|
Более точный выбор посадки
Высота седла. Сидя в седле, нога, опущенная пяткой на педаль в вертикальном положении шатунов, должна быть чуть согнутой. Угол между бедром и голенью составляет около 165...170° (см. рис. 2).
Положение седла по горизонтали
- Центровое. Обычно используют спринтеры, так как такое положение седла позволяет эффективнее использовать силу мышц. При этом отвес из центра коленного сустава, выдвинутого вперед в горизонтальном положении шатунов, проходит через ось педали.
- Смещенное вперед (работа ног "под себя"). Используют гонщики с лидером для приближения к мотоциклисту в более разреженное пространство. Переход к посадке "под себя" путей сдвига по седлу вперед используется при подъеме в гору, при ускорении и финишировании, т.е. когда нужны большие усилия (си. рис. 2).
- Смещенное назад (работа ног "от себя"). Применяют преследователи и шоссейники для большей непринужденности посадки и удобства педалирования в течение длительного времени. При посадке "от себя" отвес проходит на 1...5 см за осью педали (см.рис.З).
Возможность сдвигаться по седлу позволяет велосипедисту в зависимости от условий езды либо прикладывать большие усилия (сдвиг вперед), либо при меньших усилиях ехать в непринужденной посадке (сдвиг назад).
Положение стопы на педали (рис. 4).
Продольная ось стопы либо параллельна плоскости шатуна, либо немного ближе пяткой к шатуну. Ось педали находится под основанием большого пальца (см. рис. 4) Этому положению соответствуют в среднем следующие расстояния Lот носка велотуфли до прорези шипа (табл. 2).
Рис. 4. Фиксация положения стопы па педали с помощью шипов: а - дюралюминиевого или пластмассового на заклепках; б - кожаного, прибитого гвоздями. Глубина прорези шипов 5...10мм, ширина прорези 3 мм.
Таблица 2
Положение прорези шипа
Размер вело-
туфли
| Условный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В см
| 23,0
| 23,5
| 24,0
| 24,5
| 25,0
| 25,5
| 26,5
| 27,0
| 27,5
| 28,5
| 29,0
| L в см
| 10,0
| 10,2
| 10,4
| 10,6
| 10,8
| 11,0
| 11,2
| И,4
| 11,6
| 11,8
| 12,0
| Размер туклипсов. При вставленных в педаль шипах и заcте-гнутых ремнях просвет между туклипсом и велотуфлей должен быть минимальным, но туклипс не должен сдавливать ногу.
Назначение шипов, туклипсов и ремней станет ясным при рассмотрении техники педалирования.
В настоящем разделе приведены лишь ориентиры подбора рациональной посадки; дальнейшее уточнение и улучшение ее - процесс творческий, зависящий от индивидуальных особенностей велосипедиста. Как птица узнается по полету, так и велосипедист - по характерным только ему посадке в манере педалирования.
3. Некоторые механические основы езды на велосипеде
Самым привлекательным в велосипеде, как раз и отвечающем смыслу этого слова, является скорость, достигаемая только собственными мускульными усилиями человека. Повышение скорости езды на велосипеде зависит прежде всего от энергетических возможностей организма, сил сопротивления движению и от эффективности перевода "живой" энергии организма в движение. Энергетические возможности организма повышаются рациональной тренировкой. Силы сопротивления снижаются при улучшении обтекаемости, качества велосипеда и дорожного покрытия. Эффективность перевода энергии организма в движение наряду с рациональной посадкой повышается при оптимизации режима затраты усилий за счет подбора частоты циклов педалирования ираспределения усилий в отдельном цикле. Иными словами - за счет рациональной техники педалирования.
Соотношение сил при езде на велосипеде
На рис. 5 с учетом соотношения численных значений показаны силы, определяющие скорость велосипедиста при равномерном движении по горизонтальному участку:
Р1 и Р2 - перпендикулярные к шатунам составляющие прикладываемых усилий.
Усилия подтягивания при использовании шипов, ремней и туклипсов составляют в среднем 25...30 % от усилий нажима Р1;
Рнц - сила натяжения цепи;
Рвр - сила вращения колеса, продольная составляющая силы действия колеса на покрытие;
Рдв - движущая сила, продольная составляющая реакции покрытия на заднее колесо;
P сопр - обобщенная сил сопротивления движение, зависящая от характера движения;
Рис. 5. Силы движения и сопротивления при езде на велосипеде.
|
Рсопр = -Рдв - Твел = Рвр + Твел = Рвозд + Ткач * Твел (величины векторные), где
Рвозд - сила сопротивлении встречного потока воздуха;
Ткач - сила трения качения;
Твел - сила трения в велосипеде, приведенная к направлению движения.
