Тема 6. Школа «человеческих отношений» и «организационный гуманизм»
Тема 1. Основные тенденции и практика развития управленческих идей в ранних цивилизациях
Учебные вопросы:
1. Зарождение управления в первобытном обществе: возникновение человеческого общества, социально-экономическое развитие первобытно-общинного строя, возникновение и развитие управленческих функций.
2. Становление и развитие управления в древних цивилизациях:
А) Управление в Древней Месопотамии;
Б) Развитие управления и проектного менеджмента в Древнем Египте;
В) Развитие управленческих идей в Древней Индии;
Г) Особенности становления и развития управление в Древнем Китае.
Темы докладов:
1. Периодизация в истории менеджмента
2. Возникновение и развитие управленческих функций в первобытно-общинном обществе
3. Особенности и отличия развития управленческих идей в ранних цивилизациях
4. Развитие проектного управления в Древнем Египте
Литература:
а) Основная:
1. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2003, С. 9-15; 17-20; 33-37; 204-207.
2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Всеобщая история менеджмента- М.: Изд. Елима, 2006, С. 16-42; 48-67; 70-89; 102-111;
б) Дополнительная:
1. Архашастра, или Наука политики. Репринт издания 1595 г.- М.: Наука, 1993.
2. Богачек И.А. Новые законы менеджмента.- СПб., Книжный дом, 2005, С. 7-111.
3. История философии: Учебное пособие для вузов /под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова.- М.: «Издательство ПРИОР», 1997, Глава 1,2,3.
4. Уткин Э.А. История менеджмента -М.,1997, С.
5. Управление в древних цивилизациях /Макашов И.Н., Овчинникова Н.В.- М., 2004.
6. Чудновская С.Н. История менеджмента: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061100 "Менеджмент организации- М. и др.: Питер, 2004, С.
Тема 2. Развитие управленческих идей в Европе (доиндустриальный период)
1. Зарождение цивилизованного менеджмента:Греция и Рим: кибернетика - искусство управления; ойкономия - управление хозяйством; партисипативный менеджмент древних греков, вклад в управление этих цивилизайий.
2. Управленческая мысль эпохи феодализма: особенности экономического развития западной цивилизации, развитие государственного управления, великие географические открытия, управленческие идеи Средневековья: Н. Макиавелли, Мартин Лютер, Томас Мор, Л. Пачиолли, бр. Соранцо.
Темы докладов:
1. Сравнение путей развития западноевропейской и восточной цивилизаций в Средние века и их влияние на становление, и развитие управленческой мысли.
2. Особенности управленческих идей Древнего Рима
3. Полис как основа государственности Древней Греции
4. Особенности развития науки управления в трудах Макиавелли
Литература:
а) Основная:
1. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2003, С. 38-46; 48-62.
2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Всеобщая история менеджмента- М.: Изд. Елима, 2006, С. 184-207; 218-243; 252-292.
б) Дополнительная:
1. Богачек И.А. Новые законы менеджмента.- СПб., Книжный дом, 2005, С. 7-111.
2. История философии: Учебное пособие для вузов /под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова.- М.: «Издательство ПРИОР», 1997, Глава 1,2,3.
3. Уткин Э.А. История менеджмента -М.,1997, С.
4. Чудновская С.Н. История менеджмента: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061100 "Менеджмент организации- М. и др.: Питер, 2004, С.
Тема 3. Особенности развития американских подходов к управлению
Учебные вопросы:
1. Индустриализация в Америке: американская система производства, железные дороги и управленческая мысль в Америке, Общество инженеров-механиков; распространение знаний об управлении, возникновение образования для менеджеров
2. Управление в период надвигающейся индустриализации: меркантилизм; физиократия.
3. Ранние учения менеджмента: развитие теоретических воззрений; социально-экономические предпосылки; Д. Стюарт, А. Смит, Д. Риккардо,
4. Роберт Оуэн – предшественник современного менеджмента: эксперимент в Нью-Ленарке; крах Оуэна-социалиста; причины взлета и падения; значение идей Р.Оуэна
5. Менеджмент периода промышленной революции в Англии: Р. Аркрайт, Д. Уатт, М. Болтон, Ч. Беббедж, У. Джевонс,
Темы докладов:
1. Предпосылки формирования американской модели менеджмента
Литература:
а) Основная:
1. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2003, С. 64-75, 76-133;
2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Всеобщая история менеджмента- М.: Изд. Елима, 2006, С. 252-292,340-363;
б) Дополнительная:
1. Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент. Учебник. - СПб.: «Книжный дом», 2006. – 480 с.
2. Менеджмент (учебно-методическое пособие) / Соломин В.П., Громова Л.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 458 с.
