Сделай Сам Свою Работу на 5

КАК НЕ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЯ ОБИЖАТЬ





КНИГА В КНИГЕ

А теперь познакомься - это Илья и Алёна. Они - одноклассники и друзья. А ещё они - мои по­мощники в этой рабочей тетради.

Мы встречаем их во время уроков, которые ве­дёт учитель Александр Александрович Надёжный. Уроки обычно проходят так: Александр Александ­рович рассказывает ребятам разные истории, ко­торые они затем всем классом обсуждают.

Когда Александр Александрович впервые при­шёл в 3 класс, где учатся Алёна и Илья, он немного рассказал ребятам о себе. Больше всего им по­нравилось слушать про его папу - Александра На­дёжного. Александр Александрович очень гордит­ся своим отцом. Он сказал, что имя Александр оз­начает «защитник» и что его папа действительно всегда помогал тем, кому было трудно.

Когда Александр Александрович рассказывает ка­кую-нибудь историю, ребята знают, что потом он задаст какой-нибудь трудный вопрос. Больше все­го третьеклассники любят именно эту часть урока, потому что Александр Александрович разрешает спорить. Он даже ставит «пятёрки» тем, кто настой­чивее всех отстаивает свою точку зрения. Илья и Алёна - самые заядлые спорщики в классе. Илья обычно в споре забывает обо всём и очень гром­ко кричит, размахивая руками. Алена никогда не кричит, но переспорить её трудно, так как она лю­бит и умеет доказывать свою правоту. Алёна и Илья - друзья, но чаще всего защищают разные точки зрения и очень много спорят друг с другом. Это совсем не мешает им дружить.



Мы часто будем встречаться с Александром Александровичем и его учениками и вместе с ни­ми выполнять задания.

НУЖНО ЛИ РАССКАЗЫВАТЬ ВЗРОСЛЫМ..?

Я хочу рассказать тебе об одном споре, который произошел на уроке.

 

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

Александр Александрович рассказал на уроке об одном мальчике. Чтобы случайным «Совпадением никого не обидеть, я не назову его имени. Пусть он будет просто «О».

«О» держал в страхе почти весь свой класс, от­нимал у ребят деньги, придумывал обидные про­звища, заставлял делать за себя домашние зада­ния. Справиться с ним никто не мог. Некоторых ре­бят этот парень не трогал, но они тоже боялись с ним связываться. Отношения в классе были очень напряженными, но учителя и родители ничего не знали, так как все дети молчали.



Первый вопрос, который задал классу Александр Александрович, был таким:

* Почему «О» удалось так подавить целый класс?

Ребята выдвинули несколько предположений. Вы­бери из них те, которые тебе кажутся правильны­ми, и отметь их значком +.

• «О» был сильнее всех в классе.

• В классе были одни трусы.

• Это была плохая школа.

• Потому, что взрослые ничего не знали.
•Он умел обзываться.

•Он никого не боялся.

 

* Предложи своё объяснение, если хочешь...

 

Илья отвечал на этом уроке больше всех. Он дока­зывал, что одноклассники «О» - просто трусы. «Со­брались бы человек пять и дали ему как следует! Сразу бы стал тихим», - горячился Илья. «Ну и чем бы они тогда от него отличались? - возражала Алёна. - По-твоему получается: кто сильней, тот и прав!». Илья даже закричал от возмущения: «Так что, позволять над собой издеваться, что ли?!»

* Чьи слова тебе кажутся правильными? Почему?

 

Очень важно найти и суметь доказать свою точку зрения. Сравни твой вариант с ответами одно­классников. Обсудите разногласия, если они у вас возникнут.

Одноклассники слушали спор Ильи и Алёны, давно привыкнув к тому, что больше всех спорят на уро­ках. Александр Александрович следил, чтобы вы­сказаться могли все. Он всегда спрашивал: «Есть

ли ещё желающие высказаться? Может быть, кто-нибудь хочет поддержать Илью или Алёну? Может быть, есть ещё и другие мысли? Я уверен, что мож­но придумать, как справиться с этим «О».

 

* Как одноклассники «О» могли бы изменить от­ношения в классе? Что ты им посоветуешь? Представь себе, что они тебя услышат!