Исследования, проводимые в аэродинамической трубе и методом буксировки через динамометр, показывают, что основное сопротивление движению оказывает встречный поток воздуха, В низкой об-текаемой посадке при скорости около 40 км/ч, хорошем покрытии и исправном состоянии гоночного велосипеда общие затраты усилий распределяются оледующим образом: Pвозд ~ 90 % Рсопр, Ткач ~ 7%
Рсопр и Твел~ 3% Рсопр. При этом около 70% силы сопротивления воздуха создается велосипедистом, а остальное - велосипедом. Ткач зависит от покрытия, типа шин и степени их накачки, 90 % потерь на трение в велосипеде приходится на цепную передачу и каретку, остальное - на втулки колес.
В низкой посадке Рсопр при скорости 10, 40 и 60 км/ч составляют соответственно около 3, 23 и 45 Н. При переходе из посадки "на низ руля" в посадку "за верх руля" на скорости около 50 км/ч сила сопротивления возрастает о 26 до 60 Н.
Используя приведенные данные, рассмотрим следующие характерные случаи движения на велооипеде о различными соотношениями сил сопротивления и оценим значения сил движения Рвр, Рвд и
Р1 + Р2.
а) Равномерное движение по горизонтальному участку со скоростью около 40 км/ч в низкой посадке.
Рвр =Рдв ~ Рсопр ~ 23 Н, Рвозд ~ 21 Н Ткач ~ 2 Н, Твел ~ 1 Н
Принимая отношение диаметров колеса (27 дюймов) и ведомой шестерни (например, с 15 зубьями и шагом 12,7 ми) приблизительно равным 10, для силы натяжения цепи получим Рнц~ 230 Н. Принимая отношение длины шатуна (например, 170 мм) и радиуса ведущей шестерни (например, с 50 зубьями) приблизительно равным 1,3, для суммарных усилий на шатунах получим Р1 + Р2 ~ 180 Н.
б) Движение с ускорением 1 м/с2 при скорости около 40 км/ч Рвр = Рдв ~ 90Н, из них Рускорения ~ 70 Н и Рвозд ~ 20 Н.
Рнц ~ 900 Н (при задней ведомой шестерне с 15 зубьями)
Р1 + Р2 ~ 700 Н (при передней ведущей шестерне с 50 зубьями).
в) Подъем в гору с крутизной 1:10 со скоростью 20 км/ч Рвр = Рдв~ 75 Н, из них Рскатывания~ 70 Н и Рвозд~ 5 Н Рнц ~ 670 Н (при задней ведомой шестерне с 19 зубьями) Р1 + Р2 ~ 510 Н (при передней ведущей шестерне с 50 зубьями).
Приведенные оценки суммарных тангенциальных усилий Р1 + Р2 является некоторыми средними для реально прикладываемых сильно пульсирующих усилий. Например, при езде на дорожном велосипеде усилия в верхней и нижней "мертвых" точках падают практически до нуля. Использование шипов, туклипсов и ремней на гоночном велосипеде может повысить усилия обеих ног вблизи этих точек, однако неравномерность распределения усилий в цикле остается существенной (рис. 6). Поэтому, на самом деяе, рассмотренные случаи движения носят не строго равномерный или равномерно-ускоренный характер, а является пульсирующими. Наиболее наглядно это проявляется при разгоне с места, когда усилия нажима могут превышать 1000 Н, а вблизи "мертвых" точек практически отсутствуют. При этом велосипедист набирает скорость скачками.
Частота педалирования
При анализе лучших мирових или достаточно высоких достижений в велоспорте обращает на себя внимание стабильность частоты вращения шатунов как у различных гонщиков, так и по мере улучшения этих достижений (табл. 8).
Таблица 8
Динамика мировых рекордов в часовой велосипедной гонке на открытом треке
Рекордсмен
| Год установления
| Рекорд,
км
| Соотношение
кол-ва зубьев шестерен
| Укладка,
м
| Частота
педалирования,
об/мин
| Коппи Ф.
|
| 45,848
|
|
| 7,40
| 103,26
| Анкетиль Ж.
|
| 46,159
|
|
| 7,40
| 103,96
| Бальдини Э.
|
| 46,393
|
|
| 7,40
| 104,48
| Ривьер Р.
|
| 46,923
|
|
| 7,40
| 105,68
| Ривьер Р.
|
| 47,346
|
|
| 7,54
| 104,65
| Бракке Ф.
|
| 48,093
|
|
| 7,54
| 106,30
| Риттер О.
|
| 48,653
|
|
| 7,69
| 105,44
| Меркс Э.
|
| 49,431
|
|
| 7,93
| 103,89
| Мозер А.
|
| 51,151
| Нет данных. Использовались рама и дисковые колеса нестандартных размеров
| Можно полагать, что частоты педалирования, выявленные таким опытным путем, являютоя оптимальными и обеспечивают рациональную (эффективную) езду на велосипеде. При заданной скорости передвижения оптимальная 100-110 об/мин чаотота педалирования может быть установлена подбором соотношеиия размеров ведущей и ведомой шестерен. Это соотношение чаще всего по традиции связывают с величиной, называемой "передача" (П) или о менее употребляемой величиной "укладка" (У). С помочью таблицы значений передач и укладок дяя различное соотношений количеств зубьев передней и задней шестерен делают соответствующий их выбор.
