Сделай Сам Свою Работу на 5

МАШИНЫ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ В





НАСАЖДЕНИЯХ

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К ОБРАБОТКЕ И ОРУДИЯМ

 

В садах, виноградниках и ягодниках обрабатывают почву с целью обеспечения хорошего ежегодного роста и плодоношения деревьев, закладки плодовых почек, завязывания и нормального развития, а также хорошей подготовки растений к зиме. Исходя из этих основных задач, в садах применяется система содержания почвы, которая складывается из введения черного пара, кратковременного культурного задернения почвы благодаря посеву смеси бобовых и злаковых многолетних трав в течение 2 лет, летнего посева на зеленое удобрение, внесения минеральных и органических удобрений, мульчирования почвы, снегозадержания, использования талых вод, а в нужных случаях полива растений.

Обрабатывают почву в садах, виноградниках и ягодниках с учетом возрастного и породного состава растений. Яблоня и груша имеют глубоко залегающую корневую систему, а потому и проводится глубокая обработка почвы в их междурядьях. Для вишни и сливы характерно поверхностное горизонтальное распространение корневой системы. В междурядьях этих растений почву обрабатывают на меньшую глубину. К обработке почвы в садах, виноградниках и ягодниках предъявляются следующие основные требования: 1) не допускать повреждения растений машинами и орудиями; 2) максимально сократить ширину приствольных, прикустовых полос и сократить количество разъемных борозд и свальных гребней, сильно ухудшающих рельеф поверхности почвы в междурядьях.



 

ОРУДИЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ

 

Основными орудиями обработки почвы в садах, виноградниках, ягодниках являются плуги, плуги-лущильники, культиваторы, дисковые бороны, фрезы, зубовые бороны и шлейфы.

Большое распространение в садоводстве получили специальные гидрофицированные плуги: плуг садовый трехкорпусный ПСГ-3-30А, плуг-лущильник садовый пятикорпусный ПЛС-5-25А. Для рыхления и подрезания сорной растительности в междурядьях плодово-ягодных насаждений применяются: культиватор садовый гидрофицированный КСГ-5, культиватор садовый КСЛ-5, садовые дисковые бороны БДН-1,3, БДС-3,5 и БДСТ-2,5, садовые фрезы ФС-0,9, ФСН-0,9Г и почвенная фреза ФП-2 с переменной шириной захвата. Межствольные полосы в садах обрабатывают выдвижными секциями культиваторов КСГ-5, КСЛ-5, а также фрез ФС-0,9 и ФСН-0,9Г. Приспособление для обработки межствольных полос ПМП-0,6 с шириной захвата 0,6 м используется для обработки почвы в ряду между деревьями как самостоятельное орудие или в агрегате с почвообрабатывающими орудиями. Плуги-рыхлители виноградниковые ПРВН-2,5А и ПРВН-1,5А, виноградниковая универсальная машина ВУТ-2,5 и их приспособления предназначены для выполнения комплекса работ в виноградниках. Для ухода за виноградной школкой в междурядьях шириной 1,1-1,2 м используется навесная машина УШ-2,2. В случае отсутствия в хозяйствах специальных садовых машин в садоводстве, особенно в молодых садах с широкими междурядьями могут быть использованы плуги, культиваторы, дисковые бороны общего назначения. Применение последних дает такое же качество обработки, но остаются широкие необработанные приствольные полосы, требующие затрат на их обработку.



Агротехнические требования, предъявляемые к пахоте в садах.В междурядьях плодового сада почву пашут в установленные агротехнические сроки на заданную глубину. В середине междурядий пашут на глубину 18-22 см, вблизи штамбов деревьев – 10-15 см. Все виды вспашки на глубину свыше 18 см перепашки производятся плугом с предплужниками. Оборот пласта при пахоте должен быть полным, с хорошим крошением пахотного слоя. Надо тщательно заделывать сорные растения, органические и минеральные удобрения без повреждения корней плодовых растений. Поверхность пашни не должна иметь гребней и глубоких борозд.



Плуг-лущильник садовый ПЛС-5-25А. Предназначен для лущения и вспашки почв на глубину до 18 см в междурядьях молодых и плодоносящих садов и кустарниковых ягодников. Он также может быть использован для обработки почвы под зерновые и технические культуры как орудие общего назначения на почвах с удельным сопротивлением до 0,6 кг/см2. Плуг-лущильник прицепной, гидрофицированный, пятикорпусный, ширина захвата каждого корпуса – 25 см. Агрегатируется с тракторами класса 1,4, оборудованными раздельной гидросистемой.

