Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция экономической роли государства





Государственные регулирование экономики.

Сущность государственного регулирования (ГР)

Изучение экономической роли государства - это неотъемлемая часть экономического образования. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое ,так и социальное развитие. Гос. регулирование экономики в РФ актуально по следующим причинам:

· Россия имеет давние традиции ГР

· ГР имеет ключевое значение в период экономических реформ и кризисов

· Экономическая политика государства может быть успешной при условии баланса между саморазвитием рынка и ГР.

ГРЭ – экономическая дисциплина, изучающая формы участия гос. в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающие эффективное развитие рыночных отношений (соблюдение законов, отстаивание гос. и общественных интересов).

Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерны 3 уровня регулирования хозяйственной деятельности

1. Уровень стихийного рыночного регулирования (16-17 век). Важным регулятором выступает рыночная цена товара

2. Уровень корпоративного регулирования (19 век). Сложившиеся мощные корпорации имеют возможность воздействовать на цены, объемы производства и сбыта товаров



3. Уровень государственного регулирования (20 век). Государство усилило свое участие в экономической жизни.

 

Современный рынок является одним из элементов социально-экономического устройства общества. При имеющихся преимуществах рынка он не в состоянии решить все вопросы развития общества.

 

Несовершенства рынка:

1. Монополизация

2. Незаинтересованность рынка в производстве общественно-полезных благ

3. Игнорирование рынком загрязнения окружающей среды.

4. Безработица, инфляция.

5. Неспособность рынка осуществлять фундаментальную научную деятельность.

 

Несовершенства рынка доказывают необходимость ГР. Экономические функции гос-ва реализуется посредством регулирования экономики.

 

Изъян гос-ва – это ситуация, при которой правительственное вмешательство в экономику не обеспечивает эффективного размещения ресурсов, оптимального решения экономических проблем.



 

Основные изъяны гос-ва:

1. Несовершенство политического процесса

2. Бюрократия, коррупция

3. Нерациональное перераспределение национального дохода

4. Неспособность государства оперативно учитывать изменения

 

ГР включает:

I. Законотворчество

II. Администрирование (создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования)

III. Информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации.

IV. Регулирование экономической деятельности регионов

 

Главная цель ГР – достижение сбалансированности развития экономики.

Сбалансированность экономики – соответствие между объемами производимых продуктов и потребностями в них.

 

Совокупность всех целей ГР составляет пирамиду целей. Из главной цели вытекают цели первого порядка:

1. Экономический рост (увеличение ВВП)

2. Высокий уровень занятости

3. Стабильность цен

4. Внешнеэкономическое равновесие

 

В системе экономических целей первого порядка выделяется одна приоритетная в соответствии с экономической ситуацией.

 

24.01.2013

Исходя из целей первого порядка, устанавливаются цели второго порядка:

1. Создание благоприятных условий для развития предпринимательства и конкуренции.

2. Сглаживание экономического цикла.

3. Предотвращение чрезмерных различий в доходах

4. Удовлетворительное состояние окружающей среды и др.

 

Из цели 1 и 2 порядка вытекают цели 3 порядка, которые детализируют предыдущие цели.

 

ДЗ: Что такое национальная экономика? (определение) 2. Макроэкономические пропорции (их виды).

 



Эволюция экономической роли государства

Государство – политическая организация общества, которая распространяет свою власть на территории страны и располагает для этого специальным аппаратом управления.

 

С первых дней существования гос-ва его роль не сводилась только к политическим функциям. В разные периоды вмешательство гос-ва в экономическую жизнь существенно различалось. Поэтому можно выделить этапы эволюции экономической роли государства:

1. Государство как институт политической власти.

Появление государства явилось закономерным результатом общественного разделения труда, возникновения частной собственности и классов. Первоначально властью наделялись самые способные члены общества. Постепенно власть использовали для защиты собственных интересов. Постепенно складывается система государственного принуждения.

В классовых обществах государства – это политическое орудие в руках экономически господствующего класса. На данном этапе роль государства – активная и в политическом и в экономическом отношении.

