Налог на доходы и прибыль.
Экономическая сущность и функции налогового менеджмента.
Налоговый менеджмент – совокупность приемов и методов организации налоговых взаимоотношений с целью обеспечения формирования доходной части бюджета и оценки координации влияния налогообложения на развитие производства и социальной сферы.
При рассмотрении сущности налогового менеджмента нельзя не сказать о его функциях. Поскольку налоговый менеджмент представляет собой систему управления, следует выделять функции субъекта и объекта этой системы. К функциям субъекта налогового менеджмента относятся традиционные: акции управления вообще с учетом налоговой специфики: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функциями объекта налогового менеджмента выступают функции налогов: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная. Функции объекта предполагают потенциальную возможность реализация объективной сущности налогов, а функции субъекта налогового менеджмента связаны с деятельностью по реализации функций объекта на практике.
Исторические аспекты возникновения и развития налогов.
В развитии налогов выделяют 3 этапа:
1. Древний мир и средние века. Налоги имеют бессистемный характер и преимущественно натуральную форму. Формы и порядок НО определялись общественной необходимостью. Напр, в Риме в мирное время налоги не взимались. Не было фин аппарата, контролирующего процесс НО. Государство определяло лишь общую сумму средств, которую желало получить виде налогов, а непосредственно сбор поручало городу или общине (откупщики). 2. Конец 17 – начало 19 века. Налоги принимают денежный характер и становятся основным источником доходов государства. Возникает сеть гос-х учреждений, в т. ч. и финансовых, в обязанности которых входило установление квоты НО и контроль за процессом взимания налогов. Формируются первые налоговые системы, которые включают и прямые, и косвенные налоги. Начинают формироваться научные теории о налогах.
3. Начало 19 века – … Уменьшение числа налогов. На основе научных принципов НО происходят реформы в области налогов, во многих странах прямые налоги занимают ведущее место. Государству принадлежат все функции по установлению и взиманию налогов.
Принципы построения эффективной налоговой системы.
Принципов, как и требований к построению системы налогообложения можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:
- единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы;
- стабильности налогового законодательства;
- рациональности и оптимальности налоговой системы;
- организационно-правового построения и организации налоговой системы;
- единоначалия и централизации управления налоговой системой;
- максимальной эффективности налоговой системы;
- целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований и другие.
Классификация налогов.
Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам.
Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:
1) по способу взимания налогов;
2) по субъекту-налогоплательщику;
3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
4) по порядку введения налога;
5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
6) по целевой направленности введения налога;
7) по срокам уплаты налогов.
Налоговая служба Республики Беларусь.
Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах.
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК)
Субъекты налоговых отношений в республике Беларусь.
Субъект налоговых отношений – это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению, к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все функциональные последующие элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и пр.) используются с учетом возможностей конкретного плательщика.
В соответствии с НК РБ , плательщиками налогов, сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).
Под организациями понимаются:
-юридические лица Республики Беларусь
-иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
-простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
-хозяйственные группы.
Под физическими лицами понимаются:
- граждане Республики Беларусь;
- граждане либо подданные иностранного государства;
- лица без гражданства (подданства)».
Налог на добавленную стоимость.
Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются:
-обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь;
-ввоз товаров на территорию Республики Беларусь.
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
-организации;
-индивидуальные предприниматели, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40000 евро;
-доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей;
-физические лица при ввозе в Беларусь, в случаях, предусмотренных законодательством.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из:
-цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога на добавленную стоимость;
-регулируемых розничных цен, включающих в себя налог на добавленную стоимость.
Налоговая база при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, определяется таможенными органами как сумма:
-их таможенной стоимости;
-подлежащих уплате сумм таможенных пошлин;
-подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).
Налог на доходы и прибыль.
В состав доходов от внереализационных операций для целей налогообложения у общественных организаций, их союзов и ассоциаций не включаются:
а) вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами;
б) имущество и денежные средства, безвозмездно полученные от юридических и физических лиц Республики Беларусь и других государств и использованные по целевому назначению. Необходимо отметить, что в указанном пункте Закона не установлены ограничения в части того, какие именно юридические и физические лица должны передавать имущество и денежные средства. Следовательно, независимо от формы собственности юридического лица, передающего общественному объединению ценности, общественное объединение налог на прибыль со стоимости полученных ценностей не уплачивает;
в) доходы (проценты) от хранения денежных средств, указанных в подпунктах а и б, на расчетных, текущих и иных счетах в учреждениях банков.
Акцизы.
Акцизы — это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями.
Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.
Плательщиками акцизов (далее в настоящей главе – плательщики) признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели с учетом особенностей, установленных статьей 110 настоящего Кодекса;
физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, Таможенным кодексом РБ и (или) актами Президента РБ в, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территории Республики Беларусь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|