Оценка физического развития.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Традиционные российские спортивные каноны отдают приоритет цели укрепления здоровья физкультурников и спортсменов. Вот почему участие врача при организации занятий физической культурой обязательно, а решение медика является определяющим – он может допустить или не допустить до занятий, а также сформулировать рекомендации по тренировочному процессу.
В свою очередь медицинская наука и практика широко используют средства физической культуры не только для лечения больных, но и для массового оздоровления населения, профилактики заболеваний, повышения работоспособности граждан и достижения высокого уровня качества их жизни.
Таким образом, без соответствующего медицинского обеспечения нельзя заниматься физической культурой или спортом, а каждый врач должен использовать средства физической культуры для лечения и оздоровления пациента.
Нормативные документы предусматривают, что медики должны обеспечить тот или иной объем медицинских мероприятий в зависимости от категории занимающихся – «физкультурник» он, или «спортсмен».
«Спортсмен» это человек, который
· занимается спортом и имеет 1 разряд спортивного мастерства и выше;
· к этой же категории относятся все дети, занимающиеся в детских спортивных школах (классах);
· а также ведущие спортсмены сборных команд района, города, края (хотя эта группа людей, как правило, имеет квалификацию не ниже 1-го разряда).
Все спортсмены подлежат диспансерному наблюдению в объеме формы 062У.
Диспансеризацию осуществляют, как правило, специализированные медицинские учреждения – «Врачебно-физкультурные диспансеры»; при отсутствии таковых (прежде всего в сельской местности) диспансеризацию проводят Центральные районные (городские) больницы.
«Физкультурник»это человек, который занимается спортом, но имеет разряд ниже 1-го, либо человек, занимающийся в той или иной форме физкультурой (школьники, студенты, учащиеся лицеев, техникумов и ПТУ, занимающиеся в группах здоровья, участники оздоровительных мероприятий – посетители бассейнов, фитнес-клубов и т.д.).
Все физкультурники подлежат как минимум ежегодному углубленному врачебному осмотру в объеме формы 061У. Кроме этого врач должен проводить дополнительные обследования физкультурников (после перенесенных заболеваний, после перерывов в занятиях) и врачебно-педагогические наблюдения в ходе занятий. Любые соревнования также требуют обязательного участие врача на случай оказания первой неотложной врачебной помощи.
Обследование физкультурника имеет право провести любой врач, не зависимо от специальности. Делает это, как правило, врач общей практики или участковый врач, школьный врач. С необходимостью давать заключения о возможности занятий физической культурой сталкивается любой узкий специалист (хирург, терапевт, окулист, ЛОР врач и т.д.), когда после выздоровления больного необходимо дать ответ – «Допустить» физкультурника до занятий и с какого времени.
Вот почему каждый специалист, имеющий врачебный диплом, обязан не просто знать, но и уметь провести врачебное обследование физкультурника в объеме формы 061У.
ВРАЧЕБНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНИКА
В ОБЪЕМЕ ФОРМЫ 061У
Врачебное обследование физкультурника преследует триосновныецели:
1. Определить медицинскую группу по физкультуре.
2. Решить вопрос о допуске к занятиям.
3. Решить вопрос о допуске к соревнованиям.
Кроме этого, после обследования врач, как правило, дополнительно формулирует рекомендации для обследуемого физкультурника.
МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ
В практическом здравоохранении используется два варианта разделения на медицинские группы:
· Медицинские группы для занимающихся физкультурой в организованных коллективах – школах, ПТУ, ВУЗах: «основная», «подготовительная» и «специальная»).
· Медицинские группы по Мотылянской для занимающихся в группах здоровья (1-я, 2-я, 3-я).
По смыслу эти два варианта деления мало отличаются и поэтому можно считать, что специальная группа у физкультурников равнозначна 3-й группе занимающихся в группах здоровья; подготовительная – 2-й группе, а основная – 1-й группе.
Само название медицинских групп (основная, подготовительная, специальная) раскрывает их содержание.
