Сделай Сам Свою Работу на 5

Председатель Верховного Суда





Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет его Председатель. В обязанности Председателя входит осуществ­лять общее руководство работой суда в целях эффективного

' Бибило В. Роль Пленума Верховного Суда Республики Беларусь в совершен­ствовании судебной практики // Судовы весшк. 1998. № 3. С. 43-45.


осуществления правосудия. Согласно ст. 84 Конституции, Председателя Верховного Суда назначает Президент Республи­ки Беларусь с согласия Совета Республики (палаты Парламента) и освобождает от должности Президент Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики (палаты Парламента).

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает и разрешает судебные дела, а также обладает ор­ганизационными полномочиями.

Председатель Верховного Суда вправе председательст­вовать в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда, рассматривающих дела по первой инстанции, в кассаци­онном и надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоя­тельствам, а также назначать для этого Первого заместителя Председателя Верховного Суда, председателей судебных колле­гий либо судей этого суда.



Председатель Верховного Суда может истребовать для изучения в порядке надзора любое дело из любого суда общей юрисдикции, приносить протесты на решения, приговоры, оп­ределения и постановления всех судов общей юрисдикции, кроме постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Ему принадлежит право приостанавливать исполне­ние решений, приговоров, определений, постановлений любого суда общей юрисдикции кроме постановлений Пленума Вер­ховного Суда.

Для руководства деятельностью Верховного Суда его Председатель созывает Пленум и Президиум Верховного Суда, вносит на их рассмотрение соответствующие вопросы, обеспе­чивает подготовку материалов, которые предполагается рас­смотреть на заседании Пленума или Президиума. Для этого он дает соответствующие поручения своим заместителям, секрета­рю Пленума, судьям, работникам аппарата суда. Они собирают, изучают и обобщают судебную практику, готовят проекты со­ответствующих постановлений.

Ц Председателю Верховного Суда принадлежит важная роль в обеспечении деятельности Пленума Верховного Суда, связанной с разъяснением действующего законодательства. По­этому Председатель организует работу по осуществлению кон­троля за выполнением разъяснений Пленума, вносит на рас­смотрение Пленума представления о несоответствии разъясне­ний Пленума законодательству Республики Беларусь.




Ввиду того, что в Республике Беларусь функционирует Конституционный Суд, Председатель Верховного Суда, как должностное лицо, возглавляющее систему судов общей юрис­дикции, является своего рода связующим звеном между этими судами и Конституционным Судом. Он вправе вносить пред­ставления в Конституционный Суд о несоответствии норматив­ных актов Конституции Республики Беларусь.

Обширны полномочия Председателя Верховного Суда и по организации работы в этом суде. Он распределяет обязанно­сти между своими заместителями, представляет на рассмотре­ние Пленума составы судебных коллегий, а также составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел, руководит работой аппарата Верховного Суда, организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, ведет личный прием граждан.

В случае, если отсутствует Председатель Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих полномо­чий, его функции исполняет Первый заместитель Председателя Верховного Суда, а если отсутствует и Первый заместитель ли­бо при невозможности исполнения им своих обязанностей, -заместитель Председателя Верховного Суда.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда председательствует в судебных заседаниях коллегий; приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; приостанавливает исполнение решений, приговоров, определений; руководит работой структурных под­разделений аппарата Верховного Суда; ведет личный прием граждан; организует работу по повышению квалификации су­дей Верховного Суда.



Заместители Председателя Верховного Суда председа­тельствуют в судебных заседаниях коллегий; приносят протес­ты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; вправе приостанавливать исполнение реше­ний, приговоров, определений и постановлений по судебным делам; организуют обобщение судебной практики и анализ су­дебной статистики, руководят работой судей информируют Пленум Верховного Суда о деятельности коллегий, возглавляе­мых ими; ведут личный прием граждан (ст. 58 Закона "О судо­устройстве и статусе судей в Республике Беларусь^.


