Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка эффективности работы по формированию коммуникативных способностей детей средней группы детского сада





В процессе опытно-экспериментальной работы наметились следующие тенденции в процессе формирования коммуникативных способностей дошкольников:

- Продолжилось улучшение процесса развития коммуникативных способностей в экспериментальной группе. Прогресс коснулся всех составляющих коммуникативных способностей, педагогических и психологических. Увеличилось количество дошкольников с высоким уровнем сформированности коммуникативных способностей, что произошло за счет уменьшения детей с низким и средним уровнем сформированности коммуникативных способностей.

- В контрольной группе положительные изменения в последующем стали менее интенсивны. В некоторых случаях показатели остались на прежнем уровне. В целом, по сравнению с данными на начало эксперимента уровень коммуникативных способностей у детей контрольной группы повысился, но увеличилась лишь доля дошкольников со средним уровнем сформированности коммуникативных способностей.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность развития коммуникативных способностей детей посредством игровой деятельности. Анализ результатов диагностик, динамика, развития отношений детей к игровой деятельности убедительно доказывает необходимость систематического формирования коммуникативных способностей дошкольника.



Результаты контрольного эксперимента иллюстрируют возрастание интереса детей к общению, динамику ответственности за выполнение заданий, формирование коммуникативных качеств, необходимых для самореализации личности в общении и игре.

Данные положения подтверждаются динамикой распределения дошкольников средней группы по уровню сформированности коммуникативных способностей, отображенной в Таблице – 4.

Таблица – 4. Динамика распределения дошкольников средней группы по уровнюсформированности коммуникативных способностей

 

Этапы эксперимента Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни сформированности
высокий средний низкий высокий средний низкий
Констатирующий 29% 62,00% 9,00% 35,00% 54% 11,00%
Контрольный 59,00% 39,00% 2,00% 30% 63,00% 7,00%
               

 



Полученные данные для наглядности можно отразить графически, что сделано на Рисунке 3.

Рисунок 3. Динамика распределения дошкольников по уровню сформированности коммуникативных способностей

Данные, полученные в ходе опытно-экспериментального исследования, свидетельствуют о том, что существует зависимость между игровой деятельностью и достигаемым результатом в процессе формирования коммуникативных способностей дошкольников средней группы детского сада.

 

Выводы к Главе 2.

Выводы побольше сделать!!!

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от воспитателей детского сада. Развитие коммуникационной сферы ребенка будет успешным при систематической и планомерной работе воспитателя по организации игровой деятельности детей, отвечающей следующим задачам:

- развиватие способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;

- развиватие навыки социального поведения;

- способствование уверенности в себе и развитию самостоятельности;

- формирование позитивное отношение к своему "Я";

- формирование позитивное отношение к сверстникам;

- формирование чувства принадлежности к группе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Средний дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.



Общение с детьми и общение детей – необходимое условие психологического развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок и от уровня развития коммуникативных навыков. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми этого возраста.

Совместная игровая деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Изучив игровые методы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

В педагогике игра рассматривается с разных сторон: во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать какие-либо качества и способности, в том числе и коммуникативные навыки; во-вторых, как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников, когда в свободно избранной и протекающей игре, направляемой воспитателем, создаются играющие детские коллективы, складываются между детьми определенные отношения, общественные и личные интересы.

Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований о строении и специфике игры позволяют более четко определить ее влияние на психическое развитие ребенка. Как показывают исследования, игра является эффективнейшим средством умственного, физического, нравственного, эстетического развития дошкольников. Она дает им такие доступные для них способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение окружающей действительности.

Уход игры из жизни ребенка негативно отражается на общении, психическом и личностном развитии ребенка. С помощью игры упорядочивается внутренняя жизнь ребенка, его поведение. Игра помогает понять себя и свое отношение к миру.Это область, где ребенок может самостоятельно проявлять инициативу, творческую активность. В ней же он учится действовать, контролировать и оценивать себя.

Формирование коммуникативного развития детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя коммуникативное развитие детей и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство коммуникативного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования коммуникативных навыков детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены возможности коммуникативного развития дошкольников.Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своего потенциала. Играя, ребенок активно усваивает содержащиеся в сюжете различные типы взаимоотношений, нормы коммуникации.

В игре проходят коррекционированные процессы, способствующие совершенствованиюуровней коммуникативного развития детей. При длительном увлечении ребенка игрой, преобразуются его коммуникативные навыки, что во многом определяется правильной организацией деятельности, знанием компонентов игры.

Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, показал, что подавляющее большинство испытуемых перешли на более высокий уровень коммуникативного развития по сравнению с тем уровнем, на котором они находились до проведения игр, направленных на коммуникативное совершенствование.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Авторов напечатать в алфавитном порядке

1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1988. – 336с.

2.Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 2007. – 386 с.

3.Девина И.А., Маштакова И.В. Учимся понимать людей.- М.: Изд-во «Ось -89», 2008. – 136 с.

4. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: Дис. кандидат психологических наук // - М., 1983.

5.Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 2007. – 320 с.

6.Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ.ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 2007. – 160с.

7. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.

8.Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2009. – 123 с.

9.Иванова А. Воспитание культуры речи. // Дошкольное воспитание. 2008. – 112 с.

10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие.- М., 1997. – 190с.

11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2000. – 416 с.

12.Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей: Методические рекомендации. - Н.Новгород, 2009. – 332 с.

13. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004. – 368 с.

14. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 118 с.

15. Лешли Д. Работа с маленькими детьми. - М., 2008. – 124 с.

16. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1990.

17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

18. Немов Р. С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. - кн. 2: Психология образования. – 688 с.

19. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание-М:1995. – 988 с.

20.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская - М., 2007. – 143 с.

21.Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - М., 2007. – 160 с.

22. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999.

23.Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский - М. 2007. – 144с.

24. Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2003, № 10, с. 63

 

 

Приложение 1

Методика 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.