Сделай Сам Свою Работу на 5

Системы ювенальной юстиции в современной России





Последнее десятилетие ознаменовалось для России стойким интересом к идее возрождения ювенальной юстиции.

Более того, возрождение на практике в ряде регионов нашей страны её отдельных элементов вызвало в обществе весьма острую дискуссию, особенно со стороны некоторых общественных организаций и Русской православной церкви.

В этой связи В.Ткачёв, председатель Ростовского областного суда, член Совета судей РФ, справедливо замечает: «Подмена понятий привела к тому, что из ювенальной юстиции сделали зверя на букву "Ю". Если проанализировать протестные настроения против ювенальной юстиции в России, то мы увидим, что граждане, фактически, выступают не против совершенствования правосудия в отношении детей, находящихся в конфликте с законом, не против, собственно, ювенальной уголовной юстиции. Они выражают недовольство нарушениями в сфере гражданско-семейных правоотношений, работой органов опеки и попечительства, судопроизводством по гражданским делам, вытекающим из брачно-семейных отношений».[9] Сноска!!!

Внедрение ювенальной юстиции в России началось в 1995 г. Лоббировали её продвижение бывший депутат Госдумы, апологет программ полового просвещения школьников, Е.Лахова, сторонник «легализации лёгких наркотиков»", по странной иронии возглавляющий фонд «НАН» («Нет алкоголизму и наркомании»), О.Зыков, а также член Комиссии по правам человека при Президенте РФ Э.Памфилова.



В 2002 г. Закон о ювенальной юстиции был принят Госдумой в первом чтении. Информационную поддержку закона помимо СМИ осуществляют школьные программы по правам ребёнка, а также общественные организации с западным финансированием. Среди финансовых доноров – ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮВЕНТА, TACIS, фонд Сороса и др. Пилотные проекты реализуются в 4 регионах – Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Саратов; помимо них в работу вовлечены Волгоград, Воронеж, Ангарск, республики Саха (Якутия), Марий-Эл, Хакасия. В нашей стране «обкатывается» канадская модель, в Таганроге создан скопированный с монреальского «первый в России» ювенальный модельный суд; разрабатываются программы примирения, восстановительное правосудие. Подготовительная работа идёт по нескольким направлениям: Ростовский «Ювенальный Центр» ведёт переподготовку специалистов, а на базе Научно-педагогического института ювенальной юстиции РГСУ создана «кузница кадров» для всей страны.[10] Сноска!!!



Сегодня в мире существует три модели организации специализированных ювенальных органов правосудия: семейные суды, суды по делам несовершеннолетних и специальные судебные коллегии общих судов. Семейный суд называют интегрированным органом судебной защиты несовершеннолетних. Философия этого суда исходит из того, что все вопросы, касающиеся подростка-правонарушителя, равно как и подростка, нуждающегося в заботе, защите и контроле, должны быть отнесены к юрисдикции одного какого-либо судебного органа. И он должен рассматривать, прежде всего, вопросы охраны прав и законных интересов подростков, т.е. вопросы опеки, попечительства; применять санкции в отношении родителей, опекунов за недобросовестное исполнение родительских обязанностей, злоупотребление родительской властью; решать имущественные споры детей и родителей, иные вопросы гражданского судопроизводства. Рассмотрение правонарушений подростков, что также относится к компетенции некоторых видов семейных судов, должно быть увязано с рассмотрением перечисленных выше семейных и гражданско-правовых проблем. Таким образом, семейный суд имеет преимущественно гражданско-правовую юрисдикцию.

Те проекты законов о ювенальной юстиции, которые в России уже разработаны, предусматривают по существу создание не семейных судов, а судов по делам несовершеннолетних, юрисдикция которых является комплексной. Например, проект закона «О ювенальных судах в РФ», внесенный В.В.Путиным, в ст. 1 определяет, что ювенальные суды создаются для рассмотрения и разрешения дел, в которых несовершеннолетний является подсудимым либо потерпевшим (уголовные, административные дела), или одной из заинтересованных сторон (гражданские дела). За комплексную юрисдикцию будущих судов выступают и судьи тех регионов, где в порядке эксперимента реализуется проект программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в РФ».



