Антиинфляционная политика государства
Основными формами реализации антиинфляционной политики являются 1) дефляционная политика 2) политика доходов.
Дефляционная политика включает меры, направленные на снижение совокупного спроса. К ним относятся следующие действия.1) Фискальные меры, предполагающие сокращение государственных расходов, увеличение прямых и косвенных налогов. 2) Денежно-кредитные меры, предусматривающие увеличение учетной ставки процента, нормы обязательных резервов, продажу государственных облигаций населению, установление предельных темпов роста денежной массы.
К позитивным последствиям применения дефляционной политики можно отнести, то, что она обеспечивает снижение инфляционного роста цен без прямого вмешательства в действие рыночного механизма. Недостатком же ее применения является значительное падение производства и занятости. Связь между уровнем инфляции и безработицы может быть представлена графически в виде кривой Филлипса (см. рис.).
На вертикальной оси графика отражаются темпы роста цен, на горизонтальной – темпы роста безработицы. С помощью кривой Филлипса создается возможность выбора оптимального варианта сочетания уровня занятости и стабильности цен для каждого конкретного периода. Если правительство, осуществляющее экономическую политику, отдает предпочтение низким ценам, то они должны понимать, что уровень безработицы будет расти.
Основными методами реализации политики доходов являются:
1) законодательное установление соотношения между приростом зарплаты и производительности труда и осуществление административного контроля за его соблюдением;
2) применение налоговых санкций на прирост зарплаты, превышающий темпы роста производительности труда;
3) блокирование цен на определенные виды товаров.
К достоинствам данной политики можно отнести то, что она позволяет ограничить негативное воздействие дефляционных мер борьбы с инфляцией. Важно также и то, что, осуществляя контроль над зарплатой и ценами, она способствует преодолению инерции инфляционных ожиданий.
Негативным моментом применения данной политики является то, что она усиливает неэффективность распределения ресурсов, т.к. фиксированные цены перестают выполнять информационную функцию.
Тема 4: Макроэкономическая политика государства. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
1. Виды макроэкономической политики государства.
2. Содержание и инструменты фискальной политики.
3. Фискальная политика и состояние государственного бюджета.
4. Проблемы эффективности фискальной политики.
Виды макроэкономической политики государства
Выделяют долгосрочную и краткосрочную макроэкономическую политику.
Долгосрочная макроэкономическая политика – это политика экономического роста. Ее цель – обеспечить долговременные условия для наибольшего экономического роста и экономического развития.
Виды долгосрочной макроэкономической политики:
1. Научно-техническая политика
- государство должно обеспечивать условия для научных исследований, финансировать научные проекты.
2. Индустриальная политика
- государство должно поддерживать отрасли, которые составляют будущее национальной экономики.
Краткосрочная макроэкономическая политика - это политика сглаживания экономических циклов (стимулирования или сдерживания экономического спроса). Ее цели:
1. Поддержка устойчивых темпов экономического роста
2. Обеспечение уровня занятости
3. Обеспечение стабильности цен
4. Внешнеэкономическая стабильность
Цели краткосрочной макроэкономической политики могут, как дополнять, так и противоречить друг другу.
Виды и инструменты краткосрочной макроэкономической политики:
1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
- налоги
- государственные закупки
- трансферты
2. Денежно-кредитная политика
- учетная ставка процента
- норма обязательного резервирования
- операции на открытом рынке
3. Внешнеэкономическая политика
- импортные, экспортные пошлины
- валютный курс
4. Политика доходов
- замораживание заработной платы
-блокирование цен
Содержание и инструменты фискальной политики
Фискальная политика – это политика воздействия на состояние национального рынка посредством манипулирования государственным бюджетом.
Государственный бюджет – денежный фонд, который находится в распоряжении у государства и используется для финансирования тех функций, которые выполняет государство в экономике.
Государственный бюджет выступает в виде баланса государственных доходов и расходов.
1. доходы = расходы (бюджет сбалансирован, нулевое сальдо);
2. доходы < расходы (дефицит государственного бюджета, отрицательное сальдо);
3. доходы > расходы (профицит государственного бюджета, положительное сальдо).
Инструменты фискальной политики
1) налоги;
2) государственные закупки товаров и услуг;
3) трансферты.
Государственные закупки – часть государственных расходов, которые непосредственно включаются в величину совокупного спроса (AD). Государственные закупки автономны, они не зависят от величины национального дохода (как и трансферты), они зависят от государственных программ.
