Сделай Сам Свою Работу на 5

Платон – объективный идеализм. Теория идей





Философия, ее роль в жизни человека и общеста. Предмет философии ,ее основные функции.

Философия - наука о всеобщ. закономерностях, к-м подчинены как бытие, т.е. природа и общ-во, так и мышление человека, процесс познания. Основным вопросом Философии является отношение мышления к бытию, сознания к материи. Обратившись к философии и родственным ей областям знания, можно значительно расширить свой интеллектуальный горизонт и достичь иных, более глубоких уровней самопо­знания. В этом и заключается назначение философии. Философы во все времена и эпохи бра­ли на себя функцию прояснения проблем бытия челове­ка, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Философия ста­вит своей целью познание истины, то есть первоначала, вечного и неизменного бытия. Важнейшей в философии становится проблема «единого и многого»: существует ли нечто, устойчивое и неизменное, сто­ящее за множеством отдельных изменчивых вещей. Это про­блема первоначала, первопричины, которая все порождает и всем управляет, в том числе и человеческой жизнью. Философия определяется и как наука, и как учение, и форма общественного сознания, и как мировоззрение, способ постижения мира.



Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1.Проблемы устройства мира, бытия, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.

2.Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы.

3.Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей.

4.Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естес­твенное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности

5.Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.



 

 

Основные функции философии

1. Мировоззренческая-связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрений- системе общих представлений о мире и человке.

2. Познавательная-связана с познанием мира и человека.

3. Методологическая-связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.

4. Логическая-связана с осмыслнием и формированием общих законов рационального мышления.

5. Ценностная-связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.

6. Гуманистическая-связана с обоснованием значимости человеческой личности, ее достоинств ,прав и свобод.

7. Эвристическая-Проникновение интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания.

8. Эстетическая-изучение законов красоты и ее восприятие человеческим сознанием.

9. Практическая-выработка смысла,целей,правил принципов.

10. Культурно - транслирующая- обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений культуры человечества.

 

Космоцентрический характер древнегреческой флософии.Эапы развития античной философии.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить че­тыре основных этапа:

1.от формирования собственно греческого философского мышления до пере­лома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.

 

2.приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.



 

3.конец IV - II вв. до нашей эры - в подав­ляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направ­лений и школ.

 

4.I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии. Произведения досократовских философов сохранились только во фраг­ментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более позд­них античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Ла­эртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», а также трудах Платона, Плутарха, Секста Эмпирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В частности, Платон «цитирует» весьма вольно и часто придает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые, по меньшей мере, не совпадает с тем, что пишут другие авторы.

 

Первый этап, который часто называют досократовским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм . Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой.

Проблемы человека в философии Сократа . «Познай самого себя»

Сократ (469-399). Из Афин не выезжал. Был гоплитом (тяжеловооруженным воином). Был в совете во время 30-ти тиранов. Потом ушел и вел вольный образ жизни. Письменность обрекает не на мысль, а на собирание фактов. Философию переводит на изучение человека. «Познай самого себя» .Чем меньше человеку нужно, тем он ближе к богам. «Сократ умнее других, т.к. знает, что ничего не знает.» Знает все лишь Бог .Философия – искусство умирать. Истина и нравственность существуют объективно, независимо от человека .Познавать объективную истину невозможно через природу. Самопознание. Если истина существует, то существуют и законы мышления.. Если бы люди знали истину, они стали бы творить только добро. Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания – природных, людских и божественных явлений и отношений – в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком».

Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».

 

Платон – объективный идеализм. Теория идей

Истина существует. Люди могут друг с другом спорить, есть математика, значит есть истина.

Истина существует объективно, принадлежит другому миру – и в человеке, и вне его.

Каждый предмет имеет нематериальную сущность – идею.

Идея – умопостигаемая сущность предмета. Предмет познаваем, т.к. идея вне нас.

Души до рождения обитали в мире идей и видели их, потом забыли.

Материя без идеи – небытие. Идея – причина существования предмета, цель развития, идеал.

Мир идей – божественный.

Бытие чувственной вещи – не знание, а мнение.

Взял у Сократа:

1. Знание должно быть выражено в понятиях

2. Познание вещей возможно, когда они причастны чему-нибудь одному

3. У всех людей одна способность познания истины

«Федон». Все телесное из частей, подвержено изменению, идея вечна, неизменна, истинна.

Идеи с материей – множественность вещей. Идея бытия дает существование остальным, причастна идее блага. Идея блага превосходит бытие и истину.

Миф о пещере с узниками, прикованными к стене и видящими тени.

«Парменид». «Есть ли идея стихий?», «Есть ли идея грязи и сора?» - «Нет». «Идея великого должна быть причастна идее великости и далее в бесконечность».

«Софист» «Заблуждение – знание о небытии». «Все в мире причастно 5 идеям: бытия, покоя, движения, тождественного и иного»

В конце концов все причастно идее блага… зло в мире, потому что человек не знает идею добра, направляет познавательные способности на мир мнимый, мир вещей.

Но проблема зла Платона не в человеке, а в мире, в теле – корень многих ересей.

Платон вводит в мир идей. Всё разумное в человеке — душа. Её отличительный признак — мышление. До того, как попасть в тело, душа находилась в мире идей, где есть только идеи об объектах. При переходе в тело душа всё забывает, а потом начинает вспоминать, по мере встречи объектов на своём пути.

Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи:

1.есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли.

2.Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее

3.В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду

 

 

Философский идеализм говорит о том, что сознание есть не только у человека, а вернее, человеческое сознание - это маленькая часть мирового Сознания .Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Чрезвычайно важно понять сразу, что идеализм Платона не субъективный, а объективный и что, как таковой, он противостоит всякому субъективизму. Для объективного идеалиста в основе всех явлений лежат сущности, бестелесные по своей природе, но существующие объективно, независимо от субъекта. Поскольку они бестелесны, учение это - идеализм. Поскольку они существуют объективно, это объективный идеализм. Идеалистическая философия говорит о том, что человеческое мышление, или разум - это малая частица мирового Сознания, которая является как бы «Божьей искрой», находящейся в любом человеке. Поэтому познание мира, представляющего собой бесконечное Сознание. Особенность объективного идеализма Платона в том, что он одновременно стремится и к самому крайнему, идеалистическому пониманию космоса и идеального мира и - в своей глубоко античной, свойственной древнему греку интуиции космоса - стремится «понимать идеальный мир максимально реально»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.