 

 

 

Рисунок 39 – Плуг-лущильник садовый ПЛС-5-25А:

1 – заднее колесо; 2 – двуплечий рычаг механизма заднего колеса; 3 – тяга; 4 – рама; 5 – балка жесткости; б – кронштейн; 7 – гидроцилиндр; 8 – кулак полевой оси; 9 – механизм полевого колеса; 10 – планка связи; 11 – штурвал механизма бороздного колеса; 12 – винт механизма бороздного колеса; 13 – винт механизма полевого колеса; 14 – кронштейн механизма полевого колеса; 15 – полевое колесо; 16 – прицеп; 17 – бороздное колесо; 18 – корпус; 19 – кулак полевой оси

Он состоит (рис. 39) из рамы, корпусов 18, ходовой части, механизмов полевого 9, бороздного и заднего колес и прицепа 16. Предплужников и дискового ножа он не имеет. В транспортное положение плуг-лущильник поднимается гидроцилиндром 7, установленным на раме плуга. Плуг-лущильник имеет плоскую раму, состоящую из стальных полос (грядилей) и распорок, скрепленных болтами и гайками. Для предохранения рамы от прогиба и провисания установлена балка жесткости 5, которая крепится на раме хомутами и планками. Последние два грядиля рамы съемные, что позволяет использовать плуг-лущильник с пятью, четырьмя и тремя корпусами. Передние концы первого и третьего грядилей отогнуты вниз и имеют ряд отверстий по высоте для крепления и установки прицепа.

Рабочим органом плуга-лущильника является корпус 18, состоящий из лемеха, отвала, полевой доски и стойки. Лемех корпуса трапециевидной формы имеет утолщение, позволяющее оттянуть его при ремонте и придать прежнюю форму. Отвал плуга культурный, стальной и имеет закаленную наружную поверхность. Лемех, отвал и полевая доска крепятся к стальной литой стойке болтами с потайными головками. Стойка корпуса своей головкой крепится к раме двумя болтами. Ходовая часть плуга-лущильника включает полевое 15, бороздное 17 и заднее 1 колеса. Полевое и бороздное колеса имеют одинаковое устройство. Колесо с втулкой надевается на полуось и удерживается корончатой шайбой и чекой. Полуось вставляется в отверстие кронштейна оси и закрепляется стопорным винтом. При износе одного конца полуось перевертывают и закрепляют другим концом. В транспортное положение плуг-лущильник поднимается гидроцилиндром 7. Гидроцилиндр крепится на раме плуга-лущильника. При установке гидроцилиндра на раму плуга необходимо одно отверстие гидроцилиндра закрыть сапуном. При подаче масла в заднюю часть цилиндра поршень перемещается вперед, шток поршня поворачивает полевую и бороздную оси и осуществляется подъем рамы плуга-лущильника в транспортное положение. При выпуске масла из цилиндра рама плуга-лущильника под собственной массой опускается в рабочее положение.

 

 

Рисунок 40 – Механизм полевого и бороздного

колеса плуга-лущильника ПЛС-5:

1 – бороздное колесо; 2 – винт механизма полевого колеса; 3 – кронштейн; 4 – винт механизма бороздного колеса; 5 – штурвал; 6 – планки связи; 7 – упор оси полевого колеса; 8 – упор кулака для крепления гидроцилиндра; 9 – кулак механизма полевого колеса; 10 – кулак для крепления гидроцилиндра; 11 – кулак механизма бороздного колеса; 12 – кронштейн для крепления гидроцилиндра; 13 – тяга заднего колеса; 14 – ось полевого колеса; 15 – полевое колесо; 16 – стойка корпуса; 17 – отверстие для крепления прицепа

Механизм полевого колеса (рис. 40) служит для регулирования и установки плуга на заданную глубину пахоты, а также для подъема рамы плуга вручную в транспортное положение. Этот механизм состоит из кронштейна 3, закрепленного на раме плуга, винта 2 с рукояткой и гайкой, соединенной с кулаком 9, укрепленным шарнирно на полевой оси. При вращении рукоятки винт 2 входит в гайку и скоба, соединяющая планки кулака 9, давит на упор 7, приваренный к оси, в результате чего ось полевого колеса поворачивается в подшипниках, колесо откатывается назад и рама плуга-лущильника поднимается. При обратном вращении винта скоба кулака отходит от упора, полевая ось под действием тяжести плуга поворачивается в обратном направлении, и рама плуга-лущильника вместе с корпусами опускается. Винтом механизма полевого колеса при работе регулируется глубина вспашки.

