II. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ВЕЛОСИПЕДИСТУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов, самостоятельно занимающихся велосипедным спортом
ВВЕДЕНИЕ
"Физкультура и спорт" - такое привычное всем словосочетание. А какое место лично в вашей жизни они занимают? Насколько гармо-нична ваша жизнь в духовном и физическом проявлениях, как в ней сочетается гимнастика ума и тела? Испытывали ли вы на себе справедливость давнего афоризма: "В здоровом теле - здоровый дух!" Как переносите требования жизни быть здоровым, высоко трудоспособным, волевым, мужественным, настойчивым, выдержанным, благородным и многие другие? Если чувствуете себя не очень уверенно в этих вопросах, вам нужно не откладывая, с пониманием важности приобщиться к физической культуре и спорту.
Уже само наименование "физическая культура" указывает на ее принадлежность к культуре. Современное емкое понятие "культура" охватывает всю совокупность способов и результатов человеческой преобразовательной деятельности, имеющих ценность для общества и личности. Кроме предметных ценностей, создаваемых непосредственно в процессе преобразования внешней природы, культуру составляет и все то, что воплощает успехи человека в преобразовании своей собственной природы. К таким слагаемым культуры принадлежит и физическая культура, ставшая одним из важнейших факторов сохранения и умножения естественных жизненных сил человечества. Представляемые ею для этого средства в метода при всей их внесшей простоте удивительно действенны. Они позволяют не только создавать благоприятный "фон" для основной жизнедеятельности, но и обеспечивать направленное развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, совершенствовать телосложение, а также восстанавливать дееспособность органов и систем, утраченную при заболеваниях и травмах.
Физическая культура должна служить как отдельному человеку, так и обществу в целом. Иногда чрезмерное сосредоточивание на личном здоровье, в том числе и средствами физкультуры, уводит человека "в себя", делает его менее отзывчивым к общественным нуждам, физкультура преумножает наши силы и их надо использовать на благо общества. "Здоровье - имущество казенное" - говорил В.И.Ленин.
В офере физической культуры особое место занимает спорт. Его неотъемлемой особенностью является соревновательная деятельность как способ максимального выявления и объективного сравнение определенных человеческих способностей. Спорт немыслим без более или менее регулярного участия в состязаниях с повышенной мобилизацией сил и без специальной подготовки.
Занятия спортом существенно повышают физические возможности человека, но не менее важным спорт является как средство воспитания высоких моральных качеств, как средетво самовоспитания, самопознания и самоутверждения личности. Не следует рассчитывать, что занятия спортом автоматически привносят положительные свойства личности. Этот процесс должен быть управляемым прежде всего самим занимающимся. В случае отсутствия правильных представлений и убеждений требуется помощь воспитателя и здорового коллектива, иначе могут, напротив, развиться такие отрицательные свойства, как индивидуализм, эгоизм, стремление любой ценой добиться успеха, зазнайство и другие.
Настоящая работа предназначена для студентов, желающих за-ниматься спортом. В основу ее положен многолетний опыт деятельности велосипедной секции ЛПИ им. М.И.Калинина. Читатель найдет здесь тот минимум сведений, который поможет ему с большей пользой приобщиться к велосипедному спорту как в организованной группе, так и самостоятельно. Эти сведения могут быть также полезны к тем, кто не ставит себе целью участие в соревнованиях, а использует велосипед, в том числе и обычный дорожный, как средство передвижения, оздоровления и проведения досуга.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ВЕЛОСПОРТОМ
I. Велоспорт высших достижений и массовый
Велосипедный спорт высших достижений требует полной самоот-дачи и значительных затрат времени. Сильнейшие шоссейники мира, как любители, так и профессионалы, преодолевают за год до 40 тыс. км, из них немногим менее половины - в соревнованиях. Такие большие нагрузки позволили поднять, например, рекорд мира в часо-вой гонке до 51,151 км; проходить 100 км командой из четырех человек менее, чем за 2 ч; 4 км в одиночку - менее, чем за 4 мин 30 с, а 4 км командой из четырех человек - менее, чем ва 4 мин 10 с.
Для поддержания такого уровня тренированности круглогодично необходимо преодолевать каждый день в среднем не менее 100 км, затрачивая не менее 3....4 ч на саму тренировку или участие в соревнованиях и значительное время на восстановление сил. Поэтому спорт высших достижений, естественно, не может быть массовым явлением, да ипольза его в смысле гармоничного развития и здоровья не очевидна.
Для массового, в том числе и студенческого, велоспорта реально рассчитывать в среднем на трех-четырехразовые в неделю занятия, по 2...3 ч каждое. Такой объем нагрузок вполне обеспечит ваше оздоровление, физическое развитие и воспитание волевых качеств, а также повысит работоспособность во всех сферах вашей деятельности.
