Сделай Сам Свою Работу на 5

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ МАГИСТРА ИГРЫ ИОЗЕФА КНЕХТА 12 глава





истории и истории культуры, у вашей истории нет крови и нет

действительности; вы все до тонкости знаете об упадке латинского синтаксиса

во втором или третьем веке и понятия не имеете об Александре, Цезаре или об

Иисусе Христе. Вы обращаетесь с мировой историей как математик с

математикой, где есть только законы и формулы, но нет действительности, нет

ни добра, ни зла, нет времени, нет ни "вчера", ни "завтра", а есть вечное,

плоское математическое настоящее.

-- Но как заниматься историей, если не вносить в нее порядок? --

спрашивал Иозеф.

-- Конечно, в историю надо вносить порядок, -- бушевал Иаков. -- Каждая

наука -- это, в числе прочего, упорядочение, упрощение, переваривание

неудобоваримого для ума. Мы полагаем, что обнаружили в истории какие-то

законы, и стараемся учитывать их при познании исторической правды. Так же,

например, и анатом не ждет, расчленяя тело, каких-то сюрпризов, а находит в

существовании под эпидермисом мира органов, мышц, связок и костей

подтверждение заранее известной ему схемы. Но если анатом видит только свою

схему и пренебрегает при этом неповторимой, индивидуальной реальностью



своего объекта, тогда он касталиец, умелец Игры, и применяет математику к

неподходящему объекту. По мне, тот, кто созерцает историю, пускай делает это

с трогательнейшей детской верой в упорядочивающую силу нашего ума и наших

методов, но пусть он, кроме того, уважает непонятную правду, реальность,

неповторимость происходящего. Заниматься историей, дорогой мой, -- это не

забава и не безответственная игра. Заниматься историей уже означает знать,

что стремишься тем самым к чему-то невозможному и все-таки необходимому и

крайне важному. Заниматься историей -- значит погружаться в хаос и все же

сохранять веру в порядок и смысл. Это очень серьезная задача, молодой

человек, и, быть может, трагическая.

Из высказываний патера, которые Кнехт передавал тогда своим друзьям в

письмах, приведем как характерное еще одно.

