Сделай Сам Свою Работу на 5

Общие подходы к определению мотива и мотивации





 

Концепции и теории мотивации человеческой деятельности появляются в психологической науке в 20- х гг. ХХ века. В разных странах мира почти одновременно выдающиеся основоположники современных направлений в изучении мотивации: Н. Ах и К. Левин в Германии, З. Фрейд в Австрии, У. Мак Дауголл в Англии, И.П.Павлов и Е.Н.Соколов в России, У. Джеймс и Э. Торндайк в Америке, - начали интересную и плодотворную работу, которая продолжается их последователями и по сей день. Проблема мотивации по-прежнему является одной из центральной и фундаментальных в психологии, а в психологических исследованиях деятельности мотивации и целеполаганию принадлежит ведущая роль. Выдающиеся зарубежные и отечественные ученые:, Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Левин, А. Маслоу, Г. Мюррей, Х. Хекхаузен, , В.К. Вилюнас, В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, , М.Ш.Магомед-Эминов, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, В.С. Мерлин, А.А. Файзуллаев, Д.Н. Узнадзе, , П.М. Якобсон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Л.И.Божович др., посвятили изучению мотивов и мотивации огромное количество исследований.

Несмотря на такой пристальный интерес и большое количество работ по исследованию мотивов и мотивации, на данный момент однозначного определения данных понятий в психологии нет. Каждый автор по-разному подходит к трактовке этих психологических категорий.



В самом общем смысле, мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, побудительная причина действий и поступков [30, с.27]. Исследователи отмечают, что мотивы – это относительно устойчивые образования личности [27, с.134].

Одной из первых теорий мотивации была теория К. Левина, которую называют теорией ожидания. Она основана на том, что наличие потребностей не является единственным необходимым условием мотивации человека, и каждый должен надеяться и ожидать, что выбранный им тип поведения действительно приведет к ожидаемому результату.

Ж. Годфруа под мотивом понимал соображение, по которому субъект должен действовать. Х. Хекхаузен выделял динамическую сторону мотива и рассматривал мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношений «индивид – окружающая действительность». Этих целевых состояний человек стремится достичь. Д. Макклелланд и Дж. Аткинсон понятия «мотив» и «мотивация» в своих теориях определяют через понятия «социальные потребности» и «социальные мотивы». К. Роджерс соотносит мотивы с жизненными целями человека.



Среди существующих на сегодняшний день в современной психологии точек зрения на проблему мотивов человека можно выделить несколько наиболее важных и основных:

1 Мотив рассматривается как - цель, где мотив – это то, ради чего выполняется определенная деятельность [31, с.145]. Такой точки зрения в отечественной психологии придерживался А.Н. Леонтьев, который считал, что именно мотив придает целенаправленность и смысл побуждениям человека. В связи с эти он выделял смыслообразующую функцию мотива как одну из главнейших функций [19, с.36].

2 Мотив рассматривается как - потребность. С.Л. Рубинштейн считал, что в самом мотиве как потребности содержится стремление человека к активности для удовлетворения своих желаний [27, с.58]. Этой же точки зрения придерживался зарубежный психолог Х. Мюррей. Он выделил четыре основных потребности: потребность в достижении, в доминировании, в самостоятельности и в аффиляции (потребность в общении, дружбе, любви).

3 Мотив как - намерение. Л.И. Божович рассматривает мотив как намерение, как побудитель поведения в тех случаях, когда принимаются решения [5, с.89]. При этом, намерения возникают на базе потребностей, которые не могут быть удовлетворены сиюминутно и требуют промежуточных действий.

4 Мотив как - свойство личности. Мотив рассматривается как устойчивые характеристики личности, обусловливающие поведение и деятельность человека. В отечественной психологии К.К. Платонов отмечал, что свойства личности могут выступать в качестве мотивов [26, с. 67]. Данное направление изучения мотивов более распространено в западной психологии. Г.Олпорт рассматривал человека как мотивированную развивающуюся систему. Ему принадлежит идея функциональной автономии мотивов: появившись для удовлетворения какой-либо детской потребности, мотивы начинают жить своей самостоятельной жизнью, постепенно превращаясь в потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия. Он считал, что личностные свойства индивида принимают участие в формировании конкретного мотива.



5 Мотив как - побуждение. С данной точки зрения мотив рассматривается как побудительная сила, которая толкает человека к определенной деятельности. В.И. Ковалев рассматривает мотив как осознанное побуждение к действию. Побуждение рассматривается им как стремление к удовлетворению потребности [16, с.156].

