КАК НЕ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЯ ОБИЖАТЬ
КНИГА В КНИГЕ
А теперь познакомься - это Илья и Алёна. Они - одноклассники и друзья. А ещё они - мои помощники в этой рабочей тетради.
Мы встречаем их во время уроков, которые ведёт учитель Александр Александрович Надёжный. Уроки обычно проходят так: Александр Александрович рассказывает ребятам разные истории, которые они затем всем классом обсуждают.
Когда Александр Александрович впервые пришёл в 3 класс, где учатся Алёна и Илья, он немного рассказал ребятам о себе. Больше всего им понравилось слушать про его папу - Александра Надёжного. Александр Александрович очень гордится своим отцом. Он сказал, что имя Александр означает «защитник» и что его папа действительно всегда помогал тем, кому было трудно.
Когда Александр Александрович рассказывает какую-нибудь историю, ребята знают, что потом он задаст какой-нибудь трудный вопрос. Больше всего третьеклассники любят именно эту часть урока, потому что Александр Александрович разрешает спорить. Он даже ставит «пятёрки» тем, кто настойчивее всех отстаивает свою точку зрения. Илья и Алёна - самые заядлые спорщики в классе. Илья обычно в споре забывает обо всём и очень громко кричит, размахивая руками. Алена никогда не кричит, но переспорить её трудно, так как она любит и умеет доказывать свою правоту. Алёна и Илья - друзья, но чаще всего защищают разные точки зрения и очень много спорят друг с другом. Это совсем не мешает им дружить.
Мы часто будем встречаться с Александром Александровичем и его учениками и вместе с ними выполнять задания.
НУЖНО ЛИ РАССКАЗЫВАТЬ ВЗРОСЛЫМ..?
Я хочу рассказать тебе об одном споре, который произошел на уроке.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Александр Александрович рассказал на уроке об одном мальчике. Чтобы случайным «Совпадением никого не обидеть, я не назову его имени. Пусть он будет просто «О».
«О» держал в страхе почти весь свой класс, отнимал у ребят деньги, придумывал обидные прозвища, заставлял делать за себя домашние задания. Справиться с ним никто не мог. Некоторых ребят этот парень не трогал, но они тоже боялись с ним связываться. Отношения в классе были очень напряженными, но учителя и родители ничего не знали, так как все дети молчали.
Первый вопрос, который задал классу Александр Александрович, был таким:
* Почему «О» удалось так подавить целый класс?
Ребята выдвинули несколько предположений. Выбери из них те, которые тебе кажутся правильными, и отметь их значком +.
• «О» был сильнее всех в классе.
• В классе были одни трусы.
• Это была плохая школа.
• Потому, что взрослые ничего не знали. •Он умел обзываться.
•Он никого не боялся.
* Предложи своё объяснение, если хочешь...
Илья отвечал на этом уроке больше всех. Он доказывал, что одноклассники «О» - просто трусы. «Собрались бы человек пять и дали ему как следует! Сразу бы стал тихим», - горячился Илья. «Ну и чем бы они тогда от него отличались? - возражала Алёна. - По-твоему получается: кто сильней, тот и прав!». Илья даже закричал от возмущения: «Так что, позволять над собой издеваться, что ли?!»
* Чьи слова тебе кажутся правильными? Почему?
Очень важно найти и суметь доказать свою точку зрения. Сравни твой вариант с ответами одноклассников. Обсудите разногласия, если они у вас возникнут.
Одноклассники слушали спор Ильи и Алёны, давно привыкнув к тому, что больше всех спорят на уроках. Александр Александрович следил, чтобы высказаться могли все. Он всегда спрашивал: «Есть
ли ещё желающие высказаться? Может быть, кто-нибудь хочет поддержать Илью или Алёну? Может быть, есть ещё и другие мысли? Я уверен, что можно придумать, как справиться с этим «О».
* Как одноклассники «О» могли бы изменить отношения в классе? Что ты им посоветуешь? Представь себе, что они тебя услышат!