Научно-консультативный совет при Верховном Суде

При Верховном Суде Республики Беларусь образован Научно-консультативный совет. Он действует на основании Положения о Научно-консультативном совете при Верховном Суде Республики Беларусь, утвержденном постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 28 июня 1996 г.'

Научно-консультативный совет - это совещательный орган, предназначенный для оказания консультативной помощи Верховному Суду при разработке им рекомендаций по принци­пиальным вопросам судебной практики.

Научно-консультативный совет изучает вопросы, возни­кающие в судебной деятельности, и разрабатывает рекоменда­ции: 1) по вопросам разъяснений Пленума Верховного Суда, связанным с применением законодательства, на основе мате­риалов обобщений судебной практики и анализа судебной ста­тистики; 2) по проектам представлений по вопросам, подлежа­щим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов; 3) по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом;

4) по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.

Состав Научно-консультативного совета утверждается Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда сроком на пять лет в составе: председателя, секретаря, членов совета из числа ученых-юристов, судей и других работников правоохранительных органов.

Из состава лиц, входящих в Научно-консультативный совет, сформированы две секции: по гражданско-правовым во­просам; 2) по уголовно-правовым вопросам.

Председатель и заместители председателей секций ут­верждаются Научно-консультативным советом.

Важная роль в деятельности Научно-консультативного совета отводится его Председателю, в обязанности которого входит определение круга вопросов, подлежащих рассмотрению


на заседаниях. Он принимает меры по реализации рекоменда­ций совета.

Секретарь Научно-консультативного совета осуществ­ляет организационные функции, направленные на составление плана работы совета, контроля за его выполнением, организаци­ей заседаний совета, обеспечивая членов совета необходимой документацией и иными материалами.

Члены Научно-консультативного совета участвуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повы­шению квалификации судебных работников, выполняют пору­чения по разработке проектов рекомендаций и заключений. В связи с возложенными на них задачами, они могут участвовать в работе Пленума Верховного Суда.

План работы Совета утверждается на его пленарных за­седаниях, которые проводятся не реже одного раза в три месяца, а заседания секций по мере необходимости. Заседания Совета и секций протоколируются. О работе Научно-консультативного совета сообщается в журнале «Судовы веснж».

Аппарат Верховного Суда

Аппарат Верховного Суда Республики Беларусь предна­значен для обеспечения работы судей по осуществлению право­судия, обобщению судебной практики, анализу судебной ста­тистики, а также по выполнению иных функций. Структура и штатная численность аппарата Верховного Суда устанавливает­ся в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Структура аппарата Верховного Суда приспособлена к решению задач, которые поставлены перед этим судом.

В аппарате Верховного Суда имеются следующие структурные подразделения:

- Секретариат Пленума и Президиума Верховного Суда.

- Управление жалоб и приема граждан.

- Отдел обобщения судебной практики.

- Отдел работы с законодательством.

- Организационное управление.

- Сектор кадровой работы и судебной статистики.

- Финансово-хозяйственное управление.

- Архив.

- Редакционная коллегия журнала «Судовы весюк».


Статус этих структурных подразделений определен в соответствующих Положениях, которые утверждены Председа­телем Верховного Суда Республики Беларусь.

Аппарат Верховного Суда включает начальников отде­лов, заместителей начальников, консультантов, инспекторов, секретарей и других работников, выполняющих вспомогатель­ную работу. Перед ними поставлена задача - создать организа­ционные условия для осуществления правосудия по делам, под­судным Верховному Суду.

Начальник управления стоит во главе каждого из управ­лений, входящих в структуру аппарата Верховного Суда. В его обязанности входит руководство деятельностью управления;

распределять обязанности, объем работы и нагрузку между ра­ботниками управления; вести прием граждан по вопросам, от­носящимся к компетенции управления; готовить предложения о включении в план работы Верховного Суда мероприятий, свя­занных с работой управления; организовывать проведение уче­бы по повышению профессиональных знаний работников управления; обеспечивать соблюдение работниками управления трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распо­рядка; вносить Председателю Верховного Суда предложения о назначении, освобождении от должности работников управле­ния, их поощрении, привлечении к дисциплинарной ответст­венности; подбирать кандидатуры в резерв кадров на замещение вакантных должностей в управлении; проводить совещания по вопросам деятельности управления.