Передача и укладка
П = (Zп/Zз)*27", в дюймах, где Zп -кол-во зубьев ведущей шестер-ни; Zз - кол-во зубьев ведомой шестерни, задней; 27" - диаметр Д колеса в дюймах. Хотя величина "передача" менее наглядна и не учитывает возможные изменения размеров заднего колеоа и шатунов, по традиции она более употребляема *), чем величина "укладка".
*) Правильнее было бы пользоваться более универсальным и наглядным понятием "соотношение сил" Р1 + Р2 / Рвр = = (Zп/Zз)*Дколеса/2L шатуна, си. рис. 5, но традиции мирового велоспорта оказываются сильнее. Чем больше соотношение сил, тем более силовой характер носит режим педалирования.
У =(Zп/Zз) * 27" * 0,0254 *3.14, в м, где I" - 1 дюйм = 0,0254 м. Укладка - это путь, проходимый колесом за один оборот шатуна.
П р и м е р: Zп = 50, Zз = 15;
П = 50/15 * 27" =90", У = 50/15 * 27 * 0,0254 * 3,14 = 7,17м.
Чем больше передача и укладка, тем при заданной окорости больше усилия и меньше частота педалирования. Набор шестерен служит для подбора соотношения: прилагаемые усилия - частота педалирования (ЧП). На шоссейном велосипеде такой оптимальный подбор делают с помощью переднего и заднего переключателей передач. На трековом же велосипеде, не имеющем свободного хода и переключателей, требуется замена шестерен.
Выбор передачи на трековом велосипеде можно сделать на основании предполагаемого результата - t(мин) на дистанции - S(м) по формуле П = S/(t*ЧП0ПТ •0,0254*3,14), в дюймах
Пример: S = 4000 м, t = 5 мин 30 с (II спортивный разряд в индив. гонке)
П = 4000 м/(5,5 мин * 103 об/мин * 0,0254 *3,14) = 88, 5".
Ближе всего такой передаче соответствует соотношение шестерен Zп = 49 и Zз = 15 (П = 88,2").
Техника педалирования
Кратко рациональную технику педалирования можно выразить словами: на педали нужно не только нажимать, их нужно вращать.
Рациональность педалирования слагается из двух моментов. Первый, чисто механический, подразумевает, что усилия должны способствовать вращению шатунов, т.е. направляться перпендикулярно к ним. Другие же бесполезные составляющие усилий желательно по возможности устранить. Каждая ного "крутит" шатун по возможности на протяжении всего оборота. Если при горизонтальном положений шатунов одна нога нажимает на педаль, то другая подтягивает; при вертикальном положении шатунов одна нога "проводит" а другая "проталкивает" (рис. 6).
Такое педалирование получило название кругового. Использование вело-туфлей с шипаии, тукли-псов и ремней помогает его выполнению. Большое значение в "подстраива-нии" усилий перпендикулярно шатунам имеет положение стопы. При проталкивании и нажиме оно ближе к горизонтальному, а при проводке и подтягивании носок опускает- ся и его движение напоминает как бы "поглаживание ". Овладение техникой кругового педалирования можно начать с поочередной концентрации внимания за движением каждой ноги. При этом надо научиться по желанию переключаться в различные рабочие зоны, например, только нажимать и проводить или только подтягивать и проталкивать. Затем объединить эти зоны сначала для одной ноги, а позже - для обеих одновременно. Использование велостанка эначительно облегчает и ускоряет освоение техники педалирования.
Рис. 6 Фазы кругового педалирования. Положения стопы приведены согласно кинограмме педалирования заслуженного мастера спорта СССР Станислава Москвина. Векторами ориентировочно показаны тангенциальные составляющие усилий одной ноги при езде со скоростью около 40 км/ч для велосипедиста,хорошо освоившего круговое педалирование.
| Второй, биомеханический, момент техники педалирования связан со следующим. При круговом педалировании в работу включается большее количество мышц, поэтому нагрузка, а следовательно, и утомляемость каждой отдельной снижаются. Иногда может быть также полезным, напротив, переключение в неосновную рабочую зону (проводка, подтягивание) с тем, чтобы дать возможность отдохнуть основным рабочим, мышцам бедра, осуществляющим нажим, перед решающим моментом (рывком, фишем, тяжелым подъемом в гору). К биомеханической особенности рационального педалирования можно отнести также и существование оптимального соотношения между интенсивностью усилий и частотой их приложения. Согласно табл. 3 для эффективной длительной езды на велосипеде частота педалирования близка к 100 об/кин.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|