Сделай Сам Свою Работу на 5

Греция VI—IV вв. до н. э. Милетская школа. Гераклит из Эфеса





В мировоззрении античных (древних) философов (VI— I вв. до н. э.) Греции и Рима имеются все оттенки и направления позднейших философских систем.
Особенности античного мира следующие:
1. Греция состояла из городов-государств, где развивались ремесла, наука и философия и шло постоянное соперничество между ними,
2. Частные рабовладения. В Афинах проживало 67 тысяч человек свободных и более 200 тысяч рабов. Можно было купить раба – поэта и философа.
3. Отделение умственного труда от физического.
4. Греция и Рим находились на перепутье торговых и культурных путей между Востоком и Западом.

Первых греческих философов называют «физиками» — задачи их философии — понять сущность природы, космоса. В мифологии считалось, что происхождение мира — результат действия небесных сил. В начале был Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос — любовное влечение. Хаос породил Ночь и Мрак, от их любви появились День и Эфир и т. д., т. е. первоначально было не вещество, а сила.

Фалес Милетский

Фалес. (624 – 547 г.г. до н.э.) – «Земля плавает по воде как дерево».

Фалес сводит все богатства мира к единому связующему началу — воде. «Мир полон богов, демонов и душ». В предметах душа является движущим началом. Магнит может притягивать железо, т. к. обладает душой.



Фалес крупный ученый и человек дела. «Не множеством слов доказывается рассудительность дела». Открыл Полярную звезду, способ измерения высоты пирамид, объяснил солнечное затмение («когда луна, по природе своей землистая проходит через солнце по прямой линии»). Установил год в 365 дней.

Анаксимандр (610—546 г. до н.э.). Берет за первооснову недифференцированное в своих качествах, неопределенное первовещество «апейрон». Из беспредельного (апейрона) выделяются противоположности – тепло и холод — и они порождают мир. Космология — Земля центр вселенной.

Анаксимандр Милетский

Ее опоясывают три огненные кольца:
первое — солнечное
второе — лунное
третье — звездное
Они покрыты воздушной оболочкой, и когда они разрываются, человек видит небесные светила.

Анаксимен (585—524 г. г. до н. э.). Материя — аэр (воздух). Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — ветром, затем — водой, затем — землей, затем – камнем. Такое движение происходит вечно.



Гераклит из Эфеса (544—484 гг. до н.э.). Главное произведение «О природе».

«Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняется и закономерно угасающий».

Огонь проходит пути:

Гераклит Эфесский

ОГОНЬ
↑ ↓
ВОЗДУХ
↑ ↓
ВОДА
↑ ↓
ЗЕМЛЯ

Подчиняясь необходимости, материя не зависит ни от бога, ни от человека. Мир — упорядоченный Космос. Огонь причина всех изменений в природе, материальная основа мира. Вечное обновление мира происходит через борьбу противоположностей. «Па входящего в одну и ту же реку текут все те же и новые воды».

Изменения в мире подчиняются всеобщему закону Логоса (Логос — слово, закон, разум). Все человеческие законы должны соответствовать божественному Логосу.

Основы диалектики Гераклита:
1. Раздвоение единого и познание его противоречивых частей.
2. Учение об «обмене», «взаимопереходе», «тождестве противоположностей». «Война есть отец всего и всего царь, одним она определила быть богами, другим людьми». Тождество временно, борьба абсолютна.
3. В мире все относительно. «Добро и зло — одно». «Врачи, мучающие больных, режущие и жгущие их, требуют еще и денег». «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом».

Познание начинается с восприятия мира чувствами, но учит человека разум. Мудрость в том, чтобы говорить истину и поступать в соответствии с природой.

Огнем управляет Логос — мировой закон. Из огня все выходит, туда же все и возвращается. Все изменчиво, находится в стадии становления. Смерть — есть рождение чего-то.



Человек занимает центральное положение среди живого. В человеке борется сон и бдение, смерть и жизнь, старость и юность.

Человеческая душа — часть мирового огня. Через душу человек связан с Логосом.

