Сделай Сам Свою Работу на 5

Фаюмский портрет и его влияние на иконопись.





”аюмский портрет как прообраз иконы. Љультовые функции иконы.

‘уществовало две техники исполнениЯ фаюмских портретов - темперой и восковыми расплавленными красками (в технике энкаустики). ‘тоит отметить что в технике энекаутики создавались также и иконы.

З…сли в римском портрете господствует конкретнаЯ достоверность, то в египетских образах ощущаетсЯ преобладание духовной сущности над физической телесностью. ’аковы знаменитые живописные фаюмские портреты, с их динамикой взглЯда, которые нарЯду с масками стали применЯтьсЯ в погребальном ритуале. Ќаписанные, как правило, на деревЯнных досках, вложенных в бинты мумии, они получили свое название ЗфаюмскиеИ по основному месту находки. ЏоЯвление их относитсЯ к эпохе эллинизма.

ђанние фаюмские портреты были написаны энкаустикой(живопись расплавленными восковыми красками с помощью металлических приспособлений), получившей в ту эпоху большое распространение. ЋтличительнаЯ особенность энкаустических красок состоЯла в объемности мазка. Ќаправление мазков обычно следовало форме лица; на носу, щеках и подбородке, в обрамлении глаз они накладывались объемно; контуры волос и лица писались более жидкой краской.



Љраски обычно наносились прЯмо на дерево, без предварительной ¶рунтовки. •удожники использовали разной величины кисти и каустерии - разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

"ђабота была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволЯлось. Љраски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Ѓыстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображениЯ. "[2]

Љартины исполненные этим способом сохранЯют свежесть цвета и долговечны. Џоследнему способствовал и засушливый климат …гипта.

‚ажнаЯ особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок - использование тончайшего золотого листа. Ќа некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повЯзки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Ќекоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.



„ругаЯ техникой живописи, используемаЯ в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде свЯзующем, наиболее часто животном клее. ’емперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. ?х поверхность - матоваЯ, в отличие от глЯнцевой поверхности картин выполненных энкаустикой. ‹ица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна чем в энкаустических панелЯх.

‚ IV в. с утверждением в …гипте христианства и прекращением практики бальзамированиЯ тел умерших фаюмские портреты, находившиесЯ в последнем этапе своего развитиЯ, постепенно исчезают как погребальный обрЯд. Ќо можно предположить, что находЯт свое продолжение в иконописи.

”аюмский портрет всегда трагичен, их клали на саркофаги при погребении, чтобы живущие сохранЯли свЯзь с ушедшими. ?кона же, напротив, всегда свидетельство о жизни, ее победе над смертью. ?кона пишетсЯ с точки зрениЯ вечности. ?кона может сохранЯть некоторые портретные характеристики изображенного - возраст, пол, социальное положение и проч. Ќо лицо на иконе - это лик, повернутый к Ѓогу, личность, преображеннаЯ в свете вечности. ‘уть иконы - пасхальнаЯ радость, не расставание, а встреча. ? икона в своем развитии двигалась от портрета - к лику, от реального и временного - к изображению идеального и вечного.

“же с конца X века образцы византийской иконописи начали попадать на ђусь и становились не только предметом поклонениЯ, но и предметом подражаниЯ. Ћднако это вовсе не значит, что русскаЯ иконопись была простым ответвлением византийской. „олгое времЯ она находилась под ее влиЯнием, но уже с XII века началсЯ процесс ее эмансипации. ‚еками накапливаемые местные черты перешли постепенно в новое качество, нашедшее свое место в изображении иконописных ликов. ќто был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.



Искусство этрусков.

Этруски - это древние народности, существовавшие в первом тысячелетии до нашей эры на территории Апеннинского полуострова, в его северо-западной части (современная Тоскана на территории Италии). Этруски - народ во многом загадочный: точно не установлено ни их происхождение, ни их языковые корни, ни их исчезновение.

Развитие культуры этрусков происходило на фоне развития древнегреческих цивилизаций начиная с гомеровского периода, и влияние греческой культуры оказывалось достаточно существенным. Тем не менее искусство этрусков несколько отличается от древнегреческого, что дает основания полагать наличие других, более древних, корней.

С VI века до н.э. на цивилизацию этрусков все большее воздействие оказывает (через греческие колонии на юге Италии) эллинская культура, греческое искусство. Этруски заимствовали греческий алфавит, театральное искусство и мифологические представления Древней Эллады. Аристократы Этрурии увлекались чернофигурными и краснофигурными вазами, и не случайно именно в этрусских гробницах обнаружены многие великолепные произведения греческой керамики.

