КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОБИДЧИКОВ
На следующем уроке Александр Александрович сказал: «Можно научиться вести себя так, чтобы тебя не обижали. Мы с вами обсудили правила самозащиты. Я хотел бы к ним кое-что добавить».
И Александр Александрович раздал ребятам листочки со своими правилами.
Во-первых,очень важное правило: старайся не оставаться в одиночестве. Не скрывай от друзей, что к тебе пристают. Расскажи обо всём и попроси друзей быть рядом.
Во-вторых,если к тебе пристают обидчики, отвечай шуткой. Можно даже придумать заранее, как ты ответишь на дразнилки. Отвечай, не задерживаясь. Шутка - лучший помощник. Но помни: твоя шутка не должна быть обидной. Потренируйся дома (перед зеркалом), чтобы отвечать обидчику быстро и с улыбкой.
В-третьих,чтобы не зависеть от обидчиков, хорошо найти себе дело по душе. Например, заняться спортом или танцами. Записаться в художественную или театральную студию, в «живой уголок». Важно, чтобы тебе это нравилось и было интересно. Так, кстати, можно найти друзей.
«Я хочу, чтобы все вы поняли: НЕЛЬЗЯ БОЯТЬСЯ ОБИДЧИКОВ!», - сказал Александр Александрович.
И тут Юля тихо спросила «А если всё-таки страшно?»
* Как, по-твоему, можно преодолеть страх?
Александр Александрович предложил ребятам несколько упражнений. Сейчас мы тоже к ним приступим. Не стесняйся, когда будешь выполнять их. Самые шумные упражнения учителя предложат тебе делать дома, чтобы не мешать другим классам заниматься.
Упражнение 1
Часто бывает трудно распознать обидчика, Хорошо бы тебе этому научиться.
Выпиши «рецепт» поведения и внешности обидчика. Например, начни так:
Наглый тон, крепкие кулаки,…
Когда все будут готовы, постарайтесь вместе создать один «рецепт». Запиши его в тетрадь.
Подумай, случается ли тебе выглядеть и вести себя так, как этот, созданный вами обидчик?
Ведёт ли себя так кто-нибудь из твоих одноклассников и знакомых?
Упражнение 2
Теперь давай посмотрим со стороны, как ты и другие ребята будете выглядеть, когда обижают другого.
Для этого упражнения - игры нужно 2 человека. Сначала один из играющих будет обидчиком, а другой - испуганным и подчиняющимся. Потом вы поменяетесь ролями. Каждый раз обидчик должен вести себя по-новому.
Это может выглядеть так:
Обидчик: «Ну-ка, иди сюда! Поднеси мне мой портфель! Быстрее! Тащишься, как полудохлая улитка!»
Испуганный ученик: «.......................................... »
Придумайте разные варианты поведения.
* Как ты себя чувствуешь в роли обидчика? А в роли подчиняющегося ученика?
* Играешь ли ты подобные роли в своей жизни? Какую из двух ролей ты играешь чаще?
Упражнение 3
Человек не всегда понимает, что его поведение и слова тебе неприятны. Он (она) может считать их просто шуткой. Поэтому важно сразу сказать, что тебе не нравятся подобные шутки. Сделать это бывает трудно.
Потренируйся дома перед зеркалом. Смотри в зеркало
и скажи обидчику: «Мне не нравится, когда ты так
говоришь!»
Постарайся не кричать. Научись говорить спокойно и
твёрдо, глядя обидчику в глаза. Любой обидчик – всегда
трус, поэтому не надо бояться.
* Опиши свои чувства во время этого упражнения. Было ли оно трудным для тебя? Почему?
Упражнение 4
Давай научимся противостоять обидчикам. Вот одно из упражнений:
Встань напротив своего партнёра. Сейчас вам нужно будет переспорить друг друга, произнося только «да» или «нет». По команде учителя вы поменяетесь: тот, кто говорил «да», будет говорить «нет» - и наоборот. Начните тихо и постепенно повышайте голос. Прикасаться друг к другу нельзя!
Упражнение 5
Это упражнение ты, наверное, будешь делать дома. Помни, что обидчик - в душе всегда трус. Для такого человека важно, чтобы никто не узнал о его (её) поступках. Поэтому, если к тебе кто-то пристаёт, и ты не можешь от этого избавиться, кричи, чтобы привлечь внимание. Звук должен быть глубоким и громким. Ты можешь кричать просто «А-А-А-А-А!». Потренируйся дома, чтобы не стесняться кричать так, как надо.
Упражнение 6
Каждое утро и каждый вечер произноси, глядя в зеркало:
Я НЕ ПОЗВОЛЯЮ СЕБЯ ОБИЖАТЬ.
Я УМЕЮ СПРАВЛЯТЬСЯ С ОБИДЧИКАМИ.
ПОМНИ: Если ты не терпишь обиды, а пытаешься изменить ситуацию, ты вызываешь уважение.
КАК НЕ СТАТЬ ОБИДЧИКОМ?
Как ты думаешь, кто может стать обидчиком?
