Сделай Сам Свою Работу на 5

Лексическая стилистика. Работа редактора над лексикой рукописи.

Раздел: Практическая стилистика

Цель курса«Практическая стилистика» – научить нормативному употреблению языковых средств, принадлежащих к разным функциональным стилям.

Задачи курса:

– дать общие сведения о функциональных стилях современного русского языка;

– рассмотреть особенности существования и развития различных видов литературной нормы;

– научить оценивать синонимичные языковые варианты;

– изучить критерии оптимального выбора и организации языковых средств в тексте;

– рассмотреть экспрессивно-выразительные средства языка.

Раздел: Литературное редактирование

Цель курса «Литературное редактирование» – научить методам работы литературного редактора над текстом.

Задачи курса:

– познакомить со спецификой профессиональной деятельности литературного редактора;

– изучить особенности и методы редакторского анализа литературных произведений в целях их объективной характеристики и оценки;

– определить пути усовершенствования рукописей в процессе подготовки к изданию;

– рассмотреть лингвостилистический аспект литературного редактирования;

– научить методике подготовки и редактирования аппарата книги как средства издательской культуры.

В соответствии с данными разделами составлены контрольные задания.

В процессе выполнения работы необходимо руководствоваться следующими основными требованиями:

1) контрольная работа должна быть выполнена в установленный срок – не позднее двух недель до начала экзаменационной сессии;

2) работа должна иметь титульный лист (студенты системы СДО присылают к/р. в печатном виде, остальные студенты пишут к/р. от руки в тетради). Текст должен быть написан разборчивым почерком. Сокращения слов, за исключением общепринятых, не допускаются. Образец титульного листа контрольной работысм. вПриложении 1;

3)Для студентов СДО! Присылаемый файл с контрольной работой должен быть назван Ф. И. О., № группы, название дисциплины. Файлы не соответствующие правилам оформления проверяться не будут!



4) номер темы (варианта) определяется по последней цифре зачетной книжки;

5) в случае возникновения трудностей при изучении учебного материала и выполнении заданий контрольной работы необходимо обратиться за консультацией к преподавателю кафедры «Массовые коммуникации и лингвистика», ведущему данную дисциплину в установленные графиком дни консультаций.

6) если работа вызовет существенные замечания, она направляется на доработку.

7) после последнего задания следует перечислить использованную в работе литературу (не менее 10 наименований). Список должен оформляться на отдельной странице и иметь заголовок СПИСОК использованных источников и литературы, который размещается строго по центру.

Правила оформления списка использованных источников и литературы.

Главный принцип расположения в алфавитном порядке - "слово за словом", т.е. алфавитная последовательность букв должна учитываться на уровне словосочетаний, слов и внутри слова. Так, при совпадении первых слов литературные источники располагают по алфавиту вторых слов и т.д.; при наличии авторов-однофамильцев их работы располагают в алфавите их инициалов или по идентифицирующим признакам (старший, младший, отец, сын - от старших к младшим); работы одного автора располагают по алфавиту их названий или по хронологии их изданий; при нескольких работах одного автора, написанных им в соавторстве с другими, записи должны следовать по алфавиту фамилий соавторов.

Для целого ряда городов, в которых издается особенно много книг, приняты специальные сокращения. Вот некоторые (основные) из них: М. – Москва, n.y. – New York (Нью-Йорк), Л. – Ленинград, P. – Paris (Париж), СПб. – Санкт-Петербург, К. – Киев, С. – София (Болгария), L. – London (Лондон), В. – Berlin (Берлин), W. – Warzsawa (Варшава).

Электронные ресурсы. Данный раздел помещается в конце списка и формируется в алфавитном порядке. Электронные ресурсы подразделяются:

- источники на электронных носителях локального доступа;

-источники на электронных носителях удаленного доступа (т. е. интернет-источники).

Подразделы пишутся строчными буквами, кроме первой прописной. В конце ставится двоеточие. Сведения об электронных ресурсах приводят в следующей последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу.

Обратите внимание! Элементам библиографического описания документа предшествуют следующие разделительные (предписанные) знаки, являющиеся обязательными, употребление которых не связано с нормами языка. До и после разделительного знака ставится пробел. Исключение: точка и запятая. Пробел ставится только после них. В конце библиографического описания ставится точка.