Так СПЕЦИАЛЬНАЯ группа предполагает, что человек должен заниматься по специальным программам. По сути, он должен заниматься лечебной физической культурой (ЛФК). Не случайно в последние годы для проведения занятий со специальной группой в штаты общеобразовательных школ стали вводиться ставки инструктора (и даже врача) по ЛФК.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ группа предполагает, что физкультурник не достаточно готов и поэтому ему необходимо подготовиться для последующего перехода в основную группу. Подготовительная группа, как правило, занимается вместе с основной, но если физкультурники основной группы должны сдавать определенные нормативы, то физкультурникам подготовительной группы сдача этих нормативов не обязательна. В случае успешного проведения занятий физкультурник может быть переведен из подготовительной в основную группу.
ОСНОВНАЯгруппа включает в себя всех остальных физкультурников, которые не вошли в подготовительную и специальную. Это, как правило, здоровые люди, или имеющие незначительные отклонения в состояния здоровья и достаточно функционально подготовленные для занятий физкультурой.
АЛГОРИТМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ
НА МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ
Для того, чтобы отнести физкультурника к той или иной группе, врач должен оценить три параметра:
· Уровень физического развития;
· Состояние здоровья (здоров или диагноз);
· Уровень функциональной готовности.
Оценка физического развития.
Оценка физического развития осваивается студентами при прохождении курса общей гигиены на 3-4 курсе.
В основу оценки физического развития положен метод «стандартов». Этот метод предполагает, что показатели [рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила кисти и становая сила] сравниваются со среднеарифметическими показателями для данной группы людей (пол, возраст, регион, профессиональная принадлежность). Вот почему для проведения оценки необходимо иметь соответствующие таблицы, в которых указаны цифра среднеарифметического значения и характеристика разброса показателей - «СИГМА». Если показатель обследуемого укладывается в интервал отличающийся от среднеарифметического значения на плюс/минус 0,5 сигмы, то такой показатель расценивается как «средний». Отклонение измеренного параметра в интервале от 0,5 до 1-й сигмы расценивается как показатель «выше среднего» или «ниже среднего» в зависимости от знака «+» или «-». Интервал от 1-й до 2-х сигм расценивается как показатель «высокий» или «низкий». Все, что выходит за 2 сигмы расценивается как «очень высокий» или «очень низкий» показатель.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Очень
Низкий
| низкий
| ниже
среднего
| Средний
М
| выше
среднего
| высокий
| очень высокий
|
| -2
|
| -1
| -0,5
|
| +0,5
| +1
|
| +2
| | | | | | | | | | | | | | | | | ОТКЛОНЕНИЕ В СИГМАХ
ПРИМЕР:
Задание 1: оцените рост студентки – 158 см.
Оценка: в таблице указано, что среднее арифметическое значение роста, полученного при обследовании студенток составило - 163 см. Следовательно, рост обследуемой отличается на «минус 5 см». Из таблицы узнаем величину сигмы, она равна 4 см. Следовательно, рост студентки за гранью «минус 1-й сигмы», но менее «минус 2-х сигм», поэтому рост оценивается как «низкий».
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Оцените рост студенток указанных в таблице.
| Рост
| Оценка в сигмах
| Итоговая оценка
| студентка
|
|
|
| студентка
|
|
|
| студентка
|
|
|
| студентка
|
|
|
| студентка
|
|
|
| студентка
|
|
|
| студентка
|
|
|
|
Таким образом, вы научились оценивать показатель роста.
Все остальные показатели (вес, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, сила кисти и становая сила) оцениваются с учетом роста, что вполне логично. Например, чем выше рост, тем больше средняя величина веса и других показателей.
Вот почему в таблице приводятся данные остальных показателей уже для каждого значения роста (среднего, выше и ниже среднего, высокого, низкого, очень высокого или очень низкого).
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Оцените показатели физического развития:
Студентка
Показатели
| значение
| Оценка в сигмах
| Итоговая оценка
| Рост
|
|
|
| Вес
|
|
|
| Окружность грудной клетки:
Вдох
Выдох
Пауза
|
|
|
| Динамометрия правой кисти
|
|
|
| Динамометрия левой кисти
|
|
|
| Становая сила
|
|
|
| ЖЭЛ
|
|
|
|
Таким образом, оцениваются отдельные показатели. Физическое развитие «в целом» оценивается по большинству показателей.