Механизм бороздного колеса служит для выравнивания рамы плуга-лущильника при регулировании глубины пахоты механизмом полевого колеса. Этот механизм состоит из кулисы, винта 4 со штурвалом 5, гайки и планок 6, соединяющих гайку с кулаком 11, приваренным к оси полевого колеса. При вращении штурвалом винта гайка перемещается вверх или вниз и планки, соединенные с кулаком полевой оси, вызывают поворот оси бороздного колеса независимо от оси полевого колеса. Механизмом бороздного колеса при работе выравнивают раму плуга-лущильника и добиваются ее горизонтального положения. Кроме того, штурвалом этого механизма поднимают бороздное колесо на половину глубины пахоты относительно полевого колеса для проведения первой борозды. Механизм бороздного колеса одновременно связывает ось полевого колеса с осью бороздного колеса. При подъеме плуга лущильника в транспортное положение поворот оси полевого колеса передается через планки связи на ось бороздного колеса и одновременно происходит подъем рамы со стороны бороздного колеса.

Механизм заднего колеса (рис. 41) служит для подъема в транспортное положение задней части плуга-лущильника и для регулировки заднего колеса в рабочем положении. Он состоит из кронштейна 7, двуплечего рычага 9, стакана 5 с осью заднего колеса 2 и двух регулировочных болтов 3. Основой механизма служит кронштейн 7, состоящий из двух изогнутых полос и приварной планки 6. Между двумя полосами в верхней части помещен двуплечий рычаг 9, который может поворачиваться в вертикальной плоскости относительно болта 8. К верхнему концу рычага прикреплена тяга 10, связывающая механизм заднего колеса с кулаком оси полевого колеса.

 

 

Рисунок 41 – Механизм заднего колеса плуга-лущильника

ПЛС-5-25А:

1 – колесо; 2 – ось заднего колеса; 3 – болты регулировочные; 4 – кронштейн; 5 – стакан; 6 – планка; 7 – кронштейн; 8 – болт двуплечего рычага; 9 – двуплечий рычаг; 10 – тяга; 11 – лапки приварные; 12 – болт стакана; 13 – масленка

Нижний конец рычага снабжен роликом, который прикасается к нижней плоскости стакана 5. Литой стакан сложной формы с кольцевыми выступами помещен между полосами кронштейна в нижней изогнутой части. Стакан также может поворачиваться в вертикальной плоскости относительно болта 12. В стакан вставлен верхний вертикальный конец оси заднего колеса. В вырезе стакана расположен кронштейн 4, закрепленный жестко на оси колеса. Кронштейн имеет два регулировочных болта 3, головки которых упираются в лапки 11, приваренные к полосам кронштейна.

При переводе плуга-лущильника из рабочего положения в транспортное ось полевого колеса поворачивается вместе с кулаком и тяга 10 заднего колеса оттягивает верхний конец двуплечего рычага 9. Нижнее короткое плечо рычага давит на стакан снизу и поворачивает его. Вместе со стаканом поворачивается задняя ось с колесом. При этом колесо подкатывается под раму, поднимая плуг-лущильник в транспортное положение. При переводе плуга-лущильника в рабочее положение тяга ослабляется, заднее колесо откатывается назад, и рама плуга-лущильника опускается, стакан поворачивается в обратном направлении, пока болты не упрутся в лапки, приваренные к полосам кронштейна. Установка заднего колеса по высоте регулируется болтами так, чтобы в рабочем положении обод колеса располагался ниже лезвий лемехов на 1-1,5 см.

Прицеп плуга состоит из сектора, двух склепанных тяг, передней тяги с серьгой, предназначенной для соединения с трактором. Прицеп шарнирно соединен двумя серьгами к загнутым вниз грядилям рам. На грядилях рамы имеются отверстия, переставляя по которым прицеп, можно регулировать глубину обработки. На секторе прицепа имеются отверстия, дающие возможность установить тягу под углом и сместить орудие в сторону на 80 см для обработки почвы под кронами деревьев. Прицеп имеет предохранитель в виде перерезаемой шпильки, а потому болты, соединяющие склепанные тяги с передней тягой прицепа, нельзя сильно затягивать.

При работе плуга-лущильника лемех каждого корпуса отрезает горизонтальную плоскость шириной 25 см и передает на отвал. Отвал крошит пласт, частично оборачивает и сбрасывает его в борозду, образованную предыдущим корпусом. Лемехи плуга-лущильника при лущении и вспашке обеспечивают хорошее подрезание сорной растительности. Ширина его захвата 125 см. Расчетная производительность при скорости трактора 4,67 км/ч – 0,58 га/ч. Масса машины – около 575 кг.