Душа — паук, а тело — паутина (тело управляется душой). Мудрая душа — горячая. Влажная душа не горит (у пьяниц).

Общество возникло в результате войны людей за свои интересы.

Красота и безобразие, добро и зло — это впечатления души человека о мире.

Жизнь вечно страдает. В каждой новой жизни человек должен получить наказание за прошлые прегрешения.

Человек — результат развития космоса.

Чтобы познать Логос нужно быть правильным человеком.

Элеаты. Парменид и Зенон

Парменид (около 550 г. до н.э.).

Мир — единое, как вечное существующее бытие. Он неизменен.

Возможности движения.

бытие —————————-— небытие
(полное) (пустое пространство)

Движение возможно только в пустом. Но раз в мире нет пустоты (небытия), а есть только бытие, значит нет движения, т. к. движение это переход из бытия в небытие.

Бытие — вечно, постоянно:
1. Оно везде равномерно распределено.
2. Оно заполняет все. Нет начала и конца.
3. Оно не противоречиво.
4. Оно не знает времени. Существует только настоящее.
5. Оно по форме напоминает шар (это весь мир, вся вселенная). Шар самая совершенная форма, считали древние греки. Разум, как самое совершенное находится в самой совершенной части тела — круглой голове (Платон).

Учение о познании. «Одно и то же есть мысль и то, на что она устремлена. Знание о природе дает только разум».

Зенон (V в. до н.э.). Всякое понятие о движении противоречиво. «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет». Создал апории (доказательства) противоречивости движения.

1. Дихотомия. Чтобы пройти весь путь, нужно пройти его половину и т.д. до бесконечности, т.е. Зенон препарирует движение. Реальное же движение — это противоречие, единство прерывности и непрерывности, устойчивости и изменчивости.
2. Апория «Ахилл и черепаха». «А» никогда не догонит «Ч», т. к. должен вновь и вновь проходить то расстояние, которое прошла черепаха.
3. Стрела. Путь движения состоит из суммы покоящихся точек.

Но как из ряда покоящихся точек может возникнуть движение? Вывод: движение не истинно.
Эти апории:
а) Вскрывают противоречивость движения.
б) Они описывают результат движения, а не его самого.
в) Они не показывают возможности движения.
г) Они изображают движение как сумму состояния покоя.

Зенон не отрицает движения в чувственном мире, вопрос стоял лишь о его истинности, его противоречивости. Аристотель: «Зенон изобретатель диалектики».
Зенон вступил в политический заговор. Во время допросов откусил себе язык и выплюнул его мучителям. Был истолчен в ступе.

Демокрит и Пифагор

Демокрит (460—370 г. до н.э.). Сын крупного землевладельца, получил наследство, которое потратил на путешествие. Изучал геометрию, магию и т.д. Объехал полсвета (Египет, Индию, Персию). Труды: «О разуме», «О соках», «О цветах», «О геометрии». Был знаком с египетскими жрецами, японскими магами, индийскими философами.

Демокрит Абдерский

Убежденный рабовладелец, советовал: «пользоваться слугами, как членами своего тела, употребляя одного из них для одного дела, другого для другого».

Демокрит убежден, что от разума нужно иметь 3 результата:
· хорошо мыслить
· хорошо говорить
· хорошо делать.

Хорошо делать — не вдаваться в крайности. Хорошо мыслить— мыслить сообразно вещам (понятия — тень дела).

Учение об атомах — все состоит из атомов и пустоты. Атомы, имеющие сферическую форму, составляют огонь и душу. Все в мире причинно-следственно связано. «Предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол».

Возникновение новых предметов — изменения сочетания атомов, вследствие их притяжения. Материя вечна и находится в движении.

О строении вселенной. Миров существует бесконечное множество. Одни растут, другие в расцвете, другие разрушаются.
Процесс познания:
а) Познание по истине (светлое) — основано на разуме.
б) Познание по мнению (темное) – чувственное. От каждого предмета истекают частицы, образующие его внешнюю оболочку. Человек обучается, подражая тому, что видел в природе (паук — ткач). Смысл жизни в достижении хорошего расположения духа. Тело — сосуд для души. Причина болезней — мы не учим свою душу правильному образу жизни.

