|
Политический анализ, его правила и процесс.
Политика (греч. polis «государство», politike «искусство управления государством») – важнейшая сфера общественной жизни, связанная с выработкой и реализацией решений государственной власти.
Политическая культура журналиста – это мера его компетентности в сфере общественно-политической жизни, присущая ему система представлений о месте журналистики в ней, уровень владения им «кодексом поведения» в политической жизни, совокупностью норм политической жизни.
Политический анализ проявляется в отборе факта, в выборе характерных деталей, в поиске нужного слова, способного передать политическое видение журналистом данного факта.
Первый шаг политического анализа предполагает необходимость «увидеть» факт или явление в рамках определенной социальной системы (определить, «в каком обществе мы живем»). Здесь важно понимать, что такое справедливость. Соответственно представлению о нем у журналиста складываются оценки состояния вещей, требований, выдвигаемых различными группами. В зависимости от разделяемой системы ценностей журналист оказывается на стороне той или иной социальной группы и делает политические оценки, опираясь на потребности, интересы этой группы.
Второй шаг политического анализа – определение системы требований, выдвигаемых к различным политическим институтам и социальным силам. В основе этих требований – стремление изменить господствующую политическую линию, решения по поводу рассматриваемой ситуации, состояния дел в той или иной сфере жизни.
Но при этом следует «просчитать», не приведет ли частный успех в одной сфере к негативным последствиям в других, что может свести на нет достигнутый успех.
Третий шаг – выработка представлений о системе политических акций, ведущих к достижению поставленных целей. Общее направление этих акций – подготовка к формированию максимально единых политических подходов и требований в лагере передовых сил общества, сплочение вокруг выработанной идеи небольшого числа сторонников, нацеливание на их конкретные политические действия – участие в выборах на стороне той или иной политической партии, в манифестах.
Политический прогноз – научно обоснованные суждения о вероятных состояниях политической системы или отдельных ее субъектах в будущем и вероятных путях и сроках их достижения, которые имеют четко обозначенный период учреждения и тесно связаны с возможностью оперативной реакции на них в виде политических решений.
Политическое решение – это выработка нескольких вариантов действия для ликвидации возникшей политической проблемы и дальнейший выбор оптимального, реализация которого должна устранить проблему с максимальной эффективностью.
Две главные черты политического эксперта – наличие определенных уникальных знаний и способность использовать их оптимальным образом для решения задач из текущей практики.
Социальная структура общества и представительство их потребностей и интересов СМИ.
Журналисту, чтобы эффективно бороться за торжество общечеловеческих идеалов и гуманистических ценностей, необходимо определить, какие же силы в обществе могут этому способствовать, чтобы отстаивать их интересы, как представителей требований общественного развития, идеологически обосновывать и обеспечивать простор для их деятельности, но при этом понимать роль других групп и учитывать их интересы.
Справедливым будет выступления журналиста на стороне любого социального слоя общества. Но какой слой журналист считает своим, каким образом понимает его роль в системе социальных отношений, как видит его на фоне других и какие именно его интересы стремиться отстаивать.
Журналист, представляя частные интересы и потребности своей группы (крупных предпринимателей или наёмных рабочих, интеллигенции или крестьян и т.д.) с учётом общего блага, должен при этом видеть ядро современного демократического общества. Это ядро – современные средние слои. Средние слои – совокупность образованных, динамичных, предприимчивых и умеющих творчески пользоваться информацией (и прежде всего в инновационной сфере) представителей разных классовых групп – научной, технической, медицинской, художественной интеллигенции, квалифицированных рабочих, фермеров и кооператоров, мелких и средних предпринимателей работников свободных профессий, государственных служащих, менеджерского персонала и т.д., которые заинтересованы в социальной стабильности и устойчивом развитии, справедливой экономической системе, обеспечивающие равные возможности для разных её секторов, прочной демократии и общественной безопасности и т.д.
Средние слои - экономическая и социальная опора современного общества. Наряду с этим «большинством» имеются и два «меньшинства». Одно - крупные предприниматели, капитаны бизнеса и другие представители высшего класса; другое «меньшинство» - деклассированные, выбитые из жизни маргиналы, социально незащищённые, требующие общественной поддержки и участия (дети, пенсионеры, больные). Схема:
Богатые Средние слои Маргиналы
Система принципов журналистской деятельности.
Партийность (в данном контексте)- Идейная направленность мировоззрения, философии, общественных наук, литературы и искусства, выражающая интересы определённых классов, социальных групп и проявляющаяся как в социальных тенденциях научного и художественного творчества, так и в личных позициях учёного, философа, писателя, художника. В широком смысле П. - принцип поведения людей, деятельности организаций и учреждений, орудие политической и идеологической борьбы.