 

После слов Александра Александровича встала Юля и сказала: «Я знаю, что мальчишки сейчас нач­нут кричать, но я всё-таки скажу. Если сами спра­виться не могут, должны попросить, чтобы им помог кто-нибудь. Потому что нельзя терпеть унижения и надо справиться с этим «О» любыми способами!»

* Как ты думаешь, права ли Юля? Объясни, по­чему ты так думаешь.

Мальчишки, как ни странно, после Юлиных слов прекратили крик, а стали думать, к кому можно об­ратиться за помощью.

 

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Игорь - второклассник. Мальчик как мальчик: прилично учился, иногда дрался, дружил с несколь­кими ребятами из класса и во дворе. После уроков он часто играл во дворе школы. Родители знали, где он, и не беспокоились. Игорь всегда приходил домой вовремя. Но однажды он задержался, и ма­ма уже заволновалась. Игорь вернулся домой с грязным ранцем, порванной курткой и с синяком под глазом. Он был испуган, но ничего не объяс­нил. Поэтому родители Игоря решили на следую­щий день поговорить с учительницей и друзьями Игоря. Они пошли в школу.

Учительница ничего не знала. Она очень удиви­лась и расстроилась. Друзья Игоря тоже ничего не могли сказать. Но, когда учительница спросила у всего класса, оказалось, что девочки видели, как Игорь уходил из школы с двумя шестиклассника­ми. Шестиклассников нашли быстро. И вот тогда выяснилось, что они уже целую неделю не давали Игорю прохода, требовали, чтобы он приносил им деньги. А для того, чтобы Игорь ничего не сказал дома, грозили, что побьют, да ещё скажут, что он воришка. Игорь очень боялся, что его обвинят в воровстве. Он думал, что учителя поверят боль­шим ребятам, а не ему. Один раз он отдал им день­ги, которые ему дали на обед. Но больше денег у него не было, поэтому обидчики решили выпол­нить свою угрозу и «наказать» его.

 

*Почему Игорь ничего не объяснил родителям?

*Как ты считаешь, прав ли был Игорь? Почему ты так думаешь?

Учительница поговорила с Игорем и он рассказал ей, как у него отнимали деньги. Потом к директору вызвали тех шестиклассников, которые пристава­ли к Игорю, и их родителей. Директор заставил их извиниться и вернуть все деньги, взятые у млад­ших ребят (выяснилось, что пострадал не один Игорь). После этого во всех классах учителя объя­вили, что шестиклассники, обижавшие других де­тей, оставлены в школе до первого проступка. Ес­ли они ещё раз пристанут к кому-нибудь, то немед­ленно будут исключены.

Кроме того, директор школы собрал всех учащихся и твёрдо сказал, что в их школе любой обидчик будет наказан.

«Отнимать деньги, бить, дразнить и, вообще, портить кому-ни­будь жизнь я не позволю! И ещё: ребятам, к которым приставали, нужно было рассказать об этом сразу. Тогда мы быстрее справились бы со всем этим. Такие случаи нельзя скрывать».

 

 

* Игорь боялся рассказать взрослым об обид­чиках-шестиклассниках. Объясни, почему это было неправильно.

КТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ?

«А кого можно попросить о помощи?», - спросил Александр Александрович.

* Ответь на вопрос Александра Александрови­ча, пожалуйста.

* Александр Александрович предложил ребя­там список людей и мест, куда следует обра­щаться за помощью. Вот этот список:

 

· родители;

· старший брат или сестра;

· друг (или друзья) из старших классов;

· друг (или друзья) не из школы;

· классный руководитель;

· директор школы;

· родители обидчика;

· милиция;

· школьный психолог (попроси учителя расска­зать, кто это).

Оцени предложения Александра Александровича. Для этого поставь им отметки:

5 - те, куда лучше всего обратиться за помощью;

3 - те, куда можно обратиться за помощью только в крайнем случае;

1 - те, куда ты не хочешь или боишься обращаться.

* Объясни, пожалуйста, почему ты ставишь та­кие оценки.

* Куда ещё можно обратиться за помощью?

 

После того, как ребята выполнили это задание, Илья встал и сказал: «А ведь ябедничать нехорошо».

* Прав ли Илья? Только обязательно объясни, почему ты так считаешь.

