Сделай Сам Свою Работу на 5

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОБИДЧИКОВ





На следующем уроке Александр Александрович сказал: «Можно научиться вести себя так, чтобы тебя не обижали. Мы с вами обсудили правила са­мозащиты. Я хотел бы к ним кое-что добавить».

И Александр Александрович раздал ребятам ли­сточки со своими правилами.

Во-первых,очень важное правило: старайся не оставаться в одиночестве. Не скрывай от дру­зей, что к тебе пристают. Расскажи обо всём и по­проси друзей быть рядом.

Во-вторых,если к тебе пристают обидчики, от­вечай шуткой. Можно даже придумать заранее, как ты ответишь на дразнилки. Отвечай, не задер­живаясь. Шутка - лучший помощник. Но помни: твоя шутка не должна быть обидной. Потренируйся дома (перед зеркалом), чтобы отвечать обидчику быстро и с улыбкой.

В-третьих,чтобы не зависеть от обидчиков, хо­рошо найти себе дело по душе. Например, занять­ся спортом или танцами. Записаться в художест­венную или театральную студию, в «живой уголок». Важно, чтобы тебе это нравилось и было интерес­но. Так, кстати, можно найти друзей.

«Я хочу, чтобы все вы поняли: НЕЛЬЗЯ БОЯТЬ­СЯ ОБИДЧИКОВ!», - сказал Александр Александ­рович.

И тут Юля тихо спросила «А если всё-таки страшно?»



 

* Как, по-твоему, можно преодолеть страх?

Александр Александрович предложил ребятам не­сколько упражнений. Сейчас мы тоже к ним при­ступим. Не стесняйся, когда будешь выполнять их. Самые шумные упражнения учителя предложат те­бе делать дома, чтобы не мешать другим классам заниматься.

 

Упражнение 1

 

Часто бывает трудно распознать обидчика, Хоро­шо бы тебе этому научиться.

Выпиши «рецепт» поведения и внешности обид­чика. Например, начни так:

Наглый тон, крепкие кулаки,…

 

Когда все будут готовы, постарайтесь вместе соз­дать один «рецепт». Запиши его в тетрадь.

 

Подумай, случается ли тебе выглядеть и вести себя так, как этот, созданный вами обидчик?

Ведёт ли себя так кто-нибудь из твоих однокласс­ников и знакомых?

Упражнение 2

Теперь давай посмотрим со стороны, как ты и другие ребята будете выглядеть, когда обижают другого.

Для этого упражнения - игры нужно 2 человека. Сначала один из играющих будет обидчиком, а другой - испуганным и подчиняющимся. Потом вы по­меняетесь ролями. Каждый раз обидчик должен вести себя по-новому.



Это может выглядеть так:

Обидчик: «Ну-ка, иди сюда! Поднеси мне мой портфель! Быстрее! Тащишься, как полудохлая улитка!»

Испуганный ученик: «.......................................... »

Придумайте разные варианты поведения.

* Как ты себя чувствуешь в роли обидчика? А в роли подчиняющегося ученика?

* Играешь ли ты подобные роли в своей жизни? Какую из двух ролей ты играешь чаще?

Упражнение 3

Человек не всегда понимает, что его поведение и сло­ва тебе неприятны. Он (она) может считать их просто шуткой. Поэтому важно сразу сказать, что тебе не нра­вятся подобные шутки. Сделать это бывает трудно.

Потренируйся дома перед зеркалом. Смотри в зеркало

и скажи обидчику: «Мне не нравится, ко­гда ты так

говоришь!»

Постарайся не кричать. Научись говорить спо­койно и

твёрдо, глядя обидчику в глаза. Любой обидчик – всегда

трус, поэтому не надо бояться.

 

* Опиши свои чувства во время этого упражне­ния. Было ли оно трудным для тебя? Почему?

Упражнение 4

Давай научимся противостоять обидчикам. Вот од­но из упражнений:

Встань напротив своего партнёра. Сейчас вам нужно будет переспорить друг друга, произнося только «да» или «нет». По команде учителя вы по­меняетесь: тот, кто говорил «да», будет говорить «нет» - и наоборот. Начните тихо и постепенно по­вышайте голос. Прикасаться друг к другу нельзя!

 

Упражнение 5

Это упражнение ты, наверное, будешь делать дома. Помни, что обидчик - в душе всегда трус. Для такого человека важно, чтобы никто не узнал о его (её) поступках. Поэтому, если к тебе кто-то приста­ёт, и ты не можешь от этого избавиться, кричи, что­бы привлечь внимание. Звук должен быть глубо­ким и громким. Ты можешь кричать просто «А-А-А-А-А!». Потренируйся дома, чтобы не стесняться кричать так, как надо.



 

Упражнение 6

Каждое утро и каждый вечер произноси, глядя в зеркало:

Я НЕ ПОЗВОЛЯЮ СЕБЯ ОБИЖАТЬ.

Я УМЕЮ СПРАВЛЯТЬСЯ С ОБИДЧИКАМИ.

ПОМНИ: Если ты не терпишь обиды, а пытаешь­ся изменить ситуацию, ты вызываешь уважение.

 

 

КАК НЕ СТАТЬ ОБИДЧИКОМ?

Как ты думаешь, кто может стать обидчиком?

 

ИСТОРИЯ ПЯТАЯ

Вот что рассказал однажды Александр Александ­рович.

