Председатель Верховного Суда
Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет его Председатель. В обязанности Председателя входит осуществлять общее руководство работой суда в целях эффективного
' Бибило В. Роль Пленума Верховного Суда Республики Беларусь в совершенствовании судебной практики // Судовы весшк. 1998. № 3. С. 43-45.
осуществления правосудия. Согласно ст. 84 Конституции, Председателя Верховного Суда назначает Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики (палаты Парламента) и освобождает от должности Президент Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики (палаты Парламента).
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает и разрешает судебные дела, а также обладает организационными полномочиями.
Председатель Верховного Суда вправе председательствовать в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда, рассматривающих дела по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также назначать для этого Первого заместителя Председателя Верховного Суда, председателей судебных коллегий либо судей этого суда.
Председатель Верховного Суда может истребовать для изучения в порядке надзора любое дело из любого суда общей юрисдикции, приносить протесты на решения, приговоры, определения и постановления всех судов общей юрисдикции, кроме постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Ему принадлежит право приостанавливать исполнение решений, приговоров, определений, постановлений любого суда общей юрисдикции кроме постановлений Пленума Верховного Суда.
Для руководства деятельностью Верховного Суда его Председатель созывает Пленум и Президиум Верховного Суда, вносит на их рассмотрение соответствующие вопросы, обеспечивает подготовку материалов, которые предполагается рассмотреть на заседании Пленума или Президиума. Для этого он дает соответствующие поручения своим заместителям, секретарю Пленума, судьям, работникам аппарата суда. Они собирают, изучают и обобщают судебную практику, готовят проекты соответствующих постановлений.
Ц Председателю Верховного Суда принадлежит важная роль в обеспечении деятельности Пленума Верховного Суда, связанной с разъяснением действующего законодательства. Поэтому Председатель организует работу по осуществлению контроля за выполнением разъяснений Пленума, вносит на рассмотрение Пленума представления о несоответствии разъяснений Пленума законодательству Республики Беларусь.
Ввиду того, что в Республике Беларусь функционирует Конституционный Суд, Председатель Верховного Суда, как должностное лицо, возглавляющее систему судов общей юрисдикции, является своего рода связующим звеном между этими судами и Конституционным Судом. Он вправе вносить представления в Конституционный Суд о несоответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь.
Обширны полномочия Председателя Верховного Суда и по организации работы в этом суде. Он распределяет обязанности между своими заместителями, представляет на рассмотрение Пленума составы судебных коллегий, а также составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел, руководит работой аппарата Верховного Суда, организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, ведет личный прием граждан.
В случае, если отсутствует Председатель Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих полномочий, его функции исполняет Первый заместитель Председателя Верховного Суда, а если отсутствует и Первый заместитель либо при невозможности исполнения им своих обязанностей, -заместитель Председателя Верховного Суда.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда председательствует в судебных заседаниях коллегий; приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; приостанавливает исполнение решений, приговоров, определений; руководит работой структурных подразделений аппарата Верховного Суда; ведет личный прием граждан; организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда.
Заместители Председателя Верховного Суда председательствуют в судебных заседаниях коллегий; приносят протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; вправе приостанавливать исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам; организуют обобщение судебной практики и анализ судебной статистики, руководят работой судей информируют Пленум Верховного Суда о деятельности коллегий, возглавляемых ими; ведут личный прием граждан (ст. 58 Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь^.
Научно-консультативный совет при Верховном Суде
При Верховном Суде Республики Беларусь образован Научно-консультативный совет. Он действует на основании Положения о Научно-консультативном совете при Верховном Суде Республики Беларусь, утвержденном постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 28 июня 1996 г.'
Научно-консультативный совет - это совещательный орган, предназначенный для оказания консультативной помощи Верховному Суду при разработке им рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики.
Научно-консультативный совет изучает вопросы, возникающие в судебной деятельности, и разрабатывает рекомендации: 1) по вопросам разъяснений Пленума Верховного Суда, связанным с применением законодательства, на основе материалов обобщений судебной практики и анализа судебной статистики; 2) по проектам представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов; 3) по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом;
4) по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.
Состав Научно-консультативного совета утверждается Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда сроком на пять лет в составе: председателя, секретаря, членов совета из числа ученых-юристов, судей и других работников правоохранительных органов.