А. Маслоу предложил свою теорию мотивов как побуждения к деятельности, связанную с удовлетворением потребностей человека. При этом он отмечал, что переход к более высоким мотивам в человеческой деятельности осуществляется только после того как удовлетворены ниже лежащие.

В основе иерархии мотивов, выстроенной ученым, лежит необходимость поддерживать витальные потребности (жизненно важные, органические потребности); выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. И, наконец, на самой вершине – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и наиболее полному выявлению и развитию личностных возможностей человека.

Таким образом, можно отметить, что мотив – это сложный психологический феномен. Для наиболее полного и правильного понимания психологического содержания данного понятия необходимо учитывать и использовать все вышеперечисленные феномены. Итак, мотив – это потребность, цель, намерение, побуждение и свойство личности.

Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения, которое, в свою очередь, зависит, как отмечает К. В. Судаков [14], от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организме. Однако силу мотива определяют и психологические факторы: знание результатов деятельности, а не выполнение работы «вслепую», понимание ее смысла, определенная свобода творчества, а не жесткое регламентирование. Сила мотива во многом определяется сопровождающей его эмоцией, из-за чего мотив может приобретать аффективный характер. Сила мотива больше, если мотивация внутренне организованная, т. е. когда человек сам детерминирует свою деятельность, исходя из внутренних побуждений (потребностей, желаний).

К. Левин [18] полагал, что намерение, т. е. постановка цели, носит в себе напряжение, направленное на достижение цели. Поэтому сила мотива (потребностное напряжение) слабеет, если цель достигается. B.C. Мерлин для измерения силы мотива предложил два пути: измерение степени нужды и измерение степени влияния мотива на эффективность деятельности.

К характеристике мотива относится и его устойчивость. По существу, под этим понимают устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов. Можно говорить и об устойчивости намерений, но тогда речь должна идти уже о мотивационных установках.

В качестве примера измерения этой характеристики мотива можно привести опыты М. Овсянкиной [19], проведенные в лаборатории К. Левина, во время которых испытуемые, после прерывания выполнения задания, сами, без всякой инструкции, возвращались к его выполнению, объясняя это наличием напряжения (потребности, побуждения); это напряжение у одних оказывалось инертнее, чем у других. При этом устойчивость как характеристика в большей мере относится не к мотивам как таковым, а к другим мотивационным образованиям: мотивационным установкам, интересам, привычкам.

Касательно понятия «мотивации» в психологии также не существует однозначного определения. Считается, что понятие «мотивация» является более широким, чем понятие «мотив» [15, с.127]. В широком смысле под мотивацией понимают, с одной стороны, систему факторов, побуждающих человека к активности, и, с другой стороны, характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [12, с. 91]. Первой точки зрения придерживался В.Д. Шадриков, который рассматривал мотивацию как совокупность факторов или мотивов и считал, что она обусловлена потребностями и целями личности, внешними и внутренними условиями деятельности, уровнем притязаний личности, ее мировоззрением и направленностью [32, с. 45]. Второй точки зрения придерживается М.Ш. Магомед-Эминов, рассматривающий мотивацию как динамический процесс психической регуляции конкретной деятельности [7, с. 67].

Проблема соотношения мотивации и мотива до сих пор не нашла однозначного решения. Мотивацию рассматривают как вторичное по отношению к мотиву образование, как средство или механизм реализации имеющихся у человека мотивов [3, с. 89]. Так, В. А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива [14, с. 78]. А так же мотивацию рассматривают как процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, где мотив является продуктом этого процесса.

Таким образом, в психологии мотивация – динамический процесс внутреннего управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, т.е. совокупность причин психологического характера, которые объясняют поведение человека. С одной стороны, мотивацию определяют как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности, а с другой, говоря о полимотивированности деятельности человека, выделять доминирующий мотив в ее структуре. организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощённого их понимания. Мотивы с обобщением, относительно устойчивым предметным содержанием называют "обобщенными мотивами" в отличие от "конкретных мотивов", предметное содержание которых узкоспецифично. "Обобщенные мотивы" выступают в роли устойчивых атрибутов личности, однако они являются динамическими образованиями, которые при взаимодействии с ситуационными детерминантами актуализируются, т.е. переходят из латентного состояния в актуальное, реально действующее. Актуализация мотива создает определенную тенденцию действия - разворачивается мотивационный процесс, направленный на реализацию определенного мотивационного отношения с окружающей действительностью. В процессе реализации этого мотивационного отношения человек преобразует актуальную ситуацию в желательную. Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его сознание, но только особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.