Плуг садовый гидрофицированный ПСГ-3-30А. Предназначен для вспашки почв в междурядьях молодых и плодоносящих садов в равнинных условиях и на поперечных склонах с углом не более 7°. Может быть использован как плуг общего назначения. Плуг ПСГ-3-30А отличается от аналогичных плугов общего назначения устройством прицепа, рамы, изгибом оси полевого колеса и более узкой расстановкой колес, позволяющей корпусам плуга близко подходить к штамбу плодовых деревьев. Агрегатируется плуг с тракторами класса 1,4, оборудованными раздельно-агрегатной гидравлической системой. Плуг ПСГ-3-30А (рис. 42) состоит из плоской рамы, опирающейся на полевое, бороздное и заднее колеса, трех стандартных плужных корпусов, трех предплужников, дискового ножа, механизмов полевого, бороздного и заднего колес, механизма подъема от выносного гидравлического цилиндра и прицепа. Плуг снабжается угольником для прицепки зубовой бороны. Корпус, предплужник и нож являются рабочими органами плуга. Каждый корпус состоит из литой стойки и прикрепленных к ней лемеха, отвала и полевой доски. Лемех долотообразной формы. На нижней его стороне имеется утолщение, позволяющее оттянуть лезвие по мере его износа. К плугу по заказу поставляются лемехи, наплавленные твердым сплавом. Отвалы корпуса садового плуга культурной формы. В сочетании с предплужниками они хорошо крошат и оборачивают пласт, а также полностью заделывают растительные остатки. Полевая доска последнего корпуса имеет сменную пятку. Предплужник представляет собой небольшой корпус с шириной захвата 20 см. Он состоит из стойки, лемеха и отвала культурной формы. Предплужники крепятся впереди основных корпусов с левой стороны грядилей рамы державкой и скобой. Такое крепление предплужника позволяет перемещать его вдоль грядилей рамы и по высоте в зависимости от условий работы.

 

 

Рисунок 42 – Плуг садовый гидрофицированный ПСГ-3-30А:

1 – угольник для прицепки зубовой бороны; 2 – балка жесткости; 3 – тяга механизма заднего колеса; 4 – гидроцилиндр; 5 – штурвал механизма бороздного колеса; 6 – штурвал механизма полевого колеса; 7 – шланг; 8 – серьга; 9 – удлинитель; 10 – тяга; 11 – сектор прицепа; 12 – серьга; 13 – передние колеса; 14 – предплужник; 15 – корпус; 16 – стойка корпуса; 17 – заднее колесо

У предплужника последнего корпуса устанавливается стандартный дисковый нож, представляющий собой стальной диск, вращающийся в вилке, надетой на коленчатую стойку. Диаметр диска ножа – 390 мм, толщина – 4 мм. Диск ножа вращается в роликовых подшипниках, которые смазываются через масленку. Стойка ножа крепится к грядилю скобой и накладкой. При установке нож перемещают вверх и вниз, а также вдоль ипоперек рамы.

Рама плуга состоит из грядилей и распорок, скрепленных между собой болтами. Задний грядиль рамы отъемный, что дает возможность использовать плуг с двумя корпусами. Полевое и бороздное колеса плуга имеют одинаковое устройство. Все механизмы плуга ПСГ-3-30А по своему устройству и принципу действия аналогичны соответствующим механизмам садового плуга-лущильника ПЛС-5-25А. Вращением штурвала механизма полевого колеса регулируют глубину пахоты, а при необходимости переводят плуг из рабочего положения в транспортное. Винтом механизма бороздного колеса выравнивают плуг в горизонтальное положение при изменении глубины обработки. Этим же винтом поднимают бороздное колесо для проведения первой борозды в начале пахоты.

Заднее колесо воспринимает боковое давление почвы на плуг, разгружая от него полевую доску последнего корпуса. Кроме того, заднее колесо при переводе плуга в транспортное положение поднимает заднюю часть плуга и при работе удерживает задний корпус на установленной глубине вспашки. Положение заднего колеса при пахоте устанавливают двумя упорными болтами, позволяющими регулировать колесо в вертикальной и частично в горизонтальной плоскостях. При правильной установке заднее колесо должно стоять ниже уровня корпусов на 1-1,5 см и упираться снизу ребром обода в стенку борозды, разгружая полевую доску от боковых давлений. Тяга заднего колеса в рабочем положении плуга должна немного провисать, а в транспортном положении она натянута. Длину тяги регулируют в зависимости от транспортного просвета для заднего корпуса. В транспортном положении задний корпус должен подниматься на высоту не менее 10-15 см. Подъем плуга из рабочего положения в транспортное выполняется гидроцилиндром, связанным с гидросистемой трактора. Рукоятка управления гидросистемой находится в кабине трактора. Гидроцилиндр (рис. 43) устанавливают на плуге в кронштейнах 1 и закрепляют быстросъемными пальцами. К плугу прилагаются шланг, состоящий из двух частей длиной по 150 см, проходной штуцер и запорное устройство. Проходной штуцер служит для соединения цилиндра со шлангом, а запорное устройство – для предохранения масла от утечки при отсоединении плуга. На тяге прицепа плуга смонтирован стояк со скобой для крепления шланга.