"Для молодежи великие люди -- это изюминки в пироге мировой истории, да

они и неотъемлемы, конечно, от самой ее сущности, и совсем не так просто и

не так легко, как то кажется, отличить действительно великих от



мнимовеликих. Когда мы имеем дело с мнимовеликими, иллюзию величия создает

исторический момент и способность угадать его и за него ухватиться; есть

также немало историков и биографов, не говоря уж о журналистах, которым это

угадывание и понимание исторического момента, иначе говоря -- сиюминутный

успех, уже представляется признаком величия. Капрал, становящийся в два

счета диктатором, или куртизанка, умудряющаяся некоторое время управлять

хорошим или дурным настроением какого-нибудь властителя мира, -- любимые

фигуры таких историков. А юнцы-идеалисты любят, наоборот, больше всего

трагических неудачников, мучеников, явившихся чуть раньше или чуть позже,

чем надо бы. Для меня -- а я прежде всего историк нашего бенедиктинского

ордена -- самое притягательное, самое поразительное и наиболее достойное

изучения в мировой истории -- не лица, не ловкие ходы, не тот или иной успех

или та или иная гибель, нет, моя любовь и мое ненасытное любопытство

направлены на такие явления, как наша конгрегация, на те очень долговечные

организации, где пытаются собирать, воспитывать и переделывать людей на

основе их умственных и душевных качеств, воспитанием, а не евгеникой, с

помощью духа, а не с помощью крови превращая их в аристократию, способную и

служить, и властвовать. В истории греков меня пленяли не звездная

несметность героев и не назойливый гомон на агоре, а такие попытки, как те,

что предпринимались пифагорейцами или платоновской академией, у китайцев ни

одно явление не занимало меня так, как долговечность конфуцианской системы,



а в нашей европейской истории перворазрядными историческими ценностями

представляются мне прежде всего христианская церковь, а также служащие ей и

входящие в нее ордены. Что порой везет какому-нибудь авантюристу и он

завоевывает или основывает империю, которая существует потом двадцать или

пятьдесят, а то даже и сто лет, или что какой-нибудь благонамеренный

идеалист-король или император стремится подчас к более пристойной политике

или пытается осуществить мечты по части культуры, что тот или иной народ или

какой-нибудь другой коллектив умудрился под сильным нажимом создать или

вытерпеть что-то неслыханное -- все это мне давно не так интересно, как тот

факт, что снова и снова делались попытки создания таких структур, как наш

орден, и что иные плоды этих попыток сохранялись тысячу и две тысячи лет. О

самой святой церкви говорить не хочу, она для нас, верующих, обсуждению не

подлежит. Но что такие конгрегации, как бенедиктинская, доминиканская,

позднее иезуитская и так далее, просуществовали по нескольку веков и после

всех этих веков, несмотря на всякие перемены, на всякое вырождение,

приспособленчество и насилие, сохраняют еще свое лицо, свой голос, свою

повадку, свою индивидуальную душу, это для меня самый замечательный и самый

почтенный феномен истории".

Кнехт восхищался патером, даже когда тот бывал зол и несправедлив. При

этом он тогда еще понятия не имел о том, кто был отец Иаков на самом деле,

он видел в нем только глубокого и гениального ученого, но не знал, что патер

был, кроме того, человеком, который сам сознательно участвовал в мировой

истории и помогал творить ее, ведущим политиком своей конгрегации и знатоком

политической истории и современной политики, к которому отовсюду обращались

за информацией, советом и посредничеством. Около двух лет, до своего первого

отпуска, Кнехт общался с патером исключительно как с ученым, зная только

одну, обращенную к себе сторону его жизни, деятельности, репутации и

влияния. Этот ученый муж умел молчать, даже имея дело с друзьями, и его

монастырские собратья тоже умели молчать лучше, чем того мог ожидать от них

Иозеф.

По прошествии двух примерно лет Кнехт настолько свыкся с жизнью в

монастыре, насколько это вообще возможно для гостя и постороннего человека.

Он помогал органисту скромно продолжать великую, почтенно-старинную традицию

в его небольшом мотетном хоре. Он нашел кое-что в монастырском музыкальном

архиве и послал несколько копий старых произведений в Вальдцель и прежде

всего в Монтепорт. Он создал небольшой начальный класс Игры, к усерднейшим

ученикам которого принадлежал теперь и тот молодой послушник Антон. Он

обучил настоятеля Гервасия хоть и не китайскому языку, но манипулированию

стеблями тысячелистника и лучшему методу размышления над изречениями

гадальной книги; настоятель очень привязался к нему и давно оставил свои

первоначальные попытки пристрастить гостя к вину. Послания, в которых он

каждые полгода отвечал на официальный запрос мастера Игры о том, довольны ли

в Мариафельсе Иозефом Кнехтом, были сущими дифирамбами. Внимательнее, чем в

эти послания, вникали в Касталии в перечни лекций и отметок по кнехтовскому

курсу Игры; находя тамошний уровень скромным, были довольны тем, как

приспосабливался учитель к этому уровню и вообще к обычаям и духу монастыря.

Но больше всего были довольны и даже поражены касталийские власти, хотя и не

показывали этого своему посланцу, частым, доверительным, просто даже

дружеским общением Кнехта со знаменитым отцом Иаковом.

Общение это принесло всяческие плоды, о которых, или хотя бы о том из

них, что был всего приятнее Кнехту, мы позволим себе, несколько забегая

вперед, сейчас рассказать. Он созревал медленно, медленно, он прорастал так

же выжидательно и недоверчиво, как семена деревьев высокогорья, посеянные на

тучной низменности: перенесшись в жирную землю и мягкий климат, семена эти

несут в себе как наследство сдержанность и недоверие, с которыми росли их

предки, медленность роста принадлежит к их наследственным свойствам.

