Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА I. Теоретические и социальные ОСНОВАНИЯ создания системы ювенальной юстиции





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО

 

кафедра социологии молодежи

 

 

Предпосылки и перспективы становления и развития системы ювенальной юстиции

В современной России

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

студентки 541 группы 5 курса социологического факультета

 

специальности «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

 

АНАНЬЕВОЙ ЕЛЕНЫ СЕРГЕЕВНЫ

 

Научный руководитель: канд. соц. наук, доцент     ____________________________ подпись, дата     О.В.Мунина
Допустить к защите: зав. кафедрой социологии молодежи доктор соц. наук, профессор       ____________________________ подпись, дата       С.Г.Ивченков  

 

 

Саратов 2012

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I. Теоретические и социальные ОСНОВАНИЯ создания системы ювенальной юстиции . . .
§ 1. Ювенальная юстиция: содержание понятия . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Социально-политические и исторические предпосылки формирования системы ювенальной юстиции в России . . .
глава II. учреждение, развитие и перспективы реформирования ювенальной юстиции в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Становление правосудия по делам несовершеннолетних в дореволюционный и советский периоды . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Особенности процесса формирования системы ювенальной юстиции в современной России . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Титульный лист должен быть оформлен по новому образцу (здесь старый!!!).



В работе совсем нет сносок. Часть из них (во введении) я тебе оформила, в основной части на каждой странице должно быть не менее двух-трех сносок, поэтому оформляй их. Обрати внимание: при оформлении сносок приветствуется исключительно единый!!! стиль оформления (если указываешь конкретные страницы, количество страниц, издательство – то делаешь это во всех сносках!!!). Сноски оформляются 10 или 12 шрифтом (он более уместен), через единичный интервал, по ширине страницы. Сам текст – 14 шрифтом, через полуторный интервал, красная строка соблюдается одинаковая – 1,25. Поля: сверху и снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1 или 1,5 см., на твое усмотрение. Названия глав – заглавными буквами, жирным шрифтом, между названием и текстом пропуск одной строки. Точки после названия глав и параграфов никогда не ставятся, если это одно предложение. Все графики и таблицы – в приложение, их номерация сквозная, т.е. продолжается в тексте: Таб. 1. Название таблицы, Таб. 2. Название таблицы, Рис. 1. Название рисунка, Рис. 2. Название рисунка и т.д. Если данные графика заимствованы откуда-то, то под графиком или диаграммой указывается по центру в скобках источник 12 или 10 шрифтом: (Источник: Жизненные пути молодого поколения / Отв. ред. М.Х.Титма. - Таллин: Эсти раамат, 1985. – С. !!!!)



Литературу я тебе свою сбросила (список оформлен сейчас так, как требуется), добавишь из сносок свои источники, и по алфавиту их выстроишь: сначала по алфавиту законодательную базу, потом научные печатные работы, а затем электронные ресурсы (в них нужно обязательно указывать дату последнего обращения к данному источнику!!!).

Если у тебя не будет приложения, убери из содержания и структуры работы (это во введении) слово «приложение»!!!!!!!!!! Проверь соотношение страниц и внеси их номера в содержание. После правки - пришли материал еще раз на проверку. Работу не прошивай, распечатай и отнеси на кафедру, девочки скажут, как правильно все сложить, в какой порядке, сколько нужно файлов и т.д.



Введение

Актуальность исследования.Одной из серьезных проблем российского государства становится увеличение числа безнадзорных детей, потерявших семейные и родственные связи, брошенных родителями или ушедших из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизни и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.

Не меньшим бичом российского государства является ежегодный рост количества правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних постепенно приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается не работающими и не обучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

Обращает на себя внимание и малоэффективная, разрозненная деятельность существующих институтов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России. Очень медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, недостаточно развита подростковая наркологическая служба. Сложившаяся ситуация свидетельствует о неэффективности системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних и существенных недостатках правосудия по делам несовершеннолетних.

Множественность указанных проблем и их многогранный характер обусловливают необходимость принципиального совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних. Это порождает ряд вопросов теоретического, правового и практического характера, требующих изучения. Поэтому особую актуальность приобретают исследования, позволяющие проанализировать действующее российское законодательство в сфере ювенальной политики с точки зрения возможностей его функционирования.