В ряде стран функционируют специальные судебные коллегии (составы) по делам несовершеннолетних в качестве подсистемы общего правосудия (например, в Бельгии, Италии, Польше). Известный административист Д.Н.Бахрах справедливо замечает, что нужно различать два понятия: суд как орган (судья или коллегия судей, рассматривающие дело) и суд как учреждение (председатель, все судьи суда и т.д.). Сноска!!!Поэтому при обсуждении вопросов создания специализированных судов, в т.ч. и ювенальных, не обязательно говорить о создании автономных судебных учреждений, достаточно специализации судей, что потребует и меньших материальных затрат. Видимо, в России будет действительно трудно в одночасье создать автономную систему ювенального правосудия хотя бы в силу финансовой стороны вопроса. Поэтому представляется, что в современных российских условиях наиболее приемлемым вариантом на первоначальном этапе воссоздания ювенальной юстиции станет образование специальных судебных коллегий в судах общей юрисдикции. Тогда на повестке дня будет стоять вопрос о специализации судей по делам несовершеннолетних и повышении уровня их знаний в области детской и юношеской психологии, дефектологии, педагогики, социологии. Но в любом случае необходимо вести речь о специализированном суде (составе) как о суде комплексной юрисдикции.

Правительство РФ 20.11.2001 г. утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг. Сноска!!! В числе ее мероприятий названа подготовка предложений и финансово экономического обоснования создания специализированных ювенальных составов (судов). Исполнителем этого мероприятия определен Верховный Суд РФ. Его Председатель В.М.Лебедев идею создания ювенальных судов поддерживает. В ходе Интернет–пресс-конференции, проходившей в мае 2003 г., он сообщил, что в ближайшие годы могут появиться специализированные суды, которые будут рассматривать уголовные и гражданские дела в отношении несовершеннолетних.

Отрадно, что и глава Высшего Арбитражного Суда РФ А.А.Иванов считает специальные суды для несовершеннолетних действительно необходимыми. По его мнению, «ювенальная юстиция уже прошла общественную оценку», но существуют известные проблемы: помещения, кадры судей, расходы. А завершить статью (какую статью???) хотелось бы словами Уполномоченного по правам человека в РФ В.Лукина: «Система ювенальной юстиции в России крайне необходима. Это такая отрасль правосудия, где требуются опыт и методы педагогики, психологии, защита прав ребенка. Ее сверхзадача – предотвращение новых правонарушений несовершеннолетних».

Здесь должен быть материал о принципах

 

Многообразие функций комиссий по делам несовершеннолетних, объем работы, возложенный на них, их главенствующая роль в системе профилактики обусловили появление в Саратовской области постановления Губернатора, которым, в феврале 1998 года был создан аппарат межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних со штатом из четырех человек. Впоследствии были выделены еще две штатные единицы. Председателем комиссии является первый заместитель Председателя Правительства области, курирующий вопросы социальной сферы. На освобожденной основе в комиссию входят заместитель председателя комиссии (в ранге заместителя министра), начальник отдела, три консультанта, один главный специалист. В аппарате работают специалисты с базовым юридическим, педагогическим, психологическим образованием, что позволяет обеспечивать комплексность подхода к решаемым проблемам. Штатным аппаратом укреплены комиссии всех районов областного центра, а также городов областного подчинения. Идет процесс компьютерного обеспечения комиссий с разработанными программами.

Ювенальная юстиция включает в себя создание социоучреждений разных типов. Должен сказать, что в Саратовской области сеть таких учреждений создается не только в масштабах области, но поставлена задача, чтобы каждое муниципальное образование имело инфраструктуру для обеспечения профилактического, реабилитационного и коррекционного пространства каждому нуждающемуся в этом ребенку.

В настоящее время в области функционирует 58 социозащитных учреждений для семей с детьми. Продолжается процесс их развития, совершенствования как материально-технической базы, так и содержания работы.[11] Сноска!!!

 

В этой связи (в какой связи и с чем?), несомненный интерес представляет проведенное на территории Саратовской области социологическое исследование «Проблемы специализации и профессионализма кадров в ходе становления ювенальной юстиции в РФ». Основной контингент исследования составили опытные специалисты в сфере юриспруденции (1/2 опрошенных имеют стаж работы свыше 10 лет), большинство из которых связаны в своей профессиональной деятельности с правосудием по делам несовершеннолетних (2/3 опрошенных), имеющие опыт воспитательной работы с детьми (66%). Сноска!!!Анализ результатов социологического исследования позволяет сделать несколько выводов.

