Лексическая стилистика. Работа редактора над лексикой рукописи.
Раздел: Практическая стилистика
Цель курса«Практическая стилистика» – научить нормативному употреблению языковых средств, принадлежащих к разным функциональным стилям.
Задачи курса:
– дать общие сведения о функциональных стилях современного русского языка;
– рассмотреть особенности существования и развития различных видов литературной нормы;
– научить оценивать синонимичные языковые варианты;
– изучить критерии оптимального выбора и организации языковых средств в тексте;
– рассмотреть экспрессивно-выразительные средства языка.
Раздел: Литературное редактирование
Цель курса «Литературное редактирование» – научить методам работы литературного редактора над текстом.
Задачи курса:
– познакомить со спецификой профессиональной деятельности литературного редактора;
– изучить особенности и методы редакторского анализа литературных произведений в целях их объективной характеристики и оценки;
– определить пути усовершенствования рукописей в процессе подготовки к изданию;
– рассмотреть лингвостилистический аспект литературного редактирования;
– научить методике подготовки и редактирования аппарата книги как средства издательской культуры.
В соответствии с данными разделами составлены контрольные задания.
В процессе выполнения работы необходимо руководствоваться следующими основными требованиями:
1) контрольная работа должна быть выполнена в установленный срок – не позднее двух недель до начала экзаменационной сессии;
2) работа должна иметь титульный лист (студенты системы СДО присылают к/р. в печатном виде, остальные студенты пишут к/р. от руки в тетради). Текст должен быть написан разборчивым почерком. Сокращения слов, за исключением общепринятых, не допускаются. Образец титульного листа контрольной работысм. вПриложении 1;
3)Для студентов СДО! Присылаемый файл с контрольной работой должен быть назван Ф. И. О., № группы, название дисциплины. Файлы не соответствующие правилам оформления проверяться не будут!
4) номер темы (варианта) определяется по последней цифре зачетной книжки;
5) в случае возникновения трудностей при изучении учебного материала и выполнении заданий контрольной работы необходимо обратиться за консультацией к преподавателю кафедры «Массовые коммуникации и лингвистика», ведущему данную дисциплину в установленные графиком дни консультаций.
6) если работа вызовет существенные замечания, она направляется на доработку.
7) после последнего задания следует перечислить использованную в работе литературу (не менее 10 наименований). Список должен оформляться на отдельной странице и иметь заголовок СПИСОК использованных источников и литературы, который размещается строго по центру.
Правила оформления списка использованных источников и литературы.
Главный принцип расположения в алфавитном порядке - "слово за словом", т.е. алфавитная последовательность букв должна учитываться на уровне словосочетаний, слов и внутри слова. Так, при совпадении первых слов литературные источники располагают по алфавиту вторых слов и т.д.; при наличии авторов-однофамильцев их работы располагают в алфавите их инициалов или по идентифицирующим признакам (старший, младший, отец, сын - от старших к младшим); работы одного автора располагают по алфавиту их названий или по хронологии их изданий; при нескольких работах одного автора, написанных им в соавторстве с другими, записи должны следовать по алфавиту фамилий соавторов.
Для целого ряда городов, в которых издается особенно много книг, приняты специальные сокращения. Вот некоторые (основные) из них: М. – Москва, n.y. – New York (Нью-Йорк), Л. – Ленинград, P. – Paris (Париж), СПб. – Санкт-Петербург, К. – Киев, С. – София (Болгария), L. – London (Лондон), В. – Berlin (Берлин), W. – Warzsawa (Варшава).
Электронные ресурсы. Данный раздел помещается в конце списка и формируется в алфавитном порядке. Электронные ресурсы подразделяются:
- источники на электронных носителях локального доступа;
-источники на электронных носителях удаленного доступа (т. е. интернет-источники).
Подразделы пишутся строчными буквами, кроме первой прописной. В конце ставится двоеточие. Сведения об электронных ресурсах приводят в следующей последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу.
Обратите внимание! Элементам библиографического описания документа предшествуют следующие разделительные (предписанные) знаки, являющиеся обязательными, употребление которых не связано с нормами языка. До и после разделительного знака ставится пробел. Исключение: точка и запятая. Пробел ставится только после них. В конце библиографического описания ставится точка.
