Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и категориальный аппарат философии.





Понятие «мировоззрение», его структура и исторические типы.

Мировоззрение– система взглядов на мир и свое место в нем, формируется на уровне отдельного человека и целой эпохи.

Типы мировоззрения:

Мифология

Философия

Религия

Наука

Структурные элементы философии:

1)Знания - совокупность сведений об окружающем мире.

2)Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.

3)Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

4)Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.

5)Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная сила.

6)Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.

7)Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.



Исторические типы мировоззрения:

- мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

- религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание ‑ источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

- философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

 

Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:



1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, о космосе. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей.

Познавательную сторону мировоззрения составляют не только взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.

2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Ценность - это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем.

Оценка есть способ определения ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.



Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Убеждение - это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность.

4. Практический компонент. Мировоззрение - это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

 

* Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию.

 

Специфика философского знания, его структура и функции.

 

Специфика философского знания:

1. Философское знание является системно-рациональным. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

2. Философское знание является целостным выражением мира, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

 

В рамках философского знания уже на ранних этапах становления происходит его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

- онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования; (Что есть мир?)

- гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания; (Как познается мир?)

- аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой; (Что такое хорошо и что такое плохо?)

- праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека; (Как с этим миром взаимодействовать?)

- антропология – философское учение о человеке;

- социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

 

Функции философского знания:

Мировоззренческая, гносеологическая (познавательная), методологическая (о методах познания), гуманистическая (определение места человека в мире, смысл его жизни).

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

 

Предмет и категориальный аппарат философии.

В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете.

Тем не менее, нужен диалог взглядов, ведь все они по-своему верны и якобы все как один идут от человека к миру, а не наоборот, как в науке. Значит, можно определить предмет философии так ‑ «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

Предметом так же являются отношения: Мир-Человек, Человек-Мир.

Все, что человек знает об окружающем его мире, он знает в форме понятий, категорий. Категории - наиболее общие, фундаментальный понятия той или иной науки; это связь предметов, форма мысли. При помощи категорий мы структурируем хаос внешних впечатлений (Аристотель). Каждая область знания имеет свои особые категории. Категории - формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Основные категории: материя, движение, пространство, время, конечное, бесконечное и др. Категориальная структура мышления очень устойчива, но вместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным оказывается содержание к. К. становятся средством познания действительности с целью более широкого и глубокого преобразования. Исходная к. ф. - к. бытия. Движение - способ существования сущего, пространство и время - формы его существования. К. взаимосвязаны и в опр. случаях переходят др. в др.

Связь - зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Формы связи: пространственные, временные, генетические, существенные и др. Связи живой природы сложнее, чем неорганической, а общественные связи еще сложнее. Для реализации связи необходимы условия. Одна из сторон взаимодействия м.б. ведущей, а другая - производной, определяемой.

Развитие. Определенный тип связей и взаимодействия образует направление, тенденцию - откуда и куда. Нет ничего окончательно завершенного. Р. - это определенно направленное, необратимое изменение объекта; и кач., и кол-ое, это изменение сущности, появление принципиально новых качеств. Р. необратимо. Уничтожается старое и появляется новое. Деградация - переход от высшего к низшему, понижение уровня организации системы. Регресс - целое разлагается, но отд. элементы м. прогрессировать.

Закон всегда выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов. Закон - это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей, указывающие на опр. порядок, тенденцию развития явлений. Он универсален - действует везде.

Единичное - объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех др. объектов и составляющих его индивид., качеств. и количеств. определенность.

Общее - единое во многом.

Особенное - единство общего и единичного.

Сущность - главное, скрытое от внешнего взора, идея внутреннего. Носит умозрительный характер, мы не м. потенциально ее воспринять органами чувств. Сущность - то, что делает предмет самим собой.

Внешнее - как предмет взаимодействует с др. предметами. Внутренне - предмет, взятый вне отношения к другим.

Целесообразность - движение изменений, направленное на опр. результат, это направленное движение.

Качество - выражает относит. устойчивость предметов и явлений. Это такая внутр. определенность, благодаря которой она является именно данным предметом. Качество обнаруживается через свойство. Свойство - сторона предмета, проявляющаяся в его способности определенным образом взаимодействовать с др. предметами.

Мера - выражает целостное единство кач. и кол. определенностей предмета. Интервал, внутри которого колич. изм. не вызовут кач-х.

Смысл слова «категория» в философии – это философские предельно широкие понятия, отражающие существенное и типичное содержание явлений действительности и господствующих в ней отношений.

Понятие Категория Было введено Аристотелем. Аристотель разумеет под категориями наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: «сущность» (или «субстанция»), «количество», «качество», «отношение», «пространство», «время», «состояние», «действие», «обладание» и «претерпевание».

Именно в категориях-понятиях раскрывается предмет философии.

Философские категории представляют собой интерпретации действительности, т. е. фактически существующего. В ходе историко-философского исследования предмет философии не просто констатируется, а выявляется. С точки зрения познания эмпирические данные и абстрактные объекты философского познания взаимосвязаны. Так, для осмысления и обобщения знаний о природе философия разрабатывает системы категорий: субстанция, материя, движение, пространство, время, сущность, явление, необходимость, закон и т. д. Соответственно, существует система категорий для описания философских проблем человека и общества.

Существует система категорий для описания философских проблем человека и общества. Анализ категориального аппарата философии позволяет установить её проблематику (и предмет). Вследствие этого можно утверждать, что предмет философского исследования выступает как система категорий.

 

6. Корреляции (взаимосвязь) философского знания с другими видами человеческого знания.

Философия - наука

 

Итак, в двух моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием.

 

Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе;

 

Философия - идеология

 

Когда мы имеем дело с обществоведческой стороной философии, то уже здесь неизбежно касаемся вопроса о ее вненаучном характере - ее связи с идеологией. Все общественные науки идеологичны, хотя и в разной степени, философия не исключение. И абсолютизация такого аспекта философии, попытки свести к нему другие стороны философии выдает желание тех, кто это делает, подменить философию идеологией.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.