Степень разработанности проблемы. Пробельность развития темы ювенальной юстиции в российской науке связана и во многом обусловлена особенностями исторического пути формирования правосудия по делам несовершеннолетних в России. Поскольку создание, функционирование и упразднение специального правосудия для несовершеннолетних в России было связано с первыми десятилетиями XX века, основные фундаментальные исследования в этой области совпали с этими временными рамками.

История создания и функционирования ювенальных судов в России и за рубежом была подробно изложена в дореволюционный период Ю.Н.Бочаровым, М.Н.Гернетом, Д.А.Дриль, П.И.Люблинским, A.M.Рубашевой, Е.Л.Тарасовой и мн.др.[1]

В целях реформирования правосудия по делам несовершеннолетних в Российской Империи комиссия в составе И.Я.Фойницкого, П.И.Люблинского и мировых судей A.M.Белямина и М.А.Окунева разработала проект положения об учреждении особого суда по делам несовершеннолетних до 17 лет.[2]

В советский период особое внимание уделялось выяснению причин и условий, способствующих росту преступности несовершеннолетних в СССР, изучению судоустройства и судебного рассмотрения дел несовершеннолетних в советских судах. Этими проблемами занимались В.В.Верин, Д.Горвиц, Н.А.Горшенева, М.А.Карманов, Г.М.Миньковский.[3] Вопросы реабилитации и воспитания несовершеннолетних правонарушителей в Советском Союзе анализировали К.М.Бейсебаев, Н.И.Крюкова, Л.А.Рябис, B.C.Орлов, К.Е.Игошев.[4]

В последнее десятилетие с осознанием актуальности реформирования правосудия по делам несовершеннолетних в России, в научной литературе стал проявляться особый интерес к институту ювенальной юстиции. Примечательно, что среди авторов таких работ не только правоведы (А.С.Автономов, Н.Е.Борисова, В.Д.Ермаков, Н.П.Мелешко, Р.С.Хисматуллин)[5], но и специалисты неюридического профиля (О.В.Зыков, P.P.Максудов, М.Г.Флямер, Н.Л.Хананашвили)[6].

Фундаментальными в развитии представлений о ювенальной юстиции в России в настоящее время являются исследования доктора юридических наук, профессора Э.Б.Мельниковой, основные положения которых отражены в монографиях, учебных пособиях, проекте Закона о ювенальной юстиции в РФ и многочисленных научных статьях указанного автора.[7]

Вместе с тем следует отметить, что в научной литературе отсутствует единый подход к определению понятия «ювенальная юстиция»; до сих пор не предложена целостная концепция в области правосудия по делам несовершеннолетних; не сформирована адекватная практика применения зарубежного опыта в разработке теоретико-практической модели ювенальной системы в России.

Актуальность исследования и практическая значимость послужили основаниями для определения темы нашего исследования: «Предпосылки и перспективы становления и развития системы ювенальной юстиции в современной России».

Целью дипломной работы является комплексное, системное исследование проблем становления и развития ювенальной юстиции в России.

Достижение указанной цели обусловило постановку и последовательное решение следующих научных задач:

Ø определить содержание понятия «ювенальная юстиция»;

Ø выделить предпосылки и основания становления системы ювенальной юстиции в России;

Ø проанализировать и обобщить опыт становления и развития отечественной системы ювенальной юстиции в дореволюционный и советский периоды;

Ø выявить особенности и проблемы процесса формирования комплексной системы ювенальной юстиции в современной России;

Ø обозначить перспективы развития отечественной системы ювенальной юстиции.

В качестве объекта исследования выступает ювенальная юстиция России как система судебных и социальных учреждений, направленных на предупреждение преступности несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов.

Предметом исследованияявляется совокупность сформировавшихся общественных правоотношений, исторических, теоретических и организационных основ и предпосылок, определяющих специфику становления и развития отечественной системы ювенальной юстиции.

Теоретическая и методологическая база исследования. Общую методологию данного исследования составили принципы объективности и историзма, преемственности и системности, являющиеся общепринятыми. Теоретической основой исследования послужили работы зарубежных и отечественных авторов, касающиеся проблем становления и развития ювенальной юстиции.

Нормативной базой исследования явились Конституция РФ, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985); Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990); Правила ООН, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы (1990); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), ряд других нормативных актов, регламентирующих общественные отношения в сфере правосудия несовершеннолетних.

