Сделай Сам Свою Работу на 5

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ





ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

(ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

для студентов 3 курса, специальностей:

«030100 – Русский язык и литература», «032600 – История», «032600.00 – История с дополнительной специальностью», «033200.00 – Иностранный язык с дополнительной специальностью», «032100.00 Математика с дополнительной специальностью информатика», «030100.00 – Информатика с дополнительной специальностью», «032200.00 – Физика с дополнительной специальностью».

 

 

Составитель: к.пс.н., доцент Литвинова Г.В.

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2007г.

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

№ редакции документа Описание изменений Автор Дата вступления в действие
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Содержание программа практики педагогической (профессионально-педагогический блок)



1. Выписка из ГОС ВПО………………………………….…………..………4

2. Пояснительную записку…………………………….………………..…….5

3. Требования к базам практики (с учетом ГОС ВПО и перечня умений и навыков)…………………………………………...…………………..……....15

4. Перечень организаций, выступающих базами практики.………..…..…15

5. Научно-исследовательский компонент практики………….…….…..…16

6. Тематическое планирование……………………………………..….……16

7. Основные виды деятельности студента-практиканта………..…………19

8. Формы контроля и оценки результатов практики………….…… ……..20

9. Литература…………………………………………………............... .........21

10. Приложения к программе практики………………………….…………22

- методические пояснения для баз практики…………..……........22

-учебно-методические рекомендации студенту- практиканту………….……………..…………...……………….....23



- отчетная документация студента-практиканта………… ….…...31

- критерии оценки уровня полученных в ходе прохождения практики знаний, умений и навыков………………………. ……..32

11. Вариативную часть программы практики с учетом заказа (потребности) базы практики…………………………………………..……36

 

 

  1. Выписка из ГОС ВПО

Требования к содержанию и организации практики

Практика призвана углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки. В период педагогической практики студент овладевает профессиональными педагогическими умениями, навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы.

 

Цели и задачи производственной педагогической практики:

1.Углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

2.Проведение учебно-воспитательной работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, забота о здоровье школьников;

3.Подготовка к проведению учебной и внеучебной работы по предмету с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;

4.Подготовка к выполнению функций классного руководителя, работе со школьными организациями;

5.Стимулирование интереса к научно-исследовательской работе в области педагогических и методических наук с использованием методов наблюдения, анализа, обобщения передового педагогического опыта и др.

Педагогическая практика (профессионально-педагогическая) проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.



Содержание практики, порядок ее прохождения, формы отчетности определяются программой практики, которая разрабатывается вузом на основе примерной программы практики, рекомендуемой УМО по специальностям педагогического образования.

  1. Пояснительная записка

Настоящая программа производственной педагогической практики для студентов 3 курса педагогических специальностей филологического, физико-математического, социально-экономического факультетов, факультета иностранных языков разработана в соответствии с государственными требованиями подготовки выпуска по специальностям: «030100 – Русский язык и литература», «032600 – История», «032600.00 – История с дополнительной специальностью», «033200.00 – Иностранный язык с дополнительной специальностью», «032100.00 Математика с дополнительной специальностью информатика», «030100.00 – Информатика с дополнительной специальностью», «032200.00 – Физика с дополнительной специальностью», предусмотренными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным 31.01.2005г., и на основе учебного плана Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга по указанной специальности.

Программа включает:

- выписку из ГОС ВПО;

- пояснительную записку;

- требования к базам практики (с учетом ГОС ВПО и перечня умений и навыков);

- перечень организаций, выступающих базами практики;

- базовую часть программы практики;

- научно-исследовательский компонент практики;

- тематическое планирование;

- основные виды деятельности студента-практиканта;

- формы контроля и оценки результатов практики;

- литературу;

- приложения к программе.

а) методическое пояснение для баз практики;

б) учебно-методические рекомендации студенту-практиканту;

в) отчетная документация студента-практиканта;

г) критерии оценки уровня полученных в ходе прохождения практики знаний, умений и навыков;

- вариативную часть программы практики с учетом заказа (потребности) - базы практики.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

(ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК)

Практика студентов на 3 курсе проводится с отрывом от учебных занятий и называется педагогической (профессионально-педагогической) практикой.