 

2. Государство в качестве «ночного сторожа»

С 17 до середины 19 века роль государства ограничивается обеспечением сохранности имущества, безопасности граждан, контролем за выполнением контрактов. К концу 19 века формируется гражданское общество, появляются представительные учреждения парламентского типа, формируется представительная демократия. Благодаря развитию гражданского общества появляется идея создания государства, проводящего политику в интересах всего общества.

 

3. Государство как институт макроэкономического регулирования.

В первой половине 20 века происходят следующие события:

a. Первая мировая война

b. Мировой экономический кризис

c. Вторая мировая война

Эти события явились поводом для активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Возникает система постоянного участия государства в управлении рыночным хозяйством. Разрабатывается анти- циклическая политика, меры по стимулированию темпов экономического роста. Постепенно государство принимает на себя все больше функций как экономического, так и социального направления.

 

4. Социальное государство

Во 2 половине 20 века главными целями государства являются: полная занятость, стабильность цен, равновесие платежного баланса. Государственная политика на этом этапе включает программы государственной системы образования, государственной системы здравоохранения, жилищного строительства, а так же программы социального обеспечения (пособия, пенсия и размер з/п).

 

5. Эффективное государство.

Деятельность государства все более подчиняется общественному контролю, усиливается контроль за деятельностью центральной и местной исполнительной власти. Таким образом государство превращается в средство достижения компромисса. На данном этапе государство сокращает круг своих обязанностей, переложив решение ряда задач на хозяйствующие субъекты. Современное государство выступает как партнер в экономических отношениях.

 

25.01.2013

Современное государство в рыночной экономике выполняет функции:

1. Создание правовой основы ведения хозяйственной деятельности

2. Стабилизация экономики, стимулирование экономического роста

3. Регулирование распределения ресурсов

4. Обеспечение социальной защиты

5. Поддержка конкуренции

6. Предпринимательская деятельность государства

7. Эффективная внешнеэкономическая политика.

ДЗ!!! Гражданское общество (опр-е, признаки, функции)

 

Модели государственного регулирования.

За период развития государства можно выделить несколько моделей взаимодействия государства и экономики:

1. Модель меркантилизма (17 век)

Экономическая школа меркантилистов провозглашала активное вмешательство государства в экономику (поощрение экспорта, сдерживание импорта)

2. Классическая модель (18 век)

Основоположники классической экономики утверждали, что «свободная игра рыночных сил» создает гармоничное устройство.

В рыночной экономике функционирует саморегулирующийся механизм.

Развитие рыночной экономики обеспечивают: свободное предпринимательство и механизм конкуренции. Классическая модель основана на признании гармоничного функционирования рынка. Основанием для таких выводов являлся закон Сэйа. Согласно этому закону процесс производства товаров создает доход в точности равный их стоимости. Этот доход направляется на приобретение необходимых товаров, следовательно, рыночное неравновесие невозможно. Классическая теория преобладала в условиях микроэкономики.

Со временем в классической модели определились недостатки:

- закон Сэйа не соответствует действительности (у людей есть склонность к накоплению, поэтому доход не тратится в полном объеме)

- интерес частных компаний не всегда отражают интересы общества в целом.

Классическая теория не смогла объяснить экономический кризис 1929-1933 годов.

3. Кейнсианская модель (начало 20 века)

Согласно теории Кэйнса государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у рыночного механизма достаточного равновесия. Основная задача государства – обеспечить высокий объем эффективного спроса.

Кэйнс предлагает развивать 2 вида спроса:

*краткосрочный спрос – потребительский спрос населения

*долгосрочный спрос – спрос предпринимателей на инвестиционные товары

Основные черты Кэйнсианской модели:

a. Создание обширной зоны государственного предпринимательства (национализация предприятий).

b. Высокая доля национального дохода, перераспределяемая черес госбюджет.

c. Широкое использование бюджетных и кредитных регуляторов для стабилизации экономики.

 

Кэйнс раскрыл структура макроэкономического спроса, показал, что объем национального дохода находится в определенной зависимости от общей суммы инвестиций. Такую зависимость выражает мультипликатор. Y=K*I, где Y – прирост дохода, К – коэффицент мультипликатора, I – прирост инвестиций.

