Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ 10. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СПАДА ПРОИЗВОДСТВА





Деятельность любого предприятия всегда связана с риском. Это касается и вновь создаваемых, и существующих и расширяющихся предприятий.

В планировании стратегии предприятию очень важно знать факторы, источники, формы проявления и методы оценки хозяйственного риска, что является условием его предотвращения.

Раздел состоит из двух частей:

В первой части рассматриваются все этапы рисков, с которыми предприятие может столкнуться: пожары и другие стихийные бедствия, забастовки, конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, нарушения поставок сырья, снижение платежеспособности населения и пр., а также источники и момент возникновения.

Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:

1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь.

2. Приводится программа страхования от рисков. В случае создания современной развитой системы коммерческого страхования в бизнес-планах, можно указывать типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования, до обеспечения валютных средств) из-за спекулятивных колебаний курсов валют (и на какие суммы их планируется приобрести).



Всю систему риска можно свести к следующим видам:

- производственный риск вызывает недостатки снабжения, задержки поставок сырья и комплектующих, снижение объема производства поставщиков, недостатки энергетического, топливного, ремонтного, диспетчерского и других видов обеспечения.

- коммерческийриск возникает в сфере реализации продукции. Падение спроса на продукцию из-за ухудшения финансового состояния ее потребителей (недостаток у них оборотных средств и сокращение объема производства), снижение платежеспособности населения, рост цен в связи с инфляцией, рост цен в связи с изменением налоговой и таможенной политики, рост цен на потребляемые энергоносители (особенно если энергоемкое производство), расчеты в маркетинговой стратегии и др.

- финансовыйриск (банковская сфера) связан с недостатком собственных оборотных средств, длительностью нахождения средств в расчетах, отсутствие гарантии предоставления ссуд, длительностью технологического цикла изготовления продукции при невозможности авансирования производства потребителями и др.



- инновационныйриск связан с эффективностью (рентабельностью) нововведения.

Планирование риска представляет собой прогнозную оценку возможных потерь ресурса при наступлении неблагоприятных обстоятельств и отклонений от намеченной стратегии, а также упущенной выгоды при осуществлении хозяйственных операций. При этом нужно по возможности оценить прогнозные величины потерь.

Потери, связанные с риском, могут быть:

- материальные потери - дополнительные затраты сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования и прочего имущества (оцениваться может в натуральных и стоимостных показателях);

- трудовые потери - незапланированные затраты рабочего времени могут выражаться в натуральных и стоимостных показателях. Внутрисменные и цело сменные простои рабочих могут быть оценены в человеко-часах, а также суммой доплат, выплаченной рабочим за вынужденные простои. Можно также оценить и объем продукции, который предприятие не выпустило в связи с остановкой производства.

- финансовые потери - могут иметь форму прямого денежного ущерба из-за непредвиденных обстоятельств (штрафы, пени, неустойки, не возврат дебиторской задолженности, уменьшение объемов реализации в следствии снижения цен на продукцию и т.д. Обесценивание финансовых ресурсов вследствие инфляции, запаздывание платежей, замораживание счетов и т.п.

- потери времени – если запланированный процесс производственно-хозяйственной деятельности идет медленнее, чем было предусмотрено. Вследствие этого происходит омертвление ресурсов, запаздывание поступления денежных потоков. (Оценка с помощью дисконтирования).



- особую группу потерь – составляют потери, связанные с нанесением ущерба престижу предприятия, оценить это количественно достаточно сложно.

В объеме курсовой работы может быть недостаточно данных для количественной оценки потерь, но выявить рыски, обозначить источники возникновения причин и потерь необходимо.

Также необходимо разработать мероприятия по предотвращению рисков и снижению угрозы потерь.

 

К методам снижения рисков относятся:

А. Правовые методы. К ним относятся:

1. Страхование- возмещение убытков и страховых фондов, формируемых за счет страховых взносов.

