Ассоциированные характеристики тревожных расстройств
Нарушения когнитивных процессов
Физические симптомы
Дефицит навыков социального взаимодействия и навыков обработки эмоциональной информации
Тревога и депрессия
Итоги раздела
Гендерные, культурные и этнические различия
Итоги раздела
Теории и причины
Ранние теории
Темперамент
Генетические и семейные факторы риска
Нейробиологические факторы
Влияние семьи
Итоги раздела
Лечение тревожных расстройств
Обзор
Бихевиоральная терапия
Когнитивно-бихевиоральная терапия
Медикаментозное лечение тревожных расстройств
Участие семьи
Итоги раздела
Ключевые термины
Глава 8. Расстройства настроения
Итоги раздела
Депрессивные расстройства
Основные признаки
История изучения депрессивных расстройств у детей и подростков
Депрессия у детей и подростков
Депрессия и процесс индивидуального развития
Природа депрессии
Итоги раздела
Большое депрессивное расстройство
Сопутствующие расстройства
Возникновение, течение и последствия
Гендерные и этнические различия
Итоги радела
Дистимическое расстройство (DD)
Распространенность и сопутствующие расстройства
Возникновение, течение и последствия
Итоги раздела
Ассоциированные характеристики депрессивных расстройств
Интеллектуальная деятельность и учеба
Когнитивные искажения
Заниженная самооценка
Социальное взаимодействие и проблемы взаимоотношений со сверстниками
Семейные проблемы
Суицид
Итоги раздела
Теоретические исследования депрессии
Психодинамическая теория
Теория присоединения
Бихевиористская теория депрессии
Когнитивная теория
Другие теории депрессии
Итоги раздела
Причины депрессии
Генетические и семейные факторы риска
Нейробиологические факторы
Влияние семьи
Когда родители страдают депрессией
Стрессовые события
Регуляция эмоций
Итоги раздела
Лечение депрессии
Психосоциальные вмешательства
Медикаментозное лечение
Профилактика
Итоги раздела
Биполярное расстройство (ВР)
Распространенность биполярного расстройства
Сопутствующие расстройства
Возникновение, течение и последствия биполярного расстройства
Причины
Лечение биполярного расстройства
Итоги раздела
Ключевые термины
Глава 9. Умственная отсталость
Интеллект и умственная отсталость
Сенсация евгеников
Определение и измерение интеллекта и адаптивности детей
Споры о коэффициенте интеллекта
Итоги раздела
Черты умственной отсталости
Клиническое описание
Степени нарушения
Уровни требуемой поддержки
Распространенность
Итоги раздела
Возрастное развитие и результат в зрелом возрасте
Мотивация
Изменения в развитии
Речь и социальное поведение
Эмоциональные и поведенческие проблемы
Другие нарушения
Итоги раздела
Причины
Наследственность и влияние окружающей среды
Генетические и конституциональные факторы
Нейробиологическое влияние
Социальная и психологическая сферы
Итоги раздела
Предупреждение, обучение и терапия
Обучение родителей и пренатальный скрининг
Психосоциальная терапия
Итоги раздела
Ключевые термины
Глава 10. Аутизм и детская шизофрения
Описание аутизма и история его изучения
Итоги раздела
Диагностические признаки аутизма, согласно диагностическому и статистическому руководству по психиатрическим расстройствам (DSM-IV-TR)
Спектр проявлений аутизма
Итоги раздела
Главные характеристики аутизма
Нарушения социального взаимодействия
Нарушение процессов коммуникации
Итоги раздела
Ассоциированные характеристики аутизма
Итоги раздела
Распространенность и особенности протекания аутизма
Время наступления болезни
Итоги раздела
Причины аутизма
Проблемы раннего развития
Генетические влияния
Структурные нарушения и функциональные расстройства мозга
Итоги раздела
Лечение аутизма
Разные дети — разные методы лечения
Общий обзор
Программы раннего вмешательства
Итоги раздела
Другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития
Синдром Аспергера
Синдром Ретта
Детское дезинтегративное расстройство
Итоги раздела
Детская шизофрения
Диагностические признаки детской шизофрении, согласно руководству (DSM-IV-TR)
Психотические симптомы
Итоги раздела
Сопутствующие симптомы и патологические процессы
Распространенность шизофрении
Итоги раздела
Причины заболевания
Биологические факторы
Факторы среды
Итоги раздела
Лечение шизофрении
Итоги раздела
Ключевые термины
Глава 11. Коммуникативные расстройства и нарушения развития школьных навыков
Определения и история
Итоги раздела
Развитие речи
Фонологическая осведомленность
Итоги раздела
Расстройства коммуникации
Расстройство экспрессивной речи
Распространенность и течение
Причины
Лечение
Заикание