 

Мультипликационный эффект объясняется цепной реакцией: капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства в смежных отраслях.

 

Кэйнсианский подход преобладал в экономической политике различных гос-в до 70х годов 20 века. В этот период государству для решения социально – экономических задач требовались огромные средства. В результате повышалась налоговая нагрузка на экономику.

 

В 70-е годы имеет место пик фискального «активизма» (фиск-ихъятие доли). К концу 70-х многие страны переживают очередной экономический кризис. Недостатки Кэйнсианской модели: 1. Данная модель эффективна лишь в условиях высоких темпов экономики. 2. Полная занятость населения приводит к необоснованным требованиям повышения з/п, что приводит к высокой инфляции.

 

01.02.2013

Неоклассическая модель.

Неоклассическое направление экономической теории основано на монетаризме, теории экономики предложения, теории рациональных ожиданий. По мнению неоклассиков государство должно обеспечивать условия для процесса накопления капитала и повышения эффективности производства. Неоклассики предлагают предоставление налоговых льгот предпринимателям, осуществление антиинфляционных мероприятий, льготное кредитование.

 

Неокейнсианская модель.

Экономическая нестабильность в мире вызывает необходимость вмешательства государства в экономику. Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику. Создана теория регулирования экономики в различных коньюктурных условиях (спада и роста)

 

Дискуссия между представителями неоклассического и неокейнсианского направлений продолжается. Выбор экономической политики современного государства зависит от социально-экономической ситуации в стране. Если в экономике намечается спад, то целесообразнее использовать неокейнсианскую модель. Если в экономике намечается рост уровня цен, то применяется неоклассическая модель.

 

ДЗ!!!! Совокупный спрос; совокупное предложение – определения; найти характеристику теории монетаризма, теории экономики предложения

 

 

Механизм государственного регулирования

Механизм ГРЭ – это масштабы, формы, методы и инструменты регулирования экономики. Механизм ГРЭ непосредственно воздействует на государственный сектор экономики, и соответственно, на соотношение госсектора с другими секторами.

Структура механизма ГРЭ диктуется потребностями социально- экономического развития.Механизм ГРЭ различается по странам, он отражает историю, традиции, масштабы страны. От того, на сколько адекватен механизм ГРЭ данным условиям зависит эффективность экономики.

 

Механизм госрегулирования включает в себя:

1. Ресурсорегулирование

2. Объекты, субъекты регулирования

3. Способы регулирования

4. Формы и инструменты регулирования

5. Концепция регулирования

 

К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы, законы, недра, естественные монополии.

Объекты госрегулирования – то, на что направлена деятельность государства: структура экономики, экономический цикл, занятость населения, денежное обращение, бюджет, НТП, экология, внешние связи. Объекты госрегулирования тесно связаны с субъектами: Президент, правительство, федеральное собрание, федеральные суды. Субъектами регулирования так же являются международные организации (МВФ – международный валютный фонт, ВТО)

Способы регулирования: законодательный, социально-экономическое, административное. Государство использует прямые и косвенные формы регулирования экономики. Прямое воздействие на экономику базируется на силе и авторитете государства ( меры запрета, принуждения или разрешения). Косвенное воздействие предполагает влияние на интересы хозяйствующих субъектов (кредиты, налоги и т.п.)

 

Формы регулирования:

Прямые Косвенные
  Инструменты  
Административные Экономические
Лицензирование Квота Установление МРОТ Применение санкций Лимиты цен   Кредитные льготы Ставка рефинансирования Операции на открытом рынке Государственные дотации Таможенные пошлины Валютные инвестиции
       

 

Различают следущие концепции госрегулирования

· Концепция развития производства

· Концепция стимулирования спроса (обеспечение полной занятости населения)

· Концепция сбалансированного развития воспроизводства

· Концепция ипортозамещения

· Концепция стимулирования роста экспортных отраслей

 

Общее национальное планирование, прогнозирование и программирование.