Во-первых, основная масса опрошенных респондентов не достаточно информирована о ювенальной юстиции, но, тем не менее, заинтересована в возможности изучить данную тему. Так, лишь 16 % опрошенных судей в г. Саратове считают себя достаточно информированными о ходе формирования ювенальной юстиции в нашей стране; 84% отметили, что они недостаточно информированы, из них 78% респондентов указали, что хотели бы располагать большей информацией по этому вопросу, а 16% заявили об отсутствии интереса к указанной проблеме.

Во-вторых, несмотря на наличие общих представлений о понятии и сущности ювенальной юстиции, подавляющее большинство респондентов не знакомо ни с опытом осуществления ювенального правосудия в зарубежных странах (2/3 опрошенных), ни с международными стандартами осуществления правосудия по делам несовершеннолетних (78%), ни с историей ювенальных судов в России (75%). При этом показательно, что 5% респондентов считают, что вообще нет необходимости изучать опыт функционирования специальной юстиции для несовершеннолетних в зарубежных странах и знать международные стандарты отправления правосудия по делам несовершеннолетних. В связи с этим логично, что почти половина опрошенных (47%) затруднились ответить на вопрос о приемлемости использования в России опыта функционирования зарубежных моделей правосудия по делам несовершеннолетних; только 38% респондентов высказались «за» и 15% - «против».

В-третьих, среди респондентов превалирующим является мнение о необходимости совершенствования существующей в настоящий момент в России системы правосудия по делам несовершеннолетних, многие из них дают положительную оценку идее создания в России специальной юстиции для несовершеннолетних (70%). Так, почти 2/3 респондентов (59%) уверены, что требуется совершенствование существующей модели правосудия по делам несовершеннолетних; 29% полагают, что необходимо создание качественно новой модели и 8% считают существующую модель осуществления правосудия по делам несовершеннолетних наиболее удачной.

Тем не менее, большая часть опрошенных остается консервативной при выборе формы организации ювенального правосудия и не склонна рассматривать автономный суд для несовершеннолетних оптимальным вариантом для России. Так, 44% опрошенных высказались за специализацию судей в общеуголовных судах без формирования специальных отделов или коллегий; 37% считают необходимым формирование специализированных коллегий в составе общего суда; 10% высказываются за специализированный автономный ювенальный суд; 5% респондентов предлагают оставить прежнюю форму; 4% отнесли бы дела несовершеннолетних к компетенции альтернативных органов.

В-четвертых, при оценке существующей в России модели правосудия по делам несовершеннолетних, респонденты указали на следующие ее недостатки; отсутствие индивидуального подхода (32%); отсутствие надлежащих гарантий осуществления права несовершеннолетнего на защиту и справедливое рассмотрение дела (20%); низкий уровень профессиональной подготовки специалистов (29%); несоответствие международным стандартам (32%).

Основная часть респондентов полагает, что совершенствование системы правосудия для несовершеннолетних должно осуществляться в направлении индивидуализации процесса судопроизводства; обеспечения несовершеннолетнему права на квалифицированного защитника; предъявления к судьям по делам несовершеннолетних более строгих требований о наличии специального образования; привлечения в судебный процесс социальных работников и психологов. При этом в первую очередь необходимым считают осуществить следующие преобразования: внесение изменений в законодательство (44%); создание системы органов социальной поддержки и реабилитации для несовершеннолетних (42%); профессиональная переподготовка специалистов (30%); совершенствование пенитенциарной системы для несовершеннолетних (27%); создание специализированных юридических служб для несовершеннолетних (15%).

Среди основных проблем, с которыми может быть связано создание специализированных судов по делам несовершеннолетних в России, 86% на первое место поставили вопросы финансового обеспечения; 32% указали на несовершенство законодательства; 22% - основной считают проблему переподготовки специалистов; 5% - российский менталитет.

В-пятых, практически каждый второй из опрошенных специалистов хотел бы работать в системе ювенальной юстиции, если она будет создана в России. Однако подавляющее большинство респондентов (76%) признает недостаточными для этого свои знания в области детской психологии и педагогики, в связи с чем, считает необходимым пройти специальные курсы профессиональной подготовки (76%) или принять участие в научных семинарах, конференциях (15%).