Привыкнув недоверчиво контролировать любую возможность влияния на него,

умный старик лишь нерешительно и понемногу позволял укореняться в себе всему

тому, что доходило до него через его молодого друга, через его коллегу с

противоположного полюса, от касталийского духа. Постепенно, однако, оно

все-таки пускало ростки, и из всего хорошего, что выпало на долю Кнехта в

его монастырские годы, самым лучшим и самым драгоценным для него были эти

скупые, нерешительно выраставшие после безнадежной с виду первой поры

доверие и открытость опытного старика, его медленно возникавшее и еще

медленнее проявлявшееся уважение к его молодому почитателю не только как к

индивидууму, но и к тому, что было в нем специфически касталийским. Шаг за

шагом, как бы только слушая и учась, молодой человек подвел патера,

употреблявшего прежде слова "касталийский" или "умелец Игры" лишь с

иронической интонацией, даже явно как ругательства, к признанию, сперва

снисходительному и наконец почтительному признанию, и этого склада ума, и

этого ордена, и этой попытки создать аристократию духа. Патер перестал

порочить молодость Ордена, который в свои двести с небольшим лет и правда

отставал от бенедиктинского на полтора тысячелетия, он перестал видеть в

игре в бисер лишь эстетическое щегольство, перестал отрицать возможность

дружбы и союза двух столь разновозрастных орденов в будущем. О том, что в

этом частичном смягчении патера, казавшемся Иозефу его чисто личной удачей,

касталийское начальство видело вершину его мариафельской миссии, он еще

довольно долго не подозревал. Время от времени он безрезультатно задумывался

о том, какова, собственно, его роль в монастыре, приносит ли он, собственно,

здесь какую-то пользу, не представляет ли собой в конце концов его

назначение на это место, -- назначение, казавшееся поначалу повышением и

наградой и вызывавшее зависть соперников, -- скорее бесславную синекуру,

отгон в тупик. Учиться, конечно, можно было везде, так почему же нельзя было

здесь? Но в касталийском понимании этот монастырь, за вычетом только отца

Иакова, не был рассадником и образцом учености, и Кнехт толком не знал, не

начал ли он в своей изоляции среди почти сплошь невзыскательных дилетантов

уже обрастать мхом и деградировать в Игре. Помогали ему, однако, при этой

неуверенности отсутствие у него карьеризма и уже тогда довольно сильный в

нем amor fati. В общем-то его жизнь на положении гостя и скромного

учителя-предметника в этом патриархальном монастырском мирке была, пожалуй,

приятнее, чем последняя вальдцельская пора в кругу честолюбцев, и если бы

судьба навсегда оставила его на этом маленьком колониальном посту, он

кое-что, правда, попытался бы изменить в своей здешней жизни, попытался бы,

например, залучить сюда кого-нибудь из друзей или хотя бы выхлопотать себе

ежегодный длительный отпуск для поездок в Касталию, -- но в остальном был бы

этим доволен. Читатель данного биографического очерка ждет, вероятно, отчета

о другой стороне монастырского эпизода в жизни Кнехта -- о религиозной. Мы

осмелимся лишь осторожно намекнуть на это. Что в Мариафельсе Кнехт тесно

соприкоснулся с религией, с ежедневно практикуемым христианством, -- это не

только вероятно, это даже отчетливо видно по многим его позднейшим

высказываниям и по его поведению в дальнейшем; но вопрос, стал ли и в какой

мере стал он там христианином, мы должны оставить открытым, эта область

нашему исследованию недоступна. Помимо обычного в Касталии уважения к

религии, в Кнехте была какая-то почтительность, которую можно, пожалуй,

назвать благочестивой, и еще в школьные годы, особенно занимаясь церковной

музыкой, он получил довольно хорошее представление о христианском учении и

его классических формах, больше всего были ему знакомы таинство обедни и

обряд торжественной мессы. Не без удивления и почтительности встретился он

теперь у бенедиктинцев с религией, знакомой ему раньше лишь теоретически и

исторически, как с еще живой, он неоднократно участвовал в богослужениях, и

после ознакомления с некоторыми трудами отца Иакова, да и под воздействием