Заместитель начальника управления осуществляет дея­тельность в том же направлении, что и начальник управления.

Консультанты являются наиболее многочисленной ка­тегорией работников аппарата Верховного Суда. В их обязанно­сти входит рассматривать жалобы, относящиеся к компетенции управления; осуществлять прием, рассмотрение и распределе­ние поступившей корреспонденции; вести учет дел, истребо­ванных для обобщения судебной практики; обеспечивать пра­вильное ведение делопроизводства; вести учет рассматривае­мых Пленумом или Президиумом Верховного Суда постанов­лений.

Секретарь судебного заседания готовит к рассмотрению дела, поступающие в Верховный Суд для рассмотренияих по первой инстанции. Он рассылает повестки свидетелям, вызыва­ет подсудимых, истцов, ответчиков, извещает прокурора и ад-


воката о судебном заседании, а если в деле должны участвовать эксперт, переводчик и другие лица, то вызывает и их. Основная задача секретаря судебного заседания состоит в том, что он ве­дет протокол судебного заседания. Он обязан полно и точно излагать в протоколе показания участников судебного процесса. Протокол судебного заседания приобщается к рассматриваемо­му делу.

Секретари судебных коллегий занимаются подготовкой к рассмотрению в судебной коллегии дел, поступивших в су­дебные коллегии с кассационными жалобами и протестами, а также с протестами на решения, приговоры и постановления, вступившие в законную силу. Они регистрируют поступившие дела, передают их судьям для изучения, извещают прокурора, адвоката, стороны о дате и времени рассмотрения дела.

Делопроизводство в Верховном Суде обеспечивается на основе Инструкции по делопроизводству в Верховном Суде Республики Беларусь, утвержденной Председателем Верховного Суда Республики Беларусь 24 апреля 1997 г. В этой Инструкции установлены правила регистрации, учета, движения, оформле­ния судебных дел и документов, жалоб и заявлений, контроль за исполнением судебных актов, подготовкой к последующему хранению и использованию судебных дел и иных документов.

Рассмотрим более подробно задачи и полномочия струк­турных подразделений аппарата Верховного Суда Республики Беларусь.

Секретариат Пленума и Президиума Верховного Суда является самостоятельным структурным подразделением Вер­ховного Суда, образованным с целью организационного и пра­вового обеспечения работы Пленума и Президиума.

Основными задачами Секретариата являются:

- подготовка правовых и организационных вопросов для обсуждения на Пленуме и Президиуме, а после на заседании Научно-консультативного совета при Верховном Суде Респуб­лики Беларусь;

-организационное обеспечение созыва Пленума, Пре­зидиума и Научно-консультативного совета;

- подготовка к рассмотрению на Пленуме и Президиуме уголовных и гражданских дел;

- ведение протоколов заседаний Пленума, Президиума и Научно-консультативного совета;


- обращение к исполнению постановлений Пленума и Президиума по судебным делам;

- составление повесток заседания Пленума и Президиу­ма (по распоряжению Председателя Верховного Суда);

- ведение учета и регистрации дел, поступивших с про­тестами, а равно и иных материалов и документов, относящихся к вынесению на рассмотрение Пленума и Президиума;

-составление списка лиц, приглашенных на заседание Пленума, а также желающих выступить по вопросам, внесен­ным на рассмотрение (по указанию Председателя Верховного Суда);

- ведение протоколов заседаний Пленума, Президиума, Научно-консультативного совета;

- обращение к исполнению постановлений Пленума и Президиума по судебным делам;

- осуществление контроля за выполнением постановле­ний Пленума и Президиума по общим вопросам и конкретным делам.