 

. (точка) ( / ) одна косая черта – перед сведениями об авторстве, коллективном авторе, составителе, редакторе
(. –) точка и тире – для отделения одной области от другой ( // ) две косые черты – перед сведениями об источнике, в котором опубликована статья
(, ) запятая – перед годом издания; () (круглые скобки)
( : ) двоеточие – перед сведениями, относящимися к заглавию; [ ](квадратные скобки)
( ; ) точка с запятой – перед вторым местом издания (М; Л.), для отделения друг от друга групп авторов (основных от других лиц, принимавших участие в создании документа) + (плюс) = (знак равенства)

Обращаем ваше внимание, что каждый компонент «Списка использованной литературы» имеет свои правила оформления.

Многотомные издания:

Горький, А. М. Собрание сочинений : в 30 т. [Текст] / А. М. Горький ; Акад. наук СССР, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького). – М. : Гослитиздат, 1949–1955.

Успенский, Г. И. Полное собрание сочинений : в 14 т. [Текст] / Г. И. Успенский ; гл. ред. Н. Л. Мещеряков. - М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР. – 1940–1954.

Отдельный том:

Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. : пер. с итал. [Текст] / Дж. Реале, Д. Антисери, ред. С.А. Мальцева. - СПб. : Изд-во Пневма. Т. 4 : От романтизма до наших дней. - 2005. - 880 с.

Или

Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.4. От романтизма до наших дней / Дж. Реале; Д. Антисери, ред. С.А. Мальцева. - СПб. : Изд-во Пневма, 2005. - 880 с.

Успенский, Н. В. Сочинения : в 2 т. [Текст] / Н. В. Успенский ; подгот. текста, статьи и коммент. К. И. Чуковского. – М. ; Л. : Academia, 1933. – Т. 1 – 560 с.

Двигатели внутреннего сгорания [Текст] : учебник : в 3 кн. Кн. 2 : Динамика и конструирование / В. Н. Луканин, И. В. Алексеев, М. Г. Шатров и др.; под ред. В. Н. Луканина, М. Г. Шатрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш.школа, 2005. - 400 с.

Книги, учебные пособия, учебники, методические указания:

Толстой, Л. И. Севастопольские рассказы. Казаки. Хаджи Мурат [Текст] / Л. Н. Толстой. - Тула : Приокское кн. изд-во, 1972. - 430 с.

Избачков, Ю. С. Информационные системы [Текст] : учеб. пособие / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 656 с.

Басаков, М. И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов и колледжей / М. И. Басаков. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 64 с.

Если книга, учебник и т. д. имеют несколько авторов, они оформляются по следующим правилам.

Два автора

Избачков, Ю. С. Информационные системы [Текст] : учеб.пособие / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 656 с.

Ефремов, Н. А. Опыт строительства судов с использованием элементов эксплуатировавшегося флота [Текст] / Н. А. Ефремов, Г. В. Егоров. - М. : [б.и.], 2005. - 23 с.

Три автора

Благосклонная, Я. В. Ожирение - это болезнь : излечение от лишнего веса [Текст] / Я. В. Благосклонная, Е. И. Бабенко, А. В. Красильникова. - СПб. : Невский проспект, 2005. - 128 с.

Четыре и более

Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, А. Л. Михайлов и др. ; под ред. Л. А. Михайлова. - СПб. : Питер, 2005. - 302 с.

Технология конструкционных материалов [Текст] : учеб. пособие / О. С. Комаров, В. Н. Ковалевский, А. С. Чаус [и др.] ; под общ. ред. О. С. Комарова. - Минск : Новое знание, 2005. - 560 с.

Статьи из сборников по результатам конференций:

Чеботарёва, Е. Г. Отражение народного сознания в народнической литературе [Текст] /Е. Г. Чеботарева // Материалы 11-й международной конференции «Ефремовские чтения» (19 апреля 2008г) / Сост. и отв. ред. М. В. Ягодкина. – СПБ. : Лемма, 2008. – С. 53–56.

Колесниченко, Д. А. Научная конференция о революционном народничестве [Текст] / Д. А. Колесниченко, В. А. Твардовская // Вопросы истории. - 1960. – № 2. – С. 16–23.

Маринова, Е. В. Словообразовательная деривация на базе иноязычных слов как источник новых номинаций (на материале русского языка рубежа XX-XXI вв.) [Текст] / Е. В. Маринова // Вестник Тамбовского университета серия: Гуманитарные науки Выпуск 4 (60), 2008. – С. 205–209.

Статья из книги или другого разового издания:

Лотман, Ю. М. О типологическом изучении литературы [Текст] / Ю. М. Лотман // Проблемы типологии русского реализма. – М. : Наука, 1969. – С. 123–132.