Пифагор (571—479 до н.э.) — первым назвал себя философом. В 531 г. создал политическое и идеологическое объединение — Пифагорейский союз (аристократы). Власть аристократов над чернью. От членов союза требовалось стремление к добродетели (повиновению). Разработал понятие справедливости, как меры нормирования неравных отношений и неравных индивидов. «Воздаяние равным за равное».

Пифагор Самосский

Число — сущность всего существующего, мистифицирует количественную сторону материи. Все в природе измеряется, подчиняется числу «10» — декаде он придает божественное значение.
Научные достижения Пифагора и его школы:
- теорема Пифагора;
– математически подсчитали зависимость длины струны и тона звука;
– движение небесных тел подчиняется математическим отношениям;
– предполагали, что Земля имеет форму шара и вращается.

Сократ и Платон

Сократ (469 – 399 до н.э.) — учитель Платона (Диалоги Платона, 13 диалогов). Отказался от изучения природы, космоса, т. к.:
1. Философы запутались в своих противоречиях.
2. Предметом познания могут быть только то, что во власти человека, т.е. его душа.

Сократ

«Познай самого себя». Главный предмет философии — этика. Правильное действие должно основываться на правильном познании. Основанием этики стала гносеология. Пороки проистекают от невежества. Прометей подарил людям огонь и разум, а Зевс дал им стыд и правду, т. к. без этого они не могли жить вместе. Самое ценное качество — добродетель. Для того, чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель.

Сократические беседы. Ряд вопросов, в ходе которых раскрылись противоречия в рассуждениях собеседника. Метод «иронии» (субъективная диалектика). А затем Сократ вскрывал это противоречие, помогал слушателям «родиться к новой жизни (маевтика — повивальное искусство), к познанию всеобщего — как основы морали».

Исходное начало познания — ирония. «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Человек черпает знания из самого себя.

«Задача философии — помочь человеку родиться к новой жизни, стать разумнее».

Три основные человеческие добродетели:
1. Умеренность (знание как обуздать страсти),
2. Храбрость (знание как преодолеть опасность).
3. Справедливость (знание как соблюдать закон).

Сограждане не приняли Сократа. Был обвинен, что своими рассуждениями развращает молодежь. Арестован и заключен в тюрьму, чтобы попугать и принудить эмигрировать из Афин. Друзья готовят побег. Но он отказался и принял яд. «Истинный философ должен жить в согласии со своим учением».

Платон (429—347 до н.э.). В диалоге «Теэтет» он пишет: «Истинный философ не должен иметь дела с реальным чувственным миром, а возвыситься и подняться в потусторонний, непреходящий мир идей».
Создал школу на горе Академа. Академия просуществовала 1000 лет.

Платон

Два мира:
Первыймир идей (эйдос) — действительный, постоянный, совершенный.
Второймир вещей — изменчивый.

«Люди видят предметы и не видят их идей, они принимают тени за действительный мир». Многие имеют «пещерные» знания теней, т.е. житейский опыт и не более.

Подобно тому, как чувственное восприятие имеет своим объектом чувственный предмет, понятию соответствует особый предмет — идея (эйдос — вид). Произошло раздвоение мира на чувственный и реальный.

Материя у Платона – первичный материал, из которого делаются, неким удивительным способом все существующие вещи. Материя — это возможность, а не действительность. Она может принять любую форму, т. к. неопределенна.

Множество идей составляют единое, которое является высшим бытием и тождественно высшему благу.

Теория познания Платона.
Душа человека близка к миру идей и дает ему все знания, т. к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется.
Задача познания в том, чтобы человек вспомнил. Предметы чувственного мира — поводы для возбуждения воспоминаний (усвоение понятия на человеческом примере). Нужно отбросить природу и углубиться в себя.
Космология. Мир находится в вечной божественной гармонии, благодаря богу. (Диалог «Тимей»).
Этика. Условием нравственности является знание, которым обладает душа.
Душа состоит из трех частей:
1. Разумной.
2. Пылкой (волевой).
3. Вожделеющей.