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX- началу VIII в. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Священные постройки делались из дерева и украшались цветными плиточками из обожженной глины. Обычные здания были проще и ничем не украшались. Все эти постройки до нашего времени не сохранились или находятся в сильно разрушенном состоянии, зато прекрасно сохранились целые города мертвых - некрополи - обычно выносившиеся за пределы городских стен. Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самым примечательным из сохранившихся памятников является скульптура и саркофаги. Широкое распространение получили большие терракотовые саркофаги со скульптурными фигурами покойных на крышках. Подобно древним египтянам, стены гробниц этруски украшали росписями. Сами гробницы либо высекали в скале, либо возводили из камня и насыпали над ними курган.

В VII-VI веках до н. э. мастера Этрурии создали оригинальную керамику, которая пользовалась известностью во всех странах Средиземноморья. Свои керамические изделия этруски создавали, вдохновляясь работами греческих мастеров. Формы сосудов менялись на протяжении столетий, равно как техника изготовления и стиль. Приблизительно в середине VII века до н. э. в Этрурии появились настоящие сосуды буккеро — характерная для этрусков черная керамика. Ранние сосуды буккеро были тонкостенные, украшенные насечками и орнаментом. Позднее излюбленным мотивом стала процессия животных и людей. Постепенно сосуды буккеро становились вычурными, перегруженными украшениями. Этот тип керамики исчез уже к V веку до н. э.

В VI веке получила распространение чернофигурная керамика. Этруски в основном копировали изделия из Коринфа и Ионии, добавляя что-то свое. Этруски продолжали производить чернофигурные сосуды, когда греки перешли к краснофигурной технике. Излюбленными сюжетами были мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими. Но постепенно стиль склонялся к черной керамике — сосуд покрывался краской, что имитировало металл. Встречались посеребренные сосуды, изысканной формы, украшенные горельефами. Поистине знаменитой стала керамика из Ареццо, использовавшаяся на столах римлян в последующие столетия.

В работе с бронзой этрускам не было равных. Это признавали даже греки, которые коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы. Из бронзы делались черпаки и сита. Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму голов птиц или животных. Именно этрусками была создана капитолийская волчица. Предметы, сделанные из прочих материалов, таких как дерево, кожа, лоза, ткань, в большинстве случаев были утрачены, поскольку делались из. Об этих предметах мы знаем благодаря различным изображениям.

Римская арка.

В качестве дани почтения для своих героев в Риме возводили триумфальные арки. Победитель, выигравший битву, прославлял свои героические поступки, въезжая в Рим через священные ворота. Начало строительства арок в Риме относится ко II веку до н.э., но во времена Римской Империи количество возводимых арок резко возросло. Это связано с тем, что теперь арки прославляли не только победителей войн, но семьи Императоров.

Триумфальная арка Тита — однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в 81 году н. э. в восточной оконечности ипподрома Циркус Максимус.

Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта — 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.

Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.

Триумфальная арка Септимия Севера — трёхпролётная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195—203.

Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина — 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика — 5,6 м, в нём расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролёт арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые — высоту 7,8 м и ширину 3 м; перед ними со стороны Форума находятся несколько ступеней. Все три пролёта соединены проходами, данный приём применён во многих триумфальных арках Нового времени.

В древности на арке находилась квадрига со статуями Септимия Севера, Каракаллы и Геты. Именно в таком виде она изображалась на римских монетах. До наших дней квадрига не сохранилась.

Крупнейшими элементами декора арки являются 4 рельефа (размером 3,92 на 4,72 м) с изображением эпизодов войны с Парфией. Повествование начинается с левого рельефа со стороны Форума, где находятся подготовка к войне, битва с парфянами, обращение императора к легионерам, сражение с вражеским войском, возглавляемым царём. На правом рельефе изображён штурм Эдессы, обращение императора к войскам, капитуляция царя Осроены Абгара, римский военный совет.

Со стороны Капитолия слева показана осада Селевкии

и бегство парфян, а также торжественное вступление императора во взятый город. Справа — штурм Ктесифона, и выступление императора перед войсками у стен захваченной вражеской столицы. В пазухах свода центрального пролёта арки находятся рельефы Викторий, летящих над гениями времён года. Боковые пролёты украшены олицетворениями рек. В основаниях колонн композитного ордера помещены рельефные изображения римских солдат и пленных парфян.

Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Декор

Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

1. Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.

2. Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение — к лету 315.

3. Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».

Аттик

На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161—180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169—175). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia , император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

Основная часть

8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского желтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.

Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной — выступления перед народом и раздачи денег.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.