В КОНЦЕ УРОКА АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ СКАЗАЛ:

 

«Мы обсудили очень важную проблему: нужно ли обращаться за помощью, если к тебе пристают и обижают? Мы убедились в том, что за помощью обращаться нужно.

Запомните: если к тебе пристают обидчики, нужно рассказать об этом тем, кому ты доверяешь. А если тебе не помогли? Нужно обратиться к кому-нибудь ещё. Надо пытаться, пока не сумеешь справиться с обидчиками».

ПОЧЕМУ МЕНЯ ОБИЖАЮТ?

* Как ты думаешь, почему некоторых ребят часто обижают?

 

Илья и Саша говорили, что чаще всего обижают та­ких детей, которые сами на это напрашиваются.

- Что значит «напрашиваются»? - поинтересовался Александр Александрович.

- Ну, знаете, бывают такие: плаксы, нытики, за­нуды, в общем. Вечно им всё не так, а сами вредничают.

- Значит, ты считаешь, что такой человек заслуживает, чтобы его (или её) обижали? - переспросил Александр Александрович.

* А как ты думаешь? Почему?

 

Александр Александрович сказал:

Никто не заслуживает обиды и униже­ния. Человеку нужна помощь и поддерж­ка. Тогда и характер становится лучше.

 

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

Алла очень не любила перемены. На уроках её ни­кто не трогал, училась она хорошо. А вот на пере­менах... Всегда находился кто-нибудь, кому не терпелось её задеть. Кто-то скажет обидные слова, кто-то дёрнет за волосы. Раньше Алла училась в другой школе и там всё было иначе. У неё были друзья, кругом всё было своим, привычным и род­ным. Но семья переехала в новую квартиру и шко­лу пришлось сменить. Алла чувствовала себя очень подавленной, чужой и никому не нужной в новой школе. Да ещё в классе нашелся шутник, который поднял её на смех из-за того, что она грустит. «Ца­ревна-Несмеяна к нам пришла!» - приставал он. Алле было так плохо и одиноко, что она стала считать, что у неё больше никогда не будет друзей. Она ни с кем не пыталась подру­житься, не играла на переменах и, вообще, старалась быть незаметной. Как назло, надолго заболела классная руково­дительница, каждый день её заменяли разные учителя. Поэ­тому печаль девочки никто не замечал.

* Как ты думаешь, почему Алле плохо в новом классе?

* Пожалуйста, посоветуй Алле, как ей избавиться от одиночества и насмешек. Напиши ей письмо. Начни, например, так:


Прив е т, А лла!

 

Я знаю, что тебе тяжело в новой школе Но надеюсь, что ты справишься и сможешь почув­ствовать себя уверенной и счастливой

 

* Помоги Алле почувствовать себя лучше: напи­ши про неё что-нибудь хорошее и помести эти слова поддержки рядом с её портретом.

Нарисуй портрет Аллы

 

ЧТО МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ТЫ?

 

«А у нас в классе разве такого не бывает?» - сказала Алёна.

Илья предложил сделать так, чтобы в их классе ни­кто никого не обижал. И ребята придумали КЛАСС­НЫЕ ПРАВИЛА.

*А сейчас задание: Придумай такие правила для своего класса.

 

Напишите «классные правила» все вместе. Их можно повесить в классе на стене.

 

* Как ты думаешь, можешь ли ты сделать что-нибудь, если обидчик мешает жить твоему од­нокласснику или однокласснице? Как?

* Нарисуй плакат или дорожный знак, преду­преждающий всех о том, что в вашей школе обидчикам «путь закрыт».

УСТРОЙТЕ В КЛАССЕ ВЫСТАВКУ СВОИХ ПЛАКАТОВ

КАК НЕ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЯ ОБИЖАТЬ

ИСТОРИЯ ЧЕТВЁРТАЯ

Вера пришла домой в слезах и с порога закричала, что в эту школу больше никогда не пойдёт. Её драз­нят мальчишки, прохода не дают: «Толстая, жир­ная...» А когда она плачет, ещё больше смеются. Особенно старается Костя - новенький. Дома была мама, и они с Верой долго разгова­ривали. После разговора с мамой Вера весь вечер мол­чала, а наутро пошла в школу с очень решитель­ным видом. В классе, дождавшись, пока все собе­рутся, она громко сказала мальчишкам: «Я больше не позволю вам издеваться надо мной! Вы можете кривляться, как хотите - меня это не волнует!». Ко­стя начал её передразнивать, но Вера не заплака­ла. Она отвернулась и начала готовиться к уроку. Уже это было большой победой! А потом случилось совсем неожиданное: не­сколько девочек закричали Косте: «Оставь её, ты уже всем надоел!». Вера удивилась: ещё вчера ни­кто за неё не заступался.