разговоров с ним, Кнехту окончательно открылся этот феномен христианства,

которое столько раз за века отставало от современности, устаревало,

окостеневало и все-таки снова и снова вспоминало о своих источниках и

обновлялось с их помощью, опять оставляя позади себя все, что было

современным и одерживало победы вчера. Не оказывал он серьезного

сопротивления и высказывавшейся ему не раз в тех беседах мысли, что,

возможно, и касталийская культура есть лишь секуляризованная и преходящая,

побочная и поздняя форма христианско-европейской культуры и будет

когда-нибудь снова впитана ею и отменена. Даже если это так, сказал он

однажды патеру, ему-то. Кнехту, суждены место и служба внутри касталийской,

а не внутри бенедиктинской системы, там должен он сотрудничать и приносить

пользу, не заботясь о том, притязает ли система, звеном которой он является,

на вечное или только на долгое существование; переход в другую веру он счел

бы лишь не совсем достойной формой бегства. Ведь и тот досточтимый Иоганн

Альбрехт Бенгель служил в свое время маленькой и бренной церкви, ничего при

этом не упуская в служении вечному. Благочестие, то есть служение с верой и

верность до готовности отдать жизнь, возможно в любом вероучении и на любой

ступени, и единственный критерий искренности и ценности всякого личного

благочестия -- такое служение и такая верность.

Когда Кнехт прожил у бенедиктинцев уже около двух лет, в обители как-то

появился гость, которого тщательно держали от него в отдалении, не давая им

даже просто познакомиться. Это возбудило любопытство Иозефа, он стал

наблюдать за незнакомцем, пробывшим, впрочем, в монастыре всего несколько

дней, и пришел к самым разным предположениям. Одежду духовного лица, которую

носил незнакомец, Кнехт счел маскировкой. С настоятелем и особенно с отцом

Иаковом этот неизвестный долго совещался при закрытых дверях, он часто

получал и часто отправлял срочные сообщения. Зная хотя бы понаслышке о

политических связях и традициях монастыря, Кнехт решил, что гость --

высокопоставленный политик с секретной миссией или инкогнито путешествующий

правитель; и, разбираясь в своих впечатлениях, он вспомнил, что и в прошлые

месяцы появлялись, бывало, какие-то гости, которые теперь, задним числом,

тоже казались таинственными и важными. При этом ему пришли на ум начальник

"полиции", любезный господин Дюбуа. и его просьба наблюдать в монастыре

именно за такими происшествиями. и, хотя Кнехт все еще не чувствовал ни

желания, ни призвания посылать такого рода отчеты. ему стало совестно, что

он давно не писал этому доброжелательному человеку и, вероятно, разочаровал

его. Он написал ему длинное письмо, попытался объяснить свое молчание и,

чтобы придать письму хоть какую-то содержательность, рассказал кое-что о

своем общении с отцом Иаковом. Ему было невдомек, как внимательно будут

читать это письмо и кто только не будет его читать.

 

МИССИЯ

Первое пребывание Кнехта в монастыре длилось два года; в то время, о

котором сейчас идет речь, ему шел тридцать седьмой год. В конце этого

периода жизни в Мариафельсе, месяца через два после того, как он отправил

длинное письмо Дюбуа, Кнехта однажды утром позвали в приемную настоятеля.

Думая, что этому общительному человеку захотелось потолковать на китайские

темы, он явился без промедления. Гервасий бросился ему навстречу с каким-то

письмом в руке.

-- Меня сподобили чести обратиться к вам с поручением, многоуважаемый,

-- воскликну л он с обычным своим покровительственным благодушием и сразу

взял тот дразняще-иронический тон, который установился для выражения не

совсем еще ясных дружеских отношений между церковным и касталийским орденами

и был задан, собственно, отцом Иаковом. -- Надо, впрочем, отдать должное

вашему магистру Игры! Он мастер писать письма! Мне он написал по-латыни, бог

весть почему; ведь когда вы, касталийцы, что-нибудь делаете, никогда не

знаешь, что у вас на уме -- вежливость или насмешка, почесть или

нравоучение. Так вот, мне этот достопочтенный dominus (господин (лат.))

