|
Весы в убеждениях приверженцев Сунны.
Глава 12. Весы.
Рассматриваемые вопросы:
Что представляют собой Весы?
Весы в убеждениях приверженцев Сунны.
Имеют ли Весы в Судный День сторожок?
Что именно будет взвешено на Весах?
Хадис о листке с надписью «ля иляха илля Ллах», который перевесит 99 книг с грехами, и опровержение мурджиитам в их не правильном понимании данного хадиса.
Дела, которые окажутся тяжёлыми на Весах.
____________________
Что представляют собой Весы?
В конце Судного дня будут установлены Весы, предназначенные для того, чтобы взвешивать дела рабов Всевышнего.
Аль-Куртуби сказал: «После завершения расчёта начнётся взвешивание дел, потому что взвешивание нужно для последующего воздаяния, — как следствие, оно должно осуществляться уже после расчёта. Расчёт нужен для того, чтобы оценить дела, а взвешивание их — для того, чтобы их реальное значение и ценность стали очевидными и чтобы в соответствии с ними воздать людям за их дела» [Куртуби. Тазкира].
Аяты и хадисы указывают на то, что эти Весы — настоящие, а о том, какие они, известно одному лишь Аллаху.
Сальман передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день будут установлены Весы — если взвесить на них небеса и землю, они поместятся на этих Весах. Ангелы скажут; "Господи, чьи дела будешь Ты взвешивать на них?" Всевышний Аллах скажет: "Тех, кого пожелаю, из Моих творений". Ангелы скажут: "Пречист Ты! Не поклонялись мы тебе истинным поклонением!"»[аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 941].
Весы эти точны — ни перевеса, ни недовеса: «В День Воскрешения Мы установим точнейшие Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдётся нечто весом с горчичное зёрнышко, Мы принесём его. Довольно того, что Мы ведём счёт!» (сура 21 «Пророки», аят 47).
Учёные разошлись во мнениях относительно того, одни ли будут Весы или же их будет несколько. Некоторые учёные сказали, что для каждого человека будут установлены отдельные весы или для каждого дела будут свои весы. Ведь Всевышний сказал: «В День Воскрешения Мы установим точнейшие Весы».
Другие же сказали, что Весы будут одни, а множественное число употреблено в аяте с учётом множества дел или людей.
Ибн Хаджар упомянул о том, что в этом вопросе существуют разногласия, и высказал своё мнение: он утверждает, что Весы будут одни. Вот его слова: «И не должно возникать вопроса о том, как же будут взвешиваться дела, которых так много, потому что в Судный день всё будет совсем не так, как в этом мире». [Фатх Аль-Бари, т. 3, с. 537].
Ас-Сафарини сказал: «Аль-Хасан аль-Басри сказал: "У каждого относящегося к категории мукалляф будут весы. Некоторые сказали: «Вероятнее всё же, что в Судный день будут не одни Весы, а несколько, поскольку Всевышний сказал: 'Мы установим точнейшие Весы'и 'Те, чья чаша Весов окажется тяжёлой…'». Поэтому вполне возможно, что для дел сердца будут одни весы, для дел тела — другие, а для всего, что связано со словами — третьи". Об этом сказал Ибн 'Атыйя: "Учёные разошлись во мнениях... У каждого будут дела, которые будут взвешены, а Весы будут одни, А некоторые сказали, что в аяте Весы во множественном числе потому, что на них будет взвешено очень много дел. Это хорошее мнение"». [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа].
Сказал Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изза аль-Ханафи:
...Аль-Куртуби сказал: «Слова Всевышнего: «В День воскресения Мы установим справедливые Весы» означают, что либо весов будет несколько (так как слово «весы» в аяте использовано во множественном числе), либо речь в данном случае идет о множестве взвешиваемых деяний, и множественное число используется по причине различия между деяниями». Сунна указывает на то, что Весы деяний будут иметь две чаши, которые можно ощутить и увидеть. (Шарх Акыда Тахавия).
Весы в убеждениях приверженцев Сунны.
Приверженцы Сунны верят, что эти Весы — настоящие и на них будут взвешиваться дела. В этом им противоречат только му'тазилиты, а также очень малая часть представителей приверженцев Сунны.
Ибн Хаджар сказал: «Ибн Исхак аз-Заджжадж сказал: "Все приверженцы Сунны верят в Весы, а также в то, что на них будут взвешены дела рабов Всевышнего в Судный день, и что у Весов этих есть стрелка и две чаши, и что чаши эти склоняются, когда на них возлагают дела. А му'тазилиты отрицают существование Весов. Они утверждают, что Весы — это справедливость. Этим утверждением они противоречат Корану и Сунне, потому что Аллах сообщил нам о том, что Он установит Весы для того, чтобы взвешивать дела и чтобы каждый из Его рабов увидел свои дела в таком доступном виде и был, таким образом, свидетелем против самого себя" А Ибн Фурак сказал: "Му'тазилиты отрицают существование Весов: они считают, что невозможно взвесить нечто нематериальное, а дела — это явления, которые не существуют сами по себе. Некоторые догматики передают от Ибн 'Аббаса, что Аллах превратит эти нематериальные явления в материальные, после чего взвесит их" Некоторые из наших праведных предков считали, что Весы — это справедливость, справедливый суд.
Ат-Табари говорит, что такое мнение высказывал Муджахид. Однако лучшее мнение всё же — мнение большинства учёных. Когда при аль-Хасане упомянули о Весах, он сказал: "У них есть стрелка и две чаши"» [Фатх Аль-Бари, № 538].
