Сделай Сам Свою Работу на 5

Журналистика фольклора и музыкальная журналистика





Журналистика – это одна из форм выхода как музыкальной критики, так и музыкального просветительства, популяризации, пропаганды – разных видов ознакомления общества с музыкой. То есть музыкальная журналистика в своей деятельности обращена ко всем – к музыкантам и к немузыкантам. Ее основные функции – информировать и оценивать, а через них – просвещать.

Главный постулат журналистики – направленность на «сейчас». Ее внимание обращено на культурную ситуацию сегодняшнего дня. Предметом освещения, анализа, оценки могут являться только процессы культурной жизни, актуальные для данного времени. Оценка нового в искусстве и переоценка прошлого – объекты равного внимания критической мысли в журналистике, при условии, что это занимает умы современников. То есть главная задача журналистики – улавливать «умонастроения эпохи», «держать руку на пульсе» сегодняшнего дня.

Журналистика оперативна в своей деятельности. Она не предполагает неопределенное время, ее воздействие кратко. Чем быстрее реакция журналистики на происходящее, тем ценнее это для общества. Но осуществив свою прямую функцию, журналистика со временем перерождается в другое явление культуры – документ воззрений своего времени. И именно в таком значении она способна войти в историю культуры.



Письменная журналистика стала властителем умов задолго до появления устной (теле-радиожурналистики). И по сей день критическая деятельность осуществляется, в первую очередь, именно посредством периодической печати (на телевидении и радио информативная функция все-таки главенствует над аналитическо-оценочной).

В разные периоды истории музыкальной критики как самостоятельной сферы деятельности функцию музыкального критика осуществляли профессионалы в музыке и просвещенные дилетанты. История русской музыкальной критики богата такими именами как А.Серов, Ц.Кюи, Б.Асафьев, В.Каратыгин и др.

Академическую музыку освещают центральные газеты – «Известия», «Аргументы и Факты», «Вечерний Клуб», «Коммерсант-Дейли» и другие всероссийские и московские крупные издания. Периодически в них появляются материалы о том или ином событии в академической музыке, рецензии на концерты. Но, как правило, они занимают крошечную (от всего объема) часть газетной площади, хотя основные музыкальные события эстрадной музыки на страницах тех же изданий непомерно раздуты. Они даже выносятся на обложку!



Только академическую музыку освещают «Музыкальное обозрение» и внутриконсерваторская многотиражка «Российский музыкант». Значительное место ей отведено и в газете «Культура».

Эстрадных изданий на сегодняшний день очень много и количество их растет. Журналы, как отечественные, так и русские версии зарубежных изданий, освещают шоу-бизнес – аудио и видеопродукцию, имеющую спрос на современном мировом рынке. Отечественные журналы - «Музобоз», «Стас», русские версии зарубежных изданий – «Ом», «Hi-Fi & Music», «Мир развлечений», «Если», «Audio-Video Бизнес» (эти издания выпускает Российское подразделение PIDP Publishing Group) работают по одному принципу – светская хроника (новости из жизни знаменитостей), реклама аудио и видеопродукции. Лучшему журналу года в нашей стране регулярно вручается профессиональная премия музыкальных масс-медиа «Знак качества». Последние два года лауреатом премии был журнал «Ом».

23: СМИ и свободное время

Для СМИ время всегда было важнейшим ресурсом. Уже в раннем индустриальном обществе свободное время выступало важным фактором, определявшим объем и формы потребления СМИ. Правда, аудитория первых газет, наряду с двумя основными ресурсами, необходимыми для чтения книг и газет, – деньгами и временем, нуждалась и в определенном уровне образования, что по сути выступало производной от все тех же бюджетов – денег и времени. Плата аудитории за СМИ оставалась высокой до начала процесса интенсификации массового индустриального производства, когда потребности массового сбыта породили новую бизнес-модель, основанную на рекламных продажах. Стремление к максимизации аудитории позволило газетам и журналам привлечь рекламные инвестиции, которые возвращались рекламодателям с ценой приобретенного товара. От аудитории требовалось затратить только время – и на чтение рекламы, и на последующий акт покупки. Время стало важнейшим экономическим ресурсом медиаиндустрии во второй половине XIX в. – в эпоху становления массового производства и потребления.



С переходом к постиндустриальному обществу в XX веке ситуация начала меняться. На индустрию СМИ все большее влияние стали оказывать такие социальные и экономические процессы, как демассофикация общества, кастомизация потребления (от англ. customer – потребитель, означает потребность в более персонифицированных, немассовых товарах), повышение уровня образования, формирование индивидуализированных стилей жизни. Новым явлением для СМИ ао второй половине ХХ в. стало и формирование негативного отношения аудитории к отдельным видам рекламы, прежде всего на ТВ, радио. «Усталость» от массовой рекламы объяснялась и раздражением аудитории от нерациональной траты времени: защищая свои досуговые бюджеты, зрители и слушатели уходили от «старых» СМИ к «новым» – кабельному и спутниковому ТВ, видео. Это парадоксальным образом позволяло оптимизировать бюджет свободного времени за счет увеличения платы за СМИ и медиаконтент: рекламы на платном ТВ было меньше, причем она уже более соответствовала информационным и развлекательным запросам целевых аудиторий.