Распространенность и течение
Причины и лечение
Итоги раздела
Расстройства развития школьных навыков
Расстройство навыков чтения
Расстройство навыков счета
Расстройство навыков письма
Распространенность и течение
Случаи
Предупреждение нарушений и их лечение
Итоги раздела
Ключевые термины
Глава 12. Расстройства, связанные со здоровьем
Итоги раздела
К истории вопроса
Итоги раздела
Расстройства сна
Регулирующие функции сна
Нормальные фазы сна
Влияние ситуации и культуры
Характерные черты расстройств сна
Лечение
Итоги раздела
Расстройства, связанные с освобождением организма
Энурез
Энкопрез
Итоги раздела
Хронические детские болезни
Допустимые отклонения в здоровье детей
Сахарный диабет
Детский рак
Развитие и течение
Как адаптируются дети: Биопсихосоциальная модель
Вмешательство
Итоги раздела
Ключевые термины
Глава 13. Расстройства питания и родственные заболевания
Как формируются паттерны питания
Нормальное развитие
Факторы риска в процессе развития
Биологические регуляторы
Итоги раздела
Расстройства аппетита и питания в младенчестве и раннем детстве
Извращенный аппетит
Расстройство аппетита в младенчестве или раннем детстве
Задержка развития
Итоги раздела
Ожирение
Распространенность и развитие
Итоги раздела
Расстройства питания в юности
Нервная анорексия
Нервная булимия
Распространенность и развитие анорексии и булимии
Причины
Лечение
Итоги раздела
Ключевые термины
Глава 14. Жестокое обращение с детьми и отсутствие родительской заботы
Исторический и семейный контекст
Благоприятная атмосфера в семье
Проявление заботы о ребенке
Итоги раздела
Типы насилия
Физическое насилие
Отсутствие родительской заботы
Сексуальное насилие
Эмоциональное насилие
Итоги раздела
Распространенность случаев жестокого обращения с детьми. Общая ситуация
Статистика случаев жестокого обращения с детьми в Северной Америке
Характеристики детей, ставших жертвами жестокого обращения
Характеристики семьи и преступника
Кросс-культурные сравнения
Итоги раздела
Процесс развития и психопатология
Нарушение адаптации
Последствия нарушений развития
Психопатология и последствия, возникающие в зрелом возрасте
Итоги раздела
Причины
Физическое насилие и отсутствие родительской заботы
Сексуальное насилие
Социальные и культурные факторы
Итоги раздела
Предотвращение случаев жестокого обращения с детьми и лечение детей, подвергающихся насилию
Физическое насилие и отсутствие родительской заботы
Сексуальное насилие
Итоги раздела
Эпилог
Ключевые термины
Литература
Предисловие
Писать второе издание учебника — одно удовольствие (по сравнению с первым!). Мы вполне довольны теплым приемом, оказанным первому изданию за короткое время, что прошло с момента его выхода. В то же время мы учли реакцию преподавателей и студентов, посоветовавших нам делать «чуть меньше примечаний», дабы поддерживать интерес студентов на должном уровне. Таким образом, мы использовали подсказанную возможность, чтобы сделать текст более коротким и концентрированным, не жертвуя при этом его академическими стандартами.
Мы полностью обновили второе издание, включив в него важные новые материалы, например, последние данные о причинах, подвидах, сопутствующих патологических процессах, путях развития, половых особенностях, этнической принадлежности и раннем вмешательстве. В то же время текст сохраняет те отличительные особенности, которые делают его одним из наиболее удачных учебников по курсу детской психопатологии, детской патопсихологии и поведенческих расстройств, свойственных детям. Мы имеем в виду интересные, написанные от первого лица сообщения и истории болезней, присутствие которых устанавливает прочные связи между ключевыми темами и личным опытом исследуемых детей и их семей.
Успехи детской патопсихологии
За последнее десятилетие удалось добиться значительного прогресса в решении вопросов, относящихся к детской патопсихологии. Сегодня мы можем гораздо успешней отличать одни расстройства от других, что облегчает распознавание плохо понимаемых или не выявлявшихся ранее проблем, таких как расстройства научения, депрессия, подростковый суицид, расстройства, связанные с питанием, расстройства поведения, расстройства, вызванные хроническими заболеваниями, жестоким обращением и безразличием со стороны родителей, и многие другие нарушения. Кроме того, теперь нам больше известно о том, чем психологические расстройства у детей и подростков отличаются от расстройств у взрослых, и о том, насколько важно подходить к ним с точки зрения процессов развития.