Секретариат Пленума и Президиума Верховного Суда возглавляет судья-секретарь Пленума, который назначается на должность судьи Верховного Суда в соответствии с Конститу­цией Республики Беларусь и утверждается секретарем Пленума на основании представления Председателя Верховного Суда постановлением Пленума Верховного Суда.

В штат Секретариата Пленума и Президиума Верховно­го Суда входят: судья-секретарь Пленума Верховного Суда, консультант, старший инспектор.

Судья-секретарь Пленума Верховного Суда организует работу Секретариата Пленума и Президиума, распределяет обя­занности, объем работы и нагрузку между работниками; согла­совывает с Председателем Верховного Суда повестку дня Пле­нума и Президиума; составляет ежегодные справки о работе Пленума и Президиума и доводит их до сведения членов Пле­нума и Президиума; обеспечивает ведение протокола и учет ре­зультатов голосования на заседаниях Пленума и Президиума;

осуществляет контроль за обращением к исполнению постанов­лений Пленума и Президиума по судебным делам, а также вы­полняет иные функции.

Управление жалоб и приема граждан в Верховном Суде Республики Беларусь предназначено для организации и осуще­ствления работы по своевременному и качественному рассмот-141


рению поступающих в Верховный Суд жалоб на решения, при­говоры, определения, постановления по уголовным и граждан­ским делам, а также по делам об административных правона­рушениях. Оно разделено на два сектора: 1) сектор жалоб;

2) сектор приема граждан.

В штат управления входят: начальник управления, за­меститель начальника управления, старшие консультанты, кон­сультанты, старшие инспектора, инспектора.

Управление обеспечивает регистрацию и прохождение жалоб, ведет по ним производство; координирует работу с су­дебными коллегиями и другими структурными подразделения­ми Верховного Суда; составляет статистические отчеты о рабо­те с жалобами; участвует в обобщении практики рассмотрения жалоб в Верховном Суде; осуществляет контроль за прохожде­нием жалоб на судебные постановления и сроками их разреше­ния.

Отдел обобщения судебной практики предназначен для своевременной и качественной подготовки обобщений судеб­ной практики и проектов постановлений Пленума Верховного Суда. В необходимых случаях осуществляется подготовка ин­формационных сообщений в государственные органы, общест­венные объединения и должностным лицам об устранении на­рушений закона, причин и условий, способствующих соверше­нию правонарушений. Работа по подготовке обобщений судеб­ной практики, проектов постановлений Пленума осуществляет­ся совместно с судьями Верховного Суда. В отделе сосредото­чены обзоры, справки областных судов и Минского городского суда, переписка по вопросам изучения и обобщения судебной практики.

Подготовка вопроса к рассмотрению на Пленуме Вер­ховного Суда включает следующие основные мероприятия:

разработку примерной программы изучения вопроса; истребо­вание судебных дел; направление поручений областным судам и Минскому городскому суду о проведении обобщений судеб­ной практики по изучаемому вопросу в соответствии с разрабо­танной программой; составление обзора и проекта постановле­ния Пленума, которые передаются судье Верховного Суда, от­ветственному за подготовку вопроса.

После принятия Пленумом Верховного Суда постанов­ления, оно публикуется в журнале «Судовы веснж».


В штат отдела входят: начальник, старший консультант, консультанты.

Отдел работы с законодательством включает началь­ника отдела, в период его отсутствия - заместителя начальника отдела, инспектора, старшего консультанта, консультантов от­дела.

