Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





ИГРА КАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дипломная работа

Выполнил: студент 3 курса Шарапова АльфияМияссаровна Специальность «Дошкольное образование» Группа 933 у Форма обучения: заочная Руководитель: Г.П.Ахметова

 

2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………......
Глава 1.Теоретические аспекты формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста………………………………  
1.1. Содержание и сущность понятия «коммуникативная деятельность»……
1.2.Специфика развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………….  
1.3. Возможности применения игры как средства развития коммуникативных умений дошкольников …………………………………  
ВыводыкГлаве 1………………………………………………………………
Выводы по 1 главе  
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативныхспособностей детей в ДОУ посредством игровой деятельности……………………………………………………………………  
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы………………
2.2. Оценка эффективности работы по формированию коммуникативных способностей детей средней группы детского сада………………………….  
ВыводыкГлаве 2………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Списокиспользованныхисточников………………………………………
Приложения……………………………………………………………………..

 



ВВЕДЕНИЕ

Проблема общения и взаимодействия личностей – одна из ведущих и очень важных в современном обществе. Многие родители желают, чтобы их ребенок рос любознательным, общительным и контактным. Общение со взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. Через общение он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается жизненный основной опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.



Значимость общения для психического развития подтверждается многочисленными фактами, описанными в литературе. Эти факты показывают, что (показывают то, что будучи лишенным общения с себе подобными, особенно в детстве, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии.

Секрет успешного общения – в развитии коммуникативных способностей детей в дошкольном возрасте.Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраиватькоммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Актуальность нашего исследования связана с тем, что проблема коммуникативного развития детей относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Коммуникативное развитие детей позволяет добиться качественной реакции ребенка на сложные человеческие взаимоотношения, что очень важно в современном мире.Поэтому в детском саду большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.



Чем же определяется популярность и успешная коммуникации ребенка в группе дошкольников? Данный вопрос решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой, О. М. Гостюхиной и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.

В исследовании Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе изучались в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников.

Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться с взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.

Итак, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.

Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении М. И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности субъекта, то привлекательность партнера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпатии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.

Результаты экспериментальных работ, проведенных под руководством М. И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Р. К. Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

Если Р. К. Терещук показывает, что в основе популярности лежит способность ребенка адекватно удовлетворять коммуникативные потребности ровесников, то исследование О. О. Папир, выполненное под руководством Т. А. Репиной, обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздействий на партнера, общительностью.

Как помочь детям выйти в современный мир, такой сложный и динамичный? Как научить сопереживать, понимать чувства другого, выстраивать гармоничные отношения с окружающими? Навыки общения дошкольников закрепляются в игре. Игра как ведущая деятельность дошкольника признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка.

Игра является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками и взрослыми.В период среднего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра становится у детей ведущей. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому именно в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками.

Происхождение и сущность игры, ее структура и содержание, виды игр и их значение, методика руководства служат предметом глубокого изучения психологов и педагогов. Многие исследуемые вопросы концентрируются вокруг проблемы формирования игровой деятельности у детей с целью их воспитания, как эффективно использовать игру в качестве средства психического развития и воспитания детей. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие дошкольника.

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение для жизни и развития ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития, таких как сначала инициалы потом фамилия Выготский Л.С., Ж. Пиаже, Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. Игра социальна по своему происхождению в социогенезе и онтогенезе, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе, социальна по содержанию, по мнению Д.Б. Эльконина, мотивам и функциям. Игра – это такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми.[10, с. 4].

Существует множество теорий игры, которые своеобразно определяют природу и назначение игры. Игру, наряду с подражанием, считали источником репрезентации, ее определяющим фактором.

Игра выполняет свои развивающие функции в полной мере лишь тогда, когда она является самостоятельной деятельностью детей. Только в этом случае реализуется специфическое воздействие игры на развитие ребенка: происходит расширение его действий в плане представлений, развитие комбинаторных способностей, совершенствование ориентации в человеческих отношениях, овладение способами группового взаимодействия.

В педагогическом процессе игра выступает в различных функциях: как средство воспитания; форма организации обучения; форма организации воспитания; метод, а также прием обучения и воспитания детей.

