Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 9. Личность как деятельный субъект





Социально-культурная обусловленность поведения личности. Типы социального поведения. Конформизм и нонконформизм: сущность, причины и условия возникновения. Социальная активность личности; механизмы ее формирования. Понятие ценностной ориентации личности, ее роль в регуляции поведения личности. Концепция диспозиционной регуляции поведения. Инновационное поведение.

Тема 10. Социальный контроль и девиация

Девиантное поведение, виды социальных отклонений, их причины. Аномия как социальное явление. Творчество как форма положительного девиантного поведения.

Понятие социального контроля. Его форма, функции и структура. Механизмы социального контроля. Саморегуляция личности.

Тема 11. Социальные изменения

Понятие и основные парадигмы социальных изменений. Социологические теории социальных изменений. Социальные изменения и социальное развитие, критерии социального развития. Концепция социального прогресса. Современ-ное общество: исторические границы, экономические и социально-культурные основы, характерные черты, стадии развития. Будущее общество в моделях социологии. Понятие глобализации, ее всесторонний характер. Мировая система и процессы глобализации. Противоречия и основные сценарии глобализации.



Место России в мировом сообществе. Особенности современного этапа развития России. Направленность и содержание преобразовательных процессов в российском обществе. Проблемы развития России в контексте теории модернизации: модели и противоречия модернизации, условия успеха модернизации российского общества.

Тема 12. Методология социологического исследования

Место конкретных социологических исследований в структуре социологического знания. Организация и программа социологического исследования. Основные теоретические процедуры и исследовательские стратегии. Выборка в социологическом исследовании. Основные понятия выборочного метода и способы формирования выборочной совокупности. Методы сбора социальной информации: массовый опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент. Анкетирование как разновидность массового опроса. Структура анкеты. Основные типы задаваемых вопросов и способы проверки качества анкеты. Особенности поведения респондентов. Ошибки анкетирования. Обработка и анализ социологической информации. Обобщение и представление результатов конкретного социологического исследования.