Таким образом, в озрастание платы за СМИ – книги, журналы, видео и DVD , а затем и за доступ к СМИ – кабельная сеть, интернет, мобильная телефония – свидетельствовало не только об изменении потребительских паттернов, т.е. об усилении избирательности и индивидуализации выбора. В значительной степени это подтверждало стремление аудитории за счет одного редкого ресурса – денег – минимизировать траты другого и, как выяснилось, более редкого ресурса, – свободного времени.

Процесс интеграции СМИ в индустрию свободного времени стал важной экономической и одновременно социально-политической тенденцией как в индустриальном, так и в постиндустриальном обществе. Существует несколько причин, объясняющих, почему именно в XX в. СМИ превратились из преимущественно социально-политического института в индустрию свободного времени.

Во-первых, в течение ХХ в. СМИ, и, прежде всего, сегмент их содержания развлекательного характера, стали ключевым элементом рыночной экономики. На этой основе возникла наиболее эффективная система рекламоносителей. Анализируя состояние и структуру медиаиндустрии, экономисты в большинстве стран мира уже давно объединили рынок СМИ и развлечений. В начале 2000 гг. его стоимость оценивалась экспертами в 1,35 млрд долл., а доля в глобальной экономике составляла около 3%. В США, где рынок СМИ и развлечений наиболее развит по сравнению с другими странами, его доля в экономике достигала 4,4%. Безусловно, столь прочное положение этого сегмента экономики объясняется высокими расходами на рекламу в СМИ.

Объяснение этих фактов очевидно: рост мировой экономики неизбежно приводит к увеличению расходов на рекламу. Масс-медиа используются рынком путем встраивания в системы реализации товаров и услуг, в маркетинговые стратегии производителей, причем ориентируются они не столько на политические и культурные потребности общества, сколько на нужные рекламодателям потребительские запросы целевых аудиторий. В результате, СМИ стали индустрией, организующей – наряду с процессом производства и распространения содержания – доставку рекламы от рекламодателей потребителям. Для достижения этой индустрией максимальной эффективности, для сохранения подлинно массовой аудитории необходима интеграция прежде разделенных сегментов – масс-медиа и развлечений. Особую роль в ней играют электронные СМИ, поскольку для их обслуживания возникает мощный производящий сектор – звукозаписывающие студии, киностудии, продюсерские компании, синдикаты, фото-службы и т.п. Создавая относительно дешевые контент-продукты, этот сектор усиливает процесс коммерциализации медиасодержания, его развлекательного характера. Экономика, ориентированная на потребление, объективно стимулирует движение СМИ в сторону индустрии развлечений.

Во-вторых, в результате технологического прогресса появились новые платформы потребления и новые каналы доставки медиасодержания, основанные на цифровых мобильных технологиях. Домашний компьютер стал одновременно и центром развлечений, и центром доступа к журналистским материалам. Сегодня он используется для получения интернет-СМИ, видеоигр, покупки мелодий, загрузки и просмотра кино, заказа фильмов в режиме онлайн для доставки почтой, загрузки телепрограмм, покупки книг в традиционном и электронном формате, чтения электронных книг (э-книг). Параллельно с этим современный компьютерный пользователь может производить и размещать собственный контентв интернете, что для многих медийных непрофессионалов является, конечно же, хобби, деятельностью свободного времени. В результате медиаиндустрия все чаще рассматривает современные технологические платформы как основу нового образа жизни, в котором потребление и производство цифровых СМИ становится ключевой формой досуга. При этом интересы рекламодателей, ищущих более эффективных и узких каналов доступа к целевым аудиториям, удовлетворяются несравненно лучше.

В-третьих, в ходе процесса модернизации во многих экономически развитых странах мира после Второй мировой войны наблюдалось постоянное падение интереса избирателей к политике на фоне роста интереса к профессиональной карьере и личной жизни. Социологи назвали этот процесс общественным сдвигом в сторону индивидуализации1. Но он также не мог не сказаться на информационных потребностях аудитории. Ее прагматические запросы на специализированный, с одной стороны, и общеразвлекательный медиаконтент – с другой, стали расти, что способствовало параллельным процессам становления сегмента специализитрованных СМИ (B2B, business-to-business) и усиления развлекательных стратегий в деятельности универсамльных массовых масс-медиа.

Таким образом, современные масс-медиа, став в результате общих для многих стран экономических и социальных процессов частью индустрии свободного времени и развлечений, демонстрируют определенные изменения в природе и функциях СМИ, связанные с усилением их рекреационной функции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.