Тема 4. Классический менеджмент: школа научного управления
Учебные вопросы:
1. Методологические основы классического менеджмента.
2. Ф. Тейлор — создатель научного менеджмента: биография; законы и принципы научной организации труда; программа «достигающего рабочего»; программа «достигающего руководителя»; функциональное администрирование; социальный мониторинг
3. Развитие теории и практики школы научного менеджмента и его последователи: Генри Лоуренс Гантт, Фрэнк и Лилиан Гилбреты;
4. Г. Эмерсон: достижение эффективности через организацию: биография Г.Эмерсона; система Тейлора и Эмерсона; всемирная история спозиций менеджмента; уроки военного предпринимательства; уроки японского бизнеса; два типа организации; «пирамида беспорядка»;работа производительная и напряженная; вид на управленческую пирамиду снизу; управление от достигнутого; значение Г.Эмерсона
5. Основные идеи и концепции школы
Темы докладов:
1. Фрэнк и Лилиан Джилбертт и их классификация элементов работы
2. Философия управления Г. Эмерсона - принципы производительности
Литература:
а) Основная:
1. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2003, С.216-265;
2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Всеобщая история менеджмента- М.: Изд. Елима, 2006, С. 570-578;
б) Дополнительная:
1. Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент. Учебник. - СПб.: «Книжный дом», 2006. – 480 с.
2. Менеджмент (учебно-методическое пособие) / Соломин В.П., Громова Л.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 458 с.
Тема 5. Административная школа менеджмента
Учебные вопросы:
1. Основные идеи и концепции школы
2. «Файолизм» или общая теория менеджмента. Анри Файоль: личность и карьера; Тейлор и Файоль; необходимость теории менеджментаи сущностьадминистративной школы;принципы менеджмента;элементы менеджмент; унификация задач менеджмента; цели организации и координация действий.
3. Учение Макса Вебера о бюрократии: социология бюрократии; проблема национального своеобразия; историческая миссия рационализации; отчуждение и участие в управлении; типы социального действия и власти; сущность бюрократии; исторические типы бюрократии; достижение объективности через формализацию; бюрократия как идеальный тип; бюрократия и социализм; административная теория
Развитие теории и практики административной школы управления. Достижения и значение «классиков»
Темы докладов:
1. Формальная логика Джеймса Муни и Алена Рейли
2. Л.Ф. Урвик и его элементы администрации
Литература:
а) Основная:
1. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2003, С.193-204, 208-215;
2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Всеобщая история менеджмента- М.: Изд. Елима, 2006, С. 576-578;
б) Дополнительная:
1. Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент. Учебник. - СПб.: «Книжный дом», 2006. – 480 с.
2. Менеджмент (учебно-методическое пособие) / Соломин В.П., Громова Л.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 458 с.
Тема 6. Школа «человеческих отношений» и «организационный гуманизм»
Учебные вопросы:
1. Гуманитарный идеал научности в менеджменте.
2. Рождение промышленной психологии. Философ бизнеса М. Фоллет. Вступление в эпоху школы человеческих отношений
3. Хоторнские эксперименты и Джордж Элтон Мэйо: хоторнские эксперименты,организация как социальная система человеческие отношения, лидерство и мотивация; «хоторнский эффект»; пересмотр хоторнского открытия.
4. Организационная интеграция Честера Бернарда: сущность организации, организации формальные и неформальные, теория власти, функции руководителя
5. Теория иерархии потребностей по А. Маслоу: динамика потребностей; потребности на рабочем месте; мотивация для самореализации.
6. Теории управления Ф. Херцберга и Д. Макгрегора: двухфактурная теория Ф.Херцберга; применение теории Херцберга; теория стилей руководства"X" и "У" Д.Макгрегора; диагностика и внедрение; взаимосвязь теорий
7. Современный бихевиоризм: теория «поведения человека» К. Арджириса, теория"Z", или японская модель менеджмента
8. Мотивация менеджеров и предпринимателей: инстинктивная теория мотивацииУ.Джемса; теория ожиданий и ценностей;
9. Мотивация достижения Д. Макклелланда: мотивация и вероятность успеха; аттрибутивная теория мотивации; шкала «иитернальности - экстернальности»; власть и лидерство; склонность к риску; когнитивная теория и эвристикамышления; социальный контекст предпринимательства.
Темы докладов:
1. Самоактуализация А. Маслоу
Литература:
а) Основная:
1. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2003, С. 347-362, 363-369, 383-416;
2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Всеобщая история менеджмента- М.: Изд. Елима, 2006, С. 579-583;
б) Дополнительная:
1. Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент. Учебник. - СПб.: «Книжный дом», 2006. – 480 с.
2. Менеджмент (учебно-методическое пособие) / Соломин В.П., Громова Л.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 458 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|