За относительно короткое время детская патопсихология вышла далеко за рамки исследований отдельных детей и семей, рассматривая социальные и культурные влияния в комплексном, учитывающем развитие, ключе. Те из психологов, кто работает в этой сфере, теперь больше знают о многочисленных трудностях, с которыми сталкиваются дети с психическими расстройствами и их семьи, а также о требованиях, которые они вправе предъявить к организациям, связанным с психическим здоровьем, к образовательным учреждениям, медицине и правосудию, занимающимся делами несовершеннолетних.
Внимание к ребенку, а не только к расстройствам
Мы полагаем, что один из лучших способов познакомить учащихся с конкретной детской или юношеской проблемой — описать реального ребенка. Клинические описания, поданные в доступной, занимательной форме, помогают учащимся понять проблему ребенка в контексте теоретического материала и обеспечивают основу для всестороннего изучения характера расстройства. Мы описываем в каждой главе случаи детских расстройств, взятые из наших клинических архивов и архивов наших коллег. Затем мы ссылаемся на эти случаи, когда описываем течение расстройства, что дает учащемуся полное представление о ребенке в контексте его семьи, сверстников и социума.
В дополнение к клиническому материалу по отдельным случаям мы используем во всех главах выдержки, цитаты и фотографии, с тем чтобы учащиеся лучше представляли себе реальные трудности, стоящие перед детьми с психологическими расстройствами и их семьями. Рассказы очевидцев и описания конкретных ситуаций позволят читателю глубже понять повседневную жизнь таких детей и дадут более реалистичное изображение их достоинств и недостатков.
Всесторонний и комплексный подход
Чтобы отразить расширение рамок данной области, причины и последствия различных детских расстройств объясняются с комплексных позиций, которые учитывают биологические, психологические, социальные влияния и их взаимозависимость. Эта стратегия была дополнена рассмотрением процессов развития, которые определяют проявление каждого расстройства. Изучение расширенных семейных, культурных и социальных условий, влияющих на развитие, также важно для понимания детских расстройств и является ключевой особенностью этого текста.
При описании расстройств мы используем как категориальный, так и параметрический подходы, ибо каждый метод обеспечивает уникальные и важные определения и точки зрения. Каждая тема описывается с использованием критериев Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-IV), сопровождаемых клиническими описаниями, примерами и полученными эмпирическим путем параметрами. Клинические особенности каждого расстройства описаны в форме, которая позволяет учащимся получить четкое представление о базовых параметрах и проявлениях расстройства на протяжении всей человеческой жизни. Поскольку дети, которым оказывается психологическая помощь, часто демонстрируют симптомы, накладывающиеся друг на друга и попадающие более чем в одну диагностическую категорию, в каждой главе обсуждаются сопутствующие патологические процессы и нормы развития, которые помогают принимать диагностические решения.
Пути развития и последствия расстройств в зрелости
Чтобы материал был более целостным, мы рассматриваем каждое расстройство очень подробно. Поэтому диагностические критерии сопровождаются дополнительными сведениями о возможностях индивида и условиях среды, влияющих на ход развития. Кроме того, развитие каждого расстройства прослеживается через юность в период зрелости, при этом возникают вопросы, относящиеся как к молодым, так и к пожилым людям, а также выявляются риск и защитные факторы, влияющие на путь развития расстройства в разные возрастные периоды. С возрастной точки зрения, мы изучаем непрерывность и дискретность развития и пытаемся понять, почему некоторые дети продолжают испытывать трудности, взрослея, тогда как другие преодолевают их.
Жестокое обращение с детьми и расстройства, обусловленные отношениями
Отличительной особенностью этого учебника является более широкий спектр рассматриваемых проблем и акцент на ряде новых и важных областей детской патопсихологии, которые нелегко согласовать с моделью, основанной на недостатках, или изучить с помощью категориального подхода. Эти проблемы иногда называют расстройствами, обусловленными отношениями, так как они иллюстрируют транзактный характер поведения детей в контексте значимых отношений. Наряду с признанием важности биологических предпосылок в характере развития и поведения, мы обсуждаем тесную связь между паттернами детского поведения и доступностью среды, пригодной для воспитания ребенка. Учащимся предоставлена возможность увидеть, как проявленные детьми симптомы играют адаптивную роль в конкретных условиях или в отношениях с опекуном, отличающихся нетипичностью или жестокостью, и как традиционные диагностические ярлыки в такой ситуации могут оказаться бесполезными.