ИСТОРИЯ ПЯТАЯ
Вот что рассказал однажды Александр Александрович.
Полина была тихая девочка, мало рассказывала о себе.
Никто в классе не знал, что её папа часто приходит домой пьяным. А уж о том, что он бьёт их с мамой, Полина вообще старалась забыть и никому не говорила. В школе ей было хорошо, а домой возвращаться не хотелось. Она чувствовала себя ужасно, когда подходила к двери своей квартиры. Полина боялась, что дома - пьяный папа и заплаканная мама и что папа опять будет ругаться и драться.
Когда Полина стала старше и пошла в 5 класс, её характер начал меняться. Она часто злилась и раздражалась. И вот однажды на неё случайно налетел какой-то первоклассник. Раньше Полина никогда не сердилась на младших ребят. А тут вдруг она разозлилась и, схватив мальчишку за плечи, сильно тряхнула. Первоклассник очень испугался и даже заплакал. И, неожиданно для себя, Полина почувствовала удовольствие от его cлёз. Она понимала, что поступила нехорошо, но не извинилась.
С того дня Полина начала специально пугать тех, кто был младше и слабее. Чтобы никто не заметил, она подкарауливала детей в туалете. Полина угрожала, что обязательно поймает и побьёт того, кто расскажет о её поведении учителям.
* Как ты думаешь, почему Полине понравилось обижать младших?
* Как ты думаешь, из-за чего в характере Полины появилась жестокость?
Полина приставала к младшим ребятам несколько дней. Ей нравилось, что дети её боятся.
Но потом одна учительница заметила плачущую девочку из второго класса. Она расспросила её. После этого дети, которых Полина обижала, всё рассказали. Полину вызвали в кабинет к директору. Она долго не выходила оттуда.
* Попробуй представить себя на месте директора школы. Что ты скажешь Полине?
Александр Александрович сказал классу, что директор не только ругала Полину, но и предложила ей помощь.
* Подумай, какая помощь была нужна Полине?
*Как ты думаешь, какие чувства испытывала Полина? Как, по-твоему, она к себе относилась?
К счастью, в этой школе работала школьный психолог. Она начала заниматься с Полиной, и постепенно характер девочки улучшился.
* Чему нужно было научиться Полине?
Психолог занималась с Полиной. Она помогла девочке разобраться в том, что с ней происходило. Полина научилась двум вещам:
- относиться к самой себе лучше;
- не «выплёскивать» злые чувства на других людей.
Этому полезно научиться всем. Психологи знают, что человек, который не любит себя, обычно плохо относится и к другим.
* Я сейчас опишу двух людей: А и Б. Прочитай эти описания. Ты можешь дополнить их, если захочешь (там оставлены для этого свободные строчки).
А обычно:
мало разговаривает мало играет на переменах принимает чужие правила игры всегда соглашается с другими
никого ни о чём не просит позволяет себя обижать не умеет сказать «нет» боится других ребят
Б обычно:
влезает во все разговоры
заводила всех игр
командует всеми при игре навязывает другим своё мнение
часто приказывает другим
часто обижает других
ведёт себя, как «начальник»
обзывает других
* Как можно назвать таких людей?
А: …
Б: …
* Как ты думаешь, что общего у этих людей?
Как ни странно, общее у таких людей то, что они не очень уверены в себе. Только один из-за этого ведёт себя приниженно, а другой, наоборот, становится обидчиком.
Как ты думаешь, похожа ли Полина на А или Б? Какой она могла стать, если бы её не остановили? Почему ты так думаешь?
«Итак, - сказал Александр Александрович, - мы должны научиться себя уважать, относиться к себе хорошо и быть увереннее в себе. Как это сделать?»
Упражнение 7
Право на ошибку
Каждый человек (и ребёнок, и взрослый) совершает ошибки. Ошибки могут быть очень полезны - ведь люди часто учатся на своих или чужих ошибках.
Приведи примеры ошибок (твоих или чьих-то ещё), на которых можно учиться.
Психологи считают, что нельзя бояться ошибок. Попробуй объяснить, почему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упражнение 8
Письмо обидчику
Александр Александрович однажды очень удивил ребят, сказав, что к обидчикам нужно относиться с пониманием. Они - тоже люди и могут исправиться. Нельзя лишать их такой возможности. Наоборот, можно помочь им. Например, рассказать, как строить дружеские отношения с людьми.
Предложи обидчику направлять своё раздражение на что-нибудь дельное. Например, если очень злится, может пойти колоть дрова. Или поиграть в футбол. Или поколотить по боксёрской груше. Или устроить большущую стирку. И дело сделает, и злость уйдёт.
Кстати, ты можешь прочитать другую рабочую тетрадь из этой серии. Она называется «Учимся владеть собой».
* Напиши обидчику письмо, подскажи, как он (она) может улучшить своё поведение и отношения с людьми. Начало письма уже готово.
Здравствуй!
Я верю, что тебе не хочется обижать других людей, но ты не знаешь, как справиться с собой! Я понимаю, что иногда очень трудно сдержаться и никого не обидеть. Как научиться владеть собой? Я думаю, что…
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|