написал по-латыни, причем на такой латыни, на которую сейчас во всем нашем

ордене никто не способен, кроме разве что отца Иакова. Это латынь как бы

непосредственно цицероновской школы и все же сдобренная хорошо взвешенной

щепоткой церковной латыни, о которой опять-таки, конечно, не знаешь, пущена

ли она в ход наивно, как приманка для нас, попов, или иронически или

возникла просто из неукротимой потребности в игре, стилизации и

украшательстве. Итак, досточтимый пишет мне: там находят желательным увидеть

вас и обнять, а также установить, до какой степени испортило вашу

нравственность и ваш стиль долгое пребывание среди нас, полуварваров.

Короче, если я верно понял и истолковал этот объемистый литературный

шедевр, вам предоставляется отпуск, и меня просят отправить моего гостя на

неопределенный срок в Вальдцель, но не навсегда, нет, ваше скорое

возвращение, если таковое угодно нам, безусловно входит в намерение

тамошнего начальства. Простите. далеко не все тонкости этого послания я

сумел по достоинству оценить, да этого, наверно, и не ждал от меня магистр

Томас. А это письмецо я должен передать вам, ступайте и подумайте, поедете

ли вы и когда. Вас будет нам недоставать, и, если ваше отсутствие окажется

слишком долгим, мы не преминем снова затребовать вас у вашего начальства.

В письме, врученном Кнехту, его от имени администрации кратко

уведомляли, что ему предоставляется отпуск для отдыха и для беседы с

начальством и что его ждут в Вальдцеле в ближайшее время. Завершение

текущего курса Игры для начинающих он может, если только настоятель

категорически не возразит против этого, не ставить себе в обязанность.

Прежний мастер музыки передает ему привет. При чтении этой строки Иозеф

оторопел и задумался: как через автора письма, магистра Игры, мог быть

передан этот привет, и без того не очень уместный в официальном послании?

Наверно, состоялась какая-нибудь конференция главной администрации с

участием и прежних мастеров. Что ж, до заседаний и намерений Педагогического

ведомства ему не было дела; но его необыкновенно тронул этот привет, он

звучал как-то удивительно по-товарищески Какому бы вопросу ни была посвящена

та конференция, привет доказывал, что начальство говорило на ней и об Иозефе

Кнехте. Предстоит ли ему что-то новое? Отзовут ли его? И будет ли это

повышением или шагом назад? Но письмо сообщало только об отпуске. Да,

отпуску этому он был искренне рад, он готов был уехать хоть завтра. Но ведь

он должен был по крайней мере попрощаться со своими учениками и дать им

какие-то указания. Антона очень огорчит его отъезд. И некоторых патеров он

тоже обязан был посетить на прощание. Тут он подумал об Иакове и, почти к

своему удивлению, почувствовал легкую боль, волнение, которое сказало ему,

что к Мариафельсу он привязан больше, чем подозревал сам. Здесь ему

недоставало многого, к чему он привык и чем дорожил, и в течение двух лет

расстояние и разлука делали Касталию все более прекрасной в его

представлении; но в эту минуту он ясно увидел: то, чем он обладал в лице

отца Иакова, незаменимо, и этого ему будет в Касталии недоставать. И яснее,

чем до сих пор, отдал он себе отчет в том, что' он здесь испытал и чему

научился, и радость охватила его при мысли о поездке в Вальдцель, о

встречах, об игре в бисер, о каникулах, и радость эта была бы меньше без

уверенности, что он вернется в Мариафельс.