Эмпирическую базу исследованиясоставили материалы периодической печати, научной литературы, а также вторичные эмпирические данные (результаты экспертного опроса, проведенного на территории Саратовской области «Проблемы специализации и профессионализма кадров в ходе становления ювенальной юстиции в РФ»). КОГДА? НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗАТЬ ДАТУ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА

Структура исследования. Поставленная цель и задачи определили целесообразность структуры дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

ГЛАВА I. Теоретические и социальные ОСНОВАНИЯ создания системы ювенальной юстиции

§ 1. Ювенальная юстиция: содержание понятия

Некоторые предварительные замечания относительно ювенальной юстиции. Специфика ювенальной юстиции заключается, прежде всего, в комплексном ее характере. Ювенальная юстиция родилась в результате встречного движения юристов, стремившихся в решении сложных проблем детской и подростковой преступности, выйти за узкие и формализованные рамки нормативных предписаний, и людей, занимавшихся социальной работой, и старавшихся в своей деятельности по преодолению девиантного поведения детей и подростков получить поддержку полицейских, судей и других должностных лиц, в чьем ведении, в конце концов, и оказывались молодые люди так называемой «группы риска».[8]

Чаще всего под юстицией понимают отправление правосудия, т.е. деятельность, присущую судам. Однако даже в официально-юридической терминологии не ограничиваются употреблением слова «юстиция» исключительно в отношении судов и судебной деятельности. Практически во всех государствах есть министерства юстиции, которые не входят, как известно, в судебную систему и представляют собой органы государственного управления. В России, например, Министерство юстиции (в том числе и через свои подразделения) ведает организацией нотариата, ведением записей актов гражданского состояния, регистрацией нормативных правовых актов, регистрацией общественных объединений, отчасти — законопроектными работами Правительства, исполнением наказаний и судебных решений по гражданским делам и некоторыми другими вопросами. В не меньшей и даже большей степени невозможность замкнуться при отправлении правосудия исключительно в рамках судебных органов проявляется в ювенальной юстиции.

Безусловно, основу ювенальной юстиции составляют специализированные суды (судьи) по делам несовершеннолетних. Однако, очевидно, что, учитывая специфику разбираемых ими дел, успешно работать они могут только с опорой на помощь психологических служб, педагогических кадров, социальных работников. Нельзя также забывать, что в судебном разбирательстве участвуют не только судьи, но и прокуроры и адвокаты. При этом, естественно, смысл существования ювенальной юстиции состоит не просто в том, чтобы дела несовершеннолетних рассматривались специализированными судами, а в том, чтобы благодаря адекватным судебным решениям повторная преступность свелась бы к минимуму или, в идеале, вообще бы сошла на «нет». А также в том, чтобы в результате профилактических мер, в том числе и путем своевременной защиты прав ребенка и разрешения различного рода конфликтов, в которые вовлечены дети, количество несовершеннолетних с делинквентным поведением стремилось бы к нулю. Ясно, что с решением всех этих задач, стоящих перед ювенальной юстицией, судам в одиночку не справиться. Поэтому, наряду с судебными, имеются и другие государственные и муниципальные органы, а также неправительственные организации, имеющие непосредственное отношение к ювенальной юстиции. Суды по делам несовершеннолетних не в состоянии эффективно осуществлять возложенные на них функции вне системы ювенальной юстиции.

Кроме того, слово «юстиция» заимствовано из латыни и может быть переведено как «справедливость», «законность», «правомерность». Сноска!!! Исходя из этих значений рассматриваемого слова, вряд ли всю систему юстиции можно свести только к деятельности судов, хотя, конечно же, судам в данной сфере принадлежит весьма значимая роль. Вместе с тем на обеспечение справедливости, законности, правомерности поведения людей и деятельности органов и организаций направлена деятельность различных государственных органов. Латинское слово «justitia» происходит от слова «jus», что означает «право» в разнообразных его значениях, включая и «субъективное право». Сноска!!!

Этимологически термин «ювенальный» берет свое начало от латинского слова juvenis (junior), что означает - молодой, юный, а также - молодой человек, юноша, девушка. Сноска!!!