Сочетание этих частей под руководством разума и дает начало характеру человека.

Если преобладает разумная часть, то эти люди стремятся созерцать красоту идей, стремятся к вечному благу: правде, справедливости и умеренности во всем. Это мудрецы. Если берет верх аффективная часть души, то эти люди отличаются благородными страстями — мужеством, храбростью, чувством долга. Это воины.

Люди «вожделяющего» типа должны заниматься физическим трудом, т. к. изначально привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне и ремесленники. Но все сословия должны обладать общей добродетелью — мерой. «Ничего сверх меры».

Душа делает человека человеком. Она связана с миром идей и иногда вспоминает то, что видела там.

Общественные взгляды. Государство должно сохранять меру счастья общественных групп, не допускать перехода в другие группы («Государство»). Государство должно покровительствовать религии.

Отрицательные типы государств:
1. Тимократия — власть честолюбца, в ее основе стремление к обогащению.
2. Олигархия — господство немногих над большинством. Властвуют богатые.
3. Демократия — все противоречия разрешаются восстаниями. Если побеждают бедняки, богатых истребляют, а власть делят.
4. Тирания — вырождение демократии. Для того, чтобы народ чувствовал потребности в воине нужны войны.
Идеальные государства: власть немногих, но способных и подготовленных. Главное — справедливость, т.е. каждому особое занятие и особое положение.
Доблести в идеальном государстве:
1. Мудрость.
2. Мужество.
3. Сдерживающая мера.
4. Справедливость.

 

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

«Александр Македонский греческой философии». В Афинах открыл школу у Ликеиского храма (Лицей). Дал классификацию наук: теоретические — познание ради познания; практические — дают идеи для поведения человека; творческие — познание с целью осуществления чего-либо прекрасного.

Логика— инструмент познания, введение в философию.

Аристотель

Все существует как единичное, индивидуальное, воспринимаемое чувствами человека. Но мир следует изучать в его единстве и необходимости. Изучает основные формы бытия и общие логические понятия (категории). Основная категория — сущность. Она — основа, которой принадлежат все остальные свойства.

Бытие у Аристотеля: — система категорий, связанных между собой, подвижных, текучих. Материя субстрат каждой вещи, из которой возникает какая-нибудь вещь. Она вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя — это возможность, а форма — действительность. Энтилехия— осуществление вещи в движении от материи к форме.

Движение: — «Не существует движения помимо вещей».

Движение — это процесс превращения потенциального в актуальное (процесс превращения меди в статую).

Учение о материи, энергии, форме и энтилехии лежит в основе учения о причине.

В «Категориях» он пишет о 6 видах движения:
1. Возникновение.
2. Уничтожение.
3. Рост.
4. Уменьшение.
5. Качественные изменения.
6. Смена в пространстве.

Покой — состояние, где нет насильственного и противного природе.

Душа начало жизни. «Виды» души:
растительная — ведает функциями питания, роста, размножения. Общая для всех одушевленных
животная — проявляется в чувствах, желаниях, т.е. стремлении к приятному и избегании неприятного
разумная душа— человек обладает способностью к мышлению. В человеке бессмертен только разум, который после смерти тела сливается с мировым разумом.

Мировой разум — предводитель, разум деятельный, в отличие от человеческого разума пассивного, воспринимающего. «Первый двигатель» — это бог. Бог — разум, мысль, которая лепит самое себя».

Процесс познания: Тело — внешнее раздражение — ощущение — воображение — мышление. Объект познания — реальный мир. Природа первична. Аристотель — сенсуалист.

Мышление — изучается логикой. Порядок вещей в природе — верховный закон для сочетания понятий в суждениях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, и объективно — к истине.

Созерцание — высшая форма познания и досуга. Общественные взгляды — человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом месте тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься воспитанием молодежи. Творец общества — средний класс.

Аристотель разработал типологию государств:

1. Правильные:
— царская власть (один па благо всех) монархия
— аристократия — власть немногих в интересах общества
— полития — правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза.