2. Поручительство – при недостатке средств у должника поручитель несет ответственность перед кредитором.

3. Залог – кредитор получает удовлетворения своего требования из стоимости заложенного имущества. Предметом залога может быть любое имущество: здание, оборудование, ценные бумаги, имущественные права.

4. Резервирование средств. Создание резервов на покрытие непредвиденных расходов, позволяет компенсировать риск, возникающий в процессе реализации планов предприятия. Определяется структура резерва, целевое распределение резерва между различными видами риска, корректируется план (бюджет, или распределение прибыли) в связи с формированием резервов.

Например, помимо регламентируемого резерва создается» резерв расширения производства», «резерв обновления техники и других средств производства», «резерв разработки нового товара», «резерв повышения квалификации и обучения персонала и рабочих» и т.п.

Б. Технические методы - основаны на внедрении технических средств, например, систем противопожарного контроля, банковских электронных расчетов, охранной сигнализации, средств, обеспечивающих безопасность труда, снижение трудозатрат, увеличение механизации работ, использование средств малой механизации и т.д.

В. Организационно-экономические методы.

Необходимо отметить, что наибольшему риску в рыночной экономике подвержены цены. Поэтому, планирование цены на реализуемую продукцию очень важный аспект.

Чем ниже наши затраты на производство, тем меньше наш риск потери прибыли при снижении цен.

Поэтому важно постоянно держать во внимании мероприятия, направленные на снижение затрат, а также необходимо избегать потерь, связанных с перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии и прочих материальных факторов производства из-за сбоев в производственном процессе. Также необходимо избегать снижения планируемых объемов производства и реализации продукции, вследствие уменьшения производительности труда, простоев оборудования, потерь рабочего времени, низкого качества продукции и др. причин.

Снижению риска в этой области будут способствовать:

- качественное среднесрочное и оперативное планирование и управление;

- календарные планы выполнения комплекса работ и отдельных работ;

- рациональная организация рабочего места;

- разработка графиков поставки комплектов материалов и изделий;

- своевременные заявки на материалы и размещение заказов на изготовление изделий, оснастки оборудования, контроль их качества;

- постоянный анализ транспортных расходов с целью снижения;

- разработка рациональных схем перемещения грузов внутри строительной площадки, рациональная организация складирования материалов, изделий;

- разработка экономической и надежной трассировки всех видов коммуникаций на строительной площадке;

- эффективное размещение и использование грузоподъемных механизмов (снижение эксплуатационных затрат);

- своевременный текущий, профилактический ремонт средств механизации и т.п.

Очень важно, с некоторой периодичностью, анализировать эффективность менеджмента с целью его адаптации к меняющимся внутренним и внешним условиям.

 

 

РАЗДЕЛ 11. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

 

Данный раздел бизнес-плана является обобщением предыдущих частей. В его состав студенту необходимо выполнить следующие расчеты:

- прогноз объемов выпуска и реализации (табл.11.1);

- прогноз издержек по годам (табл.11.2);

- расчет планируемой прибыли по предприятию (табл.11.3.)

- график достижений безубыточности;

- баланс денежных расходов и поступлений.

Прогнозирование объемов реализации является начальным этапом финансового планирования. Он призван дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией. При составлении прогноза могут использоваться экспертные методы. Исходные данные заложены в разделе 6 «Планирование маркетинга» При этом необходимо иметь в виду, что прогнозы реализации учитывают ожидаемое время продаж, реально же деньги на счет будут поступать с запаздыванием. Прогнозирование объема реализации производится с учетом рынков сбыта продукции или оказания услуг.

При составлении прогноза выпуска и реализации (таблица 11.1) и прогноза издержек (таблица 11.2) используются результаты раздела 3 «Прогнозирование производства продукции», раздела 5 «Оценка конкурентов» и раздела 7 «Организация производства».