Из состава лиц, входящих в Научно-консультативный совет, сформированы две секции: по гражданско-правовым вопросам; 2) по уголовно-правовым вопросам.
Председатель и заместители председателей секций утверждаются Научно-консультативным советом.
Важная роль в деятельности Научно-консультативного совета отводится его Председателю, в обязанности которого входит определение круга вопросов, подлежащих рассмотрению
на заседаниях. Он принимает меры по реализации рекомендаций совета.
Секретарь Научно-консультативного совета осуществляет организационные функции, направленные на составление плана работы совета, контроля за его выполнением, организацией заседаний совета, обеспечивая членов совета необходимой документацией и иными материалами.
Члены Научно-консультативного совета участвуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повышению квалификации судебных работников, выполняют поручения по разработке проектов рекомендаций и заключений. В связи с возложенными на них задачами, они могут участвовать в работе Пленума Верховного Суда.
План работы Совета утверждается на его пленарных заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в три месяца, а заседания секций по мере необходимости. Заседания Совета и секций протоколируются. О работе Научно-консультативного совета сообщается в журнале «Судовы веснж».
Аппарат Верховного Суда
Аппарат Верховного Суда Республики Беларусь предназначен для обеспечения работы судей по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по выполнению иных функций. Структура и штатная численность аппарата Верховного Суда устанавливается в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Структура аппарата Верховного Суда приспособлена к решению задач, которые поставлены перед этим судом.
В аппарате Верховного Суда имеются следующие структурные подразделения:
- Секретариат Пленума и Президиума Верховного Суда.
- Управление жалоб и приема граждан.
- Отдел обобщения судебной практики.
- Отдел работы с законодательством.
- Организационное управление.
- Сектор кадровой работы и судебной статистики.
- Финансово-хозяйственное управление.
- Архив.
- Редакционная коллегия журнала «Судовы весюк».
Статус этих структурных подразделений определен в соответствующих Положениях, которые утверждены Председателем Верховного Суда Республики Беларусь.
Аппарат Верховного Суда включает начальников отделов, заместителей начальников, консультантов, инспекторов, секретарей и других работников, выполняющих вспомогательную работу. Перед ними поставлена задача - создать организационные условия для осуществления правосудия по делам, подсудным Верховному Суду.
Начальник управления стоит во главе каждого из управлений, входящих в структуру аппарата Верховного Суда. В его обязанности входит руководство деятельностью управления;
распределять обязанности, объем работы и нагрузку между работниками управления; вести прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции управления; готовить предложения о включении в план работы Верховного Суда мероприятий, связанных с работой управления; организовывать проведение учебы по повышению профессиональных знаний работников управления; обеспечивать соблюдение работниками управления трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка; вносить Председателю Верховного Суда предложения о назначении, освобождении от должности работников управления, их поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности; подбирать кандидатуры в резерв кадров на замещение вакантных должностей в управлении; проводить совещания по вопросам деятельности управления.
Заместитель начальника управления осуществляет деятельность в том же направлении, что и начальник управления.
Консультанты являются наиболее многочисленной категорией работников аппарата Верховного Суда. В их обязанности входит рассматривать жалобы, относящиеся к компетенции управления; осуществлять прием, рассмотрение и распределение поступившей корреспонденции; вести учет дел, истребованных для обобщения судебной практики; обеспечивать правильное ведение делопроизводства; вести учет рассматриваемых Пленумом или Президиумом Верховного Суда постановлений.
Секретарь судебного заседания готовит к рассмотрению дела, поступающие в Верховный Суд для рассмотренияих по первой инстанции. Он рассылает повестки свидетелям, вызывает подсудимых, истцов, ответчиков, извещает прокурора и ад-
воката о судебном заседании, а если в деле должны участвовать эксперт, переводчик и другие лица, то вызывает и их. Основная задача секретаря судебного заседания состоит в том, что он ведет протокол судебного заседания. Он обязан полно и точно излагать в протоколе показания участников судебного процесса. Протокол судебного заседания приобщается к рассматриваемому делу.
