Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление бизнес-процессами организации

Системы управления бизнес-процессами пришли в Россию с Запада, где этот класс программ называется BPMS (Business Process Management System) или BPM-системы.

Система управления бизнес-процессами организации основана на простой идее: моделирование бизнес-процессов вашей организации с помощью наглядных диаграмм, загрузка этих описаний в компьютерную систему и контроль исполнения процессов в реальной практике работы предприятия. Несомненным преимуществом подхода является то, что вы гарантированно получаете систему, на 100% удовлетворяющую ВАШИМ нуждам и способную изменяться с ростом потребностей бизнеса.

Любая BPM-система (ELMA полностью соответствует данной концепции) содержит ряд стандартных компонентов, которые соответствуют стадиям жизненного цикла (Деминга) процесса PDCA (Plan, Do, Check, Act): Проектирование (моделирование) , Исполнение, Контроль и Мониторинг, Улучшение процессов.

В основе управления бизнес-процессами лежат работы по их описанию, оптимизации и регламентации, и такого рода проекты затрагивают интересы широкого круга сотрудников, требования которых существенно различаются, в зависимости от их роли в компании. Топ-мененджеры заинтересованы в повышении управляемости, гарантированности управленческих воздействий, прозрачности и т.д. Менеджеры среднего звена хотят, прежде всего, понимать границы своей деятельности и результаты, за которые они отвечают. Наконец, исполнители хотят иметь понятные, четкие правила своей работы. При реализации проекта необходимо учитывать интересы всех этих групп сотрудников.

Зачастую, приступая к подобного рода проектам, компании пытаются остановиться лишь на верхнем уровне анализа и оптимизации, экономя тем самым время проекта и удовлетворяя интерес высшего руководства. Но нужно понимать, что верхнеуровневый анализ хорош лишь для целей бизнес-диагностики, то есть выработки решений и рекомендаций относительно того, куда продвигаться и развивать проект далее). Вообще говоря, для того чтобы мы именно улучшили деятельность мы вынуждены в проекте доходить до уровня исполнителей и их действий (упрощенно уровни детализации бизнес-процессов приведены на рис.1)



 

Архитектура бизнес-инжиниринга (АБИ) - 4 основных и один объединяющий уровень. Эти уровни, выполняя свои функции и непрерывно взаимодействуя друг с другом, обеспечивают не просто функционирование бизнес-процесса, а постоянный его анализ и совершенствование. При изучении уровней было определено, что при их использовании можно управлять организацией бизнес-процесса по техприсоединению и выработать концепцию автоматизации с помощью различных инструментов, в частности с помощью «1С: Предприятия».

Уровень I. Уровень организации инжиниринга бизнес-процесса по техприсоединению. На этом уровне определяются приоритеты, графики работ и наборы информации (отчёты), требуемые для бизнес-процесса. Этот уровень определяет и использование различных методов организации техприсоединения.

Уровень II. Уровень планирования и управления бизнес-процессом по техприсоединению. На этом уровне осуществляется планирование и управление бизнес-процессами, расчёт и планирование ресурсов. Кроме того осуществляется мониторинг состояния существующего процесса техприсоединения, определение этапов процесса, выявление ответственных объектов и субъектов.

Уровень III.Уровень управления потоками работ. Это фактически уровень трафика электронных и бумажных документов и сообщений. Важное в этом уровне — определение потоков информации, потоков документов, потоков работ. Процесс техприсоединения исторически сопровождался огромным количеством документов с дублирующейся информацией, которые не всегда порождались какими-либо работами, и не всегда порождали производство каких-либо работ. На этом уровне должны отсекаться ветви, не порождающие или не отражающие потоков работ.

Уровень IV.Уровень отборов и интеграции прикладных автоматизированных систем. На этом уровне определяется набор приложений, с помощью которых организовывается регистрация, создание документов, отбор информации, расчёт объёмов и стоимости, способы построения отчётов, а так же методы обмена информацией между приложениями. Для организации техприсоединения, как правило, используются множество приложений. Инструменты «1С» при этом должны инициировать подключение каждого из них, на соответствующем этапе и регистрации информации из этих приложений в базе данных «1С: Предприятие» для дальнейшего использования.

Уровень V.Единая инфраструктура, объединяющая уровни управления бизнес-процессом. Это уровень, объединяющий четыре вышеназванных уровня в единую инфраструктуру. Четыре предыдущих уровня связаны между собой контурами обратной связи. Первый уровень определяет задачи для всех уровней, второй уровень управляет потоками работ, подлежащих выполнению (суммы, сроки, ресурсы) и передаёт эти данные на первый уровень, третий уровень поставляет информацию о загруженности трафика на второй уровень, а четвёртый уровень представляет на первый уровень нужную для первого уровня информацию «упакованную» в стандартные приложения. Обратная связь четвёртого и первого уровня помогает определить необходимость и достаточность используемых приложений. Обеспечение этой и других связей между компонентами АБИ есть предмет деятельности пятого инфраструктурного уровня.

ARIS-архитектура бизнес-инжиниринга (АБИ) расширяет архитектуру ARIS, позволяя рассматривать управление бизнес-процессами не только с организационной точки зрения, но и с точки зрения информационных технологий.