После слов Александра Александровича встала Юля и сказала: «Я знаю, что мальчишки сейчас начнут кричать, но я всё-таки скажу. Если сами справиться не могут, должны попросить, чтобы им помог кто-нибудь. Потому что нельзя терпеть унижения и надо справиться с этим «О» любыми способами!»
* Как ты думаешь, права ли Юля? Объясни, почему ты так думаешь.
Мальчишки, как ни странно, после Юлиных слов прекратили крик, а стали думать, к кому можно обратиться за помощью.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Игорь - второклассник. Мальчик как мальчик: прилично учился, иногда дрался, дружил с несколькими ребятами из класса и во дворе. После уроков он часто играл во дворе школы. Родители знали, где он, и не беспокоились. Игорь всегда приходил домой вовремя. Но однажды он задержался, и мама уже заволновалась. Игорь вернулся домой с грязным ранцем, порванной курткой и с синяком под глазом. Он был испуган, но ничего не объяснил. Поэтому родители Игоря решили на следующий день поговорить с учительницей и друзьями Игоря. Они пошли в школу.
Учительница ничего не знала. Она очень удивилась и расстроилась. Друзья Игоря тоже ничего не могли сказать. Но, когда учительница спросила у всего класса, оказалось, что девочки видели, как Игорь уходил из школы с двумя шестиклассниками. Шестиклассников нашли быстро. И вот тогда выяснилось, что они уже целую неделю не давали Игорю прохода, требовали, чтобы он приносил им деньги. А для того, чтобы Игорь ничего не сказал дома, грозили, что побьют, да ещё скажут, что он воришка. Игорь очень боялся, что его обвинят в воровстве. Он думал, что учителя поверят большим ребятам, а не ему. Один раз он отдал им деньги, которые ему дали на обед. Но больше денег у него не было, поэтому обидчики решили выполнить свою угрозу и «наказать» его.
*Почему Игорь ничего не объяснил родителям?
*Как ты считаешь, прав ли был Игорь? Почему ты так думаешь?
Учительница поговорила с Игорем и он рассказал ей, как у него отнимали деньги. Потом к директору вызвали тех шестиклассников, которые приставали к Игорю, и их родителей. Директор заставил их извиниться и вернуть все деньги, взятые у младших ребят (выяснилось, что пострадал не один Игорь). После этого во всех классах учителя объявили, что шестиклассники, обижавшие других детей, оставлены в школе до первого проступка. Если они ещё раз пристанут к кому-нибудь, то немедленно будут исключены.
Кроме того, директор школы собрал всех учащихся и твёрдо сказал, что в их школе любой обидчик будет наказан.
«Отнимать деньги, бить, дразнить и, вообще, портить кому-нибудь жизнь я не позволю! И ещё: ребятам, к которым приставали, нужно было рассказать об этом сразу. Тогда мы быстрее справились бы со всем этим. Такие случаи нельзя скрывать».
* Игорь боялся рассказать взрослым об обидчиках-шестиклассниках. Объясни, почему это было неправильно.
КТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ?
«А кого можно попросить о помощи?», - спросил Александр Александрович.
* Ответь на вопрос Александра Александровича, пожалуйста.
* Александр Александрович предложил ребятам список людей и мест, куда следует обращаться за помощью. Вот этот список:
· родители;
· старший брат или сестра;
· друг (или друзья) из старших классов;
· друг (или друзья) не из школы;
· классный руководитель;
· директор школы;
· родители обидчика;
· милиция;
· школьный психолог (попроси учителя рассказать, кто это).
Оцени предложения Александра Александровича. Для этого поставь им отметки:
5 - те, куда лучше всего обратиться за помощью;
3 - те, куда можно обратиться за помощью только в крайнем случае;
1 - те, куда ты не хочешь или боишься обращаться.
* Объясни, пожалуйста, почему ты ставишь такие оценки.
* Куда ещё можно обратиться за помощью?
После того, как ребята выполнили это задание, Илья встал и сказал: «А ведь ябедничать нехорошо».
* Прав ли Илья? Только обязательно объясни, почему ты так считаешь.
В КОНЦЕ УРОКА АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ СКАЗАЛ:
«Мы обсудили очень важную проблему: нужно ли обращаться за помощью, если к тебе пристают и обижают? Мы убедились в том, что за помощью обращаться нужно.
