Порядок выдачи наличных денег
ТЕМА 1. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ
1.1. Нормативное регулирование кассовых операций.
1.2. Порядок ведения кассовых операций.
1.3. Организация работы по ведению кассовых операций.
1.4. Порядок приёма наличных денег
1.5. Порядок выдачи наличных денег.
1.6. Порядок ведения кассовой книги.
1.7. Порядок определения лимита остатка наличных денег.
1.8. Инвентаризация денежных средств в кассе.
1.9. Основные хозяйственные операции по учету денежных средств в кассе.
1.10.
1.11. Синтетический учет денежных средств в кассе
Нормативное регулирование кассовых операций
Центральным Банком РФ 12 октября 2011 года утверждено Положение №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории РФ». Это положение состоит из 7 глав:
- общие положения;
- организация работы по ведению кассовых операций;
- порядок приема наличных денег;
- порядок выдачи наличных денег;
- порядок ведения кассовой книги;
- обеспечение порядка ведения кассовых операций;
- заключительные положения.
Указанное положение вступило в силу с 1 января 2012 года. Кроме этого положения для учета кассовых операций следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н (в редакции последних изменений). Согласно указанному документу, синтетический учет денежных средств в кассе организуется на счете 50 (А), к которому могут быть открыты следующие субсчета:
1) 50-1 «Касса организации»;
2) 50-2 «Операционная касса»;
3) 50-3 «Денежные документы» и др.
Кроме этих двух документов также следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года № 49.
Порядок ведения кассовых операций
Для ведения кассовых операций необходимо установить максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций (кассе), после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег).
В организации должен быть издан распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег. Этот документ должен храниться в том порядке, который определит руководитель. Порядок расчета лимита остатка наличных денег утвержден Положением № 373-П, в котором приводится пример и два способа расчета.
Накопление в организации наличных денег в кассе сверх установленного лимита допускается в виде исключения только в дни выплат зарплаты, стипендий, выплат включенных в фонд зарплаты и выплат социального характера. Продолжительность срока выдачи наличных денег на указанные цели не может превышать 5 рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на эти цели).
Для ведения кассовых операций в организации назначается ответственный работник. Ему должны быть установлены соответствующие должностные права и обязанности. С этими правами и обязанностями он должен быть ознакомлен под роспись. Кроме того, с этим работником обязательно заключается договор о полной материальной ответственности.
Допускается проведение кассовых операций самим руководителем организации.
Оформление кассовых операций производится приходными кассовыми ордерами (ПКО) и расходными кассовыми ордерами (РКО).
Организация работы по ведению кассовых операций
Кассовые документы оформляются главным бухгалтером или бухгалтером, определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером, путем издания приказа или руководителем (при отсутствии главного бухгалтера или бухгалтера). В кассовых документах указывается основание для их оформления и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы (расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости, заявления, счета). Внесение исправлений в кассовые документы не допускается.
Приходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером или бухгалтером, а при его отсутствии руководителем и кассиром. Расходный кассовый ордер подписывается руководителем, а также главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии руководителем и кассиром.
У кассира организации должна быть печать (штамп), содержащая реквизиты подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцы подписи лиц, уполномоченных подписывать кассовый документ. Кассовые документы, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, включая персональный компьютер (ПК) и программное обеспечение (ПО). При оформлении кассовых документов с применением технических средств эти документы должны быть распечатаны на бумажном носителе. Это же правило распространяется и на листы кассовой книги, но их требуется два экземпляра. Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги подбираются в хронологической последовательности и брошюруются по мере необходимости, но не реже 1 раза в календарный год.
Если же кассовая книга ведется вручную, т.е. оформляется на бумажном носителе, то до начала ведения этой книги она должна быть сшита, пронумерована и иметь заверительную надпись о количестве листов кассовой книги, о чем свидетельствует подпись руководителя и главного бухгалтера и оттиск печати организации.
Контроль за ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии руководитель.
Порядок приёма наличных денег
Приём наличных денег осуществляется по ПКО. При его получении кассир проверяет наличие подписей главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии наличие подписи руководителя и её соответствия имеющемуся образцу, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленных цифрами с их обозначением прописью, а также полистно пересчитывает деньги.
Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы их вноситель мог наблюдать за действием кассира. После приёма наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в ПКО с суммой фактически принятых наличных денег, затем подписывает ПКО, квитанцию к ПКО и проставляет на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции. Эта квитанция выдаётся вносителю наличных денег.
При ведении организацией кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) по окончании их проведения на основании контрольной ленты изъятой из (ККТ) оформляется ПКО на общую сумму принятых наличных денег. Приём остатка наличных денег, полученных под отчёт, также проводится кассиром по ПКО.
Порядок выдачи наличных денег
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации проводится по РКО.
Выдача наличных денег для выплаты зарплаты, стипендий и др. выплат проводится не только по РКО, но и по расчетно-платежным или платежным ведомостям. Выдача наличных денег производится непосредственно получателю, указанному в документе при предъявлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, либо при предъявлении получателем доверенности и документа, удостоверяющего личность.
Перед выдачей наличных денег кассир проверяет в документах наличие подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера, их соответствие имеющимся образцам, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами и прописью. Кроме того, он проверяет наличие подтверждающих документов, перечисленных в РКО и соответствие Ф.И.О. получателя предъявленному документу. При выдаче наличных денег по доверенности применяется подобная процедура проверки, однако делается надпись «по доверенности» и заверенная ее копия прилагается к РКО.
В последний день выдачи наличных денег, предназначенных для зарплаты, стипендий и подобных выплат, кассир в расчетно-платежной или платежной ведомости проставляет оттиск штампа или делает надпись «депонировано» напротив фамилий работников, которым не проведена выдача наличных денег. Сумму к депонированию и сдачи в банк кассир подсчитывает, а в итоговой строке записывает ту сумму, которая фактически выплачена. Итог этих двух сумм (депонированных и фактически выплаченных) сверяет с итоговой суммой расчетно-платежной (платежной) ведомости и оформляет в произвольной форме реестр депонированных сумм.
Этот реестр должен содержать наименование организации, дату оформления реестра, период возникновения депонированных сумм, № расчетно-платежной (РПВ) или платежной (ПВ) ведомости, Ф.И.О. работника, не получившего наличные деньги, его табельный номер, сумму невыплаченных денег, итоговую сумму по реестру депонированных сумм, подпись и расшифровку подписи кассира.
Нумерация таких реестров осуществляется в хронологической последовательности с начала календарного года. После оформления реестра депонированных сумм кассир заверяет своей подписью РПВ (ПВ) и передает их для сверки записи и подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии – руководителю.
На фактически выданные суммы наличных денег по РПВ (ПВ) оформляется РКО, номер и дату которого кассир проставляет на последней странице РПВ или ПВ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|