К задачам отдела относится:

- учет и систематизация законов Республики Беларусь и постановлений Национального собрания Республики Беларусь;

декретов, указов и распоряжений Президента Республики Бела­русь; постановлений и распоряжений Совета Министров Рес­публики Беларусь; международных договоров и соглашений, участниками которых является Республика Беларусь; постанов­лений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; поло­жений, инструкций, постановлений и приказов министерств и иных органов государственного управления, носящих норма­тивный характер. Необходимость постановки на учет и систе­матизации этих нормативных актов определяется Председате­лем Верховного Суда Республики Беларусь, его заместителями и начальником отдела;

- сбор, учет и систематизация законодательства по во­просам правосудия зарубежных стран;

- сбор, учет и систематизация материалов судебной практики по уголовным и гражданским делам государств-участников СНГ, опубликованных в юридической печати и в обзорах судебной практики;

- анализ и учет опубликованных в периодических изда­ниях предложений о совершенствовании уголовного, граждан­ского и иного законодательства;

- ведение картотеки законодательства;

- подборка нормативных актов и юридической литера­туры по вопросам, вносимым на рассмотрение Пленума Вер­ховного Суда, а также необходимой справочно-правовой ин­формации, связанной с рассмотрением дел судьями Верховного Суда, участием работников аппарата Верховного Суда в меро­приятиях правового характера, выездом в служебные команди­ровки;

- подготовка по указанию Пленума и руководства Вер­ховного Суда проектов нормативно-правовых актов, а также иной информации по совершенствованию и развитию законода­тельства Республики Беларусь;


- проведение правовой экспертизы и подготовка заклю­чений на проекты законодательных и нормативно-правовых ак­тов;

- установление и поддержание деловых контактов с со­ответствующими юридическими службами органов власти и управления, научными учреждениями, учебными заведениями, библиотеками;

-участие в пропаганде законодательства по вопросам правосудия путем подготовки публикаций в периодической пе­чати, выступлений на радио и телевидении, ведение консульта­ционной работы, участие в совещаниях, семинарах, конферен­циях, симпозиумах и других мероприятиях правового характера в масштабах Республики Беларусь и на международном уровне.

Организационное управление Верховного Суда - само­стоятельное структурное подразделение аппарата Верховного Суда. Это управление возглавляет начальник, назначение и ос­вобождение которого осуществляется приказом Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Кроме него в штат управления входят: заместитель начальника, консультант, су­дебный исполнитель.

В управлении функционирует секретариат коллегии по уголовным делам, секретариат судебной коллегии по граждан­ским делам и секретариат военной коллегии, архив, экспедиция, бюро электронной техники.

Основными задачами управления являются:

организационное, справочное и информационно-правовое обеспечение деятельности Верховного Суда;

- контроль за исполнением судебных документов Вер­ховного Суда;

- учет и контроль за распределением входящих и исхо­дящих документов;

- рассмотрение писем и жалоб граждан, относящихся к компетенции управления;

-прием граждан по вопросам, относящимся к компе­тенции управления;

- обеспечение сохранности и контроль за формировани­ем образующихся в деятельности Верховного Суда и его струк­турных подразделениях документов и дел, законченных дело­производством;


-выбор наиболее рациональных форм работы с доку­ментами в Верховном Суде, внедрение в делопроизводство пе­редовых приемов и методов труда, организационной техники;

- обеспечение надлежащих условий труда, связанного с делопроизводством, рациональная организация рабочих мест;

- организация работы по повышению профессиональ­ных знаний работников аппарата суда, занятых в сфере дело­производства.

Финансово-хозяйственное управление Верховного Суда является самостоятельным структурным подразделением аппа­рата Верховного Суда. На него возлагаются задачи обеспечения финансовыми ресурсами, рациональное использование денеж­ных средств; организация надлежащего учета, использования и хранения средств, имущества и служебных помещений; органи­зация хозяйственного и технического обслуживания здания Верховного Суда. Для выполнения этих задач управление раз­рабатывает заявки на материально-технические ресурсы, обес­печивает контроль за своевременной реализацией выделенных средств и использованием их по назначению; осуществляет внедрение и обслуживание компьютерной техники и других технических средств; устанавливает внутренние правила доку­ментирования операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета.