 

Таблица 11.1. - Прогноз выпуска и реализации по годам

 

  № пп         Показатели   Годы
1-ый 2-ой 3-ий Общие суммы за 3 года
кварталы Всего за год
1.   2. 3.   Наименование работ (услуг) тыс.руб.(усл.ед.). Изделия, ед. 3. Реализация, тыс.руб. (усл.ед) в том числе: На рынке А Продано, ед Всего продано, тыс.руб (усл.ед)                
    На рынке В Продано,ед. Всего продаж, тыс.руб(усл.ед.)                
    На рынке С Продано,ед Всего продаж, тыс.руб(усл.ед.)                

 

Расчет издержек включает определение приблизительной величины затрат для каждого рынка и вычисления суммарных затрат на работы или услуги по всем рынкам для каждого года.

 

 

Таблица 11.2. - Прогноз издержек по годам

 

  № пп         Показатели   Годы
1-ый 2-ой 3-ий Общие суммы за 3 года
кварталы Всего за год
1.     1.11.2 1.3 Издержки за выполненную работу (оказанные услуги). ВСЕГО: В т.ч.: Рынок А Рынок Б Рынок С                

 

Расчет планируемой прибыли (таблица 11.3) по предприятию производится с учетом результатов сметы затрат на производство работ (оказание услуг) таблица 7.16.

 

Таблица 11.3. - Расчет прибыли по предприятию

 

№ пп     Показатели     Годы
1-ый 2-ой 3-ий Всего за 3 года
кварталы Всего за 1 год
1. 1. Выручка                
2. 2. Налоги и отчисления из выручки, ВСЕГО в т.ч. 2.1. НДС; 2.2. Целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды по единому платежу; 2.3. Отчисления в республиканские фонды по единому платежу                
3.   4. 5. 3. Переменные издержки, ВСЕГО в т.ч. 3.1. Затраты на материалы, сырье, комплектующие; 3.2. Топливо; 3.3. Электроэнергия; 3.4. Расходы на оплату труда производственного персонала; 3.5. Прочие. Переменная прибыль. Постоянные издержки. ВСЕГО: В т.ч.: 5.1. Расходы на оплату труда персонала; 5.2. Арендная плата за офисные и складские помещения; 5.3. Оплата коммунальных услуг; 5.4. Телефонные, почтово-телеграфные услуги; 5.5. Расходы на рекламу; 5.6. Расходы на канцелярские принадлежности.                    
  5.7 Услуги банков; 5.8.Командировочные расходы; 5.9. МБП; 5.10. Единый платеж от фонда заработной платы; 5.11.Отчисления в инновационный фонд; 5.12. Отчисления в фонд развития строительной науки; 5.13. Амортизационные отчисления; 5.14. Отчисления на социальное страхование.                  
6. 6. Прибыль организации                
7. 7. Прочие доходы (расходы)                
8. 8. Балансовая прибыль                
9. 9. Льготированная прибыль                
10. 10. Налогооблагаемая прибыль                
11. 11. Налоги из прибыли, ВСЕГО в т.ч.: 11.1. Налог на недвижимость; 11.2 Налог на прибыль;                  
12. 12. Чистая прибыль                
13. 13. Использование прибыли, ВСЕГО в т.ч. 13.1. Фонд потребления; 13.2. Фонд накопления; 13.3. Пополнение собственных оборотных средств; 13.4. Выплата учредителям.                  

 

 

При прогнозировании прибыли от реализации продукции необходимо произвести анализ безубыточности предприятия, который помогает определить тот минимальный необходимый объем реализации продукции (услуг), при котором предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли, но и не неся убытков.

Минимальный необходимый для безубыточной работы объем реализации продукции (Об ) определяется по формуле:

 

Рп

Об = --------

Пр ,

 

где:

 

 

Рп - постоянные расходы (тыс. руб. или у. е.);

Пр – относительная величина прибыли (%);

 

Пр

Пр = ----------- 100

Оп ,

 

где:

 

Пр - общая прибыль (тыс. руб. или условных единиц);

Оп - объем продаж (тыс. руб. или условных единиц.