Так, например, в таблице отмечены данные полученные при обследовании трех физкультурников А, Б и В.
Показатели
| Итоговая оценка
| А
| Б
| В
| Рост
| Средний
| Очень высокий
| Низкий
| Вес
| Выше среднего
| Очень низкий
| Средний
| Окружность грудной клетки:
Вдох
Выдох
Пауза
|
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
|
Низкий
Низкий
Низкий
|
Средний
Средний
Средний
| Динамометрия правой кисти
| Ниже среднего
| Низкий
| Высокий
| Динамометрия левой кисти
| Среднее
| Низкий
| Высокий
| Становая сила
| Среднее
| Низкий
| Высокий
| ЖЭЛ
| Среднее
| Низкий
| средний
|
Как видно из приведенной таблицы, у обследуемых показатели могут колебаться в различных интервалах. Вот почему оценка производится по большинству показателей с дополнительным указанием резко отклоняющихся показателей. Если рост и вес оказываются высокими, а показатели ЖЕЛ и силовые низкие, то принято добавлять, что данное развитие «дисгармоничное».
Так в приведенном примере физическое развитие пациентов можно оценить:
Пациент А: «Физическое развитие среднее».
Пациент Б: «Дисгармоничное низкое физическое развитие с высоким ростом».
Пациент В: «Среднее физическое развитие с низким ростом и высокой силой».
Опытный врач общую оценку физического развития производит визуально по цифрам оценки отдельных показателей, которые занесены в раздел 21 формы 061У. Не опытному врачу, а тем более студенту трудно сделать обобщение и поэтому рекомендуется использовать вспомогательное графическое изображение показателей в виде «Антропометрического профиля». Врач, измерив показатели, наносит их на график. Для примера на график занесены данные пациентов «А», «Б», «В».
Показатель
|
Значе-ние
| Оценка
| Очень низкий
| низкий
| Ниже среднего
| средний
| Выше среднего
| Высокий
| очень высокий
| Рост
|
|
| В
|
| А
|
|
| Б
| Вес
|
| Б
|
|
| В
| А
|
|
| Окр.гр.клетки вдох
|
|
|
Б
|
|
В
|
А
|
|
| Выдох
|
|
| Б
|
| В
| А
|
|
| пауза
|
|
| Б
|
| В
| А
|
|
| Сила пр.кисти
|
|
| Б
| А
|
|
| В
|
| Сила л.кисти
|
|
| Б
|
| А
|
| В
|
| Становая сила
|
|
| Б
|
| А
|
| В
|
| ЖЕЛ
|
|
| Б
|
| А,В
|
|
|
|
Таким образом, проведя оценку физического развития, врач должен использовать эти результаты для выбора медицинской группы по физкультуре. Пациенты «А» и «В» могут заниматься в любой медицинской группе. В то время как пациент «Б» не может быть направлен в основную группу и должен как минимум «подготовиться» к ней.
При оценке физического развития врач дополнительно производит наружный осмотр:
· кожи (цвет, чистая или наличие высыпаний, гладкость, сухая-влажная, упругая-вялая);
· жироотложение (равномерность развития жироотложения по всему телу и толщина кожной складки на плече);
· мускулатура («развита хорошо» – объем велик, упруги, рельеф хорошо выражен; «среднее развитие» - средний объем и упругость, слабо выражен рельеф; «слабое развитие» - объем и упругость снижены, не рельефны) ;
· наличие грыжевых ворот (наружное кольцо пахового канала);
· форма грудной клетки (цилиндрическая, коническая¸ плоская. Возможные патологические формы: куринная, воронкообразная, эмфиземоматозная);
· форма спины (нормальная, круглая, плоская, кругло-вогнутая. Наличие сколиоза);
· стопа (полая, нормальная, уплощенная, плоская);
· ноги (прямые, Х-образные, О-образные).
Эти данные заносятся в раздел 22 формы 061У.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|