. (точка)
| ( / ) одна косая черта – перед сведениями об авторстве, коллективном авторе, составителе, редакторе
| (. –) точка и тире – для отделения одной области от другой
| ( // ) две косые черты – перед сведениями об источнике, в котором опубликована статья
| (, ) запятая – перед годом издания;
| () (круглые скобки)
| ( : ) двоеточие – перед сведениями, относящимися к заглавию;
| [ ](квадратные скобки)
| ( ; ) точка с запятой – перед вторым местом издания (М; Л.), для отделения друг от друга групп авторов (основных от других лиц, принимавших участие в создании документа)
| + (плюс)
= (знак равенства)
| Обращаем ваше внимание, что каждый компонент «Списка использованной литературы» имеет свои правила оформления.
Многотомные издания:
Горький, А. М. Собрание сочинений : в 30 т. [Текст] / А. М. Горький ; Акад. наук СССР, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького). – М. : Гослитиздат, 1949–1955.
Успенский, Г. И. Полное собрание сочинений : в 14 т. [Текст] / Г. И. Успенский ; гл. ред. Н. Л. Мещеряков. - М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР. – 1940–1954.
Отдельный том:
Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. : пер. с итал. [Текст] / Дж. Реале, Д. Антисери, ред. С.А. Мальцева. - СПб. : Изд-во Пневма. Т. 4 : От романтизма до наших дней. - 2005. - 880 с.
Или
Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.4. От романтизма до наших дней / Дж. Реале; Д. Антисери, ред. С.А. Мальцева. - СПб. : Изд-во Пневма, 2005. - 880 с.
Успенский, Н. В. Сочинения : в 2 т. [Текст] / Н. В. Успенский ; подгот. текста, статьи и коммент. К. И. Чуковского. – М. ; Л. : Academia, 1933. – Т. 1 – 560 с.
Двигатели внутреннего сгорания [Текст] : учебник : в 3 кн. Кн. 2 : Динамика и конструирование / В. Н. Луканин, И. В. Алексеев, М. Г. Шатров и др.; под ред. В. Н. Луканина, М. Г. Шатрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш.школа, 2005. - 400 с.
Книги, учебные пособия, учебники, методические указания:
Толстой, Л. И. Севастопольские рассказы. Казаки. Хаджи Мурат [Текст] / Л. Н. Толстой. - Тула : Приокское кн. изд-во, 1972. - 430 с.
Избачков, Ю. С. Информационные системы [Текст] : учеб. пособие / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 656 с.
Басаков, М. И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов и колледжей / М. И. Басаков. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 64 с.
Если книга, учебник и т. д. имеют несколько авторов, они оформляются по следующим правилам.
Два автора
Избачков, Ю. С. Информационные системы [Текст] : учеб.пособие / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 656 с.
Ефремов, Н. А. Опыт строительства судов с использованием элементов эксплуатировавшегося флота [Текст] / Н. А. Ефремов, Г. В. Егоров. - М. : [б.и.], 2005. - 23 с.
Три автора
Благосклонная, Я. В. Ожирение - это болезнь : излечение от лишнего веса [Текст] / Я. В. Благосклонная, Е. И. Бабенко, А. В. Красильникова. - СПб. : Невский проспект, 2005. - 128 с.
Четыре и более
Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, А. Л. Михайлов и др. ; под ред. Л. А. Михайлова. - СПб. : Питер, 2005. - 302 с.
Технология конструкционных материалов [Текст] : учеб. пособие / О. С. Комаров, В. Н. Ковалевский, А. С. Чаус [и др.] ; под общ. ред. О. С. Комарова. - Минск : Новое знание, 2005. - 560 с.
Статьи из сборников по результатам конференций:
Чеботарёва, Е. Г. Отражение народного сознания в народнической литературе [Текст] /Е. Г. Чеботарева // Материалы 11-й международной конференции «Ефремовские чтения» (19 апреля 2008г) / Сост. и отв. ред. М. В. Ягодкина. – СПБ. : Лемма, 2008. – С. 53–56.
Колесниченко, Д. А. Научная конференция о революционном народничестве [Текст] / Д. А. Колесниченко, В. А. Твардовская // Вопросы истории. - 1960. – № 2. – С. 16–23.
Маринова, Е. В. Словообразовательная деривация на базе иноязычных слов как источник новых номинаций (на материале русского языка рубежа XX-XXI вв.) [Текст] / Е. В. Маринова // Вестник Тамбовского университета серия: Гуманитарные науки Выпуск 4 (60), 2008. – С. 205–209.
Статья из книги или другого разового издания:
Лотман, Ю. М. О типологическом изучении литературы [Текст] / Ю. М. Лотман // Проблемы типологии русского реализма. – М. : Наука, 1969. – С. 123–132.