Для крепления гидроцилиндра 8 на раме плуга установлен кронштейн 1, к которому крепится вилка крышки гидроцилиндра. Головка штока гидроцилиндра крепится к кулаку 3, шарнирно соединенному с упором, приваренным к оси полевого колеса. При подаче масла по шлангу в цилиндр поршень со штоком перемещаются и поворачивают ось полевого колеса, плуг переводится из рабочего положения в транспортное. Гидроцилиндр обычно используется только для подъема плуга. В рабочее положение плуг опускается под действием собственной массы.

Прицеп садового плуга состоит из поперечной планки с дугообразным сектором и двух тяг с прицепной серьгой. На дуге сектора имеются отверстия, дающие возможность закрепить дугу под углом и отвести плуг в сторону на 74 см вправо или влево от центральной линии трактора. Такое устройство прицепа дает возможность отвести трактор в сторону от рядка деревьев и уменьшить ширину необработанных приствольных полос. Краме плуга с правой стороны крепится угольник с растяжкой для прицепки одного звена зубовой бороны. Это дает возможность одновременно с пахотой выровнять поверхность.

 

Рисунок 43 – Гидроподъемник плуга ПСГ-3-30А:

1 – кронштейн; 2 – ось бороздного колеса; 3 – кулак; 4 – ось полевого колеса; 5 – головка штока; 6 – упор штока; 7 – сапун; 8 – гидроцилиндр ЦС-100; 9 – шланг

Технологический процесс работы плуга не отличается от плугов общего назначения. Нож при работе плуга разрезает пласт в вертикальной плоскости, облегчая работу корпуса и предплужника. Предплужник срезает верхний слой почвы толщиной 8-10 см, поднимает, переворачивает и отбрасывает его на дно борозды. Лемех основного корпуса подрезает нижнюю часть пласта, крошит его и, немного приподняв, передает на отвал, который поднимает, оборачивает и крошит пласт.

Ширина захвата корпуса – 30см; плуга – 90 см. Производительность плуга при рабочей скорости агрегата до 5 км/ч составляет 0,4 га/ч. Масса плуга – 660 кг.

Подготовка к работе и регулировка плугов. Перед началом пахоты сады осматривают, очищают сад от чатал, сучьев, мусора, посторонних предметов, которые могут мешать при работе. Ямы и канавы в междурядьях насаждений засыпают, бугры выравнивают. В отдельных случаях по указанию садовода поникшие ветви удаляют или подвязывают. При осмотре сада определяют возможность поворотов и заездов на концах гонов и способы движения агрегатов. Устанавливают ширину защитных зон и глубину вспашки в междурядьях.

Трактор подготавливают к пахоте. Его оборудуют щитами-обтекателями, которые защищают насаждения от повреждений гусеницами и колесами. При необходимости укорачивают выхлопную трубу.

Для вспашки гидрофицированным садовым плугом или садовым плугом-лущильником с трактора снимают основной гидроцилиндр или используют выносной гидроцилиндр и устанавливают на раму плуга головкой штока к кулаку на полевой оси, и закрепляют быстросъемными пальцами. Вилку крышки гидроцилиндра прикрепляют к кронштейну, установленному на раме плуга. Отверстия на корпусе гидроцилиндра для присоединения шлангов располагают сверху. Отверстие гидроцилиндра с отметкой «П» заглушают сапуном, а в отверстие с отметкой «О» ввертывают штуцер и закрепляют шланг, состоящий из двух частей длиной 750 и 1500 мм, прилагаемых к плугу. Шланг закрепляют на стояке, на тяге прицепа. Шланги, соединяющие гидроцилиндр с распределителем на тракторе, должны иметь разрывную муфту, предохраняющую шланг от обрыва при срабатывании предохранителя на прицепе. Передвижной упор штока поршня гидроцилиндра закрепляют в крайнем верхнем положении.