Игра – понятие многогранное, и как деятельность она имеет своим основным содержанием всевозможные формы компенсации, а также коррекции различных нарушений.

В педагогике и психологии разработаны и обоснованы теоретические основы нравственного воспитания детей в игровой деятельности, но очень мало исследований в области изучения игровой деятельности как средства нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Игра для дошкольников – важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, ее социализации и подготовки к будущему.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, харак­теру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д.

В играх разного вида правила различны. В сюжетно-ролевых играх правила заключаются в самом содержании игры – в роли, в сюжете. Наиболее общим правилом для детей в коллективной игре является признание всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий. Без этого игра не может состояться.

В игре ребенок переживает не только положительные эмо­ции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетво­ренность достигнутыми результатами, обиду и т.д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение.

Для игры характернасаморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируют­ся определенными требованиями и правилами, заключенными в игре.

Объект исследования: процесс коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игра как средство коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

Цель исследования:изучение роли игры как средства развития коммуникативных способностей детей 4-5 лет.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

- изучить и проанализировать специфику коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста;

- рассмотреть виды и значение игры для детей дошкольного возраста;

- разработать комплекс игр для использования в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

- если будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей среднего дошкольного возраста;

- если в работе с детьми среднего дошкольного возраста будут использоваться специальные игровые комплексы.

Методы исследования:

- анализ теоретико-методической литературы по исследуемой проблеме;

- наблюдение;

- психологическая диагностика.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе освещены нюансы коммуникативного развития детей на основе игровой деятельности, которые можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание и сущность понятия «коммуникативная деятельность»

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными [14,с. 26]. По мнению психологов,коммуникация – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

В психологии общение рассматривается как коммуникативная деятельность (Т.В. Драгунова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.) Основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в трудах П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и др. В соответствии с этим направлением предметом общения является взаимодействие или взаимоотношения общающихся (двух или более). Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация наактивность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Однако общение – это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему, оно всегда имеет свое содержание, которое связывает. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.

По мнению Лисиной М.И., общение в деятельности педагогов, родителейвыступает:

- как средство решения учебно-воспитательных задач;

- как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты,строить взаимодействие с ребенком;

- как способ развития его коммуникативностисо взрослыми и сверстниками;

- как необходимое условие его социально-личностного развития [16, с.15].

Таким образом, общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [16, с.15].

Из данного определения можно заключить, что общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга.

Перцептивная сторона общения является важной и обязательной составной частью коммуникации, поскольку эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров.

В отечественной психологии установилась давняя традиция (начиная с работ И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, В.М. Мясищева, Л.С. Выготского и до наших дней) рассматривать общение как фактор психического развития человека. Человек – существо социальное, и развитие его осуществляется через общение. С момента рождения человек оказывается включенным в систему межличностных отношений.

Особенно актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин).

Общение – это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения [13, с. 75]. Работы Л.И. Божович, А.Л. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и др. показывают, что общение имеет прямое отношение к развитию личности детей, так как уже в самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля» или «целостности» общественных взаимоотношений, который исоставляет сущность личности [13, с. 29]. Именно в общении формируется отношение ребенка к окружающим, деятельности и к самому себе.

Г.М. Андреева, Л.Г. Буева, И.С. Кон и другие исследователи подчеркивают, что с раннего возраста развиваются и формируются коммуникативные качества человека: потребность в общении, активность, возможности установления межличностных отношений [1, с.92].

Ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и коммуникативные навыки [4, с.12]. Способность к общениюопределяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми [12, с. 34]. Способность к общению, или коммуникативная способность, включает в себя три основных составляющих:

- мотивационную («Я хочу общаться»);

- когнитивную («Я знаю, как общаться»);

- поведенческую («Я умею общаться») [24, с.173].

Первая составляющая («область желания») включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Дети, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, замкнуты. Они стремятся большую часть времени проводить в одиночестве.

Вторая составляющая коммуникативных способностей – область знания – определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребенка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями, другими детьми.

Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – третья составляющая способности к общению («область умений»). Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к своему мнению, умение слушать, умение эмоционально сопереживать.

Таким образом, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единство трех своих составляющих: мотивационную, когнитивную, поведенческую. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребенкаразвитых коммуникативных способностей.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.