Сделай Сам Свою Работу на 5

Философская мысль эпохи возрождения





Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии..

Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.



Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность.Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром.Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.Этическое учение Д. Бруно направлено против средневекового аскетизма и ханжества. Мыслитель стал провозвестником новых нравов, входящих в европейскую жизнь, с формированием в ней буржуазного образа жизни.

Диалектика как учение об универсальных связях и развитии.



Диалектика как система взглядов на мир существует столько же времени, сколько существует философия (примерно 3 тыс. лет). Сегодня можно выделить три основные формы:

1. стихийная диалектика Античности

2. диалектика немецкой классической философии Канта и Гегеля

3. материалистическая диалектика Маркса, Энгельса и Ленина

Материалистическая диалектика имеет три аспекта:

1. диалектика – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления

2. диалектика – это мировоззрение, то есть диалектический взгляд на мир

3. диалектика – это метод теоретической и практической деятельности.

Принцип развития-Все в мире находится в постоянном изменении и развитии. Принцип – это то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний.

Принцип связи – предполагает взаимодействие как минимум двух предметов. Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Связи в материальном мире многообразны. К основным формам связи относят: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, и т.д. Связь – это не предмет, не субстанция. Она не существует сама по себе, вне того, что связано.

Основные принципы теории Джона Локка Беркли и Юма

Джон Локк

· Главный труд Д.Локка «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал почти 20 лет

· Локк выступил против идеалистического учения о нематериальном происхождении и сущности души и разума человека.

· Локк выступил и против признания врожденных «практических принципов», нравственных правил.



· Человек предоставленный только естественному воздействию, не знает и не может знать бога. Человек по природе своей - атеист.

· Локк различает два вида опыта, два источника знаний: внешний, состоящий из совокупности ощущений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью.

· Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры – знание

· По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы.Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате самодеятельности ума.

· Разум создает сложные идеи. Задача человека – знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно.

· Локк выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение;высший вид - интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

· Самый достоверный род познания, по Локку,- интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание.

 

Беркли

· Субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает "идеи" и "души".

· Идеи - это качества, данные в нашем субъективном восприятии.

· Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности.

· По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив души, в отличие от идей активны.

· "Идея" является центральным понятием всего учения Беркли.

· Материальная субстанция, уверяет Беркли, не только непознаваема, но и нереальна.

· он отрицает существование объективного мира - существование одного человека, для которого мир существует только тогда, когда он его воспринимает.

· Беркли лишь существование такого понятия, как материя в философском понимании. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другой человек.

· Беркли, с одной стороны утверждает, что вещи, или идеи, по его терминологии, не существуют, с другой, что они продолжают существовать в нашей мысли, потому что они воспринимаются богом.

· Свою религиозную позицию Беркли проводил в области естественнонаучных идей.

Давид Юм

· Юм видел источник нашего знания во впечатлениях, т.е. присоединялся к линии английского сенсуализма. Но в то же время он очень уважительно относился к Лейбницу, книги которого внимательно читал. Отсюда вытекает его классификация знания:

o демонстративное знание, т.е. абсолютно необходимое. Сюда входит математика, в которой невозможны ложные суждения, т.к они содержат в себе противоречие.

o знание о фактах. В этой области ложное суждение незаметно, т.к оно может не содержать в себе логического противоречия.

 

 

· скептицизм Юма, аргументы которого таковы:

o демонстративное заключение - это такое суждение, противоположное которому противоречиво;

o все, что мыслится отчетливо, не содержит противоречия, я значит, возможно;

o все существующее можно признать несуществующим, т.к противоположные суждения не содержат противоречий.

o Таким образом, никакое существование не может быть демонстративно доказано.

 

· С одной стороны, Юм отрицал объективную связь между явлениями. С другой стороны, он верил в предустановленную гармонию. Именно эта гармония (т.е. Бог) обеспечивает объективность результатов нашей деятельности.

· Важным результатом Юма было утверждение, что путем рассуждений можно доказать все, что угодно, но только действие выводит из "скептического сна.

Теория познания Канта

Основные положения идеи теории познания.

· Главная работа “критика чистого разума”. Главной целью данной работы является исследование законов человеческого разума , Кант обосновывает, что познание является главным видом человеческой деятельности

· Познание связано с освоением всего человеческого опыта конкретным человеком.

· С познанием связана возможность отождествления или совпадения каждого отдельного человека со всем человечеством и в этом заключается потенциал человека и его безграничные возможности.

· Формирование личности связано с познанием, т.е. личность формируется в процессе освоения человеческого опыта.

· Кант ставит вопрос о диалектике познания, говоря о двух понятиях: субъект и объект познания, эти понятия составляют диалектическую противоположность, противоречие познания.

· структура субъекта познания. Здесь выделяются два уровня: 1) Психологический уровень познания. Здесь имеется в виду качество органов чувств и соответствующие задачи (чувствительность, любознательность и т.д.). 2) Доопытный уровень, врожденный (трансцендентный). Это уровень, в котором существуют такие задатки как чувство пространства и времени, чувство дома и т.п.

· Одним из важнейших вопросов теории являются такие как вопрос о ступенях, этапах познания, о критериях познания. Познание состоит из 3-х этапов: - этап чувственного познания; - этап рассудка, умственной деятельности; - разум. Критерием познания является практика, связанная с преобразованием человеческого разума. Высший критерий познания – этап преобразования человеческого разума.

Этические взгляды Канта

Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль, нравственность. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени.

· По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Действительно, моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.

· Мораль, как считает Кант, нельзя рассматривать лишь как способ достижения какого-то результата.

· Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек должен сам осознавать необходимость (долженствование) определенных действий и сам понуждать себя к этому.

· В этике Кант развивает учение об автономии морали: утверждая свободу, человек выступает творцом собственного нравственного мира, он сам себе предписывает закон действий.

· Принцип “уважения к моральному закону” является сердцевиной кантовской этики, поскольку в нем открывается измерение гуманного поведения. Только личность, согласно Канту, может выражать это уважение

· От религии мораль отличается существенно; конечно, Бог - это гарантия совпадения счастья и долга (в мире ином), но для Канта важно то, что нравственное чувство совершенно автономно, рождается не из веры, а само по себе.

· Мораль указывает на внутреннюю абсолютную человеческую само ценность; она выходит за границы познавательного отношения, не включается в компетенцию теоретического разума.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.