|
Укороченное твердое и (или) мягкое небо
Существуют различные виды укорочения твердого и мягкого неба. Может быть короткое твердое небо и нормальное мягкое, нормальное твердое небо и короткое мягкое, а также одновременное укорочение твердого и мягкого неба. Эти изменения могут сочетаться с расщелиной язычка.
Паралич небной занавески
При нормальном строении и размерах мягкого неба может возникать частичный или полный его паралич, приводящий к полной неподвижности или недостаточности функции [Kaplan et al., 1969; Messengill, 1972]. При изолированном парезе мягкого неба Schweiger, Netsel и Sommerfeld (1970) рекомендуют протез, который поднимает мягкое небо вверх и полностью перекрывает глотку в переднезаднем направлении. По бокам остаются просветы, благодаря которым осуществляется нормальное дыхание и воспроизведение носовых звуков м, н, нь. Kerrnan и соавт. (1973) описали успешное применение протеза у двух неврологических больных с тяжелой дизартрией.
Подслизистая расщелина неба
Подслизистая расщелина неба является врожденным дефектом, характеризующимся нарушением строения мышц небной занавески [Calnan, 1954J. При этом возникают такие же нарушения резонанса и артикуляции, как и при открытой расщелине небаПри этом язычок может быть нормальным или расщепленным, в задней части твердого неба может быть треугольный дефект, покрытый нормальной на первый взгляд слизистой. На самом деле слизистая истончена из-за отсутствия под ней мышечных волокон. Во время фонации она растягивается, и становится видимым костный дефект.
Аденоидэктомия
После удаления аденоидов могут возникнуть нарушения речи, сходные с теми, которые имеют место при расщелине неба, поскольку до удаления аденоиды принимают участие в нормальной функции небно-глоточного клапана.
Goode и Ross (1972) рекомендовали не производить аденоидэктомию при наличии признаков возможного развития гиперназальности и удалять только боковые участки аденоидов, не трогая срединную часть. Beeden (1972) считает, что ребенку с расщелиной язычка и дефектом твердого неба аденоидэктомия противопоказана.
У всех пациентов до удаления миндалин и аденоидов был нормальный или очень хороший голос. После операции речь стала гиперназальной и часто недостаточно разборчивой (в том числе и у 3 больных, которым была проведена только аденоидэктомия). После операции возникла слышимая носовая эмиссия голоса. При рентгенологическом исследовании была установлена нормальная подвижность мягкого неба, однако во время произнесения звука и между мягким небом и стенкой глотки оставался зазор от 2 до 10 мм.
Гипоназальность может появиться у ребенка сразу после удаления аденоидов и миндалин вследствие послеоперационного отека тканей и сохраняться до 3 нед. В этот период необходимо особенно тщательно следить за состоянием голоса.
После спадения отека может возникнуть гиперназальность. Massengill (1972) считает, что если гиперназальность не уменьшается в течение 6—12 мес после удаления аденоидов, то ребенку показаны физиотерапевтическое лечение и логопедическая коррекция.
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ, РАССТРОЙСТВА СЛУХА И ЗАДЕРЖКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Darley, Aronson и Brown (1975) следующим образом описали нарушения речи при миастении: «Во время разговора или чтения вслух становится очевидным нарастание усталости речевой мускулатуры, которая проявляется усилением гиперназаль-ности, ухудшением артикуляции, появлением и усилением дис-фонии, снижением громкости. В конце концов речь превращается в неразборчивое бормотанье. После некоторого отдыха речь восстанавливается: фонация, резонанс и артикуляция становятся более четкими. Однако постепенно вновь проявляется мышечное утомление».
Изменения голоса могут быть первым и единственным признаком ранней стадии неврологического заболевания [Aronson, 19711.
Рассеянный склероз
Darley, Brown и Goldstein (1972) наблюдали 168 больных — 65 мужчин и 103 женщины — с рассеянным склерозом в возрасте 17—73 лет. Более чем у 70% больных отмечены нарушение громкости голоса (слишком громкий или слишком тихий), неустойчивость громкости, охриплость. Артикуляция была нарушена приблизительно у половины больных. У 20—40% отмечены нарушения ударения, высоты тона, частоты основного тона, придыхание. У 14% было неправильное ударение (скандированная речь). Изменения речи у больных с рассеянным склерозом становятся более выраженными по мере вовлечения в процесс новых групп мышц.