Рассматривая элементы ювенальной юстиции, важно определить, что же именно следует понимать под самой ювенальной юстицией. Среди ученых и практиков до сих пор нет единого мнения о том, какое место занимает ювенальная юстиция в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Одни авторы считают, что ювенальная юстиция - элемент системы профилактики. Другие полагают, что профилактика входит в ювенальную юстицию. Так, С.Н.Апатенко считает, что «ювенальная юстиция – это специальная система взаимодействующих институтов, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сноска!!!

Некоторые авторы отождествляют понятие ювенальной юстиции с ювенальным судом. В частности, А.В.Лихтенштейн полагает, что «ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних и имеющую задачи: судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних». Сноска!!!

Член Конституционного совета доктор юридических наук С.Ф.Бычкова отмечает несколько понятий ювенальной юстиции:

1) система особого судопроизводства по делам о правонарушениях несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемые деяния и достигших возраста уголовной ответственности;

2) система норм и институтов, связанных с ребенком как субъектом правонарушений, независимо от его возраста и категорий правонарушений;

3) система, включающая не только соответствующее законодательство, но и комплекс государственных и иных органов и организаций, имеющих своим назначением защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; осуществляющих правосудие в отношении несовершеннолетних, реагирование на правонарушения несовершеннолетних. Сноска!!!

По мнению С.Ф.Бычковой, оптимальным представляется последнее определение, «так как в случае принятия его в качестве базового могут быть в максимальной мере реализованы принципы ювенальной юстиции, которые обусловливают выделение ее из общей юстиции: преимущественно охранительная ориентация, воспитание, социальная насыщенность, максимальный учет при осуществлении процессуальных действий и принятии процессуальных решений в отношении несовершеннолетних их индивидуальности». Сноска!!!

В то же время анализ вышеприведенных определений позволяет сделать вывод о том, что они рассматривают только юридическую основу, т.е. правовые акты, регламентирующие деятельность ювенальных судов и нормативные акты, направленные на правовую защиту прав несовершеннолетних. С этим можно не согласиться, поскольку ювенальной юстиции присущ и социальный аспект, в который заложены идеи, направленные на воспитание, социальную защиту несовершеннолетнего, сокращение вредного влияния на детей и подростков судебного рассмотрения дел и строгости уголовных наказаний.

Так, С.В.Яровая, преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной академии права, отмечает, что «приверженцами ювенальной юстиции становятся в первую очередь не юристы, а представители иных областей знания: врачи, психологи, педагоги… В этом общественном процессе есть одна особенность — неюристы расширяют теоретическое и практическое пространство ювенальной юстиции, перенося акценты на соответствующие методико-психологические, социальные службы помощи детям и подросткам, забывая, что базовые правовые основы ее деятельности должны разрабатываться профессионалами-юристами… и основное содержание данного понятия — это, прежде всего, правосудие и центральным его звеном является суд». Сноска!!!

Однако осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних тесно связано с деятельностью специализированных органов и вспомогательных социально-психологических служб ювенального профиля, которые способствуют эффективности функционирования ювенальных судов «как до рассмотрения дела судом, так и после принятия им судебного решения». Иначе говоря, теоретический и практический вклад неюристов, т.е. различных методико-психологических, социальных служб помощи детям и подросткам, так же значителен, как и юристов.

Правовые и социальные основы ювенальной юстиции должны находиться в постоянном взаимодействии, которое составляет механизм защиты прав ребенка. Под таким механизмом следует понимать систему социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Под ювенальной юстицией понимается система отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, охватывающая специализированные судебные органы, иные государственные и муниципальные органы и учреждения, неправительственные организации, нацеленные на решение проблем детей в трудной жизненной ситуации, приведшей к конфликту с законом, путем принятия в соответствии с их статусом и полномочиями мер, сочетающих в себе способы воздействия как формально-юридические (в том числе принуждение), так и психологические, педагогические, социальные. Сноска!!!

Таким образом, в понятие ювенальной юстиции необходимо вкладывать как правовую, так и социальную основы, поскольку правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних, устанавливаются исходя из особенностей личности несовершеннолетнего, которые исследуются социальными работниками. Социальный работник, по сути, является помощником судьи: он исследует социальную ситуацию и особенности личности правонарушителя, а также вырабатывает индивидуальные программы реабилитации. В связи с этим можно говорить, что социальная насыщенность ювенальной юстиции не может быть достигнута судом без привлечения к участию в процессе специалистов других служб и учреждений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.