2. Неправильные:
— тирания (одного ради своих интересов)
— олигархия (немногих ради себя)
— демократия (большинство неимущих только ради своих интересов).

Лучшее — полития.

Вводит понятие «средней формы» государства:
— в нравах — умеренность
— в имуществе — средний достаток
— во власти — средний класс.

Понятие «справедливости»:
а) уравнивающая — источник — закон
б) распределяющая — от вклада каждого

Человек — общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

Эпикур и стоики

Эпикур (342—270 гг.). Сохранились три письма и названия его сочинений: «О природе», «О богах», «Об атомах и пустоте». Последователь Эпикура римский философ Лукреций Кар. Автор поэмы «О природе вещей».

Эпикур

Цель философии — счастье человека. Космос и все многообразие мира продукт механического движения атомов в пустом пространстве. Атомы бесчисленны, пустота бесконечна. Атомы и мир различны. Атомы имеют различную величину и вес и отклоняются в своем движении. Отклонение атомов без внешней причины. Эпикур — противник фатализма (Демокрит).

Случайность— не отрицание причины, а перенесение ее во вне.

Признание случайности в отклонении атома от прямой линии, при падении, выходит за пределы физики и направлено против фатализма, предопределения и стремится к освобождению людей от рока, постановке проблемы необходимости и свободы.

Вещи— не просто совокупность атомов, а их целостность, обладающие гармоничным движением. Все мировые тела возникли из атомных вихрей. Небесные светила — сгущение огня.

Основу познания составляют восприятие и ощущение, которые дают образ вещей.

Заблуждения — результат неосновательности наших суждений.

Отделяющиеся от предметов образы проникают в органы чувств и вызывают ощущения движения частицы души. Возникающий в душе образ сохраняется в мыслях.

Этика Эпикура. — Человек — чувствительное существо и чувства являются критерием морали. «Всякое благо и зло в ощущении». «Достаточно иметь чувства и быть живым существом, — говорит Эпикур, — чтобы знать, что удовольствие является добром». Всякое благо оценивается удовольствием, как мерилом.

Наслаждение есть естественная цель всех существ. Каждое существо ищет удовольствие и избегает страдания. Наша цель — не страдать телом и не смущаться душой. Естественное и необходимое желание, например, голод, следует удовлетворять, от суетных желаний нужно избавляться, т.к. они могут вызвать смятение, «беспокойство». В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (цель — удовольствия).

Целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Подлинное удовольствие не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Неверно представление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно чувственным наслаждениям и ставящих их превыше всего остального. Высшим удовольствием Эпикур считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму. Много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. «Смерти не надо бояться, — ибо пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет: поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших».

Полный отказ от социального активизма. Отдельный человек, а не общественное целое — вот отправной пункт эпикурейской этики. Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид — первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний.

Стоики. Основные представители греческие философы Зенон и Диоген. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися философами были Сенека (ок. 5 до н.э. – 65 годы н.э.), его ученик Эпиктет и император Марк Аврелий (121 – 180 гг. н.э.).

Философия стоиков — прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся и эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона.

Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца: сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Однако, в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие — вот их этический идеал. Настроение стоиков — пессимистическое: такое настроение хорошо пе­редано А. С. Пушкиным, в одном из его стихов:
«На свете счастья нет, но есть покой и воля».

Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия — значит научиться полностью, владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека.

Природа для стоика — это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему — вот одна из заповедей Сенеки.

Философия Эпикура и стоиков подготовила христианское мировоззрение.

Античные врачи-философы

Эмпедокл (V в. до н.э.). Поэмы «О природе» и «Очищение». Природа сводится к четырем элементам: земля, вода, воздух, огонь. Теория эволюционного развития органического мира.
I период развития: появление отдельных частей животных: голов, глаз и т.п.
II период — эти части, случайно сочетаясь друг с другом, порождают чудовища.
III период — появляются цельные природные существа.