Сколиоз
Skelly, Donaldson, Scheer и Cuzzardo (1971) сообщили о гиперназальности у лиц со сколиозом. Сколиоз — это боковое искривление позвоночника и стойкое смещение позвонков от нормальной оси. Сколиоз — не заболевание, а деформация и выявляется обычно у детей в возрасте 11—12 лет. Skelly и соавт. обследовали 101 ребенка со сколиозом в возрасте 6—15 лет. У 92 из них была гиперназальность. В то же время из 471 здорового ребенка гиперназальность была только у 69. Таким образом, гиперназальность встретилась у 92% больных сколиозом и у 14% здоровых детей. Из 92 детей, у которых был сколиоз, У 62 отмечена выраженная гиперназальность, у 27 — умеренная и у 4 — легкая. У детей с легкой гиперназальностью высота основного тона была слишком низкой, а у детей с умеренной и сильной гиперназальностью — слишком высокой.
Церебральный паралич
У больных с церебральным параличом могут быть самые различные нарушения голоса. Mysak (1971) сделал обзор литературы, касающийся нарушений голоса у больных с церебральным параличом. Он отметил следующие типичные изменения голоса у этих больных: форсированная или прерывистая речь с фонацией на вдохе (реверсивная фонация). Каждая попытка фонации бывает слишком короткой из-за трудности перехода от вегетативного дыхания к фонационному. У ребенка с церебральным параличом может быть нарушена стабильность высоты тона. Высота основного тона часто снижена, а ларингеальный тон имеет придыхательный оттенок. При спастическом типе паралича голос напряжен, а при атетоидном — расслаблен. McDonald и Chance описали следующие типичные нарушения дыхания и речи при церебральном параличе: произнесение на одном выдохе только одного или двух слогов; возрастание напряжения при попытке продлить вокализацию; заметная утечка воздуха перед началом вокализации; колебания громкости голоса; перерывы в вокализации.
Robertson, Meek и Smith (1980) наблюдали 5 женщин и 5 мужчин в возрасте 10—33 лет с различной степенью выраженности спастического и/или атетоидного паралича. У 6 больных были гиперназальность и чрезмерное придыхание, у 2 — монотонность голоса, у 2 — чрезмерная изменчивость высоты тона, у 1 больного голос отсутствовал. После 2 мес электростимуляции головного мозга у 2 больных качество голоса улучшилось, у больного с отсутствием голоса появились достаточная фонация и голос с чрезмерным придыханием и гиперназальностью. У 1 больного после 6 мес стимуляции уменьшилось придыхание, речь стала громче и менее аритмичной. Еще через 6 мес стимуляции мозга у 7 больных значительно возросло максимальное время фонации (МВФ)—в среднем до 2 с на звуках а, и, у. Нарушения голоса у детей с церебральным параличом настолько индивидуальны, что для эффективного лечения каждого ребенка необходимо обследовать самым тщательным образом.
Умственная отсталость
У умственно отсталых детей часто встречаются нарушения голоса. В первой главе мы уже ссылались на сообщение Schlan-ger и Gottsleken (1957), которые выявили нарушения голоса у 47% учащихся школ для умственно отсталых детей. У них были хрипло-осиплый голос, придыхание, гиперназальность, гипоназалыюсть, изменение высоты тона, монотонность, а также нарушения темпа речи и громкости голоса. Saunders и Miller (1968) обнаружили дисфонию и афонию у большого числа умственно отсталых детей. Daly (1974) исследовал резонанс у 50 умственно отсталых лиц в возрасте от 7 до 19 лет. При исследовании гиперназальности с помощью назометра TONAR она была выявлена в 38% случаев.