2. Виды соревнований по велоспорту
Международные правила соревнований делят велосипедный спорт на два самостоятельных вида спорта: велошоссе и велотрек. Спортивные звания и разряды присваивается раздельно по этим видам.
В олимпийскую программу соревнований на шоссе включены:
а) Индивидуальная шоссейная гонка на дистанцию около 180 км (мужчины) и около 60 км (женщины, для которых с 1988 г. это единственная олимпийская гонка). Обычно более 100 участников стартует одновременно (групповая гонка) и боротоя аа индивидуальную победу.
б) Шоссейная гонка командами на 100 км, в которой каждый из 4 членов команды лидирует по очереди, борясь за коллективный успех.
В олимпийскую программу соревнований на треке включены (длина одного круга олимпийского трека - 333,33 м):
а) Гонка на время на 1000 м, старт с места.
б) Индивидуальная гонка преследования на 4 км. Два участника стартуют на противоположных прямых трека; в предварительных заездах отбор проводится по временным результатам, а во всех последующих победители определяются по финишу.
в) Командная гонка преследования на 4 км.
г) Спринтерская гонка. На дистанцию I км стартуют несколько участников. Время прохождения дистанции не учитывается. Лучшие на финише проходят в следующий тур соревнований. В борьбе за выгодную позицию гонщики иногда замедляют движение вплоть до длительной остановки, называемой по французски "сюрпляс".
В программу ежегодных мировых первенств на треке среди любителей, кроме олимпийской программы, дополнительно входят:
а) Индивидуальная гонка преследования на 3 км (женщины).
б) Спринтерская гонка (женщины).
в) Групповая гонка с промежуточными финишами, гонка на очки (мужчины).
г) Спринтерская гонка на тандемах (мужчины).
д) Гонки с лидером (мужчины). Лидер - на специальном мотоцикле, гонщик - на стайерском велосипеде.
Ежегодные первенства на шоссе проводятся по олимпийской программе. Отдельно проводятся ежегодные первенства мира по велосипедному кроссу, гонке по пересеченной местности. (В навей стране велокроссы проводятся на дистанции 21...24 км. В случае кольцевой трассы длина одного круга должна быть не менее 3 км. Старт может быть как общий, так и раздельный. По присвоению спортивных званий велосипедный кросс условно относится к виду спорта "вело-шоссе".)
Наиболее распространенными соревнованиями, выходящими за ранки мировых первенств, по многим из которых проводятся национальные чемпионаты, являются следующие.
На шоссе
а) Гонка на время, старт - раздельный. Интервал между стартующими 60 или 30 с. Дистанция - до 100 ки. Побеждает участник, показавший лучшее время.
б) Многодневные шоссейные гонки. Например, любительская велогонка Мира протяженностью около 2000 км разбита на 14 этапов; профессиональная велогонка Тур де Франс протяженностью около 4000 км проводится в течение 24 дней. Большинство этапов в многодневных гонках проводятся с общего старта. Общее место каждого участника определяется по сумме времени всех этапов.
в) Критериум. Кольцевая индивидуальная гонка с общим стартом обычно по улицам города, с 10...20 промежуточными финишами. Четверо первых на каждом финише получают соответственно по 5; 3; 2 и одному очку. На последнем финише очки удваиваются. Победители определяются по сумме набранных очков. Общая дистан-ция 40...70 км, протяженность одного круга 1...5 км.
На треке
а) Гонка на время с хода, гит с хода на 200, 500 и 1000 и,
б) Гонка на время с места, гит с места на 500, 1000 м, на 2, 3, 4, 5, 10, 20, 50, 100 км к на 1 ч.
в) Парные гонки - групповые однодневные и шестидневные о промежуточными финишами. Гонщики одной пары участвуют в гонке по очередно, обычно через каждые полтора-два круга. Отдыхающий гонщик поджидает участвующего в гонке в медленном движении. Смена производится обычно толчком рука в спину вступающего в Гонку.
г) Групповая гонка с выбыванием. На назначенных промежуточных финишах последний в группе выбывает из гонки.
д) Гандикапы - заезды с форой и общим финишей.
е) Матч-"омниум" (велосипедное многоборье).
Для самой распространенной гонки на время с раздельным стартом в соответствии со Всесоюзной классификацией с 1985 г. действуют следующие нормативы в классе гоночных велосипедов.