 

Определение точки безубыточности необходимо производить для каждого года. Исходные данные для расчета заложены в таблице 11.1 (общий объем продаж), в таблице 11.3 (величина прибыли) и в таблице 7.16 (постоянные расходы).

В курсовой работе необходимо привести графики, показывающие, как изменение роста доходов от реализации и общих расходов предприятия зависит от объема реализации продукции (оказания услуг).

С помощью таких графиков можно наглядно показать точку безубыточности (рис.11.1)

 

Выручка

 
 


В о

 

Постоянные затраты

 

Переменные расходы

 

(.) безубыточности

 

     
 
 
 

 

 


V1 V0 V реализации продукции

 

Следующим этапом разработки финансового плана является составление баланса денежных расходов и поступлений, который позволяет оценить, сколько денег с разбивной по месяцам необходимо вложить в проект (таблица 11.4). Главная задача состоит в проверке синхронности поступления и расходования денежных средств.

 

 

Таблица 11.4. - Баланс денежных поступлений и платежей по предприятию на

I-ый год

 

№ пп   Статьи   Сумма по месяцам Всего за год
1. 1.1. 1.2.   1.3.   1.4.     1.4.1 1.4.2   1.4.3     1.4.4     1.5.   1.6. Платежи: Заработная плата; Отчисления в инновационный фонд Отчисления в фонд развития строительной науки. Налоги ВСЕГО В т.ч.: НДС; Единый платеж от фонда заработной платы; Целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды по единому платежу; Отчисления в Республиканские фонды по единому платежу. Стоимость материалов (платежи поставщикам) Прочие расходы                          
  Всего платежей                          
2. 2.1.   2.2. Денежные поступления Выручка от реализации продукции (оказание услуг) Выручка от коммерческой деятельности                          
  Всего поступлений                          
  Превышение поступлений над платежами                          

 

 

Партнерам по бизнесу и кредиторам важно знать финансовую обеспеченность деятельности предприятия и его ликвидность, чтобы гарантировать возврат вложений.

Для этого в бизнес – плане приводится баланс активов и пассивов на начало года, так как в нем виден весь имеющийся потенциал предприятия и источники формирования средств. (Таблица 11.5).

 

Таблица 11.5. - Сводный баланс предприятия

 

АКТИВ   ПАССИВ
I. Основные активы (недвижимость): -материальные активы; -нематериальные активы; -финансовая недвижимость; ИТОГО недвижимость   I.Собственные средства: -акционерный капитал (уставный фонд) -дополнительные средства вкладчиков -. Регламентированный резерв -. Прочие резервы -. Результат деятельности (прибыль) ИТОГО  
II. Оборотный капитал: 1. Товарно – материальные (запасы): - сырье и материалы; - запасы производственной продукции; - незавершенное производство; - малоценное имущество. 2. Дебиторы: - неоплаченные долги - авансы и задатки выданные 3. Свободные средства в кассе ИТОГО оборотные средства   II. Страховые средства - страхование имущества; - отчисления на социальное страхование; -налоги (с объема выручки, НДС); -страховой фонд ИТОГО  
III. Заемные средства: -.долгосрочные кредиты; - краткосрочные кредиты; - текущие обязательства; - неоплаченные счета поставщиков; - прочие долги; ИТОГО
ИТОГО АКТИВ S ИТОГО ПАССИВ S

 

Примечание к таблице :

Основные активы (или недвижимость):

1. Материальные активы – здания, сооружения, оборудование, транспортные средства

2. Нематериальные активы (движимая недвижимость) – патенты, лицензии, «ноу – хау», торговые марки

3. Финансовая недвижимость – акции других предприятий, ценные бумаги.

Анализ состояния и динамики изменений основного и оборотного капитала, состояние дебиторской и кредиторской задолженности позволяет оценить надежность предприятия, тенденции его развития, платежеспособность.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.