Аль-Куртуби сказал, что Муджахид, ад-Даххак и аль-А'маш утверждали, что под Весами подразумевается справедливость [Куртуби. Тазкира]. Скорее всего, эти учёные истолковали Весы как справедливость, например, в словах Всевышнего: «Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не допускали несправедливости в том, что касается весов. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес».Сура 55 «Милостивый», аяты 7-9.
В этих аятах весы действительно означают справедливость, которую Всевышний приказал соблюдать Своим рабам в отношениях друг с другом. Что же касается Весов, которые Аллах установит в Судный день, то они упоминаются во многих хадисах, передаваемых множеством людей, и из этих хадисов следует, что Весы эти — настоящие, и на это же указывают коранические аяты [Ибн Касир. Фитан].
Имам Ахмад ответил тем, кто отрицает существование Весов, что Всевышний Аллах упомянул Весы, сказав: «В День Воскрешения Мы установим точнейшие Весы»(сура 21 «Пророки», аят 47), а Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) также упомянул о том, что в Судный день будут Весы, а кто опровергает слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), тот опровергает слова Аллаха. [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 538].
Шейх Ислама Ибн Таймийя привёл доказательства того, что под Весами не подразумевается справедливость и что эти Весы — настоящие, из Корана и Сунны: «Весы — это то, на чём будут взвешены дела. И это не справедливость. На это указывают Коран и Сунна. Например, Всевышний сказал: "Те, чья чаша Весов окажется тяжелей","А те, чья чаша Весов окажется лёгкой"и "В День Воскрешения Мы установим точнейшие Весы".
А в обоих "Сахихах" упоминается, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Есть два слова (Имеются в виду фразы), которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы: «Пречист Аллах и хвала Ему, пречист Аллах Великий (СубханаЛлахи ва би-хамди-хи, субханаЛлахи-ль-'Азым)!»".А о голенях Ибн Мас'уда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Они будут тяжелее на Весах, чем гора Ухуд".А ат-Тирмизи передаёт хадис о кусочке свитка. Сам ат-Тирмизи, а также аль-Хаким и другие назвали этот хадис достоверным. В нём говорится о человеке, которого приведут в Судный день и развернут для него девяносто девять свитков, каждый из которых протянется настолько, насколько хватает взгляда. Эти свитки положат на одну чашу Весов, а клочок свитка, на котором будет написано "Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха", — на другую. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "И свитки окажутся лёгкими, а кусочек этот — тяжёлым". Этот и другие хадисы указывают на то, что дела будут взвешены на Весах, которые покажут, что перевешивает — благие дела человека или дурные, и посредством этих Весов проявится справедливость. Цель взвешивания — справедливость, как и в этом мире. Что же касается того, какими именно будут эти Весы, то это — из области сокровенного, как и многое из того, о чём сообщил нам Всевышний». [Маджму' аль-фатава].
А вот что сказал аль-Куртуби тем, кто отрицает существование Весов и даёт аятам и хадисам, в которых упоминается о Весах, ложное, искажённое толкование: «Наши учёные сказали, что если бы можно было истолковать упоминание о Весах подобным образом, тогда можно было бы и Сырат истолковать как религию истины, а Рай и Ад — как радость и печаль, которую ощущает одна только душа, а не тело, шайтанов и джиннов — как проявления дурного нрава, а ангелов — как благородную, достойную хвалы силу. Однако все эти толкования ложны и неприемлемы, потому что они являются опровержением того, о чём говорил правдивый Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует). В обоих "Сахихах" говорится о том, что человеку будет дан свиток с записями его благих дел, а также упоминается о том, что будет принесён кусочек свитка. Всё это указывает на то, что это будут настоящие Весы, а взвешивать на них будут свитки с записями дел, как мы уже сказали. А Аллах дарует успех». [Куртуби. Тазкира].
Говорит шейх Мухаммад ибн Сулих аль-‘Усаймин: «Разъяснение этого раздела о весах. «Мауазин» это множественное число от слова «Мизан» - весы». И в русском языке так и переводится весы – то есть нет весов множественного числа, все говорится «весы». «А в арабском языке что такое мизан – это такой предмет, посредством, которого взвешиваются вещи, являются ли они легкими или являются они тяжелыми, а в шариате – это то, что установит Всевышний Аллах в Судный день для того, чтобы взвесить дела рабов, и на то, что весы будут установлены в судный день указывает книга и единогласное мнение праведных предков... (далее шейх привел доводы которые упоминались выше). И сошлись праведные предки на единогласном мнении о том, что весы будут установлены в судный день и эти весы настоящие действительные у этих весов будут две чаши, и довод этому хадис ‘АбдуЛлаха бин ‘Амр бин ‘Áса... (этот хадис и другие которые привел шейх будут приведены ниже)
«И разногласили обладатели знания в вопросе, весы будут одни в судный день или много будет весов установлено в судный день».
«Некоторые сказали: «Весов будет много, в зависимости от того, сколько будет общин или конкретных личностей или деяний». То есть сколько видов деяний будет – столько буде весов, сколько будет людей столько будет весов, каждому человеку по одним весам. Так, это первое мнение.
«Говорят, потому что в Коране слово весы пришло только во множественном числе», а то, что он в хадисе пришел в единственном числе, то это указание на род весов». То есть то, что вообще будут весы, не означает, что они буду одни весы.
«И второе мнение в вопросе, то что весы будут одни. Потому что в хадисе слово весы пришло в единственном числе. А что касается того, что в Коране слово весы пришло во множественном числе, то это смотря на то, что будут взвешивать (то есть, смотря по деяниям людей) и оба этих мнения у них есть свой довод и неизвестно точно сколько будет весов в судный день, много или одни весы (то есть у каждого есть свой довод)». Источник: Шарх Люм’ат уль-и’тикад.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|