Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовые средства выявления качества расследования





Это проверки исполнения закона.

Они проводятся при проверке прокурором:

1) материалов уголовных дел

2) материалов, отражающих ход расследования.

В процессе этих проверок реализуются полномочия прокурора.

Виды проверок:

1) в зависимости от времени проведения:

ש проверки, проводимые до возбуждения уголовного дела

(например: проверки «отказных» материалов, т.е. материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела)

ש проверки, проводимые в процессе расследования

ש проверки, проводимые по окончании расследования (это проверки законности

прекращения уголовных дел и при решении вопроса о направлении дела в суд).

2) по проверяемым источникам (т.е. материалам, которые проверяются):

ש проверки по копиям постановлений следователей и дознавателей, направляемым

в прокуратуру

ש проверки по материалам уголовного дела

ש проверки по докладам следователей и дознавателей

ש проверки путём личного участия прокурора в проверке

3) по поводам проведения:

ש проверки по жалобам участников процесса

ש проверки по инициативе прокурора:

а) проверки законности задержания граждан по подозрению в совершении преступления



б) проверки исполнения закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях

ש проверки по инициативе органов расследования.

4) по частоте и объёму проведения проверки делятся на:

ש периодические (проводятся непостоянно, за какой-то период)

ש текущие (должны проводиться прокурором постоянно):

а) проверки законности задержания граждан по подозрению в совершении преступления

б) проверки исполнения закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях.

Правовые средства реагирования на действия

Органов дознания, предварительного следствия и

Осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

1) средства реагирования на нарушение закона:

· постановление прокурора

· указания прокурора

· письменный акт прокурора

· совершение действий прокурором.

2) средства реагирования на правомерные действия органов расследования:

· санкция прокурора



· согласие прокурора

· одобрение прокурора.

 

Средства реагирования на нарушение закона

Основанием для их применения являются выявленные в ходе проверки нарушения закона со стороны органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.

Нарушения закона могут быть разнообразными:

1) действия, не соответствующие или нарушающие нормы УПК

2) бездействие органов расследования (они не используют предоставленные им по закону возможности по расследованию и раскрытию преступлений).

 

Постановление прокурора

Постановление прокурора является одним из основных средств реагирования.

Постановление – это средство реагирования на незаконные решения органов расследования. Прокурор выносит постановление в целях:

- отмены незаконных постановлений следователей, дознавателей

- для передачи дела из производства одного органа расследования другому

- для отстранения следователя, дознавателя от производства по делу

- в целях принятия решений по жалобам участников процесса.

В форме постановления принимаются решения прокурора, касающиеся:

- возбуждения уголовного дела

- отказа от возбуждения уголовного дела

- в случае приостановления или прекращения производства по делу.

 

Указание прокурора

Указание прокурора применяется для устранения нарушений, связанных с бездействием органов расследования и непринятием ими возможных мер.

В соответствии с УПК письменные указания прокурора, данные органам расследования, обязательны для исполнения. Как правило, они не обсуждаются. Исключение составляют указания прокурора по следующим вопросам (они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору):



ש указания прокурора по вопросам привлечения лица в качестве обвиняемого

ש квалификация преступления

ש об объёме обвинения

ש об избрании, изменении или отмене меры пресечения

ש об отводе следователя или дознавателя.

Указания прокурора даются в форме самостоятельного документа или могут быть частью постановления прокурора.

 

Письменный акт прокурора

 

Письменный акт прокурора составляется по результатам текущих проверок:

а) проверки законности задержания граждан по подозрению в совершении преступления

б) проверки исполнения закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях.

Письменный акт прокурора представляет собой документ, в котором фиксируется ход проверки, указываются изученные материалы и выявленные нарушения закона, а также предложения по устранению нарушений закона.

Письменный акт прокурора состоит из 3-х частей:

1) вводная часть

Указывается время и место проведения проверки; ФИО и должность проводившего проверку прокурора, ФИО других участников проверки.

2) описательная часть

Описываются изученные материалы, ход проверки, выявленные нарушения. Указываются виновные лица; причины и условия, способствующие совершению нарушений.

3) распорядительная

В ней содержатся указания прокурора об устранении правонарушений и привлечении виновных к ответственности.

 

Совершение прокурором действий по расследованию

 

Имеет место в следующих случаях:

1) когда проводимые следственные действия связаны с особой ответственностью

2) когда необходимо оказать помощь следователю.

Это имеет место при расследовании дел о наиболее тяжких или трудно раскрываемых преступлениях.

 

Средства реагирования

на правомерные действия органов расследования

Совершение наиболее важных действий и принятие наиболее ответственных решений должно осуществляться с согласия прокурора или после его одобрения.

 

Санкция прокурора

 

Санкция прокурора – это разрешение на совершение следственных действий.

Санкция необходима в следующих случаях:

1) когда необходимо провести выемку предметов или документов, содержащих государственную или иную, охраняемую законом, тайну

2) для производства обыска (кроме обыска жилища)

3) когда избирается мера пресечения в виде залога.

Санкция прокурора представляет собой резолюции на постановлении следователя, дознавателя. Резолюция удостоверяется подписью прокурора и печатью.

В необходимых случаях прокурор, отказывая в даче санкции, может вынести отдельное постановление.


Согласие прокурора

Согласие прокурора необходимо:

1) на возбуждение уголовного дела следователем, дознавателем

2) на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения

3) на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий, которые допускаются только на основании судебного решения

4) на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям:

- примирение с потерпевшим

- изменение обстановки

- деятельное раскаяние

- применение в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия.

 

Утверждение прокурора

 

В утверждении прокурора нуждаются обвинительное заключение, обвинительный акт.

Без одобрения прокурора невозможно дальнейшее расследование дела, направление дела в суд.

Непроцессуальные средства надзора

v протест прокурора

Протест приносится на решения руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

v представление прокурора об устранении нарушения законодательства

Направляется руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. По смыслу содержания представление соответствует общенадзорным документам.

v постановление о возбуждении уголовного дела

Выносится в случаях, когда работники органов расследования допускают нарушения закона, носящие характер преступных (преступления).

v постановление о возбуждении производства по делу об административном

Правонарушении

Может быть поставлен вопрос о дисциплинарной ответственности следователей, дознавателей и иных сотрудников.

v информации о состоянии законности, которые направляются

в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

 

Оперативно-розыскная деятельность – это ответственный участок работы прокуратуры.

Данный надзор тесно связан с надзором за исполнением законов органами расследования (дознания и предварительного следствия). Это объясняется общностью задач, стоящих перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД) и органами расследования, а также необходимостью постоянного взаимодействия между этими органами, необходимостью согласования их усилий, постоянного обмена информацией, а также необходимостью использования данных, полученных в процессе ОРД при возбуждении уголовных дел, раскрытии и расследовании преступлений.

Эти органы в большинстве случаев действуют в рамках одних ведомств.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.