Секретари судебных коллегий занимаются подготовкой к рассмотрению в судебной коллегии дел, поступивших в судебные коллегии с кассационными жалобами и протестами, а также с протестами на решения, приговоры и постановления, вступившие в законную силу. Они регистрируют поступившие дела, передают их судьям для изучения, извещают прокурора, адвоката, стороны о дате и времени рассмотрения дела.
Делопроизводство в Верховном Суде обеспечивается на основе Инструкции по делопроизводству в Верховном Суде Республики Беларусь, утвержденной Председателем Верховного Суда Республики Беларусь 24 апреля 1997 г. В этой Инструкции установлены правила регистрации, учета, движения, оформления судебных дел и документов, жалоб и заявлений, контроль за исполнением судебных актов, подготовкой к последующему хранению и использованию судебных дел и иных документов.
Рассмотрим более подробно задачи и полномочия структурных подразделений аппарата Верховного Суда Республики Беларусь.
Секретариат Пленума и Президиума Верховного Суда является самостоятельным структурным подразделением Верховного Суда, образованным с целью организационного и правового обеспечения работы Пленума и Президиума.
Основными задачами Секретариата являются:
- подготовка правовых и организационных вопросов для обсуждения на Пленуме и Президиуме, а после на заседании Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь;
-организационное обеспечение созыва Пленума, Президиума и Научно-консультативного совета;
- подготовка к рассмотрению на Пленуме и Президиуме уголовных и гражданских дел;
- ведение протоколов заседаний Пленума, Президиума и Научно-консультативного совета;
- обращение к исполнению постановлений Пленума и Президиума по судебным делам;
- составление повесток заседания Пленума и Президиума (по распоряжению Председателя Верховного Суда);
- ведение учета и регистрации дел, поступивших с протестами, а равно и иных материалов и документов, относящихся к вынесению на рассмотрение Пленума и Президиума;
-составление списка лиц, приглашенных на заседание Пленума, а также желающих выступить по вопросам, внесенным на рассмотрение (по указанию Председателя Верховного Суда);
- ведение протоколов заседаний Пленума, Президиума, Научно-консультативного совета;
- обращение к исполнению постановлений Пленума и Президиума по судебным делам;
- осуществление контроля за выполнением постановлений Пленума и Президиума по общим вопросам и конкретным делам.
Секретариат Пленума и Президиума Верховного Суда возглавляет судья-секретарь Пленума, который назначается на должность судьи Верховного Суда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и утверждается секретарем Пленума на основании представления Председателя Верховного Суда постановлением Пленума Верховного Суда.
В штат Секретариата Пленума и Президиума Верховного Суда входят: судья-секретарь Пленума Верховного Суда, консультант, старший инспектор.
Судья-секретарь Пленума Верховного Суда организует работу Секретариата Пленума и Президиума, распределяет обязанности, объем работы и нагрузку между работниками; согласовывает с Председателем Верховного Суда повестку дня Пленума и Президиума; составляет ежегодные справки о работе Пленума и Президиума и доводит их до сведения членов Пленума и Президиума; обеспечивает ведение протокола и учет результатов голосования на заседаниях Пленума и Президиума;
осуществляет контроль за обращением к исполнению постановлений Пленума и Президиума по судебным делам, а также выполняет иные функции.
Управление жалоб и приема граждан в Верховном Суде Республики Беларусь предназначено для организации и осуществления работы по своевременному и качественному рассмот-141
рению поступающих в Верховный Суд жалоб на решения, приговоры, определения, постановления по уголовным и гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях. Оно разделено на два сектора: 1) сектор жалоб;
2) сектор приема граждан.
В штат управления входят: начальник управления, заместитель начальника управления, старшие консультанты, консультанты, старшие инспектора, инспектора.
Управление обеспечивает регистрацию и прохождение жалоб, ведет по ним производство; координирует работу с судебными коллегиями и другими структурными подразделениями Верховного Суда; составляет статистические отчеты о работе с жалобами; участвует в обобщении практики рассмотрения жалоб в Верховном Суде; осуществляет контроль за прохождением жалоб на судебные постановления и сроками их разрешения.
Отдел обобщения судебной практики предназначен для своевременной и качественной подготовки обобщений судебной практики и проектов постановлений Пленума Верховного Суда. В необходимых случаях осуществляется подготовка информационных сообщений в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Работа по подготовке обобщений судебной практики, проектов постановлений Пленума осуществляется совместно с судьями Верховного Суда. В отделе сосредоточены обзоры, справки областных судов и Минского городского суда, переписка по вопросам изучения и обобщения судебной практики.