Гиперназальность наиболее выражена у больных синдромом Дауна. Fisichelli, Haber, Davis и Karelitz (1966) сравнивали крик здорового новорожденного и новорожденного с синдромом Дауна; они отметили, что у первого крик был более активный, дольше длился и содержал большее число звуков. Novak (1972) при субъективном анализе голоса детей с синдромом Дауна описал его как грубый, резкий и напряженный, а у некоторых такой же, как при вентрикулярной фонации.. Montague и Hollien (1973) с помощью экспертов оценили голоса 10 мальчиков и 10 девочек с синдромом Дауна и 20 здоровых детей. У больных с синдромом Дауна были более выражены гиперназальность, грубость голоса и придыхание, причем грубость голоса и придыхание сильнее проявлялись у девочек. У этих детей был также снижен слух, приблизительно на 35 дБ в диапазоне 500—1000— 2000 Гц, что могло отрицательно сказаться на самоконтроле голоса. Rolfe и соавт. (1979) отметили наличие проводящего компонента слуха у 5 из 6 больных с синдромом Дауна (5 мужчин и 1 женщина в возрасте 26—30 лет).
Montague (1976) установил, что голоса детей с синдромом Дауна звучат так, как будто эти дети на 2,25 года моложе, чем есть на самом деле. Экспертам дали прослушать запись 18 слов, произнесенных детьми с синдромом Дауна (средний возраст 10,4 лет) и здоровыми (средний возраст 10,4 лет). Эксперты пришли к заключению, что средний возраст первых равен 8,1 лет, вторых —10,4. При исследовании высоты основного тона у умственно отсталых детей получают неоднозначные результаты. Weinberg и Zlatin (1970) сравнили группу детей с синдромом Дауна в возрасте 5—6 лет и группу здоровых детей. Средняя высота основного тона была значительно выше у больных с синдромом Дауна.
Novak (1972) обследовал 32 лиц с синдромом Дауна в возрасте 7—19 лет и обнаружил, что высота основного тона у мальчиков была 196 Гц, а у девочек — 230 Гц. В группе умственно отсталых детей без синдрома Дауна этот показатель был равен 230 Гц как у мальчиков, так и у девочек. При ларингоскопии у детей с синдромом Дауна было выявлено легкое утолщение слизистой голосовых складок, слизистая глотки была атрофична и суховата. При отоларингологическом обследовании 20 умственно отсталых лиц в возрасте 7—20 лет без синдрома Дауна патология выявлена только у 1 ребенка, у которого были утолщены голосовые складки. Novak пришел к выводу, что нарушения голоса у детей с синдромом Дауна нельзя объяснить эндокринными нарушениями или патологией голосовых складок. По его мнению, умственная отсталость у этих детей также не является основной причиной нарушений голоса, иначе у умственно отсталых детей без синдрома Дауна также был бы резкий, грубый, гортанный голос. Montague и соавт. (1974) считают, что изменения голоса у детей с синдромом Дауна связаны не с высотой основного тона, а с какими-то иными, параметрами речи,, которые еще предстоит установить. Montague, Hollien, Hollien и Wold (1978) сравнили воспринимаемую на слух высоту тона и измерили основную частоту голоса у 20 детей с синдромом Дауна и у 20 здоровых детей. Средний возраст детей в обеих группах был одинаков (10,4 года). Авторы сделали запись произносимых детьми слов, которую дали прослушать 16 студентам последнего курса. Часть студентов пришла к заключению, что у детей с синдромом Дауна основной тон был значительно ниже, другие же отметили, что высота тона была как слишком низкой, так и слишком высокой. Основная частота в группе здоровых детей равнялась в среднем 233 Гц (стандартное отклонение 2,7 Гц), а у детей с синдромом Дауна — 243 Гц (стандартное отклонение 4,8 Гц), т. е. этот показатель был практически одинаковым в двух группах. Вариабельность основной частоты и высоты тона была более выражена у детей с синдромом Дауна. Полученные данные позволяют предположить, что причиной воспринимаемого на слух отличия высоты тона у детей с синдромом Дауна является вариабельность высоты тона, а не основной частоты. Pentz и Gilbert (1983) изучили голоса 14 детей с синдромом Дауна и 14 здоровых детей в плане их восприятия на слух, а также провели акустический анализ. У детей с синдромом Дауна были значительно более тяжелые нарушения голоса. Основная частота гласных у, и, а не отличалась в обеих группах. Гласный а был значительно ниже, чем у и и, в обеих группах. Спектральные соотношения шума и гармонических компонентов, пертурбации частоты и амплитуды были значительно более выражены у детей с синдромом Дауна.