Педагогическая (профессионально-педагогическая) практика в школе считается одной из ведущих форм подготовки будущего учителя-предметника, классного руководителя.

 

Цели педагогической

(профессионально-педагогической) практики:

Практика в вузе – один из основных видов учебной деятельности, обеспечивающий закрепление полученных знаний, их конкретизацию и систематизацию, выработку профессиональных навыков.

Педагогическая (профессионально-педагогическая) практика на 3 курсе проводится в общеобразовательных школах, что максимально приближает студентов к реальным условиям будущей профессиональной деятельности. Эта практика ориентирована на максимально широкое и глубокое изучение всех видов деятельности учителя-предметника, классного руководителя. В фокусе внимания студента оказываются практически все направления работы, а также содержание деятельности учителя-предметника, классного руководителя, те задачи, которые ему приходиться решать. Данная практика требует от студентов высокого уровня общей психолого-педагогической культуры, осознания сущности процессов обучения и воспитания, их связи с целостным гармоничным развитием ребенка. Ее цель – подготовка студентов к выполнению функций учителя–предметника, классного руководителя. Производственная педагогическая практика в целом призвана помочь накоплению опыта личностного и деятельного подхода к педагогическому процессу. Роль учителя как классного руководителя в образовательном учреждении, специфика его деятельности должны быть поняты и осмыслены студентом, приняты им как профессиональная позиция.

 

Задачи педагогической

(профессионально-педагогической) практики:

- формирование представления о содержании работы и основных видах деятельности классного руководителя, школьного психолога, социального педагога в рамках диагностического, просветительского и развивающего направлений;

- совершенствование навыков планирования профессиональной деятельности;

- знакомство с организацией опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.

- формирование практические навыки в указанных видах психолого-педагогической работы с учащимися средних классов, педагогическим коллективом и семьей;

- закрепление умения формулировать конкретные задачи развития личности и коллектива на определенных этапах педагогического процесса;

- овладение методами психолого-педагогического изучения классного коллектива.

- овладение методами психолого-педагогического исследования ребенка (познавательной сферы, индивидуально-личностных особенностей);

- формирование навыков проведения диагностического исследования, обработки, анализа и интерпретации полученных результатов, составления текстов психологических заключений и разработки практических рекомендаций;

- овладение навыками разработки и проведения определенных мероприятий, способствующих успешному обучению и развитию школьников;

- овладение методами и приемами активного социально-психологического обучения, развитие коммуникативных умений.

- овладение навыками психологического просвещения.

- овладение способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизменения и организации творческой деятельности человека.

Кроме того, практика способствует ориентации студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ – психологический блок

Педагогическая (профессионально-педагогическая) практика студентов 3 курса является важным этапом их профессиональной подготовки в вузе, характеризуется высокой степенью самостоятельности и ответственности студентов. Содержание деятельности студентов 3 курса в ходе педагогической (профессионально-педагогической) практики максимально приближено к реальной профессиональной деятельности учителя-предметника, классного руководителя.

 

