|
Тема 9. Личность как деятельный субъект
Социально-культурная обусловленность поведения личности. Типы социального поведения. Конформизм и нонконформизм: сущность, причины и условия возникновения. Социальная активность личности; механизмы ее формирования. Понятие ценностной ориентации личности, ее роль в регуляции поведения личности. Концепция диспозиционной регуляции поведения. Инновационное поведение.
Тема 10. Социальный контроль и девиация
Девиантное поведение, виды социальных отклонений, их причины. Аномия как социальное явление. Творчество как форма положительного девиантного поведения.
Понятие социального контроля. Его форма, функции и структура. Механизмы социального контроля. Саморегуляция личности.
Тема 11. Социальные изменения
Понятие и основные парадигмы социальных изменений. Социологические теории социальных изменений. Социальные изменения и социальное развитие, критерии социального развития. Концепция социального прогресса. Современ-ное общество: исторические границы, экономические и социально-культурные основы, характерные черты, стадии развития. Будущее общество в моделях социологии. Понятие глобализации, ее всесторонний характер. Мировая система и процессы глобализации. Противоречия и основные сценарии глобализации.
Место России в мировом сообществе. Особенности современного этапа развития России. Направленность и содержание преобразовательных процессов в российском обществе. Проблемы развития России в контексте теории модернизации: модели и противоречия модернизации, условия успеха модернизации российского общества.
Тема 12. Методология социологического исследования
Место конкретных социологических исследований в структуре социологического знания. Организация и программа социологического исследования. Основные теоретические процедуры и исследовательские стратегии. Выборка в социологическом исследовании. Основные понятия выборочного метода и способы формирования выборочной совокупности. Методы сбора социальной информации: массовый опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент. Анкетирование как разновидность массового опроса. Структура анкеты. Основные типы задаваемых вопросов и способы проверки качества анкеты. Особенности поведения респондентов. Ошибки анкетирования. Обработка и анализ социологической информации. Обобщение и представление результатов конкретного социологического исследования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Дайте определение социологии.
- Когда появилась социология как самостоятельная наука?
- Кто из мыслителей первым стал использовать термин “социология” для обозначения проекта несуществующей науки?
- Какие понятия введены в социологию Г. Спенсером?
- Какой видели будущую социологию ее “отцы-основатели”? Чем, с их точки зрения, она должна отличаться от других форм социального знания?
- Как менялись в истории науки представления о научности и ее крите-риях, и каковы в соответствии с этим основные этапы развития социологии?
- Покажите различия в концепциях социологического реализма и социологического номинализма. Распределите следующие социологические теории в соответствии с данными принципами: социология О.Конта, социология Г.Спенсера, социология М.Вебера, социология Э.Дюркгейма.
- Какова структура социологии? Кто ввел в социологию понятие “теории среднего радиуса действия”?
- Охарактеризуйте функции социологии.
- Назовите крупнейших социологов XIX – первой половины XX века.
- Укажите основное направление русской дореволюционной социо-логии и ее особенности.
- Назовите автора следующего высказывания: “…Социальные факты должны рассматриваться как вещи”.
- Назовите автора следующего высказывания: “Целерационально действует тот, кто ориентирует свое действие в соответствии с целью, средством и побочными последствиями и при этом рационально взвешивает как средства по отношению к цели, как цели по отношению к побочным следствиям, так, наконец, и различные возможные цели по отношению друг к другу”.
- Какие из перечисленных ниже теорий относятся к теориям макро-уровня, а какие к микротеориям: структурно-функциональная школа, этномето-дология, теория обмена, марксистская теория, символический интеракционализм?
- Дайте определения следующих понятий: “социальная общность”, “социальный институт”, “социальная организация”, “социальная группа”.
- Охарактеризуйте основные типологии общества: “гемайншафт” и “гезельшафт” (Ф.Тённис), традиционное и индустриальное общество (М.Вебер), механическая и органическая солидарность (Э.Дюркгейм), индустриальное и постиндустриальное общество (Д.Белл).