С внезапной решимостью отправившись к патеру, Кнехт рассказал тому, что

его отзывают в отпуск, и о том, как он сам удивился, обнаружив за своей

радостью по поводу встречи с домом и радость по поводу предстоящего затем

возвращения в Мариафельс, и что, поскольку эта вторая радость связана прежде

всего с ним, многочтимым патером, он, Иозеф, набрался храбрости обратиться к

нему с великой просьбой, чтобы тот по его, Кнехта, возвращении немного

поучил его, хотя бы по часу или по два в неделю. Иаков, отнекиваясь,

засмеялся и снова отпустил несколько изысканно-насмешливых комплиментов

беспримерно многосторонней касталийской образованности, перед которой такой

простой чернец, как он, может, мол, только умолкнуть в немом восторге, качая

головой от удивления; но Иозеф сразу заметил, что отказывается тот не

всерьез, и, когда он пожимал патеру руку на прощание, Иаков ласково сказал

ему, чтобы он не беспокоился насчет своей просьбы, что он, Иаков, с радостью

сделает все, что в его силах, и тепло простился с ним.

Радостно поехал он домой на каникулы, уверенный в глубине души, что его

пребывание в монастыре не прошло напрасно. При отъезде он почувствовал было

себя снова подростком, но быстро понял, что он уже не подросток, да и не

юноша; понял он это по чувству неловкости и внутреннего сопротивления,

появлявшемуся у него всякий раз, когда ему хотелось отозваться на ребяческое

ощущение каникулярной вольготности каким-нибудь жестом, возгласом,

озорством. Нет, то, что когда-то было бы естественной отдушиной -- ликующе

крикнуть что-нибудь птицам на дереве, громко затянуть походную песню,

сделать несколько ритмических движений, -- уже не получалось, это вышло бы

натянуто, наигранно, показалось бы глупым ребячеством. Он ощутил, что он

мужчина, еще молодой по своим чувствам и по своим силам, но уже не способный

целиком отдаться мгновению и настроению, уже не свободный, а настороженный,

озабоченный, связанный -- чем? Службой? Задачей представлять у монахов свою

страну и свой Орден? Нет, внезапно взглянув сейчас на себя, он увидел, что

непонятным образом врос и вжился в сам Орден, в саму иерархию, понял, что

это ответственность, озабоченность чем-то всеобщим и высшим придавали иному

юнцу немолодой, а иному старику молодой вид, держали тебя, подпирали и

одновременно отнимали у тебя свободу, как кол, к которому привязывают

молодое деревце, лишали тебя невинности, хотя они-то как раз и требовали от

тебя все более ясной чистоты.

В Монтепорте он навестил прежнего мастера музыки, который сам некогда в

молодости гостил в Мариафельсе, изучая бенедиктинскую музыку, и теперь о

многом его расспрашивал. Кнехт нашел старика немного, правда, притихшим и

отрешенным, но более крепким и веселым, чем при последней встрече, усталость

сошла с его лица, он стал не моложе, а красивее и тоньше, с тех пор как ушел

на покой. Кнехт отметил, что он спросил его об органе, о нотных шкафах и о

хоровом пении в Мариафельсе, поинтересовался также, стоит ли еще дерево в

монастырском дворе, но ни к тамошней его деятельности, ни к курсу Игры, ни к

цели его отпуска не проявил ни малейшею любопытства. Перед тем, однако, как

Иозеф отправился дальше, старик дал ему ценное напутствие.

-- Я слышал, -- сказал он как бы шутливым тоном,- что ты стал чем-то

вроде дипломата. Поприще вообще-то не самое лучшее, но, кажется, тобой

довольны. У тебя, может быть, свой взгляд на это. Но если твое честолюбие не

в том, чтобы навсегда остаться на этом поприще, то будь осторожен, Иозеф;

мне кажется, тебя хотят поймать. Отбивайся, у тебя есть на это право... Нет,

не спрашивай не скажу больше ни слова. Сам увидишь.