Потеря слуха
Нарушения голоса, связанные с потерей слуха, значительно варьируются в зависимости от типа и степени потери, а также от программы восстановления голоса, по которой занимается ребенок. Во многих случаях нарушения голоса так переплетаются с нарушениями артикуляции и речи, что невозможно описать нарушения голоса как таковые. Нарушения голоса и речи связаны с несовершенным и часто искаженным восприятием речи и голоса других людей, а также собственной речи. Miller и Madison (1984b) показали, что у 37 (14,9%) из 249 детей с нарушениями речи были различные заболевания ушей. У детей с функциональной потерей слуха, за небольшим исключением, речь и голос не были нарушены. У детей с расщелиной неба или небно-глоточной недостаточностью, не связанной с явной расщелиной неба, чаще, чем у здоровых детей, встречается потеря слуха. Это значительно затрудняет общение с ними, так как нарушению голоса и речи, вызванному небно-глоточной недостаточностью, сопутствует и потеря слуха. Например, Potsic, Cohen, Winchester и Whitaker (1979) сообщили, что у большого числа больных, которым была показана хирургическая коррекция черепно-лицевых и челюстно-лицевых аномалий, при предоперационном аудиологическом и отологическом обследовании были выявлены нарушение проводящего компонента слуха и изменения среднего Уха. Из 70 больных в возрасте 1—40 лет (в основном 2—21 год) У 36 отмечено нарушение проводящего компонента слуха, а у 34 слух был нормальным. Ни у кого не было сенсорно-нервных нарушений слуха. У 37 больных была выявлена различная патология уха: у 19 — секреторный средний отит, у 4 — тимпаноскле-роз, у 3 — деформация ушной раковины без микротии. Calvert и Silverman (1983) установили, что изменения голоса и нерегулярность ритма представляют собой меньшую проблему, чем это считали ранее. Они относят это за счет обращения слишком большого внимания на максимальное использование остаточного слуха на всех стадиях развития. Ling (1975) считал, что нарушения голоса возникают в результате того, что слишком рано начинают придавать особое значение обучению артикуляции и уделяют недостаточно внимания управлению дыханием и ранней вокализации.
Более совершенные методы обучения могут уменьшить нарушения голоса, но не могут полностью устранить их. У детей с тяжелой потерей слуха обычно встречаются следующие нарушения голоса: придыхание, гиперназальность, гипоназальность, слишком высокий голос (иногда фальцет), монотонность высоты, неправильное использование громкости голоса (иногда голос слишком громкий, иногда слишком тихий), слишком медленный темп речи, монотонность ритма и темпа речи, а также резкость, глухота голоса, изменения резонанса. Логопед должен помнить о том, что у ребенка с плохим слухом из-за возможных перегрузок голоса могут возникать узелки на голосовых складках [Arnold, 1965]. Привычка говорить высоким голосом может также привести к появлению узелков [Ling, 1976].
Некоторые из этих нарушений могут встречаться и у детей. с умеренной потерей слуха. Обычно они не столь выражены. Silverman и Davis (1970) указали на нарушения голоса у детей с потерей слуха в 56 дБ и выше. Fuller (1970) показал, что у детей с плоской аудиограммой и пороговым уровнем выше 50 дБ, а также у детей с потерей слуха в 40 дБ и выше на низких частотах и еще большими потерями слуха на высоких частотах нарушается качество голоса. Irwin (1965) сообщил, что у 22% из 284 детей с нарушением слуха отмечалось и нарушение качества голоса.
Subtenly, Whitehead и Orlando (1980) выявили типичные нарушения голоса у студентов Национального технического института для глухих: неразборчивость речи, изменения частоты основного тона и управления высотой тона, нарушения скорости воспроизведения слогов, нарушение контроля расходования воздуха, изменение просодии, напряженность голоса, придыхание,, ослабление голоса, нарушения глоточного и носового резонанса. Последние достижения в терапевтическом и хирургическом лечении потери проводящего компонента слуха и успешное использование слуховых аппаратов позволили уменьшить частоту нарушений голоса и речи у больных с патологией слуха. Логопед должен быть осведомлен о том, что у больных с нарушением проводящего компонента слуха может быть слишком тихий голос. Это связано с тем, что его собственный голос достигает уха путем костной проводимости и кажется ему громким, в то время как фоновый шум кажется тихим.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|