Гиппократ— современник Демокрита и Эмпедокла. Их философия оказала па Гиппократа сильное влияние. Философские суждения пронизывают общемедицинскую теорию Гиппократа. Тело человека состоит из 4-х жидкостей; крови, слизи, желчи черной и желтой. (Эмпедокл: мир состоит из 4-х стихий: вода, земля, огонь, воздух). Если эти жидкости уравновешены — человек здоров. Если их гармония нарушается — человек заболевает. Сама природа пытается восстановить равновесие и устранить болезнь. В этом суть гуморальной доктрины Гиппократа. Врач обязан помочь телу человека стать здоровым. Способ лечения должен восстановить гармонию жидкостей. «Философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет тело от страданий» — эти и подобные мысли определили творчество врача-философа. Натурфилософия, умозрительное истолкование природы помогает Гиппократу рассматривать человеческий организм как единое целое, части которого находятся в совокупности и взаимном согласии и это согласие содействует деятельности каждой из них. Поэтому важнее наблюдать за ним в целом, а не только за мелкими изменениями.

Гиппократ

И.П. Павлов назвал Гиппократа гениальным наблюдателем: «Греческий гений в лице индивидуального или сборного Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты. Через две тысячи лет наука продолжает пользоваться этими открытиями». Гиппократ придавал профессии медика высокую нравственную ценность, от врача требовал абсолютной порядочности. Разработанные правила поведения врача (клятва Гиппократа) положили начало медицинской этике. Гиппократ: «Философия должна быть внедрена в медицину, ибо все свойства философии сохраняют свое значение в медицине».

Единомышленником Гиппократа был греческий врач-философ Левкипп,создатель солидарной медицинской доктрины. Эта материалистическая медицинская теория античности объясняет человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма. Способы лечения направлены на то, чтобы восстановить циркуляцию. В этой доктрине очевидно влияние атомистической теории.

Герофил (родился около 330 г. до н.э., дата смерти неизвестна) — древнегреческий врач и философ, один из основателей александрийской медицинской школы. Он первый начал вскрывать трупы, что помогло ему сделать многие открытия в понимании человеческого организма и его связи с внешним миром. Им описана анатомия многих органов.

Герофил на основе изучения вскрываемых трупов пытался доказать правоту учения Платона о «трех душах», регулирующих все функции организма. Изучая анатомию, он пытался доказать, что души действительно существуют. Если Платон произвольно поместил их в головной мозг, сердце и печень, то Герофил со всей серьезностью искал их именно там.

По его мнению, нет такой болезни, от которой нельзя найти лекарство. Герофилом написан труд по анатомии, в котором особое внимание уделено нервной системе и внутренним органам человека. В этой науке он сделал шаг вперед, установив различия между нервами и связками, проследив связь головного мозга с нервами, находящимися на периферии тела. Герофил не только изучил строение головного мозга, но и его оболочки. Он установил различия между артериями и венами, установил три стадии работы сердца, открыл двенадцатиперстную кишку. Им написаны такие труды как «О глазах», «О пульсе». Герофил высоко ценил здоровье, считая, что оно является основой благополучия человека.

 

Средневековая философия

Требования к уровню подготовки студентов:

Представления Знания Умения
Христианское вероучение. Сред­невековая философия в персонажах: А. Блаженный, Тертуллиан, Фома Аквинский. Достижения в области науки и культуры в эпоху Возрождения. История гуманизма. Философские идеи христианства требо­вали христианской морали. Основные научные и философские идеи Н. Копер­ника, Дж. Бруно. Принципы гуманизма. Правильно оценить Христианство и Возрождение как особые периоды в истории самосознания человеческого духа. Ориентироваться в профессиональной и личной жизни на идеалы христианской морали и гуманизма. Уважительно относиться к вере и убеждениям других людей.

Вопросы лекции:
1. Апологетика христианства. Филон и Сенека.
2. Учение Иисуса Христа.
3. Тертуллиан и Августин.
4. Фома Аквинский.
5. Ибн-Сина (Авиценна).
6. Основные черты философии эпохи Возрождения.
7. Философские взгляды Николая Кузанского и Джордано Бруно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.