Подготовка вопроса к рассмотрению на Пленуме Верховного Суда включает следующие основные мероприятия:
разработку примерной программы изучения вопроса; истребование судебных дел; направление поручений областным судам и Минскому городскому суду о проведении обобщений судебной практики по изучаемому вопросу в соответствии с разработанной программой; составление обзора и проекта постановления Пленума, которые передаются судье Верховного Суда, ответственному за подготовку вопроса.
После принятия Пленумом Верховного Суда постановления, оно публикуется в журнале «Судовы веснж».
В штат отдела входят: начальник, старший консультант, консультанты.
Отдел работы с законодательством включает начальника отдела, в период его отсутствия - заместителя начальника отдела, инспектора, старшего консультанта, консультантов отдела.
К задачам отдела относится:
- учет и систематизация законов Республики Беларусь и постановлений Национального собрания Республики Беларусь;
декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь; постановлений и распоряжений Совета Министров Республики Беларусь; международных договоров и соглашений, участниками которых является Республика Беларусь; постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; положений, инструкций, постановлений и приказов министерств и иных органов государственного управления, носящих нормативный характер. Необходимость постановки на учет и систематизации этих нормативных актов определяется Председателем Верховного Суда Республики Беларусь, его заместителями и начальником отдела;
- сбор, учет и систематизация законодательства по вопросам правосудия зарубежных стран;
- сбор, учет и систематизация материалов судебной практики по уголовным и гражданским делам государств-участников СНГ, опубликованных в юридической печати и в обзорах судебной практики;
- анализ и учет опубликованных в периодических изданиях предложений о совершенствовании уголовного, гражданского и иного законодательства;
- ведение картотеки законодательства;
- подборка нормативных актов и юридической литературы по вопросам, вносимым на рассмотрение Пленума Верховного Суда, а также необходимой справочно-правовой информации, связанной с рассмотрением дел судьями Верховного Суда, участием работников аппарата Верховного Суда в мероприятиях правового характера, выездом в служебные командировки;
- подготовка по указанию Пленума и руководства Верховного Суда проектов нормативно-правовых актов, а также иной информации по совершенствованию и развитию законодательства Республики Беларусь;
- проведение правовой экспертизы и подготовка заключений на проекты законодательных и нормативно-правовых актов;
- установление и поддержание деловых контактов с соответствующими юридическими службами органов власти и управления, научными учреждениями, учебными заведениями, библиотеками;
-участие в пропаганде законодательства по вопросам правосудия путем подготовки публикаций в периодической печати, выступлений на радио и телевидении, ведение консультационной работы, участие в совещаниях, семинарах, конференциях, симпозиумах и других мероприятиях правового характера в масштабах Республики Беларусь и на международном уровне.
Организационное управление Верховного Суда - самостоятельное структурное подразделение аппарата Верховного Суда. Это управление возглавляет начальник, назначение и освобождение которого осуществляется приказом Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Кроме него в штат управления входят: заместитель начальника, консультант, судебный исполнитель.
В управлении функционирует секретариат коллегии по уголовным делам, секретариат судебной коллегии по гражданским делам и секретариат военной коллегии, архив, экспедиция, бюро электронной техники.
Основными задачами управления являются:
организационное, справочное и информационно-правовое обеспечение деятельности Верховного Суда;
- контроль за исполнением судебных документов Верховного Суда;
- учет и контроль за распределением входящих и исходящих документов;
- рассмотрение писем и жалоб граждан, относящихся к компетенции управления;
-прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции управления;
- обеспечение сохранности и контроль за формированием образующихся в деятельности Верховного Суда и его структурных подразделениях документов и дел, законченных делопроизводством;
-выбор наиболее рациональных форм работы с документами в Верховном Суде, внедрение в делопроизводство передовых приемов и методов труда, организационной техники;
- обеспечение надлежащих условий труда, связанного с делопроизводством, рациональная организация рабочих мест;
- организация работы по повышению профессиональных знаний работников аппарата суда, занятых в сфере делопроизводства.