Лотман, Л. М. Роман из народной жизни : этнографический роман [Текст] / Л. М. Лотман // История русского романа : в 2 т. М. ; Л. : АН СССР, 1962–1964. – Т. 2. – С. 390– 415

Дергачев, И. А.Проблемы периодизации литературного процесса в России (1861–1895) [Текст] / И. А. Дергачев // Русская литература 1870–1890-х годов : межвуз. сб. науч. тр. – Свердловск, 1981. – Вып. 14. – С. 3–34.

Диссертации и авторефераты диссертаций:

Власенко, Е. Ю. Функции архетипов и архетипических образов в произведениях П. В. Засодимского : дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Е. Ю. Власенко. – Ульяновск, 2005. – 163 с.

Фокеев, В. А. Библиографическое знание: теоретико-методологическое исследование [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Фокеев. - М., 1996. - 36 с.

Обратите внимание, что если нет издательства, пишется «М.,», т. е. после города ставится запятая, а не двоеточие.

Газета:

Академия здоровья [Текст] : науч.-попул. газ. о здоровом образе жизни : прил. к журн. «Аквапарк» / учредитель «Фирма «Вивана». – 2001, июнь – . – М., 2001– . – 8 полос. – Еженед. 2001, № 1–24. – 10000 экз. ; 2002, № 1(25)–52(77). – 15000 экз.

Журнал:

Гуманитарные исследования : журнал фундаментальных и прикладных исследований / Издательский дом «Астраханский университет», 2008 – . – Выходит 4 раза в год.

Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 4 (60). – 444 с.

Словари:

Тоффлер, Б. Словарь маркетинговых терминов [Текст] / Б. Тоффлер, Д. Имбер – М. : Инфра-М, 2000. – 432 с.

Энциклопедии:

Литературный энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В. Ко­жевникова, П. Николаева. – М. : Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.

Искусство : большой энциклопедический словарь / под ред. Н. И. Кравцова, А. В. Кулагина. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 376 с.

Источники на электронных носителях локального доступа:

Шарков, Ф. И. Социология [Электронный ресурс]: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков. - М.; Экзамен, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Источники на электронных носителях удаленного доступа:

Арестова, О. Н. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет [Электронный ресурс] / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. - Режим доступа: http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 19.09.2011).

Специальные требования к записи книг, словарей, журнальных статей, статей в сборниках следует строго соблюдать.

При всех обстоятельствах при выполнении контрольной работы студент обязан использовать всю новую литературу по исследуемому предмету, опубликованную в печати за последние 5–10 лет.

Контрольный материал по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование»включает девять заданий, касающихся основных разделов курса. Каждое правильно и полно выполненное задание оценивается в один балл. За неполноту ответа снимается 0,5 балла. За каждую ошибку снимается по 0,2-0,3 балла.

Критерии оценки выполнения экзаменационного задания:

"отлично" – 8 - 9 баллов;

"хорошо" - 6 - 7 баллов;

"удовлетворительно" - 3,9 - 5 баллов;

"неудовлетворительно" - менее 3 баллов.

Задания к контрольной работе:

1 вариант

Лексическая стилистика. Работа редактора над лексикой рукописи.

1. Укажите ошибки, связанные с нарушением значений слов и их сочетаемости.

1. В последние годы было создано массовое количествоинновационных форм. 2. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 3. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298. Ул. Народного Ополчения. 4. Не будем экстраполировать вопрос инфляции. 5. Каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 6. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 7. Пишите Ваши инициалы полностью. 8. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.

2. В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреб­лении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необхо­димо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.

1. Тысячи русских людей сложили свои русые головы на Куликовской битве (школьное сочинение). 2. И я с пеной у рта и в лицах кидаюсь доказы­вать обратное (Cosmopolitan). 3. Олег Николаевич знал всю его подногот­ную жизнь. 4. Этот поступок стал басней во языцех (школьное сочинение). 5. Таким образом карандаш Arcancil убил сразу двух неудобных женщинам зайцев (Cosmopolitan-Петербург). 6. Нельзя всех мерять под одну гребенку (устная речь). 7. Российское правительство еще не повер­нуло лицо к проблемам демографии. 8. В это время Н. А. Некрасов решил начать собственный журнальный бизнес (школьное сочинение). 9. На ве­тер выбрасываются не слова, а ценные материалы (устная речь). 10. Эта ис­тория окутана кромешной тайной за семью печатями.

Фоника.

Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А. Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Покажите художественную роль фоники на данном примере.

Таков завет и звук таков,

И по косе вдоль жала,

Смывая мелочь лепестков,

Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель,

В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело

Косье в руках скрипело.

И солнце жгло,

И дело шло,

И все, казалось, пело:

Коси,коса,

Пока роса,

Роса долой -

И мы домой.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.