Плуг устанавливают на ровную площадку и проверяют наличие и исправность всех деталей, узлов и механизмов плуга. Подтягивают гайки и смазывают трущиеся детали. Проверяют исправность лемехов, отвалов, предплужников и дискового ножа. При износе лезвий лемехи заменяют новыми. Предплужники садового плуга устанавливают так, чтобы расстояние по горизонтали от носка лемеха предплужника до носка лемеха основного корпуса было равно 25-30 см. Предплужники срезают верхнюю часть пласта толщиной 8-10 см. Полевой обрез предплужника должен выступать в сторону поля на 1-2 см. Дисковый нож устанавливают впереди предплужника последнего корпуса. Ось диска располагают над носком лемеха предплужника, а лезвие его на 2-3 см ниже носка лемеха. Диск ножа смещают на 1-3 см в сторону поля от полевого предплужника. Предварительную установку плуга на заданную глубину выполняют на ровной площадке до выезда в поле. Плуг переводят в рабочее положение. Под полевое колесо устанавливают подставку толщиной, равной глубине вспашки. Вращая штурвалы винтов полевого и бороздного колес в ту или иную сторону, выравнивают плуг так, чтобы лемехи и пятки полевых досок всех корпусов одинаково лежали на ровной площадке. Этой установкой пользуются при работе в саду, а потому положение винтов относительно гайки метят или записывают. Для проведения первой борозды бороздное колесо поднимают над опорной плоскостью плуга на высоту, равную половине глубины вспашки. Вращая винт механизма бороздного колеса, поднимают колесо и выравнивают плуг. Положение винтов относительно гайки также отмечают. Окончательную установку и регулировку плуга на заданную ширину и глубину пахоты выполняют в саду при его припашке или в начале работы. Плуг устанавливают для проведения первой борозды и нормальной вспашки, пользуясь данными, отмеченными при предварительной установке до выезда в сад. В процессе припашки проверяют устойчивость хода плуга по глубине и ширине захвата. Правильная установка плуга достигается регулировкой положения прицепа и механизмов полевого, бороздного и заднего колес. Тягу прицепа устанавливают так, чтобы задний корпус шел как можно ближе к стволам деревьев. Расстояние от стволов деревьев до плуга должно быть 28-35 см (рис. 44).

 

Рисунок 44 – Схема работы плугом в садах

Если при работе полевая доска заднего корпуса сильно вдавливается в дно борозды, то необходимо ее разгрузить и перенести часть давления на заднее колесо. Для этого нужно подвернуть болты вплотную к лапкам. При сильной нагрузке заднего колеса болты необходимо ослабить. Если передний корпус плуга заглублен меньше, чем остальные, то винтом механизма бороздного колеса выравнивают раму. При заглублении переднего корпуса больше, чем заднего следует переставить серьги прицепа на раме на одно отверстие ниже. Проверяют ширину захвата плуга. При правильной ширине захвата обод бороздного колеса должен идти по дну борозды на расстоянии 4-6 см от стенки. Обод не должен рвать стенку борозды и не отходить от нее вследствие неправильного хода трактора. Если трактор идет правильно, а плуг все же не дает требуемой ширины захвата, то переставляют тягу прицепа на секторе на одно отверстие влево или вправо.

Для вспашки почвы у штамбов деревьев составляют пахотные агрегаты со смещением плуга вправо или влево от продольной оси трактора. Для этого на плуге монтируют прицеп с удлиненной тягой, общей длиной до 2,5 м. Прицеп плуга двумя дополнительными планками удлиняют на 1 м, а на заднем колесе болтами закрепляют реборду. Удлинение прицепа позволяет сместить орудие влево или вправо на 2,5 м от продольной оси трактора до корпуса плуга. Реборды на ободе заднего колеса устраняют разворот плуга в сторону. Кроме того, плуг устанавливают с небольшим уклоном, в сторону междурядий так, чтобы корпус заглублялся на 10-12 см, а последующий – на 3-4 см глубже. Тракторист должен вести агрегат как можно ближе к деревьям, чтобы между бороздным колесом плуга и штамбом оставалось расстояние примерно 20-30 см. При этом нужно следить, чтобы плуг не повреждал штамбы деревьев, ветки, корневую систему. На первых проходах агрегат останавливают и проверяют качество работы и при необходимости изменяют установку и регулировку плуга. Для поворотов агрегата плуг переводят в транспортное положение и поворачивают плавно в сторону, противоположную смещению орудия.