На уровне I (инжиниринг процессов) бизнес-процессы моделируются в соответствии с производственным графиком работ. Концепция ARIS предоставляет инфраструктуру, которая охватывает все аспекты бизнес-процесса. Здесь же используются различные методы оптимизации и оценки, а также методы, гарантирующие качество процессов.

На уровне II (планирование и управление процессами) осуществляется планирование и управление текущими бизнес-процессами. Сюда же относятся методы планирования, регулирования мощностей и пооперационного стоимостного анализа. Мониторинг позволяет менеджерам контролировать состояние различных процессов.

На уровне III (управление потоками работ) объекты, подлежащие обработке, например, заказы клиентов с сопутствующей документацией или страховые иски, доставляются с одного рабочего места на другое. Электронные документы доставляются системами класса workflow.

На уровне IV (прикладная система) документы, доставленные на рабочее место, подвергаются определенной обработке, т. е. функции бизнес-процесса выполняются с помощью прикладных программных систем (от простых текстовых процессоров до сложных программных решений), бизнес-объектов и Java-аплетов.

Четыре уровня АБИ связаны между собой контурами обратной связи. Уровень управления процессами предоставляет информацию об эффективности текущих процессов. Именно на этом этапе начинается непрерывная адаптация и совершенствование бизнес-процессов.

Уровень управления потоками работ передает фактические данные о процессах, подлежащих выполнению (суммы, сроки, выделяемые ресурсы), на уровень управления процессами. Затем система workflow активизирует прикладные модули.

Пятый компонент концепции АБИ объединяет уровни I-IV в единую инфраструктуру. Инфраструктуры содержат информацию о соответствующей архитектуре и приложениях, конфигурируя реальные приложения с помощью инструментария уровней II и III, а информацию по предметной области для них — из моделей-прототипов (уровень I). Инфраструктуры включают также информацию о составе компонентов и их отношениях

АБИ — это прежде всего концепция, однако ее можно использовать и как инфраструктуру для разработки реальных программных продуктов. Концепция АБИ впервые предложена автором на в 1994 году.

Цель инжиниринга бизнес-процессов заключается в достижении максимально эффективных бизнес-решений.

11.Методы анализа процессов: сравнительный анализ, имитационное моделирование, ABC-анализ.
Сравнение реинжиниринга и совершенствования бизнес-процессов.

В настоящее время распространение получили такие методики количественного анализа процессов, как имитационное моделирование процессов и АВС-анализ процессов (операционный анализ затрат, использование данных методов в организациях, не имеющих четкой регламентации процессов и средств измерения их показателей, является нецелесообразным). Поскольку большинство российских предприятий находится именно в таком состоянии, то применение имитационного моделирования и АВС-анализа для них преждевременно.

сравнительный анализ был ограничен тремя наиболее популярными на российском рынке продуктами: Bpwin/Erwin (Platinum Technology), Rational Rose (Rational Software Corporation) и ARIS (Scheer AG).

Сравнительный анализ.

Различают внутрипроизводственные имежпроизводственные сравнения. С помощью первых рассматривается один объект и его внутренние связи и сопоставления, вторые позволяют сравнивать группу однородных объектов.

Технические показатели во многом отражают эффективность организации и могут быть использованы при проведении сравнительного анализапроцесса с процессами организаций-конкурентов. Как правило, особенно ярко выглядит сравнение отечественных и зарубежных предприятий одной отрасли. Например, такое сопоставление по численности персонала показывает, что для выполнения аналогичных процессов организации в развитых странах используют в три-пять раз меньше сотрудников, чем отечественные. Следует отметить, что сравнение технических показателей процессов по абсолютной величине чаще всего неинформативно. Более интересные данные для анализа дает расчет относительных показателей нескольких процессов. Об этом будет сказано далее.

Порядок проведения м анализа сводится к следующим этапам работы:

1) определение задач и основных направлений проводимых сравнений;

2) выбор массива и номенклатуры сравниваемых показателей;

3) Элиминирование(исключение), определяющих различие в сравниваемых объектах;

4) проведение межобъектных сопоставлений;

5) сопоставление показателей с выбранной базой;

6) оформление выводов сравнительного анализа.

Имитационное моделирование - метод исследования, основанный на том, что изучаемая система заменяется моделью, имитирующей эту систему. Над моделью проводят эксперименты и в результате получают информацию о реальной системе. Имитационное моделирование выполнения бизнес-процессов широко применяется в проектах по реинжинирингу деятельности компаний, когда необходимо заранее спрогнозировать результаты.

Проведение имитационного моделирования предполагает осуществление четырех основных этапов:

· Построение модели одного или нескольких процессов, выполнение которых необходимо оптимизировать,

· Запуск имитации выполнения процессов модели,

· Анализ полученных показателей,

· Повторение п.1-3для альтернативных сценариев выполнения процесса и выбор наиболее оптимального.

К имитационному моделированию прибегают, когда:

дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте;

невозможно построить аналитическую модель: в системе есть время, причинные связи, последствие, нелинейности, стохастические (случайные) переменные;

необходимо сымитировать поведение системы во времени.

ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п. Часто ABC-анализ путают с ABC-методом, расшифровывая ABC как Activity Based Costing, что в корне не верно

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.