Тема 8. Личность как социальный тип
СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
Нижний Новгород
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО НГЛУ
Социология: Учебно-методический комплекс /Сост. Н.Н. Васина, М.В. Федорова, И.И. Снегарев.-Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2008. - 20 с.
Учебно-методические материалы по курсу “Социология” предназначены для студентов II и III курсов очной формы обучения и включают цели и задачи курса, тематический план, программное содержание, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания, перечень основной и дополнительной литературы по курсу, а также вопросы к зачету (экзамену).
Составители:
Н.Н. Васина, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ;
М.В. Федорова, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ;
И.И. Снегарев, ст. преподаватель кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ
Ответственный за выпуск Е.П. Савруцкая, докт. филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии и теории социальной коммуникации НГЛУ
Рецензент О.Л. Краева, докт. филос. наук, профессор кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ
© Издательство ГОУ ВПО НГЛУ, 2008.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
- Изложить основные социологические теории, определить общее и различия в теоретических подходах к пониманию природы общества и социальных закономерностей общественной жизни.
- Рассмотреть основные типы социальных систем, их место и роль в социальной интеграции и развитии общества.
- Раскрыть механизмы социальной детерминации поведения человека, социальные причины девиации и активности человека.
- Проанализировать сущность социальных процессов и основные тенденции социальных изменений в современном мире.
- Сформировать навыки социологического анализа, помогающего понимать социальные процессы и определять свою роль в их дальнейшей трансформации.
- Ознакомить студентов с основами конкретного социологического исследования, научить пользоваться его методологией и техникой в организации и проведении массовых опросов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Тема
| Всего
часов
| Из них
| Ауд.
| В том числе
| С/р
| раб.
| Лекц.
| Сем.
|
| 1.
| Социология как наука
|
|
|
|
|
| 2.
| История становления и развития социологии
|
|
|
|
|
| 3.
| Общество как социокультурная система
|
|
|
|
|
| 4.
| Культура как регулятор социального взаимодействия и социальных отношений
|
|
|
|
|
| 5.
| Социальные институты. Социальные организации
|
|
|
|
|
| 6.
| Социальные общности и социальные группы
|
|
|
|
|
| 7.
| Социальная стратификация и социальная мобильность
|
|
|
|
|
| 8.
| Личность как социальный тип
|
|
|
|
|
| 9.
| Личность как деятельный субъект
|
|
|
|
|
| 10.
| Социальный контроль и девиация
|
|
|
|
|
| 11.
| Социальные изменения
|
|
|
|
|
| 12.
| Методология социологического исследования
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Социология как наука
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социально-исторические условия возникновения социологии. Социо-логический проект О.Конта. Социологические идеи Г. Спенсера.
Объект и предмет социологии. Специфика социологического подхода к изучению социальных явлений. Научная методология в контексте социологи-ческого знания. Критерии научности в социологии, трудности в их определении. Соотношение научности и объективности. Проблема обоснования научного статуса социологии.
Место социологии в структуре социогуманитарного знания: социология и философия, социология и история, социология и психология, социология и политология, социология и экономическая наука.
Структура социологического знания: методы, уровни и функции социоло-гического знания, типы социологических теорий. Роль социологии в обществе.
Тема 2. История становления и развития социологии
Классический этап развития социологии: особенности, направления представители. Неклассическая социология: основные проблемы, особенности, школы, представители. Западноевропейская и американская традиции в развитии социологии. Современные социологические теории.
Русская социологическая мысль, ее место в развитии социологии.
Современное состояние социологии в России.
Тема 3. Общество как социокультурная система
Специфика общественной жизни, понятие социального. Социокуль-турный подход к пониманию общества, его основные принципы. Сущность социального взаимодействия, его содержание и роль в интеграции общественных явлений. Социальное действие и взаимодействие как базовые компоненты социокультурной системы. Виды и функции социального действия. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Роль культуры в интеграции общества. Понятия статуса и роли. Социальная система и ее структура. Типы социальных систем. Социальная система и система культуры как две взаимосвязанные стороны общественной жизни. Социокультурный анализ российского общества.
Тема 4. Культура как регулятор социального взаимодействия и социальных отношений
Понятие культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Функции культуры. Структура культуры: ее основные элементы. Культура как ценностно-нормативное образование. Роль ценностей в общественной жизни. Виды и уровни ценностей культуры.Нормативная регуляцияповедения. Социальная норма, ее природа и признаки. Институционализи-рованный и неинституционализированный уровни регуляции поведения, особенности действия неинституционализированных социальных норм. Особая роль языка в системе культуры. Средства массовой информации в современном обществе, специфика их социокультурных функций. Культуры и субкультуры в обществе. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Многообразие культур; этноцентризм и культурный релятивизм. Проблема глобализации современной культуры.
Тема 5. Социальные институты. Социальные организации
Понятие, структура, функции социальных институтов. Разновидности социальных институтов, их взаимосвязь. Гражданское общество и его основные институты. Общественное мнение в структуре гражданского общества.
Роль организации в современном обществе. Понятие и структура организации. Формальная организация, ее качества как ресурса эффективности. Структура формальной организации и ее функционирование. Границы эффективности формализации. Формальная и неформальная организации. Причины и условия возникновения неформальной структуры. Типология организаций. Феномен бюрократии в современном обществе. Управление, его структура и функции.
Социальные движения.
Тема 6. Социальные общности и социальные группы
Социальные общности, их разновидности и признаки, особенности влияния на общественные процессы. Типы и виды общностей. Структурные и массовые общности. Факторы, образующие общности. Общность и личность.
Понятие социальной группы. Основные группообразующие факторы. Проблема численности групп: большие и малые группы. Первичные и вторичные группы, их роль в жизни общества. Референтные группы. Структура групп и способы коммуникации в группе. Проблема социальной идентификации. Групповая динамика. Понятие коллектива, малые группы и коллективы.
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность
Социальное неравенство и социальная стратификация. Основания социальной стратификации. Основные понятия стратификационного анализа: социальный класс, социальный слой, социальная группа. Многомерная модель социальной стратификации: индекс социальной позиции. Функции стратификации в обществе. Социальная мобильность, ее виды. Каналы социальной мобильности и закономерности ее осуществления. Тенденции изменения социальной стратификации в России.
Тема 8. Личность как социальный тип
Понятие личности в социологии: макросоциологический и микро-социологический подходы. Социальная структура и типы личности. Статусно-ролевые концепции личности. Социализация личности, ее основные этапы и институты. Непрерывность процесса социализации. Понятие “ресоциализации”. Взаимосвязь макро- и микросреды в процессе социализации. Проблема социальной идентификации личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|