Лотман, Л. М. Роман из народной жизни : этнографический роман [Текст] / Л. М. Лотман // История русского романа : в 2 т. М. ; Л. : АН СССР, 1962–1964. – Т. 2. – С. 390– 415
Дергачев, И. А.Проблемы периодизации литературного процесса в России (1861–1895) [Текст] / И. А. Дергачев // Русская литература 1870–1890-х годов : межвуз. сб. науч. тр. – Свердловск, 1981. – Вып. 14. – С. 3–34.
Диссертации и авторефераты диссертаций:
Власенко, Е. Ю. Функции архетипов и архетипических образов в произведениях П. В. Засодимского : дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Е. Ю. Власенко. – Ульяновск, 2005. – 163 с.
Фокеев, В. А. Библиографическое знание: теоретико-методологическое исследование [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Фокеев. - М., 1996. - 36 с.
Обратите внимание, что если нет издательства, пишется «М.,», т. е. после города ставится запятая, а не двоеточие.
Газета:
Академия здоровья [Текст] : науч.-попул. газ. о здоровом образе жизни : прил. к журн. «Аквапарк» / учредитель «Фирма «Вивана». – 2001, июнь – . – М., 2001– . – 8 полос. – Еженед. 2001, № 1–24. – 10000 экз. ; 2002, № 1(25)–52(77). – 15000 экз.
Журнал:
Гуманитарные исследования : журнал фундаментальных и прикладных исследований / Издательский дом «Астраханский университет», 2008 – . – Выходит 4 раза в год.
Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 4 (60). – 444 с.
Словари:
Тоффлер, Б. Словарь маркетинговых терминов [Текст] / Б. Тоффлер, Д. Имбер – М. : Инфра-М, 2000. – 432 с.
Энциклопедии:
Литературный энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В. Кожевникова, П. Николаева. – М. : Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.
Искусство : большой энциклопедический словарь / под ред. Н. И. Кравцова, А. В. Кулагина. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 376 с.
Источники на электронных носителях локального доступа:
Шарков, Ф. И. Социология [Электронный ресурс]: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков. - М.; Экзамен, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Источники на электронных носителях удаленного доступа:
Арестова, О. Н. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет [Электронный ресурс] / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. - Режим доступа: http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 19.09.2011).
Специальные требования к записи книг, словарей, журнальных статей, статей в сборниках следует строго соблюдать.
При всех обстоятельствах при выполнении контрольной работы студент обязан использовать всю новую литературу по исследуемому предмету, опубликованную в печати за последние 5–10 лет.
Контрольный материал по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование»включает девять заданий, касающихся основных разделов курса. Каждое правильно и полно выполненное задание оценивается в один балл. За неполноту ответа снимается 0,5 балла. За каждую ошибку снимается по 0,2-0,3 балла.
Критерии оценки выполнения экзаменационного задания:
"отлично" – 8 - 9 баллов;
"хорошо" - 6 - 7 баллов;
"удовлетворительно" - 3,9 - 5 баллов;
"неудовлетворительно" - менее 3 баллов.
Задания к контрольной работе:
1 вариант
Лексическая стилистика. Работа редактора над лексикой рукописи.
1. Укажите ошибки, связанные с нарушением значений слов и их сочетаемости.
1. В последние годы было создано массовое количествоинновационных форм. 2. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 3. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298. Ул. Народного Ополчения. 4. Не будем экстраполировать вопрос инфляции. 5. Каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 6. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 7. Пишите Ваши инициалы полностью. 8. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.
2. В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.
1. Тысячи русских людей сложили свои русые головы на Куликовской битве (школьное сочинение). 2. И я с пеной у рта и в лицах кидаюсь доказывать обратное (Cosmopolitan). 3. Олег Николаевич знал всю его подноготную жизнь. 4. Этот поступок стал басней во языцех (школьное сочинение). 5. Таким образом карандаш Arcancil убил сразу двух неудобных женщинам зайцев (Cosmopolitan-Петербург). 6. Нельзя всех мерять под одну гребенку (устная речь). 7. Российское правительство еще не повернуло лицо к проблемам демографии. 8. В это время Н. А. Некрасов решил начать собственный журнальный бизнес (школьное сочинение). 9. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы (устная речь). 10. Эта история окутана кромешной тайной за семью печатями.
Фоника.
Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А. Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Покажите художественную роль фоники на данном примере.
Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьем бежала.
Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель,
В покосе пел чуть слышно.
И с мягким махом тяжело
Косье в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И все, казалось, пело:
Коси,коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|