Направление Задачи Задания Методы Отчетность Примечания
1. Ознакомительное Знакомство со структурой образовательного учреждения, организацией и формами деятельности классного руководителя, психолого-педагогической службы в системе образования.   Совершенствование навыков планирования профессиональной деятельности     1. Ознакомиться с функциональными обязанностями классного руководителя.   2. Изучить план работы классного руководителя на текущий год. Ознакомиться с планом работы социального педагога и школьного психолога. Из общего плана выделить основные задачи и направления работы с учащимися средней школы. 3. Составить индивидуальный план работы на период практики. Изучение документации, беседы с администрацией школы, классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом.     Анализ документации. Беседа Моделирование.   Аннотация нормативных документов.   Выписка из плана работы классного руководителя. Основные направления работы психолого-педагогической службы школы. Индивидуальный план работы на период практики.         Приложение«Схема составления индивидуального плана работы»   Утверждается методистом кафедры психологии в конце первой недели.
  Знакомство с организацией опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.       4. Изучить школьную среду с точки зрения того, какие возможности для обучения и развития она предоставляет учащимся школы.   5. Ознакомиться с программой опытно-экспериментальной работы, по которой работает школа и классный руководитель.   Беседы с администрацией и учителями, изучение документации (планы воспитательной работы, расписание работы кружков и секций и т.д.), анализ полученной информации     Анализ школьной среды с точки зрения того, какие возможности для обучения и развития она предоставляет для детей данного возраста.   Аннотация программы.  
2. Диагностическое Овладение методами психолого-педагогического изучения классного коллектива.   Овладение методами психолого-педагогического исследования.   1.Изучить классный коллектив.   Подобрать методы для изучения классного коллектива   Провести психолого-педагогическую диагностику классного коллектива.   Составить психолого-педагогическую характеристику класса. Анализ документации. Наблюдение за учащимися на уроках и во внеучебной деятельности. Беседа с классным руководителем. Психологическое тестирование. Анкетирование. (по выбору студента с учетом запроса базы практики) Психолого-педагогическая характеристика класса с приложением рабочих материалов   Приложение «Схема изучения классного коллектива». Приложение«Реестр методик для диагностики классного коллектива»  
Формирование навыков проведения диагностического исследования, обработки, анализа и интерпретации полученных результатов, составления текстов психологических заключений и разработки практических рекомендаций.     2. Выделить 1 ученика составления характеристики. Подобрать методы для изучения личности ученика Провести психолого-педагогическую диагностику индивидуально-личностных особенностей данного ученика. Составить психолого-педагогическую характеристику личности ученика Беседа. Наблюдение. Анализ продуктов деятельности.   Психолого-педагогическая характеристика ученика с приложением рабочих материалов.   Приложение«Схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики личности ученика».     *По согласованию с руководителем практики студент может провести диагностическое исследование в рамках курсовой работы по психологии
3. Просветительское.   Формирование умения выявлять психологическое содержание педагогических технологий. Формирование умения проводить педагогический анализ урока и деятельности учителя.   1. Посетить и дать психолого-педагогический анализ трех уроков.   Психолого-педагогический анализ урока.   Конспект урока, Психолого-педагогический анализ урока по схеме.   Приложение«Общие рекомендации для психологического анализа урока»   Приложение«Схема психолого-педагогического анализа урока».
Овладение навыками разработки и проведения определенных мероприятий, способствующих успешному обучению и развитию школьников. Овладение методами и приемами активного социально-психологического обучения, развитие коммуникативных умений.   2. Разработать и провести развивающее занятие по психологии (классный час)   Моделирование, беседа, игра и др.   Конспект развивающего занятия с отметкой о проведении.   Студент допускается к проведению занятий после утверждения конспекта методистами кафедры педагогики и психологии. На занятии обязательно присутствие методиста кафедры психологии или педагогики, а также студентов, проходящих практику в данной школе. После окончания занятия обязательно проводится его анализ.
4. Рефлексивное Овладение способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизменения и организации творческой деятельности человека Написать рефлексивный отчет о прохождении практики.   Профессиональная рефлексия Рефлексивный отчет   Приложение«Ориентировочная схема написания рефлексивного отчета».

 

 

III. Подведение итогов работы студента-практиканта и ее оценка

Выделяются следующие объекты учета, контроля и оценки деятельности студента в период производственной педагогической практики:

- Аннотация нормативных документов;

- Выписка из плана работы классного руководителя;

- Основные направления работы психолого-педагогической службы школы;

- Индивидуальный план работы на период практики;

- Анализ школьной среды с точки зрения того, какие возможности для обучения и развития она предоставляет для детей данного возраста; аннотация программы;

- Психолого-педагогическая характеристика класса с приложением рабочих материалов;

- Психолого-педагогическая характеристика ученика с приложением рабочих материалов;

- Конспект урока, психолого-педагогический анализ урока по схеме;

- Конспект развивающего занятия с отметкой о проведении;

- Конспект лекционного занятия;

- Рефлексивный отчет.

После проверки документации методистами кафедр психологи и педагогики всей документации выставляется итоговая оценка. Как заключительный этап практики - итоговая конференция по педагогической (профессионально-педагогической) практи­ке. Основная цель конференции - краткое подведение итогов работы и обмен мнениями о первом опыте педагогической работы. На данной конференции студенты выступают с результатами исследовании в школе, озвучивают рефлексивное мнение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.