Графически рост государственных закупок сдвигает вверх кривую совокупного спроса на величину , в результате при прежнем уровне выпуска мы наблюдаем избыточный спрос, что ведет к росту выпуска (рисунок 23).
Государственные расходы (как любые автономные расходы) вызывают эффект мультипликатора.
Мультипликатор государственных расходов – числовой коэффициент, показывающий зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов.
Если происходит приращение общей суммы государственных расходов, то доход и выпуск продукции будут увеличиваться на сумму, которая в k раз превосходит увеличение государственных расходов:
ΔY = ΔG * kG,
где ΔY – равновесный ВВП;
ΔG – изменение государственных расходов;
kG – мультипликатор государственных расходов.
Основой мультипликатора служит предельная склонность к потреблению.
kG = 1 / (1-MPC) = 1 / MPS.
Увеличение государственных расходов – это рост совокупного спроса, следовательно, рост ВНП. Данный рост может сопровождаться дефицитом государственного бюджета.
Если государственные расходы снижаются, то это приведет к снижению ВНП на соответствующую величину.
Трансферты рассматриваются как отрицательные налоги. Их воздействие на экономику аналогично воздействию налогов, но с отрицательным знаком.
Налоги – принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег.
Основные функции налогов:
1) фискальная – сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства;
2) социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними;
3) регулирующая – влияние на воспроизводство, стимулирование или сдерживание его темпов, усиление или ослабление накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса посредством применения налогов.
Выделяют прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги – налоги на доходы от факторов производства и имущества. К ним относятся: личный подоходный налог, налог на прибыль, на имущество, на наследство, налог с владельцев транспортных средств и другие.
Косвенные налоги – налоги на товары, услуги и виды деятельности. К ним относятся: НДС, акцизный налог, таможенные пошлины.
В макроэкономике выделяют также автономные и подоходные налоги.
Автономные налоги не зависят от величины дохода – фиксированная сумма (земельный, дорожный и другие налоги).
Подоходные налоги – налоги, которые зависят от величины дохода.
Налоги классифицируются и по величине налоговых ставок.
Основные виды:
1) с твердой ставкой – определяются в абсолютной величине на единицу обложения;
2) пропорциональные – ставка одинакова для всех облагаемых сумм;
3) прогрессивные – средняя ставка повышается по мере роста облагаемой суммы;
4) регрессивные – средняя ставка уменьшается по мере роста облагаемой суммы.
Функция налогов имеет вид:
Т = Т' + tУ, где
Т' - автономные налоги;
t – средняя ставка налога;
У – национальный доход.
При изменении величины налогов будет изменяться и величина ВНП.
Увеличение налогов повлечет за собой:
- снижение располагаемого дохода;
- снижение потребительских расходов;
- снижение совокупных расходов;
- снижение совокупного спроса;
- падение национального производства.
Уменьшение налогов повлечет за собой:
- увеличение располагаемого дохода;
- увеличение потребительских расходов;
- увеличение совокупных расходов;
- увеличение совокупного спроса;
- увеличение национального производства.
Числовой коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода и выпуска продукции от изменения налогов называется налоговым мультипликатором.
ΔY = ΔТ * kТ,
где ΔY – равновесный ВВП;
ΔТ – изменение налогов;
kТ – налоговый мультипликатор.
Механизм налоговой мультипликации связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:
Основой является предельная склонность к потреблению.
kТ = – MPC / (1–MPC).
Выделяют стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
Стимулирующая фискальная политика направлена на стимулирование AD и рост объемов производства в экономике. Включает: снижение налогов; увеличение государственных закупок; увеличение трансфертов. Политика снижения налогов может привести не только к росту экономического потенциала, но и стать причиной дефицита государственного бюджета.
Сдерживающая фискальная политика направлена на сокращение AD и объемов производства в экономике. Включает: повышение налогов; сокращение государственных закупок; снижение трансфертов. Эти меры в краткосрочной перспективе позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой механизма стагфляции. В результате такой политики может возникнуть профицит бюджета.
Различают также автоматическую (пассивную) и дискреционную (активную) фискальную политику.
1. Автоматическая политика основана на встроенных стабилизаторах – это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых, стимулирует или сдерживает экономику. К ним относятся: подоходные налоги (и другие налоги на доходы); косвенные налоги (НДС); пособие по безработице, по бедности. В период спада налоги минимальные, а пособия максимальные, что стимулирует совокупный спрос (AD), и наоборот.
2. Дискреционная политика представляет собой законодательное изменение правительством величины государственных расходов, трансфертов, налогов с целью стабилизации экономики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|