Несмотря на это предостережение, которое он носил в себе, словно

занозу. Кнехт, прибыв в Вальдцель, радовался свиданию с родиной как никогда

раньше; ему казалось, что Вальдцель не только eго родина и лучшее место на

свете, но что городок стал еще красивее и интереснее в его отсутствие или

что он. Кнехт, смотрел на все другими, более зоркими глазами. И не только по

отношению к здешним воротам, башням, деревьям и реке, дворам и залам,

фигурам и знакомым издавна лицам, нет, во время своего отпуска он и по

отношению к духу Вальдцеля, к Ордену и к игре в бисер чувствовал в себе эту

повышенную восприимчивость, эту возросшую благодарную отзывчивость

вернувшегося домой, поездившего по белу свету, созревшего и поумневшего

человека. "Мне кажется,- сказал он своему другу Тегуляриусу в конце

восторженной похвалы Вальдцелю и Касталии, -- мне кажется, будто все здешние

годы я провел во сне, счастливо, правда, но как бы неосознанно, и будто

теперь я проснулся и вижу все наяву, четко и ясно. Подумать только, что два

года чужбины могут так обострить зрение!" Он наслаждался своим отпуском, как

праздником, особенно играми и дискуссиями с товарищами в кругу элиты поселка

игроков, встречами с друзьями, вальдцельским genius loci (дух места (лат.)).

Расцвело, впрочем, это радужное и счастливое настроение лишь после первого

визита к мастеру Игры, до того к радости Иозефа еще примешивалась какая-то

робость.

Magister Ludi задал меньше вопросов, чем Кнехт ожидал; о начальном

курсе Игры и занятиях Иозефа в музыкальном архиве он лишь мельком упомянул,

зато об отце Иакове готов был слушать сколько угодно и, то и дело о нем

заговаривая, ловил каждое слово Иозефа об этом человеке. О том, что им и его

миссией у бенедиктинцев довольны, даже очень довольны, Кнехт мог заключить

не только по большой любезности мастера, но еще больше, пожалуй, по

поведению господина Дюбуа, к которому сразу же направил его магистр.

-- Ты сделал свое дело отлично, -- сказал тог и с тихим смешком

прибавил: -- Меня и впрямь обмануло тогда чутье, когда я не советовал

посылать тебя в монастырь. То, что, кроме настоятеля, ты расположил к себе и

заставил подобреть к Касталии еще и великого отца Иакова, -- это много, это

больше того, на что кто-либо смел надеяться.

Два дня спустя мастер Игры пригласил его на обед вместе с Дюбуа и

тогдашним заведующим вальдцельской элитной школой, преемником Цбиндена, а во

время послеобеденной беседы появились неожиданно новый мастер музыки и

архивариус Ордена, еще два, стало быть, представителя высшего ведомства, и

один из них увел его с собой в гостиницу для долгого разговора. Впервые

явным для всех образом выдвинув Кнехта в узкий круг кандидатов на высокие

должности, это приглашение воздвигло между ним и рядовыми элиты ощутимый

вскоре барьер, который пробудившийся остро чувствовал. Пока ему, впрочем,

дали четырехнедельный отпуск и служебное удостоверение для гостиниц

Провинции. Хотя на него не наложили никаких обязательств, даже не вменили в

обязанность отмечаться по прибытии куда-либо, он мог заметить, что сверху за

ним следят, ибо, когда он делал визиты и совершал поездки, например в

Кейпергейм, Гирсланд и в Восточноазиатский институт, он тотчас же получал

приглашение от местных высоких инстанций, в эти несколько недель он

фактически познакомился со всем правлением Ордена и большинством магистров и

руководителей учебных заведений. Если бы не такие очень официальные

приглашения и знакомства, то эти поездки были бы для Кнехта каким-то

возвращением в мир его вольных студенческих лет. Он ограничивал себя в

разъездах прежде всего из-за Тегуляриуса, которого огорчал любой перерыв в

их общении, но и из-за Игры тоже, ибо ему очень важно было участвовать и

испытать себя в новейших упражнениях и постановках проблем, а тут Тегуляриус

оказывал ему неоценимые услуги. Другой его близкий друг, Ферромонте,

принадлежал к окружению нового мастера музыки, и повидаться с ним Кнехту

удалось за это время только два раза; он застал его поглощенным и счастливым

работой, перед ним открылась некая великая задача по истории музыки,

связанная с греческой музыкой и ее дальнейшей жизнью в плясках и народных

песнях Балканских стран; он очень словоохотливо рассказал Иозефу о своих

последних работах и разысканиях; они были посвящены эпохе постепенного

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.