Планирование национальной экономики в централизованном гос-ве базировалось на принципах директивности. При переходе к рыночной экономике эти принципы перестали действовать, однако рыночная экономика не возникает на пустом месте.

Рыночная экономика формируется путем создания крупной торговли, коммерческих банков, установлением связей между производителем и потребителем. В условиях самостоятельности экономических агентов не может быть директивных отношений между государством и производителями. Капитал заинтересован в сотрудничестве с гос-ом, так как гос-во ограничивает негативные стороны рынка.

Необходимость государственного социально-экономического планирования объясняется следующими причинами:

1. Решение глобальных проблем (экология, истощение ресурсов) возможно лишь в общенациональном масштабе

2. Общественное потребление эффективно регулировать можно лишь с помощью гос-ва

3. Повышение эффективности экономики в целом невозможно без планирования

С формированием рыночных отношений объектами гос. планирования становятся наиболее значимые стоимостные показатели и нормативы. При этом предприятия самостоятельно планируют производство, ориентируясь на устанавливаемые гос-вом нормативы.

Различают рыночные и плановые регуляторы экономики. Рыночные регуляторы – это объективно действующие, складывающиеся как результат взаимодействия производителей и потребителей.

Плановые регуляторы – это целенаправленные действия человека по налаживанию конкретной экономической деятельности

Планирование – это многоступенчатый процесс, который начинается с прогнозирования. Прогноз – это научно обоснованное предсказание о возможном состоянии экономики в будущем. Прогнозирование позволяет выработать концепцию модели социально – экономического развития общества.

Все прогнозы по содержанию можно подразделить на 2 группы:

1) Базовые (демографический, прогноз НТП, прогноз природных ресурсов, экологический прогноз и тп)

2) Социально-экономические (прогноз совокупного спроса, прогноз структуры макроэкономики, прогноз уровня инфляции и др)

В зависимости от возможности воздействия на процессы социально-экономического развития прогнозы могут быть активными и пассивными.)

По способу представления информации – точечные и интервальные.

По степени охвата прогнозы могут быть локальные, региональные, отраслевые, национальные и международные).

Обычно прогноз имеет несколько сценариев, самый эффективный из которых используется при планировании.

Планирование – это ведущий элемент системы управления. Это процесс принятия управленческих решений, направленный на согласованность экономических процессов, формирование определенных пропорций национальной экономики. Оно выполняет следующие задачи:

1) Способствует сбалансированному развитию национальной экономики

2) Обеспечивает темпы развития экономики

3) Способствует эффективному использованию всех ресурсов

4) Способствует оптимальному размещению производительных сил на территории страны.

Планирование может быть следующих видов: директивное, индикативное, стратегическое и тактическое.

Директивное планирование – это процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона. Директивное планирование предполагает прямое воздействие центра на все звенья экономики. Особенность директивных планов заключается в их адресном характере, распределении ресурсов.

Индикативное планирование представляет собой процесс определения целей социально-экономического развития в виде определенных параметров (индикаторов). В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие состояние финансов, состояние рынка товаров и ЦБ, уровень занятости и др. Индикативное планирование носит рекомендательный характер.

Стратегическое планированиеопределяет основные направления социально – экономического развития на долгосрочную перспективу. Суть стратегического планирования состоит в выборе приоритетов развития национальной экономики.

Тактическое планирование- это планирование отдельных операций, направленных на достижение стратегических целей, определение ресурсов для их выполнения.

15.02.2013

В современном мире наиболее распространенной формой планирования является программирование. Программирование социально – экономического развития включает разработку программ развития экономики и социальной сферы всего государства и отдельных регионов; федеральные программы, предназначенные для решения общегосударственных проблем, они финансируются из федерального бюджета. Региональные программы могут быть как локальными, так и частью общегосударственных программ. Особо выделяются чрезвычайные программы, разрабатываетмые для экстремальных ситуаций. Особенность таких программ – высокая доля административных методов при их реализации.

ДЗ!!!

План развития гос. сектора экономики. Целевые программы СССР. Федеральные целевые программы (ФЦП) – состав ( из чего состоит) и примеры – названия. Програмно – целевое управление (определения)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.