Сделай Сам Свою Работу на 5

Религиозное освоение мира. Религиозные концепции мира в философии.





Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и включает в себя определенные нормы поведения и действия, которые основываются на вере в существование такого начала, которое является "священным", сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом [4, 44]. Термин "религия" чаще всего производят от латинского religio благочестие, набожность, страх Божий, предмет почитания, святость. Исследователи насчитывают у народов мира тысячи разнообразных религий. Каждая из них по-своему неповторима. Но все это многообразие религий объединяет то, что все они автономны к реалиям земного бытия. Главный отличительный признак каждой из религий - вера в сверхъестественные силы и существа и полонение им.
Проблемы возникновения религии и ее развития всегда интересовали ученых. А поскольку она как особое мировоззрение оказывает влияние на духовную и другие сферы жизни общества, то вопросам религии уделяют внимание широкие слои любого общества. О сущности религии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений. Например, психолог-религиовед конца XIX - начала XX вв.У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Л. Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия; он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении и по своему образу и подобию З. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как "коллективный невроз навязчивости, массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворенное вытеснение бессознательных влечений" [3, 494]. Марксистская философия считает, что религия есть "фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражение, в котором земные силы принимают форму неземных" [3, 494].
Религия выполняла и продолжает выполнять ряд функций. Религия служит иллюзорным компенсатором. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает разрешить в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений. Важное значение имеет мировоззренческая функция религии, которая отражая действительность, создает свою картину мироустройства и соответствующе мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией. Важная функция религии заключается в канонизировании ценностей культуры, придании им статуса святынь, их сбережении и пропаганде.
Религиозное освоение мира основано на вере человека «в мир идеальных ценностей (без которых просто неясно зачем жить)» (Н.А. Бердяев). Религия, как и философия, избрала своим предметом человека и его судьбу. Вопросы «что есть человек?», «каково его место в мире?» и в философии, и в религии совпадают, но ответ на них дается поразному. Философия обращается к разуму – она рационалистична, религия же – к чувствам, вере, она оперирует мифами и символами, которые могут трактоваться неоднозначно, т.е. смысл их индивидуален для каждого человека. Религия основана на идеях греховности, покаяния и спасения человека. Религия имеет свое теоретическое обоснование в богословии. Философия включает в себя свое собственное обоснование в виде рефлексии – методологических проблем. Через веру человек приобщается к миру трансцендентного, высокого, идеального, абсолютного, к которому должен стремиться мир «дольний».





Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое продолжает каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. Такая картина мира не меняется веками и служит объяснением устройства мироздания для многих поколений. Она качественно иная и обращена к сложному взаимодействию мира людей и мира высших сил.



В переводе с латинского слово religio звучит как благочестие, святость. С точки

упиваются неземным блаженством, а другие – расплачиваются за свои грехи муками.
Отличаются в религиозных картинах мира и представления о времени. В христианстве мировое время выстроено линейно – начало, череда важных событий и конец. История следует в определенном направлении, определенном Богом. В отличие от христианства, в религии древних греков время циклично, а история не имеет направленности. Мир связан с космическими природными циклами, связанными с земледелием.
У буддистов тоже присутствуют периоды космического времени, каждый из которых длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего Вселенная сгорает вследствие накопленных грехов живых существ.
Религия — это важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Изучением религии занимаются:
— богословие (стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения);
— история (исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления);
— философия (анализирует сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества). Основной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие.
Термин «религия» определяют по-разному: одни производят его от лат. religare — связывать, а другие, например Цицерон, от relegere — собирать. Наиболее адекватным корнем является лат. religio — благочестие, святость.
Религия — это выражение признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.
В каждой религии можно найти две стороны:
— теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта;
— практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека. Религию нельзя считать выражением деятельности какой-либо одной стороны человеческой души.
В религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями.
В вопросе о происхождении религии много разнообразных мнений. Прежде всего нужно различать психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания.
Принципы, которые лежат в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы:
— супернатуралистические (говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник);
— рационалистические(предполагают сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии (евгемеризм), чисто прагматические стремления определенных лиц (Т. Гоббс, Г. Болин-брок) ради удержания власти, олицетворение известных сил природы (Эпикур, Д. Юм), объективирование известных душевных качеств (Л. Фейербах, Ж. Ренан), почитание предков (Г. Спенсер)).
Что касается проблемы отношения веры к знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме:
— сциентистски-позитивистский— объясняет религию как низший вид знания и сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение;
— исторический (эволюционный) — усматривает в религии развивающуюся форму знания, которое сохраняет всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого, уровня знания;
— абсолютный — рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как по сути, так и по значимости для человека и общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.