СПб.: Питер, 2001. 1160 с.

8. Кредисов А.И. История учений менеджмента. – Киев: ВИРА-Р, 2000.- 336 с.

9. Кротова Н. В., Клеппер Е. В. История мирового менеджмента-М.: Изд. МГУКИ, 2002

10. Менеджмент (учебно-методическое пособие) / Соломин В.П., Громова Л.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 458 с.

11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Дело, 1992.- 702 с.

12. Научный менеджмент: российская история: Учебное пособие для вузов/ Э.Б. Корицкий, Г.В. Нинциева, В.Х. Шетов; -СПб.: Питер, 1999, 384 с.
Уткин Э.А. История менеджмента. М.,1997

13. Чудновская С.Н. История менеджмента: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061100 "Менеджмент организации"- М. и др.: Питер, 2004. - 239 с.

14. Шелдрек Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации/ пер. с англ. под. ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2001.


2) дополнительная литература:

15. Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. Краткий исторический очерк. М., 1973.

16. Блонский П. Азбука труда (Введение в трудоведение). М.—Пг.,1923.

17. Богачек И.А. Новые законы менеджмента. Учебное пособие.- СПб.: АНО ОЦ «Гелиос», 2007. – 216 с.

18. Богачек И.А. Философия управления. СПб.: Наука, 1999 –232 с.

19. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (Тектология). Л.; М., 1925.

20. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. – СП б.: Питер, 2001.

21. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.-М.: Прогресс, 1990.-808 с.

22. Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие (Очерки по социологии научной организации труда и управления). М., 1924.

23. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. М., 1987-1997

24. Гантт Г. Организация труда. М., 1923.

25. Гастев А.К. Как надо работать. М„ 1972.

26. Гастев А.К. Профессиональные союзы и организация труда. Л.,1924.

27. Гастев А.К. Трудовые установки. М., 1973.

28. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972.

29. Гилберт Ф. Изучение усталости М., 1927.

30. Древнекитайская философия. Сост. Ян Хин-Шун. Т.1. М.: Принт., 1994.-363 с.

31. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики -М., 1996.

32. Ерманский О.А. Задачи научной организации труда и ее положе­ние // Вести, социалист, академии. 1923. N 3.

33. Ерманский ОА. Научная организация труда и производства и система Тейлора. -М., 1922.

34. Жеманов О.Н. Буржуазная индустриальная социология (Крити­ческий анализ). М., 1974.

35. Журавский А.ф. Научная организация труда. М.- Л., 1926.

36. История советской психологии труда. Тексты (20—30-е годы XX века). М.. 1983.

37. Керженцев П.М. НОТ. Научная организация труда и задачи партии. М.-Пг., 1923.

38. Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.

39. Коне Тоехиро. Стратегия и структура японских предприятий. М.,1987.

40. Корицкий 3.Р., Лавриков Ю.А., Омаров A.M. Советская управленческая мысль 20-х годов. М., 1990.

41. Кравченко А.И. Социология труда вXX веке. Историко-критический очерк. М., 987.

42. Лаироп Н.С. Основы научной организации труда и производства. Л.. 1926.

43. Макиавелли Никколо. Избранные сочинения: Пер. с ит.- М.:Худож. лит.,1982.- 503 с.

44. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой техники. - СПб.: Изд. «Евразия», 1997.

45. Миллер, Н. В. История менеджмента: Учеб. пособие / Н. В. Миллер, Т. Н. Богославец. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. - 88 с.

46. Научная организация труда двадцатых годов: Сб. документов. Казань, 1964.

47. О предпосылках рациональной организации // Труды Всеукраинского ин-та труда. Вып. 2. Харьков, 1928.

48. Омароп А., Корицкий Э. Экономические воззрения О.А. Ерманского и его роль в развитии научной организации труда //Социалистический труд.1987, N8.

49. Пашкевич О.Н. Социально-экономические концепции американ­ского менеджмента: Критический анализ. М., 1979.

50. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.,1986.

51. Платон. Государство // Собр. соч. в 4 т. Т. 3. М., 1993.

52. Поляков Р. Настоящее положение вопроса о применении системы Тейлора // Бюллетень политического общества. 1914. N6.

53. Попов Г.Х. Теория и организация американского менеджмента. М.,1991.

54. Прохоров А. П. Русская модель управления: монография/ А. П.Прохоров. -М.: Журн. Эксперт; Пермь: Урал-Пресс, 2003.-383 c.

55. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000, 222 с.

56. Тейлор Ф.У. Научная организация труда. М., 1925.

57. Тейлор Ф.У. Тейлор о тейлоризме. М.—Л., 1931.

58. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: «Лань», 1997 – 464 с.

59. Файоль А. Общее и промышленное управление, Л.—М., 1924.

60. ФалмерР.М. Энциклопедия современного управления: в 5-ти т. М., 1992

61. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1992.

62. ЦИТ и его методы НОТ. М., 1970.

63. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.—Л., 1931.

64. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

65. Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ./ Л.Якокка. -Минск: Попурри, 2001.-415 c.

3) интернет ресурсы:

1. http://humanities.edu.ru/db/msg/2429

2. www.manag.herzen.spb.ru

3. www.e-xecutive.ru

4. http://umoman.ru/index.php?topic=index

Итоговая аттестация по дисциплине

Прохождение курса завершается написанием теста и устным экзаменом. На экзамене проверяется и оценивается усвоение основных понятий курса. К экзамену допускаются студенты, которые набрали необходимый минимум (75 баллов) при написании теста и выполнившие курсовую работу.

Для бакалавров для допуска к экзамену необходимо пройти промежуточную аттестации, получив не менее 60 баллов (см. табл.1).

Таблица 1

Наименование дисциплины Статус дисциплины в рабочем учебном плане Количество зачетных единиц/кредитов
История менеджмента А
Виды текущей аттестации аудиторной и внеаудиторной работы Количество аттестационных мероприятий Максимальное число баллов
Посещение лекций 1 х 18 = 18
Участие в работе семинарских занятий 1 х 9 = 9
Контрольные работы 2 х 9 = 18
Доклад по теме, согласованной с преподавателем
Тест 20(мах) 50% -65% – 5 66% -75% –10 76% -85% –15 86% и более–20
Участие в работе СНО, написание работы по теме, согласованной с преподавателем
Экзамен 20(мах) «2»– 0 «3»–10 «4»–15 «5»–20
  ИТОГО:
Студент может увеличить свой рейтинг за счет выполнения следующих видов работ:
Составление списка библиографии (не менее 25 источников) по теме, согласованной с преподавателем (по изданиям за последние 5 лет)
Работа с первоисточниками классиков менеджмента по темам, согласованным с преподавателем
Обзор интернет-сайтов по теме, согласованной с преподавателем (адрес, название, владелец, основные разделы с кратким описанием содержания, основные сервисы) 3 балла за 1 сайт
           

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.