- Раскройте сущность понятия “общества” в социологии.
- Какие типы современных обществ Вам известны?
- Дайте определения понятий “гражданское общество” и “открытое общество”.
- Что такое “социальная стратификация” и “социальная мобильность”?
- Какие формы социальной стратификации и социальной мобиль-ности выделяет П. Сорокин? (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 295-424).
- “Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации”. Кому из социологов принадлежит данное определение социальной стратификации?
- Какие основания социального неравенства выделяют К. Маркс и М. Вебер?
- Какие классы представляют собой социальную стратификацию современного западного общества?
- Изложите основные идеи Э. Гидденса о структуре современного общества (Гидденс Э. Социология. М.,1999. Ч. III. Гл. 7).
- Дайте определения класса, страты, касты, сословия. В чем разница между ними?
- Что такое средний класс? Какова его роль в обществе?
- Какое место занимает средний класс в социальной структуре современного российского общества?
- Всегда ли общество “социально мобильно”?
- Конформизм и нонконформизм – что это такое и какова природа этих социальных явлений?
- Что такое “статус”? Покажите разницу между “социальным” и “личным” статусом.
- Дайте определение понятия “социальная роль”.
- Дайте определения понятий “социальное взаимодействие” и “социальный контроль”.
- Что такое аномия и девиация?
- Кто из социологов стал первым изучать такое социальное явление как аномия? Какое дальнейшее развитие получила теория аномии?
- Изложите основные подходы к пониманию девиантного поведения.
- Раскройте смысл понятия “социальные изменения” и охаракте-ризуйте основные парадигмы социальных изменений.
- Каковы основные сценарии глобализации?
- В чем суть теории модернизации? Каковы возможности развития России в контексте теории модернизации?
- Что такое социологическое исследование?
- Любой ли массовый опрос может быть назван социологическим ис-следованием? Обоснуйте свой ответ.
- Дайте эмпирическую интерпретацию следующим понятиям: “рейтинг СМИ”, “имидж фирмы”, “престиж профессии”, “стабильность семьи”.
- Какие существуют типы социологических вопросов?
- Какие ошибки содержатся в следующих вопросах?
а) Насколько регулярно Вы читаете прессу?
- Ежедневно
- Несистематически
- От случая к случаю
- Не читаю, нет времени
б) Какие нормы поведения Вам случалось нарушать?
- Религиозные заповеди
- Стандарты традиций
- Формулы этикета
- Правила порядочности
- Основные каноны морали
- Статьи закона
- Положения уставов
- Принципы человечности, гуманизма
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Основная литература
- Бабосов Е.М. Общая социология: Уч. пос. для вузов. Минск, 2002.
- Зборовский Г.Е.Общая социология: Уч. М., 2004.
- Комаров М.С. Социология: Уч. пос. для вузов. М., 2003.
- Кравченко А.И. Общая социология: Уч. СПб., 2005.
- Общая социология: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2002.
- Социология: Основы общей теории: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Ю.Мягкова. М., 2006.
- Фролов С.С. Социология: Уч. М.: Гардарики, 2002.
Дополнительная литература
- Гидденс Э. Социология. М., 1999.
- Капитонов Э.А. Социология ХХ века: Уч. пос. для вузов. Ростов-на-Дону, 1996.
- Комаров М.С. Введение в социологию: Уч. для вузов. М., 1994.
- Маркович Д.Ж. Общая социология: Уч. для вузов. М., 1998.
- Основы прикладной социологии: Уч. для вузов / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996.
- Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994.
- Социология: Курс лекций. Уч. пос. для вузов / Ю.Г.Волков, В.Н.Нечи-пуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин. М., Ростов-на-Дону, 1999.
- Социология: Уч. для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2002.
- Социология: Хрестоматия / Сост. О.Н. Козлова и др. Самара, 1993.
- Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс. М., 1998.
- Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Уч. пос. М., 2003.
- Харчева В.Г. Основы социологии: Уч. М.,1997.
- Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|