Мужчины
| | | | Мастер спорта СССР
| 50 км
| 1 ч 10
| 30 с
| Кандидат в маcтера спорта
|
|
|
| I разряд
|
|
|
| II разряд
|
|
|
| III разряд
|
|
|
| Женщины
| | | | Мастер спорта СССР
| -
| -
|
| Кандидат в мастера спорта
|
|
|
| I разряд
|
|
|
| П разряд
|
|
|
|
II. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ВЕЛОСИПЕДИСТУ
I. Выбор размера рамы велосипеда
Серийные спортивные велосипеды Харьковского велозавода выпускаются четырех ростов. Рост определяется длиной подседельной трубы и указывается в паспорте велосипеда. При пропорциональном телосложении размеры рамы выбираются по росту велосипедиста (табл. I и рис. I).
Рис. I. К подбору размера рамы.И - расстояние от центра каретки вдоль подседельной трубы до ее верхнего среза. L - расстояние от оси рулевой колонки вдоль горизонтальной трубы до оси подседельной трубы.
Таблица I Выбор рам по росту велосипедиста
Рост велоси-
педиста, см
| Рост
рамы
| Длина
подседельной трубы, Н . см
| Длина
горизонтальной
трубы. L , см
| 150-160
| I
|
|
|
| 160-170
| II
|
| 54-55
| 170-180
| III
|
|
| 180-190
| IV
|
|
| Приблизительно рост рамы определяется простым способом. Если на трубе рулевой колонки между горизонтальной и наклонной трубой раш помещается ладонь среднего размера (шириной около 10 см), то рост рамы четвертый. Четырем, трем и двух пальцам соответствуют III, II и I роста рамы. Специально изготавливаются также рамы "нулевого" и пятого роста.
Если у вас непропорциональное сложение, например, длинные ноги, можно выбрать раму следующего, большего роста. Однако при отсутствии рамы нужного размера более удобно будет использование раны меньшего роста.
О посадке велосипедиста
"Старый предрассудок, согласно которому достаточно сильно нажимать на педали, чтобы победить всех, окончательно развеян современным велоспортом. Лишь правильная посадка позволит гонщику лучшим образом проявить себя. Только в результате рациональной тренировки и строгого режима жизни добиваются наилучшей формы. Одной силы недостаточно, чтобы победить своих соперников. В гонке необходимо проявить ум, волю, решительность" - писал еще в шестидесятые года известный итальянский тренер Гвидо Коста.
Рациональная посадка наряду о хорошей обтекаемостью должна обеспечивать слаженную эффективную работу мышц ног, спины, рук. Да, и рук тоже. Взгляните на фотографии сильнейших гонщиков. Они гармонично сложены, и вовсе не сутулы, мускулатура ног не бросается в глаза. Если бы не характерная для велогонщика граница загара рук и ног, вы с трудом распознаете его спортивную специализацию.
Начальный выбор посадки (рис. 1-3)
Высота седла. Стоя рядом с велосипедом, установите седло на уровне верхней головки бедра, т.е. на уровне тазобедренного сустава.
Установка седла по горизонтали. Подвижкой седла в ослабленном замке добейтесь, чтобы при упоре кулаком в вертикальную стойку выноса руля локоть касался носка седла. Не зак-репляя замок, установите плоскость седла параллельно горизонтальной трубе рамы велосипеда. Закрепите замок. Внимание! Обращайтесь нежно с насечками в замке седла: повороты седла в замке осуществляйте только при ослабленном боте. Порча насечек приведет к ненадежному закреплению седла в нужном положении.
Длина выноса руля. При установленном по горизонтали седле и локте, прижатом к носку седла, кончики вытянутых пальцев касаются поперечной трубы баранки руля.
Рис. 2. Выбор высоты седла. Смещенная вперед посадка.
| Высота руля. Головка болта руля находится на 1...7 см. ниже носка седла. Руль, установленный выше указанного уровня, менее неудобен, чем опущенный слишком низко, так как в первом случае имеется возможность принять рациональную посадку за счет сгибания рук в локтях. Внимание! Для изменения высоты руля нужно не только вывернуть на 3-4 оборота болт, но и осадить его вниз ударом молотка. При этом зажимной конус на внутреннем конце болта освободит руль.
Положение низа баранки руля. Устанавливается либо параллельно горизонтальной трубе рамы, либо несколько опущены вниз (см. рис. 1-3).
Рис. 3. Смещенная назад посадка.
| Положение кронштейнов тормозных ручек. Кронштейны устанавливаются так, чтобы, держась за верх или низ руля, при торможении кисти не надо было одвигать ("перехватывать руль"). Внимание! При торможении с низа руля достаточно только указательным и средним пальцами плавно тянуть за самые кончики обеих тормозных ручек. Для торможения с верха тех же пальцев достаточно для нажатия на концы ручек. Тогда остальные пальцы обеспечивают надежное удержание руля.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|