Запомните: если к тебе пристают обидчики, нужно рассказать об этом тем, кому ты доверяешь. А если тебе не помогли? Нужно обратиться к кому-нибудь ещё. Надо пытаться, пока не сумеешь справиться с обидчиками».
ПОЧЕМУ МЕНЯ ОБИЖАЮТ?
* Как ты думаешь, почему некоторых ребят часто обижают?
Илья и Саша говорили, что чаще всего обижают таких детей, которые сами на это напрашиваются.
- Что значит «напрашиваются»? - поинтересовался Александр Александрович.
- Ну, знаете, бывают такие: плаксы, нытики, зануды, в общем. Вечно им всё не так, а сами вредничают.
- Значит, ты считаешь, что такой человек заслуживает, чтобы его (или её) обижали? - переспросил Александр Александрович.
* А как ты думаешь? Почему?
Александр Александрович сказал:
Никто не заслуживает обиды и унижения. Человеку нужна помощь и поддержка. Тогда и характер становится лучше.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Алла очень не любила перемены. На уроках её никто не трогал, училась она хорошо. А вот на переменах... Всегда находился кто-нибудь, кому не терпелось её задеть. Кто-то скажет обидные слова, кто-то дёрнет за волосы. Раньше Алла училась в другой школе и там всё было иначе. У неё были друзья, кругом всё было своим, привычным и родным. Но семья переехала в новую квартиру и школу пришлось сменить. Алла чувствовала себя очень подавленной, чужой и никому не нужной в новой школе. Да ещё в классе нашелся шутник, который поднял её на смех из-за того, что она грустит. «Царевна-Несмеяна к нам пришла!» - приставал он. Алле было так плохо и одиноко, что она стала считать, что у неё больше никогда не будет друзей. Она ни с кем не пыталась подружиться, не играла на переменах и, вообще, старалась быть незаметной. Как назло, надолго заболела классная руководительница, каждый день её заменяли разные учителя. Поэтому печаль девочки никто не замечал.
* Как ты думаешь, почему Алле плохо в новом классе?
* Пожалуйста, посоветуй Алле, как ей избавиться от одиночества и насмешек. Напиши ей письмо. Начни, например, так:
Прив е т, А лла!
Я знаю, что тебе тяжело в новой школе Но надеюсь, что ты справишься и сможешь почувствовать себя уверенной и счастливой…
* Помоги Алле почувствовать себя лучше: напиши про неё что-нибудь хорошее и помести эти слова поддержки рядом с её портретом.
Нарисуй портрет Аллы
ЧТО МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ТЫ?
«А у нас в классе разве такого не бывает?» - сказала Алёна.
Илья предложил сделать так, чтобы в их классе никто никого не обижал. И ребята придумали КЛАССНЫЕ ПРАВИЛА.
*А сейчас задание: Придумай такие правила для своего класса.
Напишите «классные правила» все вместе. Их можно повесить в классе на стене.
* Как ты думаешь, можешь ли ты сделать что-нибудь, если обидчик мешает жить твоему однокласснику или однокласснице? Как?
* Нарисуй плакат или дорожный знак, предупреждающий всех о том, что в вашей школе обидчикам «путь закрыт».
УСТРОЙТЕ В КЛАССЕ ВЫСТАВКУ СВОИХ ПЛАКАТОВ
КАК НЕ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЯ ОБИЖАТЬ
ИСТОРИЯ ЧЕТВЁРТАЯ
Вера пришла домой в слезах и с порога закричала, что в эту школу больше никогда не пойдёт. Её дразнят мальчишки, прохода не дают: «Толстая, жирная...» А когда она плачет, ещё больше смеются. Особенно старается Костя - новенький. Дома была мама, и они с Верой долго разговаривали. После разговора с мамой Вера весь вечер молчала, а наутро пошла в школу с очень решительным видом. В классе, дождавшись, пока все соберутся, она громко сказала мальчишкам: «Я больше не позволю вам издеваться надо мной! Вы можете кривляться, как хотите - меня это не волнует!». Костя начал её передразнивать, но Вера не заплакала. Она отвернулась и начала готовиться к уроку. Уже это было большой победой! А потом случилось совсем неожиданное: несколько девочек закричали Косте: «Оставь её, ты уже всем надоел!». Вера удивилась: ещё вчера никто за неё не заступался.