Таким образом, результаты социологического исследования свидетельствуют о невысоком уровне информационно-теоретической, практической и психологической подготовленности специалистов к работе в качественно новой системе специализированного правосудия по делам несовершеннолетних.

Вывод по главе!!!

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов исследования позволяет сформулировать некоторые выводы и предложения по совершенствованию российской системы правосудия по делам несовершеннолетних в направлении становления ювенальной юстиции.

1. В настоящий момент в России отсутствует автономная ювенальная юстиция. Однако специализированная система правосудия по делам несовершеннолетних существовала в дореволюционной России и показала свою эффективность. Поэтому при реформировании правосудия в настоящее время речь может идти не о создании, а о восстановлении ювенальной юстиции с учетом исторического опыта и современных преобразований.

2. Действующее российское законодательство (материальное и процессуальное) содержит некоторые нормы, сходные с теми, на основе которых функционируют различные модели ювенальной юстиции в мире. Однако правосудие по делам несовершеннолетних в России не в полной мере соответствует международно-правовым стандартам. Множественность рассмотренных в работе недостатков законодательства и проблем правоприменительной практики свидетельствует о существенных недостатках системы правосудия и предупреждения беспризорности и преступности несовершеннолетних в России и диктует потребность в ее принципиальном совершенствовании в соответствии с международными принципами.

3. Изучение зарубежного опыта и использование его результатов в процессе совершенствования российского законодательства в области правосудия по делам несовершеннолетних является одним из важнейших направлений научной разработки темы ювенальной юстиции. Однако попытка построить новые конструкции путем слепого заимствования учреждений, эффективных в других странах, неизбежно выявит отсутствие системных условий в российской практике. В связи с этим аргументируется вывод о необходимости комплексного системного подхода к совершенствованию правосудия по делам несовершеннолетних. Реформа должна охватывать более широкую, чем правосудие, сферу государственной деятельности.

4. Надлежащее функционирование ювенальной юстиции невозможно вне специальной системы, обеспечивающей ее деятельность. Поэтому процесс совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних в России должен иметь конечной целью создание ювенальной системы защиты прав несовершеннолетних, соответствующей международным стандартам, и должен включить несколько аспектов:

Создание организационной основы для формирования ювенальной юстиции.

Внедрение отдельных элементов ювенальной юстиции в российскую систему правосудия в рамках региональных экспериментов, анализ и обобщение практики и результатов.

Информационно-методологическое обеспечение и профессиональная адаптация кадров, которые могут быть привлечены к работе в ювенальной системе.

Формирование концептуальной и практической основы становления ювенальной системы в России. Создание основных норм и институтов ювенальной системы.

5. Организационной и практической основой модернизации должны послужить результаты внедрения элементов ювенальной юстиции на региональном уровне, которые получили положительную оценку участников и экспертов и обеспечили продвижение на пути эволюции представлений практических работников о специфике правосудия по делам несовершеннолетних, о подходах к работе с несовершеннолетними правонарушителями и схемах взаимодействия в ювенальной системе, соответствующих международным стандартам и основанных на практике зарубежных стран. Проблемы, возникшие в ходе экспериментов, обозначили основные приоритеты дальнейшего реформирования правосудия по делам несовершеннолетних в России: обеспечение целенаправленной программы государственной поддержки; осознания важности и значения проводимых проектов со стороны властных, правоохранительных и судебных структур; преодоление узковедомственного подхода к работе с несовершеннолетними и системной разобщенности субъектов правоотношений, связанных с производством по делам несовершеннолетних (прокуратура, ОВД, ОППН, КДН, адвокатура, общественные организации, социальные службы); создание системы межведомственного взаимодействия. В связи с этим предлагается Генеральной прокуратуре РФ, Судебному департаменту при Верховном суде РФ, Министерству внутренних дел РФ способствовать проведению на региональном уровне межведомственных совещаний с работниками следственных органов, прокуратуры, судов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с участием представителей средств массовой информации по разъяснению положений международных стандартов в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, необходимости их соблюдения в правоприменительной практике и отражения в российском законодательстве, а также обсуждению перспектив становления ювенальной юстиции в России. Рекомендуется Верховному суду РФ обратить внимание на инициативу отдельных российских регионов, в которых были проведены эксперименты по внедрению отдельных элементов ювенальной юстиции (напр., Ростовская обл.), о создании Центров поддержки судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции.

Список использованной литературы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.