Сочетание лечения и профилактики
Лечебный и профилактический подходы являются составными частями понимания конкретного расстройства. Использование знаний о клинических особенностях и ходе развития детских расстройств с целью помочь детям и их семьям всегда воодушевляет учащихся и помогает им лучше усвоить материал. Поэтому мы акцентируем внимание на современных подходах к лечению и профилактике в каждой главе, где подобная информация может быть использована в отношении конкретной детской проблемы. В согласии с современными требованиями системы здравоохранения к лечебным методикам, мы делаем акцент на вмешательствах, имеющих определенные эмпирические подтверждения.
Оптимальная организация материала
Учебник организован в виде логической, состоящей из пяти частей структуры, облегчающей понимание расстройств и овладение материалом в целом. С содержанием можно знакомиться в любом порядке, который соответствует целям и предпочтениям преподавателя:
I) Понимание детской патопсихологии (определения, теории, клиническое описание, исследования, вопросы оценки и лечения);
II) Поведенческие расстройства (гиперкинетическое расстройство, или ADHD, и иные поведенческие расстройства);
III) Эмоциональные расстройства (тревожные и расстройства настроения);
IV) Расстройства развития и научения (задержка психического развития, аутизм, начинающаяся в детстве шизофрения, расстройства коммуникации и научения);
V) Проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем (расстройства, связанные со здоровьем, с приемом пищи, жестокое обращение с детьми и родительское безразличие).
Удобные для читателя главы
В текст внесено несколько существенных улучшений. Главы организованы в последовательности, позволяющей преподавателям сократить число изучаемых внутри каждой главы разделов (например, обратить внимание лишь на биологические причины), исключив разделы, не соответствующие уровню студентов, или исключить отдельные подтемы в главе (например, начинающаяся в детстве шизофрения или биполярное расстройство). Обновленные ссылки на оригинальное исследование указывают на дополнительный материал для чтения преподавателям, желающим более детально представлять себе результаты исследований.
Мы идентифицируем дополнительную, но менее важную информацию, которая расширяет каждую тему, во врезках. Таким образом, студенты легко смогут определить, что такой материал содержит информацию, дополняющую основное содержание главы.
Основательно пересмотрены структура и организация глав: ключевые термины выделены там, где они появляются в тексте; жирные точки указывают студентам на ключевые понятия; а содержание в начале каждой главы и резюме в конце каждого раздела помогают учащимся связать воедино все полученные сведения.
Критерии DSM-IV были сокращены до наиболее существенных элементов.
Конструкция и объем текста полностью структурированы для студента и удобны в пользовании, однако в жертву комфорту не приносятся академические стандарты содержания и освещения материала.
Ключевые термины, вводимые в каждой главе, перечисляются в конце главы.
Основные изменения и дополнения
Изменения и дополнения основного содержания в этом издании включают в себя:
- наиболее свежую информацию, касающуюся распространенности, возраста начала и гендерного распределения по отношению к каждому расстройству;
- текущие данные по надежности и валидности диагностических критериев DSM для специфических расстройств и их совокупностей;
- наиболее свежие теории путей развития различных расстройств, например, информация о предвестниках детских расстройств, связанных с приемом пищи;
- комплексные схемы развития синдрома дефицита внимания (ADHD), тревожных расстройств и депрессии;
- исследования по важным гендерным отличиям в проявлении и причинах расстройств у детей, таких как синдром дефицита внимания (ADHD), проблемы поведения, тревожные расстройства и депрессия;
- новые генетические открытия, касающиеся аутизма, ADHD и расстройств научения и коммуникации;
- данные, полученные в нейрооптических исследованиях, раскрывающие нейробиологические причины расстройств;
- новая информация о семейных факторах в экстернальных и интернальных расстройствах и в нарушениях развития;
- новые данные о подвидах расстройств, таких как ADHD и расстройства поведения;
- последние данные по развитию психопатии у детей;
- последние данные по паттернам правильного и неправильного использования психостимуляторов при ADHD;
- новые данные по новаторским программам раннего вмешательства и профилактики, таким как «Быстрый путь» («Fast Track») и Исследование мультимодального лечения детей с ADHD;
- исследования результатов лечения анорексии и булимии;
- межкультурные данные по жестокому обращению с детьми, включая американскую и недавно обнародованную канадскую статистику.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|