* Верины одноклассники сказали, что Костя им надоел. Как ты думаешь, почему они раньше не заступались за неё?
* Почему в этот раз одноклассники поддержали Веру?
* Как ты думаешь, что сказала Вере мама?
Что было дальше?
Вера пришла домой из школы изумлённая и счастливая. Она рассказывала маме, как ей улыбались те же девочки, которые ещё вчера знать её не хотели. Некоторые из них тоже дразнили её раньше. А на большой перемене, когда играли «в вышибалы», Лена, самая популярная девочка в классе, позвала Веру в свою команду.
Больше всего Веру удивляло то, что прекратить насмешки оказалось очень легко. Мама, конечно, понимала, что это было совсем не так просто. Вера от радости позабыла, как она нервничала утром перед школой, как собирала всю свою силу воли, чтобы не заплакать и всё-таки сказать, что она не позволит над собой издеваться.
«Надо сделать так, чтобы все, кого дразнят и обижают, узнали, что с этим можно справиться!» - говорила Вера.
Тогда мама дала Вере книжку, в которой были напечатаны советы тем, кого обижают (дразнят, издеваются, бьют, отбирают деньги и вещи, заставляют за кого-то работать). В этой книге Вера нашла правила самозащиты. Это не было руководство по драке. Правила были как раз для тех детей, которым нужно изменить отношение к себе, защитить своё достоинство. В таких случаях не всё решается дракой.
ВОТ ЭТИ ПРАВИЛА
Обидчики могут приставать к любому человеку. Поэтому надо знать, как справляться с ними. Вот несколько правил поведения в таких случаях.
1. Когда ты плачешь, вопишь или убегаешь, обидчик получает удовольствие и развлекается за твой счёт. Смотри ему (ей) в глаза, держись прямо и уверенно. Спокойно уйди.
2. Постарайся не выходить из себя. Сохраняй спокойствие.
3. Говори медленно, чётко и твердо.
4. Если к тебе пристают, постарайся не оставаться в одиночестве. Попроси друзей быть рядом.
5. Подумай, нельзя ли избежать встречи с обидчиками. Может быть, стоит выходить раньше или позже, выбрать другую дорогу.
6. Не бери с собой деньги или дорогие вещи и не хвастай ими. Если у тебя требуют деньги или какие-то вещи, скажи, что родители проверят, где они. Если у тебя всё же что-то отобрали, не дерись. Расскажи об этом взрослым. Не нужно бояться правды.
7. Если тебе дали смешное прозвище, постарайся отнестись к нему с юмором. Не бойся посмеяться над собой.
8. Если прозвище оскорбительное, не нервничай. Твёрдо скажи обидчику, что в его словах нет ничего остроумного.
9. Никогда не угрожай обидчику.
10. Не бойся признаться в том, что к тебе пристают. Лучше всего сказать об этом взрослым. Это не значит «ябедничать»! Помни, что, если обидчика не остановить, ему может понравиться издеваться над другими людьми. В следующий раз пострадает кто-нибудь ещё.
11.Не нужно стесняться того, что к тебе пристают. Через это проходят очень многие люди. Дело в том, что НЕ ТЫ ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, а ТВОИ ОБИДЧИКИ НЕ УМЕЮТ НОРМАЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ.
* Какие из этих высказываний ты считаешь правильными? Почему?
Александр Александрович рассказал ребятам о Вере и о правилах, которые она принесла в класс. После этого на уроке началась настоящая буря!
Очень многое ребятам казалось неверным.
Илья, конечно, говорил, что надо драться до последнего.
Алёна возражала. Она считала, что кулаками ничего не решить, а с обидчиками надо справляться всем вместе.
*Кто, по-твоему, прав? Объясни, пожалуйста, почему ты так думаешь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|