Трактористу заранее должны быть известны глубина вспашки у штамбов деревьев, посередине междурядий, схема заездов и способы вспашки. Междурядья в садах пашут загонными способами: вразвал, всвал и комбинированным. При вспашке вразвал (рис. 45а) развальные борозды остаются посередине междурядий. Для первого прохода агрегата плуг смещают вправо от продольной оси трактора. Тягу прицепа переводят в крайнее левое положение, серьгу прицепа присоединяют к крайнему правому отверстию на прицепной скобе трактора. Плуг устанавливают с небольшим наклоном в сторону междурядий так, чтобы первый корпус заглублялся в почву на 10-12 см, а последующие на 3-4 см глубже. Сначала пашут со смещенным плугом у штамбов деревьев во всех междурядьях квартала. После вспашки под кронами деревьев прицеп плуга перемещают в центральное положение, увеличивают глубину вспашки и пашут оставшиеся полосы посередине междурядий. Повороты агрегата делают в соответствии с принятой схемой заездов в правую и левую сторону. Количество проходов агрегата в одном междурядии зависит от ширины агрегата и междурядий.

При вспашке всвал (рис. 45 б) развальные борозды остаются у штамбов деревьев, а свальные гребни – посередине междурядий. Вспашку начинают с середины междурядий и заканчивают у рядков деревьев. Для первых проходов агрегата плуг смещается вправо на незначительную величину от продольной оси трактора. Почву около рядков деревьев обрабатывают со смещением плуга влево, трактор направляется по вспаханной полосе.

Рисунок 45 – Схема движения пахотного агрегата при пахоте:

а – вразвал; б – всвал; в – комбинированно (1-9 – междурядья)

При комбинированной вспашке (рис. 45 в) отдельные междурядья полностью пашут агрегатом в одном направлении, а соседние в другом. Комбинированная пахота оказывает меньшее отрицательное влияние на рельеф, так как в междурядьях не образуется свальных гребней и развальных борозд. Вспашку начинают так же, как и пахоту – вразвал, со смещением плуга вправо. В каждом междурядье делают первый проход у одного из рядков. Затем обрабатывают середины междурядий при центральном положении прицепа. Вспашку заканчивают так же, как и при пахоте – всвал, у одного из рядков деревьев при смещении плуга влево. Применение комбинированной вспашки требует высокой квалификации тракториста и более частого изменения установок плуга. Вспашку междурядий всвал и развал следует чередовать. Если первая вспашка выполнялась вразвал, то последующая – всвал, и наоборот. В противном случае поверхность почвы в междурядьях сада будет гребнистой, а штамбы деревьев могут оказаться сильно заваленными землей. При применении комбинированной вспашки также следует чередовать направление, движения агрегата и отваливание пластов. Для улучшения поверхности почвы в междурядьях лучше всего, если позволяют условия, пахать в перекрестных направлениях последовательно: вдоль и поперек кварталов. Склоны на зиму пашут поперек. После вспашки в междурядьях сада обрабатывают поворотные полосы.

 

КУЛЬТИВАТОРЫ САДОВЫЕ

 

Культиватор садовый гидрофицированный КСГ-5 предназначен для обработки почвы в молодых и плодоносящих садах с шириной междурядья от 4 до 10 м. Культиватор снабжается набором рабочих органов и используется для подрезания сорной растительности при обработке полольными лапами на глубину 8-12 см; рыхления вспаханной и уплотнившейся почвы без оборота пласта рыхлительными лапами на глубину 14-20 см; мелкого рыхления и вычесывания сорняков пружинными зубьями при обработке на глубину до 6 см, обработки приствольных полос поворотной лапой на глубину до 8 см; нарезки поливных и водоудерживающих борозд бороздорезами на глубину 10-25 см, а также в полевых условиях как орудие общего назначения.

Для обработки приствольных полос культиватор имеет поворотную лапу, автоматически отклоняющуюся внутрь междурядья при подходе к штамбу деревьев обрабатываемого ряда. При работе в садах с пониклой кроной деревьев культиватор может быть навешен на трактор с выносом от центра на 3,2 м в сторону обрабатываемого ряда деревьев.

Культиватор КСГ-5 является навесным орудием с переменной шириной захвата и в зависимости от выполняемой работы агрегатируется с тракторами класса 1,2 и 3, оборудованными раздельно-агрегатной гидравлической системой. Для защиты ветвей деревьев от повреждения при работе выступающие части культиватора закрыты защитными кожухами. Основными узлами культиватора КСГ-5 (рис. 46) являются: рама 1, рабочие органы, опорные колеса, гидравлическая система с механизмом включения, устройство для навешивания на трактор, вертикальный нож и следоуказатель. Рама культиватора состоит из средней основной рамы с захватом 3 м и двух шарнирно-соединенных с ней приставных рамок охватом 1 м каждая.