Управление возглавляет начальник. В управлении рабо­тают специалисты по финансам и бухгалтерскому учету.

Сектор кадровой работы и судебной статистики Вер­ховного Суда осуществляет государственную кадровую полити­ку, направленную на комплектование Верховного Суда. Для реализации этой задачи на сектор возложены функции, связан­ные с подбором кадров на судейские должности; подготовкой документов к назначению и освобождению судей Верховного Суда; присвоению квалификационных классов судьям Верхов­ного Суда, Белорусского военного суда и Минского городского судов. Этот Сектор проводит работу по представлению судей Республики Беларусь к присвоению очередных квалификацион­ных классов; формирует резерв судей на выдвижение совместно с руководством Верховного Суда; обеспечивает организацион­ные мероприятия по проведению аттестации сотрудников аппа­рата Верховного Суда и присвоению им классов служащих го­сударственного аппарата; контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка.


Важной задачей сектора кадровой работы и судебной статистики является проведение работы по составлению стати­стической отчетности. На сектор возложены функции составле­ния полугодовой и годовой статистической отчетности, анализа статистических сведений, представления статистического мате­риала в Министерство юстиции.

В штат сектора входят: заведующий сектором, старший консультант, консультанты.

Архив Верховного Суда предназначен для хранения за­конченных делопроизводством документов, дел, образовавших­ся в процессе деятельности структурных подразделений Вер­ховного Суда; личных фондов ведущих работников Верховного Суда; справочного материала к документам архива (описи дел, картотеки, указатели).

Организационно-методическое руководство деятельно­стью архива Верховного Суда осуществляет Национальный ар­хив Республики Беларусь.

Архив Верховного Суда осуществляет следующие функции:

- принимает и хранит документы структурных подраз­делений Верховного Суда;

-проводит экспертизу ценности хранящихся в архиве документов;

-проверяет правильность составления и оформления дел в делопроизводстве;

- выдает в установленном порядке дела, документы или копии документов;

-исполняет запросы учреждений, рассматривает заяв­ления граждан;

- ведет учет использования документов, хранящихся в архиве;

-координирует выполнение установленных правил ра­боты с документами в структурных подразделениях Верховного Суда;

- запрашивает от структурных подразделений сведения, необходимые для работы архива.

При Верховном Суде функционирует Постоянно дейст­вующая экспертная комиссия, Положение о которой утвержда­ется Председателем Верховного Суда Республики Беларусь.

Она создается для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов и подготовки их к передаче на 146


архивное хранение. В ее состав включаются наиболее квалифи­цированные специалисты структурных подразделений Верхов­ного Суда. Заседания проводятся по мере необходимости. Ре­шения принимаются большинством голосов. Ведение делопро­изводства экспертной комиссии и хранение ее документов воз­лагается на секретаря экспертной комиссии.

Экспертная комиссия Верховного Суда Республики Бе­ларусь осуществляет следующие функции:

-организует и проводит ежегодный отбор документов Верховного Суда для дальнейшего хранения;

- принимает участие в подготовке и рассмотрении инст­рукций по делопроизводству, номенклатуры дел Верховного Суда, методических пособий по производству документов в де­лопроизводстве, экспертизы их ценности и подготовке доку­ментов для последующего хранения;

- рассматривает предложения об изменении сроков хра­нения отдельных видов документов;

-дает указания структурным подразделениям Верхов­ного Суда по вопросам организации документов в делопроиз­водстве, экспертизы их ценности и подготовки к передаче на архивное хранение.

Редакционная коллегия журнала «Судовы вестк». Жур­нал «Судовы весшк» издается с 1992 г.' В журнале публикуют­ся постановления Пленума Верховного Суда, постановления Президиума Верховного Суда, определения судебных коллегий, а также материалы о деятельности Верховного Суда, областных судов. Минского городского суда, районных (городских) судов, имеющие значение для совершенствования судебной практики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.