Система принципов базируется на партийной позиции, как бы реализующих ее относительно совокупности законов, базисных для принципов.
В соответствии с осознанием своей позиции складывается идея партийности, включающая в себя социально-групповую, идейно-гносеологическую (гносеологизм- теория познания) и организационно-институционную стороны.
Гуманистически ориентированная партийная позиция - это либо выступление с позиции "частной группы" при понимании требований других групп, либо наоборот - с общечеловеческих позиций, но при различении интересов "частных групп". Гуманизм (представление о человеке, как о мере всех вещей) синтезирует в себе черты других принципов, таких как правдивость (природа и общество), народность (народ), массовость (массы), патриотизм и космополитимзм (страна и мир), национальная гордость, интернационализм (нации), демократизм (правление).
Принцип демократизма в журналистике проявляется в нескольких формах: журналист- выразитель нужд и чаяний народа, его представитель перед избранными властями // предоставления возможности желающим заявить о своем мнении с общественной трибуной, внести свои предложения // журналистика организовывает «обучение» народных масс управлению. Принцип гуманизма - оценочный для других принципов
Журналист + "на гуманизм" надо проверять все, вплоть до технического материала.
Необходимо, чтобы забота о человеке сочеталась с заботой об отдельном человеке. Важно исходить из индивидуальности личности.
Инфраструктура СМИ.
Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функционировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инфроструктура (лат. Infra – “под”, “ниже” + “структура”) – система жизнеобеспечения деятельности журналиста. Эта система, с одной стороны, предоставляет газетам, журналам, телерадиоорганизациям все необходимые для их успешной деятельности – информацию, средства связи, технику и т.д., а с другой – обеспечивает доставку информационной продукции потребителям. Без такой инфраструктуры любая редакция попадает в положение, когда деятельность в “одиночку” оказывается чрезвычайно сложной, трудной, дорогостоящей и будет осуществляться медленными темпами.
Важнейшими частями инфраструктуры являются информационные агентства и службы обмена информацией, производственно-технические подразделения, службы связи, система доставки и распространения, институты научного обеспечения работы СМИ и формирования и лиц, государственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, контроль за деятельностью СМИ и т.д. В деятельности журналистики задействованы также органы прокуратуры, наблюдающие за исполнением законодательства в области журналистики, и суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела при нарушении законодательных актов.
Информационные агентства и службы – это система телеграфных агентств, агентства печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, её распространению и снабжению ими органов СМИ, налаживанию контактов с журналистами и т.д.
СМИ связаны с информационными агентствами и службами, потому что они так же заняты созданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и телевидения информ. Службы отличаются тем, что по преимуществу не “выходят” непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают своей информацией как раз-таки газеты, журналы, радио и т.д.
Поскольку информация всегда была необходима различным политическим, экономическим и другим институтам общества, информационные службы возникли задолго до появления первых газет. В частности, функции сбора зарубежной информации выполняли дипломатические службы (в русском государстве – посольский приказ).
Крупные информ службы, специализирующиеся на снабжении информацией журналистики, возникли в середине 19 века, когда начала складываться массовая ежедневная пресса. Использовать информацию можно было использовать лишь со ссылкой на источник (благодаря чему публикующее сообщение СМИ не несло ответственности за его содержание).
С развитием журналистики и её расширением менялся и характер агентской информации. Стала появляться и информация по спец заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации.
Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются министерствами, ведомостями, крупными фирмами, общественными организациями в целях налаживания отношений со СМИ, информация общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов. Таковы в частности пресс-службы Президента или пресс-центр МИДа Росии. ВИП-персоны нередко имеют своих собственных пресс-секретарей.
К информационной инфраструктуре журналистики прямое отношение имеют также рекламные агентства, принимающие заказы на подготовку и размещение рекламных материалов, в том числе и на страницах прессы и в программах радио и телевидения.
Так же к функционированию инфраструктуры журналистики относятся другие производители и хранители информации, организационно-управленческие инфраструктуры. Производители и хранители информации это киноиндустрия документальных и художественных фильмов, “Мультфильм”, звукозаписывающие фирмы, различные хранилища – библиотека, архивы письменных и кинофонодокументальных, фильмофонды, Книжная палата и т.д. Оргинизационно-управленческая инфраструктура включает в себя множество социальных институтов самого разного уровня – от парламента, занимающегося законодательством в области журналистики и её инфраструктур, до местных органов власти, ведущих в частности, регистрацию выходящих на определённой территории СМИ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|