Полина была тихая девочка, мало рассказыва­ла о себе.

Никто в классе не знал, что её папа часто прихо­дит домой пьяным. А уж о том, что он бьёт их с ма­мой, Полина вообще старалась забыть и никому не говорила. В школе ей было хорошо, а домой возвра­щаться не хотелось. Она чувствовала себя ужасно, когда подходила к двери своей квартиры. Полина боялась, что дома - пьяный папа и заплаканная ма­ма и что папа опять будет ругаться и драться.

Когда Полина стала старше и пошла в 5 класс, её характер начал меняться. Она часто злилась и раз­дражалась. И вот однажды на неё случайно налетел какой-то первоклассник. Раньше Полина никогда не сердилась на младших ребят. А тут вдруг она ра­зозлилась и, схватив мальчишку за плечи, сильно тряхнула. Первоклассник очень испугался и даже заплакал. И, неожиданно для себя, Полина почувст­вовала удовольствие от его cлёз. Она понимала, что поступила нехорошо, но не извинилась.

С того дня Полина начала специально пугать тех, кто был младше и слабее. Чтобы никто не за­метил, она подкарауливала детей в туалете. Поли­на угрожала, что обязательно поймает и побьёт то­го, кто расскажет о её поведении учителям.

 

* Как ты думаешь, почему Полине понра­вилось обижать младших?

 

* Как ты думаешь, из-за чего в характере Полины появилась жестокость?

 

Полина приставала к младшим ребятам несколько дней. Ей нравилось, что дети её боятся.

Но потом одна учительница заметила плачущую
девочку из второго класса. Она расспросила её.
После этого дети, которых Полина обижала, всё
рассказали. Полину вызвали в кабинет к директору. Она долго не выходила оттуда.

* Попробуй представить себя на месте директора школы. Что ты скажешь Полине?

 

Александр Александрович сказал классу, что дире­ктор не только ругала Полину, но и предложила ей помощь.

 

* Подумай, какая помощь была нужна Полине?

 

*Как ты думаешь, какие чувства испытывала Полина? Как, по-твоему, она к себе относи­лась?

 

К счастью, в этой школе работала школьный психолог. Она начала заниматься с Полиной, и посте­пенно характер девочки улучшился.

 

* Чему нужно было научиться Полине?

 

Психолог занималась с Полиной. Она помогла де­вочке разобраться в том, что с ней происходило. Полина научилась двум вещам:

 

  1. относиться к самой себе лучше;
  2. не «выплёскивать» злые чувства на дру­гих людей.

 

Этому полезно научиться всем. Психологи знают, что человек, который не любит себя, обычно плохо относится и к другим.

 


* Я сейчас опишу двух людей: А и Б. Прочитай эти описания. Ты можешь дополнить их, если захочешь (там оставлены для этого свобод­ные строчки).

А обычно:

мало разговаривает мало играет на переменах принимает чужие правила игры всегда соглашается с другими

никого ни о чём не просит позволяет себя обижать не умеет сказать «нет» боится других ребят

 

Б обычно:

влезает во все разговоры

заводила всех игр

командует всеми при игре навязывает другим своё мнение

часто приказывает другим

часто обижает других

ведёт себя, как «начальник»

обзывает других

* Как можно назвать таких людей?

А: …

Б: …

 

* Как ты думаешь, что общего у этих людей?

 

Как ни странно, общее у таких людей то, что они не очень уверены в себе. Только один из-за этого ве­дёт себя приниженно, а другой, наоборот, стано­вится обидчиком.

Как ты думаешь, похожа ли Полина на А или Б? Какой она могла стать, если бы её не остановили? Почему ты так думаешь?

 

«Итак, - сказал Александр Александрович, - мы должны научиться себя уважать, относиться к себе хорошо и быть увереннее в себе. Как это сделать?»

Упражнение 7

Право на ошибку

Каждый человек (и ребёнок, и взрослый) совер­шает ошибки. Ошибки могут быть очень полезны - ведь люди часто учатся на своих или чужих ошибках.

 

Приведи примеры ошибок (твоих или чьих-то ещё), на которых можно учиться.

 

Психологи считают, что нельзя бояться ошибок. Попробуй объяснить, почему.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Упражнение 8

Письмо обидчику

Александр Александрович однажды очень уди­вил ребят, сказав, что к обидчикам нужно отно­ситься с пониманием. Они - тоже люди и могут ис­правиться. Нельзя лишать их такой возможности. Наоборот, можно помочь им. Например, расска­зать, как строить дружеские отношения с людьми.

Предложи обидчику направлять своё раздраже­ние на что-нибудь дельное. Например, если очень злится, может пойти колоть дрова. Или поиграть в футбол. Или поколотить по боксёрской груше. Или устроить большущую стирку. И дело сделает, и злость уйдёт.

Кстати, ты можешь прочитать другую рабочую тетрадь из этой серии. Она называется «Учимся владеть собой».

 

* Напиши обидчику письмо, подскажи, как он (она) может улучшить своё поведение и отно­шения с людьми. Начало письма уже готово.

Здравствуй!

Я верю, что тебе не хочется обижать других лю­дей, но ты не знаешь, как справиться с собой! Я понимаю, что иногда очень трудно сдержаться и никого не обидеть. Как научиться владеть со­бой? Я думаю, что…

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.