 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Дайте определение социологии.
  2. Когда появилась социология как самостоятельная наука?
  3. Кто из мыслителей первым стал использовать термин “социология” для обозначения проекта несуществующей науки?
  4. Какие понятия введены в социологию Г. Спенсером?
  5. Какой видели будущую социологию ее “отцы-основатели”? Чем, с их точки зрения, она должна отличаться от других форм социального знания?
  6. Как менялись в истории науки представления о научности и ее крите-риях, и каковы в соответствии с этим основные этапы развития социологии?
  7. Покажите различия в концепциях социологического реализма и социологического номинализма. Распределите следующие социологические теории в соответствии с данными принципами: социология О.Конта, социология Г.Спенсера, социология М.Вебера, социология Э.Дюркгейма.
  8. Какова структура социологии? Кто ввел в социологию понятие “теории среднего радиуса действия”?
  9. Охарактеризуйте функции социологии.
  10. Назовите крупнейших социологов XIX – первой половины XX века.
  11. Укажите основное направление русской дореволюционной социо-логии и ее особенности.
  12. Назовите автора следующего высказывания: “…Социальные факты должны рассматриваться как вещи”.
  13. Назовите автора следующего высказывания: “Целерационально действует тот, кто ориентирует свое действие в соответствии с целью, средством и побочными последствиями и при этом рационально взвешивает как средства по отношению к цели, как цели по отношению к побочным следствиям, так, наконец, и различные возможные цели по отношению друг к другу”.
  14. Какие из перечисленных ниже теорий относятся к теориям макро-уровня, а какие к микротеориям: структурно-функциональная школа, этномето-дология, теория обмена, марксистская теория, символический интеракционализм?
  15. Дайте определения следующих понятий: “социальная общность”, “социальный институт”, “социальная организация”, “социальная группа”.
  16. Охарактеризуйте основные типологии общества: “гемайншафт” и “гезельшафт” (Ф.Тённис), традиционное и индустриальное общество (М.Вебер), механическая и органическая солидарность (Э.Дюркгейм), индустриальное и постиндустриальное общество (Д.Белл).
  17. Раскройте сущность понятия “общества” в социологии.
  18. Какие типы современных обществ Вам известны?
  19. Дайте определения понятий “гражданское общество” и “открытое общество”.
  20. Что такое “социальная стратификация” и “социальная мобильность”?
  21. Какие формы социальной стратификации и социальной мобиль-ности выделяет П. Сорокин? (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 295-424).
  22. “Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации”. Кому из социологов принадлежит данное определение социальной стратификации?
  23. Какие основания социального неравенства выделяют К. Маркс и М. Вебер?
  24. Какие классы представляют собой социальную стратификацию современного западного общества?
  25. Изложите основные идеи Э. Гидденса о структуре современного общества (Гидденс Э. Социология. М.,1999. Ч. III. Гл. 7).
  26. Дайте определения класса, страты, касты, сословия. В чем разница между ними?
  27. Что такое средний класс? Какова его роль в обществе?
  28. Какое место занимает средний класс в социальной структуре современного российского общества?
  29. Всегда ли общество “социально мобильно”?
  30. Конформизм и нонконформизм – что это такое и какова природа этих социальных явлений?
  31. Что такое “статус”? Покажите разницу между “социальным” и “личным” статусом.
  32. Дайте определение понятия “социальная роль”.
  33. Дайте определения понятий “социальное взаимодействие” и “социальный контроль”.
  34. Что такое аномия и девиация?
  35. Кто из социологов стал первым изучать такое социальное явление как аномия? Какое дальнейшее развитие получила теория аномии?
  36. Изложите основные подходы к пониманию девиантного поведения.
  37. Раскройте смысл понятия “социальные изменения” и охаракте-ризуйте основные парадигмы социальных изменений.
  38. Каковы основные сценарии глобализации?
  39. В чем суть теории модернизации? Каковы возможности развития России в контексте теории модернизации?
  40. Что такое социологическое исследование?
  41. Любой ли массовый опрос может быть назван социологическим ис-следованием? Обоснуйте свой ответ.
  42. Дайте эмпирическую интерпретацию следующим понятиям: “рейтинг СМИ”, “имидж фирмы”, “престиж профессии”, “стабильность семьи”.
  43. Какие существуют типы социологических вопросов?
  44. Какие ошибки содержатся в следующих вопросах?

а) Насколько регулярно Вы читаете прессу?



    1. Ежедневно
    2. Несистематически
    3. От случая к случаю
    4. Не читаю, нет времени

б) Какие нормы поведения Вам случалось нарушать?

    1. Религиозные заповеди
    2. Стандарты традиций
    3. Формулы этикета
    4. Правила порядочности
    5. Основные каноны морали
    6. Статьи закона
    7. Положения уставов
    8. Принципы человечности, гуманизма

 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Основная литература

  1. Бабосов Е.М. Общая социология: Уч. пос. для вузов. Минск, 2002.
  2. Зборовский Г.Е.Общая социология: Уч. М., 2004.
  3. Комаров М.С. Социология: Уч. пос. для вузов. М., 2003.
  4. Кравченко А.И. Общая социология: Уч. СПб., 2005.
  5. Общая социология: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2002.
  6. Социология: Основы общей теории: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Ю.Мягкова. М., 2006.
  7. Фролов С.С. Социология: Уч. М.: Гардарики, 2002.

Дополнительная литература

  1. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
  2. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: Уч. пос. для вузов. Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Комаров М.С. Введение в социологию: Уч. для вузов. М., 1994.
  4. Маркович Д.Ж. Общая социология: Уч. для вузов. М., 1998.
  5. Основы прикладной социологии: Уч. для вузов / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996.
  6. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994.
  7. Социология: Курс лекций. Уч. пос. для вузов / Ю.Г.Волков, В.Н.Нечи-пуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин. М., Ростов-на-Дону, 1999.
  8. Социология: Уч. для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2002.
  9. Социология: Хрестоматия / Сост. О.Н. Козлова и др. Самара, 1993.
  10. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс. М., 1998.
  11. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Уч. пос. М., 2003.
  12. Харчева В.Г. Основы социологии: Уч. М.,1997.
  13. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.
  14. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.