Финансово-хозяйственное управление Верховного Суда является самостоятельным структурным подразделением аппарата Верховного Суда. На него возлагаются задачи обеспечения финансовыми ресурсами, рациональное использование денежных средств; организация надлежащего учета, использования и хранения средств, имущества и служебных помещений; организация хозяйственного и технического обслуживания здания Верховного Суда. Для выполнения этих задач управление разрабатывает заявки на материально-технические ресурсы, обеспечивает контроль за своевременной реализацией выделенных средств и использованием их по назначению; осуществляет внедрение и обслуживание компьютерной техники и других технических средств; устанавливает внутренние правила документирования операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета.
Управление возглавляет начальник. В управлении работают специалисты по финансам и бухгалтерскому учету.
Сектор кадровой работы и судебной статистики Верховного Суда осуществляет государственную кадровую политику, направленную на комплектование Верховного Суда. Для реализации этой задачи на сектор возложены функции, связанные с подбором кадров на судейские должности; подготовкой документов к назначению и освобождению судей Верховного Суда; присвоению квалификационных классов судьям Верховного Суда, Белорусского военного суда и Минского городского судов. Этот Сектор проводит работу по представлению судей Республики Беларусь к присвоению очередных квалификационных классов; формирует резерв судей на выдвижение совместно с руководством Верховного Суда; обеспечивает организационные мероприятия по проведению аттестации сотрудников аппарата Верховного Суда и присвоению им классов служащих государственного аппарата; контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка.
Важной задачей сектора кадровой работы и судебной статистики является проведение работы по составлению статистической отчетности. На сектор возложены функции составления полугодовой и годовой статистической отчетности, анализа статистических сведений, представления статистического материала в Министерство юстиции.
В штат сектора входят: заведующий сектором, старший консультант, консультанты.
Архив Верховного Суда предназначен для хранения законченных делопроизводством документов, дел, образовавшихся в процессе деятельности структурных подразделений Верховного Суда; личных фондов ведущих работников Верховного Суда; справочного материала к документам архива (описи дел, картотеки, указатели).
Организационно-методическое руководство деятельностью архива Верховного Суда осуществляет Национальный архив Республики Беларусь.
Архив Верховного Суда осуществляет следующие функции:
- принимает и хранит документы структурных подразделений Верховного Суда;
-проводит экспертизу ценности хранящихся в архиве документов;
-проверяет правильность составления и оформления дел в делопроизводстве;
- выдает в установленном порядке дела, документы или копии документов;
-исполняет запросы учреждений, рассматривает заявления граждан;
- ведет учет использования документов, хранящихся в архиве;
-координирует выполнение установленных правил работы с документами в структурных подразделениях Верховного Суда;
- запрашивает от структурных подразделений сведения, необходимые для работы архива.
При Верховном Суде функционирует Постоянно действующая экспертная комиссия, Положение о которой утверждается Председателем Верховного Суда Республики Беларусь.
Она создается для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов и подготовки их к передаче на 146
архивное хранение. В ее состав включаются наиболее квалифицированные специалисты структурных подразделений Верховного Суда. Заседания проводятся по мере необходимости. Решения принимаются большинством голосов. Ведение делопроизводства экспертной комиссии и хранение ее документов возлагается на секретаря экспертной комиссии.
Экспертная комиссия Верховного Суда Республики Беларусь осуществляет следующие функции:
-организует и проводит ежегодный отбор документов Верховного Суда для дальнейшего хранения;
- принимает участие в подготовке и рассмотрении инструкций по делопроизводству, номенклатуры дел Верховного Суда, методических пособий по производству документов в делопроизводстве, экспертизы их ценности и подготовке документов для последующего хранения;
- рассматривает предложения об изменении сроков хранения отдельных видов документов;
-дает указания структурным подразделениям Верховного Суда по вопросам организации документов в делопроизводстве, экспертизы их ценности и подготовки к передаче на архивное хранение.
Редакционная коллегия журнала «Судовы вестк». Журнал «Судовы весшк» издается с 1992 г.' В журнале публикуются постановления Пленума Верховного Суда, постановления Президиума Верховного Суда, определения судебных коллегий, а также материалы о деятельности Верховного Суда, областных судов. Минского городского суда, районных (городских) судов, имеющие значение для совершенствования судебной практики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|