 

* Верины одноклассники сказали, что Костя им надоел. Как ты думаешь, почему они раньше не заступались за неё?

 

* Почему в этот раз одноклассники поддержали Веру?

* Как ты думаешь, что сказала Вере мама?

Что было дальше?

Вера пришла домой из школы изумлённая и счаст­ливая. Она рассказывала маме, как ей улыбались те же девочки, которые ещё вчера знать её не хо­тели. Некоторые из них тоже дразнили её раньше. А на большой перемене, когда играли «в вышиба­лы», Лена, самая популярная девочка в классе, по­звала Веру в свою команду.

Больше всего Веру удивляло то, что прекратить насмешки оказалось очень легко. Мама, конечно, понимала, что это было совсем не так просто. Ве­ра от радости позабыла, как она нервничала утром перед школой, как собирала всю свою силу воли, чтобы не заплакать и всё-таки сказать, что она не позволит над собой издеваться.

«Надо сделать так, чтобы все, кого дразнят и обижают, узнали, что с этим можно справиться!» - говорила Вера.

Тогда мама дала Вере книжку, в которой были напечатаны советы тем, кого обижают (дразнят, издеваются, бьют, отбирают деньги и вещи, заста­вляют за кого-то работать). В этой книге Вера на­шла правила самозащиты. Это не было руководст­во по драке. Правила были как раз для тех детей, которым нужно изменить отношение к себе, защи­тить своё достоинство. В таких случаях не всё ре­шается дракой.

 

 

ВОТ ЭТИ ПРАВИЛА

 

Обидчики могут приставать к любому человеку. По­этому надо знать, как справляться с ними. Вот не­сколько правил поведения в таких случаях.

1. Когда ты плачешь, вопишь или убега­ешь, обидчик получает удовольствие и
развлекается за твой счёт. Смотри ему
(ей) в глаза, держись прямо и уверенно.
Спокойно уйди.

2. Постарайся не выходить из себя. Сохра­няй спокойствие.

3. Говори медленно, чётко и твердо.

4. Если к тебе пристают, постарайся не оставаться в одиночестве. Попроси дру­зей быть рядом.

5. Подумай, нельзя ли избежать встречи с
обидчиками. Может быть, стоит выходить раньше или позже, выбрать другую
дорогу.

6. Не бери с собой деньги или дорогие вещи и не хвастай ими. Если у тебя требуют деньги или какие-то вещи, скажи, что родители проверят,
где они. Если у тебя всё же что-то ото­брали, не дерись. Расскажи об этом взрослым. Не нужно бояться правды.

7. Если тебе дали смешное прозвище, постарайся отнестись к нему с юмором. Не бойся посмеяться над собой.

8. Если прозвище оскорбительное, не нервничай. Твёрдо скажи обидчику, что в его словах нет ничего остроумного.

9. Никогда не угрожай обидчику.

10. Не бойся признаться в том, что к тебе пристают. Лучше всего сказать об этом взрослым. Это не значит «ябедничать»! Помни, что, если обидчика не остано­вить, ему может понравиться издевать­ся над другими людьми. В следующий раз пострадает кто-нибудь ещё.

11.Не нужно стесняться того, что к тебе пристают. Через это проходят очень многие люди. Дело в том, что НЕ ТЫ ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, а ТВОИ ОБИД­ЧИКИ НЕ УМЕЮТ НОРМАЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ.

* Какие из этих высказываний ты считаешь правильными? Почему?

 

Александр Александрович рассказал ребятам о Вере и о правилах, которые она принесла в класс. После этого на уроке началась настоящая буря!

Очень многое ребятам казалось неверным.

Илья, конечно, говорил, что надо драться до по­следнего.

Алёна возражала. Она считала, что кулаками ничего не решить, а с обидчиками надо справлять­ся всем вместе.

 

*Кто, по-твоему, прав? Объясни, пожалуйста, почему ты так думаешь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.