На верхней плоскости основной рамы в ее средней части прикреплена навеска 4, служащая для навешивания культиватора на механизм навески трактора. Навеска выполнена в виде фермы и прикреплена к переднему и заднему швеллерам рамы. В зависимости от ширины захвата культиватора и состояния крон деревьев обрабатываемого сада навеска крепится в одном из двух положений относительно центра рамы. Нижние пальцы навески перестанавливаются в зависимости от класса трактора, на который навешивается культиватор. При навеске культиватора на трактор ДТ-75 наружные пальцы навески должны иметь диаметр 35 мм, а при навеске на другие тракторы пальцы переставляются меньшим диаметром наружу.

Культиватор имеет 4 опорных колеса. Средняя рама культиватора опирается на 2 колеса, а каждая из приставных рамок – на одно. Опорные колеса ограничивают заглубление рабочих органов культиватора. Глубину обработки почвы рабочими органами регулируют винтовыми механизмами, поднимающими и опускающими опорные колеса относительно рамы. Шарнирное соединение приставных рамок с основной рамой и опора каждой рамки на свои колеса обеспечивают культиватору хорошее копирование рельефа почвы в поперечном и продольном направлениях.

 

 

Рисунок 46 – Культиватор садовый гидрофицированный КСГ-5:

1 – рама; 2 – пружинный зуб бороны; 3 – чистик ручной; 4 – навеска; 5 – стойка вертикального ножа; 6 – колесо левое; 7 – полольная лапа переднего ряда; 8 – правое колесо основной рамы; 9 – полольная лапа заднего ряда; 10 – кожух; 11 – лапа поворотная; 12 – щуп

В комплект рабочих органов культиватора (рис. 47) входят: 9 стрельчатых полольных лап 1 захватом 250 мм, 9 стрельчатых полольных лап 2 захватом 330 мм, 11 рыхлительных лап 4, 19 малых зубьев бороны, 20 больших зубьев бороны, 4 бороздореза 6 и поворотная лапа 3. Полольные лапы по требованию изготовляются наплавленными твердым сплавом. Стрельчатые полольные лапы применяются для подрезания сорной растительности и устанавливаются в 2 ряда как на основной раме, так и на приставных рамках. Расстояние между стойками лап на раме – 250 мм, а между рядами – 600 мм. Перекрытие лап – 40 мм.

 

 

Рисунок 47 – Рабочие органы культиватора КСГ-5:

1 – полольная лапа захватом 250 мм со стойкой (передняя); 2 – полольная лапа захватом 330 мм со стойкой (задняя); 3 – поворотная лапа со стойкой; 4 – сменная рыхлительная лапа; 5 – пружинные зубья бороны; 6 – бороздорез

Лапы заднего ряда шириной захвата 330 мм крепятся к стойкам, имеющим дугообразную форму, а лапы переднего ряда шириной захвата 250 мм к прямым стойкам. Передние стойки имеют предохранители, работающие на срез. При монтаже стоек лап на раме культиватора необходимо отрегулировать положение лап. Режущие кромки полольных лап переднего и заднего рядов должны располагаться в одной плоскости. Положение стоек переднего ряда регулируют квадратными эксцентриковыми шайбами, имеющими метку на одной из сторон. Первоначально шайбы устанавливают меченой кромкой вниз, выкусом на кромке назад. При необходимости шайбы поворачивают попарно вверх, вниз или назад, так, чтобы они упирались в упоры на щеках. Положение стоек заднего ряда регулируют установкой в местах крепления прокладок-шайб толщиной 1 и 3 мм, диаметром 16 мм. Шайбы помещают между стойками и рамой культиватора. Рыхлительные лапы шириной 55 мм предназначены для глубокого рыхления почвы и устанавливаются на основной раме на одних и тех же стойках, жестко укрепленных на раме. В первом ряду размещены 6 лап, в последнем ряду 5 лап. Расстояние между стойками лап – 250 мм. Бороздорезы применяются для нарезки поливных и водоудерживающих борозд. Четыре корпуса бороздореза устанавливают на основной раме культиватора с расстоянием между стойками 832-834 мм. Пружинные зубья бороны служат для вычесывания сорняков и выравнивания поверхности почв. Зубья бороны собраны в 3 секции: основная секция шириной 3 м и две боковых – 1 м. Секции бороны подвешены к соответствующим рамам культиватора шарнирно с задней стороны. Воздействие зубьев бороны на почву регулируют нажимными пружинами, установленными на штангах подвески.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.