Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема заботы об «информированности» аудитории.





Предмет курса и терминологический аппарат курса.

Предметом курса «Введение в теорию журналистики» являются наиболее общие закономерности функционирования журналистики, как специфического социального института, деятельность в рамках которого требует особых профессиональных знаний и навыков по созданию системы различных произведений для широкой совокупности каналов массовой информации различной социально-творческой направленности, каждый из которых ориентирован на «свою» аудиторию.

Деятельность журналистики, как функционирование взаимосвязанных элементов определяется закономерностями, раскрытием которых занимается наука с помощью своего «понятийного аппарата». Среди множества понятий, выделяются основные, которые называются категориями.

Первая группа категорий раскрывает социальную роль журналистики, определяя, кому и зачем нужна массовая информация: МИ-функции-аудитория-функционирование-результативность.

Вторая - даёт представление о социальной направленности и методологических основах деятельности в журналистике: МИ-социальная позиция в журналистике- СМИ, как социальный институт - СМИ, как четвёртая власть - социальные типы журналистики.



Третья - описывает субъективную сторону функционирования журналистики: МИ-свобода журналистики - исторические типы журналистики-качества журналистов как профессионалов - журналистская деонтология (представления журналистов о профессиональном долге, реализуемые в журналистском праве, этических нормах, кодексах поведения).

Четвёртая группа категорий обращена к используемым в журналистике средствам «доставки» массовой информации: МИ- средства коммуникации-каналы и типы изданий и программ - система и взаимодействие-распространение.

Пятая - даёт характеристику творческих форм массово-информационной деятельности: МИ-информационная политика - типы творчества - творческие формы- методологическая культура.

Данная система категорий действительна для всех областей знаний о журналистике (теоретического, исторического, социологического).

Журналистика - массовая информация-управление.

Когда говорят об информационной природе журналистики, имеют ввиду массовую информацию. Определение массовая указывает на то, что информация обращена к массе т.е. к большой совокупности людей (социальный слой, народ, работники определённой отрасли и др.), оказывается доступной для неё, актуальной, отличается от специальной информации (профессиональная, научная) своей общесоциальной направленностью, ориентированностью на формирование гражданина - сознательной и активной личности данного общества.



Массовая информация обращена к массовому сознанию (как широкой общественности, так и к отдельной личности). Готовя информацию необходимо избегать лёгкого поверхностного подхода, который приводит к созданию худших образцов «массовой культуры». Выбор линии поведения по отношении к массовому сознанию зависит от социальной позиции журналиста, проявляющейся в информационной политике канала массовой информации. Именно ради реализации своей массово-информационной политики учредитель создаёт канал журналистики; журналист собирает, компонует и посредством текстов распространяет массовую информацию, обращая её к массовой аудитории и социальным институтам.

«Массовая информация» является отправной точкой для развертывания совокупности других общих понятий, как бы коренящихся в ней и позволяющих более глубоко раскрыть представления о журналистике, как сфере массово-информационной деятельности.

Журналистика на ранних этапах развития.

Формы информационного общения появились на заре человечества. Это было необходимым шагом при переходе от первобытного стада к формированию человеческих общностей. Информационное общение было мощным фактором воздействия на людей, воздействия в сфере общественного мнения, которое было, чуть ли главной духовно-организующеё силой в жизнедеятельности человеческих общностей.



С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. Политическая деятельность ораторов древности, в частности Демосфена и Цицерона, можно назвать пражурналистской деятельностью – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиям.

С устными формами распространения информации связаны слова – форум (площадь собраний в Риме), трибуна( место произнесения речи), вече (собрание у славян), дума (собрание советников).

Собственно журналистика - печатные периодические издания – могли возникнуть после изобретения книгопечатания. В Китае книгопечатание появилось раньше, чем в Европе (в 7 в.- ксилография, в 11 в.- наборная печать). В Европе книгопечатание появилось в 30-40хх. годах 15 в. (Гуттенберг). В России первая книга вышла 1564 г.

