Президиум Верховного Суда
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей, вхо-|дящих в Президиум по должности, и определенного количества судей Верховного Суда. Состав Президиума утверждается Президентом Республики Беларусь.
Заседания Президиума проводится по мере необходимости. В заседаниях может принимать участие Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители. В заседаниях, не связанных с рассмотрением дел, по приглашению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь могут участвовать судьи других судов, представители государственных органов, научных учреждений.
Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и
подписываются председательствующим на его заседании (ст. 52 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).
В отличии от судебных коллегий. Президиум Верховного Суда дел по первой инстанции не рассматривает. Он рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Президиум Верховного Суда рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда Республики Беларусь в качестве суда первой инстанции; дела по протестам на определения судебных коллегий, вынесенные в кассационном порядке или в порядке надзора.
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь решает вопрос о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров и постановлений, вынесенных Верховным Судом по первой инстанции.
Гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам Президиум Верховного Суда не пересматривает. Они могут пересматриваться только судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда. Существует общее правило, что возобновление гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется тем судом, который вынес решение, определение, постановление. Значит, пересмотр гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам в Верховном Суде может относиться только к тем делам, которые рассмотрены по первой инстанции.
С протестом в порядке надзора в Президиум Верховного Суда могут входить: Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики и их заместители. С представлением по вновь открывшимся обстоятельствам по уголовным делам в Президиум Верховного Суда Республики Беларусь может входить Генеральный прокурор или его заместители.
Организационная деятельность Президиума Верховного Суда осуществляется в двух направлениях: 1) рассмотрение вопросов, связанных с организацией работы в самом Верховном, Суде, его подразделениях, аппарате; 2) воздействие на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения ими законодательства.
Согласно ст. 53 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», Президиум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики; рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов; заслушивает председателей областных судов. Минского городского суда. Белорусского военного суда, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о судебной практике по применению законодательства.
Рассмотрение Президиумом Верховного Суда вопросов, связанных с организацией работы в самом Верховном Суде, его подразделениях, аппарате осуществляется путем текущего и перспективного планирования работы Президиума, исходя из задач, поставленных Пленумом Верховного Суда; обсуждения докладов председателей судебных коллегий об итогах работы за полугодие или квартал; о рассмотрении определенных категорий дел и затруднении судов в применении законодательства;
об организации деятельности отдельных судебных составов; о работе по повышению профессиональной квалификации членов судебных коллегий.
Важное место в организации деятельности Президиума занимают вопросы о работе аппарата суда, например, обсуждения деятельности отдельных подразделений Верховного Суда, а также сотрудников соответствующих подразделений.
Воздействие Президиума Верховного Суда Республики Беларусь на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения ими законодательства выражается в таких формах, как изучение и обобщение судебной практики нижестоящих судов и доведения до их сведения результатов такого рода деятельности путем направления в нижестоящие суды обзоров, постановлений Президиума по наиболее принципиальным вопросам, выезды судей Верховного Суда в нижестоящие суды в целях консультирования судей по применению законодательства.
Пленум Верховного Суда
Верховный Суд осуществляет свои функции через входящие в его состав судебные формирования, одним из которых является Пленум Верховного Суда, наличие которого обуслов-131
лено исторически сложившейся правовой системой государства
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь действует в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя, а также председателей областных судов. Минского городского суда и Белорусского военного суда, входящих в состав Пленума Верховного Суда по должности. Все они обладают равными правами. В заседаниях Пленума могут принимать участие Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор, Министр юстиции и их заместители. Кроме того, в заседаниях Пленума по приглашению председателя Верховного Суда могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных организаций и общественных объединений (ст. 48 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).
Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный
прокурор и Министр юстиции.
Проекты постановлений Пленума и копии протестов или заключений по судебным делам направляются членам Пленума, Генеральному прокурору и Министру юстиции.
Заседания Пленума являются правомочными при наличии большинства членов Пленума.
Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в заседании. Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда и секретарем Пленума.
Пленум Верховного Суда осуществляет функцию правосудия, т.е. рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также реализует полномочия, направленные на организационное обеспечение правосудия. Вопросы, не связанные с разрешением судебных дел, вынесен
ные на рассмотрение Пленума Верховного Суда, заслушиваются по докладам инициаторов или уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда.
Согласно ст. 49 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики; дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел; рассматривает заключения Конституционного Суда, председателя Верховного Суда о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Конституции и законам Республики Беларусь; заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда о деятельности коллегий, сообщения областных судов. Минского городского суда. Белорусского военного суда о практике применения судами законодательства, выполнении разъяснений Пленума Верховного Суда по применению законодательства; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда составы судебных коллегий и их председателей, а также секретаря Пленума Верховного Суда; избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда из состава Пленума Верховного Суда, а также председателя квалификационной коллегии из числа членов этой коллегии, заслуживает отчеты о деятельности коллегии; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь.
И все же главное в деятельности Пленума - давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел. Разъяснения даются в форме постановления Пленума. Они основываются на анализе судебной статистики и обобщении материалов судебной практики.
Постановления Пленума Верховного Суда по разъяснению законодательства принимаются по инициативе судей Вер-ховного Суда, судебных коллегий, а также Генерального прокурора и Министра юстиции. Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения. Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из членов Пленума, а 133
также лиц, принимающих участие в работе Пленума (ст. 50 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).
Постановления Пленума Верховного Суда, в которых
разъясняются законы, не должны идти вразрез с действующим законодательством, иначе их вынесение не достигнет поставленной цели. В отличие от норм права, закрепленных в законе, разъяснения Пленума хотя и обладают значительной степенью обобщенности, в меньшей мере способны воздействовать на процесс регулирования общественных отношений. Для их наличия необходим закон. В таких постановлениях Пленум не ограничивается указанием на ошибки суда, а контролирует поведение суда в рамках норм закона. В результате этого нормы детализируются и Пленум в своих постановлениях формулирует свои правовые нормы. Они имеют несколько иную внешнюю форму выражения, чем правовые нормы, содержащиеся в законе, однако в структурном отношении они обладают теми же элементами: гипотезой, диспозицией и санкцией.
Постановления Пленума Верховного Суда, в которых разъясняется законодательство, относятся к нормативным постановлениям. Иной характер носят постановления Пленума по конкретным делам. По своей сути они ненормативны, тем не менее имеют существенное значение в правовой системе, являясь образцом правильного применения норм права1.
Таким образом. Пленум Верховного Суда принимает следующие виды постановлений: 1) по конкретным делам, рассматриваемым в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2) по разъяснению действующего законодательства; 3) по исполнению ранее принятых постановлений; 4) по организационной деятельности Верховного Суда; 5) по изменению и дополнению ранее принятых постановлений, а также отмене их полностью или в определенной части.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|