Во второй половине 17 века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. В России первая печатня газета – «Ведомости» - стала выходить в 1702 году по указу Петра Первого. Она пропагандировала преобразования Петра.

В 19 веке европейская журналистика стала динамически развивающейся областью общественно политической, экономической, культурной жизни общества. Она откликалась на широкий круг интересов и запросов аудитории. Политические группировки, правительство стремилось обзавестись собственными изданиями, чтобы пропагандировать свои взгляды. В конце 19 века выделилось 2 разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя) и качественная (для состоятельных людей, правительства).

Влияние журналистики сильно возросло. Она стала вмешиваться во внутриполитическую борьбу и международные отношения, оказалось способной уничтожать репутации политиков, свергать правительство.

На рубеже 19 и 20 веков было изобретено радио и телевидение. А в 90-е года 20 века появился интернет, который стал некой совокупностью печати, радио и телевидения.

Проблема заботы об «информированности» аудитории.

Постоянной заботой журналиста является повышение информационной насыщенности подготавливаемых им текстов. Для этого он должен руководствоваться определенными правилами. Эти практические правила формируются в соответствии с тремя этапами массово – информационного процесса, организуемого СМИ: 1) отображением действительности, 2) созданием текста произведения, 3) освоением текста аудиторией. Текстовую деятельность журналиста как знаковую можно описать с трёх сторон: семантической, синтактической и прагматической. Семантика текста – это характеристика его отношений с действительностью. Синтактика – характеристика структуры текста. Прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией. При этом очень важна адекватность – правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории.

Добиться прагматической адекватности можно при соблюдении трёх условий информативности.

1. Не банальность, то есть оригинальность сведений. Новизна информации, информация призванная возродить в памяти сведения и напомнить их содержание, актуальная информация, информация, которая систематизирует ранее полученные сведения, информация, которая более верно интерпретирует известные факты.

2. Декодируемость, то есть возможность понимания текста аудиторией в связи с замыслом журналиста. Журналист должен пользоваться доступным языком для аудитории, должна быть ориентация на эмоциональный опыт аудитории и соответствующий образный язык (для разных наций разное значение имеет сравнение с дубом, змеёй и цветом), ориентация на тот уровень знании каким обладает аудитория, ориентированность в социальной позиции собеседника, знание менталитета аудитории.

3. Релевантность, то есть значимость сведений для аудитории. Свойством релевантности обладают те произведения, которые соответствуют её потребностям и интересам. Именно интерес руководит поиском информации, а потребность – это нужда в информации. Необходимо, прежде всего, заботится об удовлетворении потребностей – передаче такой информации, которая способствует верной ориентации аудитории в действительности и фактора поведения, адекватного действительным нуждам данной аудитории.

Несоблюдение этих трёх мер лишает текст возможности быть информативным.

Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той или иной реальности, которую отражает журналист. Каждое произведение должно нести правдивые сведения о жизни, что позволит аудитории всесторонне ориентироваться в явлениях социальной жизни.

1. Дескриптивная информация - описывает и представляет аудитории всё богатство окружающего мира событий и явлений. Наличие в текстах описательных сведений – опора на факты.

2. Прескриптивная информация – представление о желаемом будущем, разделяемом журналистом.

3. Валюативная информация – анализ фактов в свете «желаемого будущего» позволяют журналисту дать свою оценку происходящему событию.

4. Нормативная информация – даёт ответ на вопрос «что делать?» в связи с определённо оценёнными фактами жизни.

d v n p

Синтактический аспект, при котором текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации. Всё многообразие организации журналистских текстов, собираемых из этих элементов, определяется в соответствии с задачами, их набором, интенсивностью, порядком.

1. Набор элементов может быть полным – S(dpvn), так и редуцированным – S(d).

2.Интенсивность представления элементов в тексте может быть сбалансированной S(dpvn), до акцентированной S(dddp).

4.Порядок, логика развёртывания повествования тоже может быть разной: S(dpvn); S(pdv).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.