Правовые средства выявления качества расследования
Это проверки исполнения закона.
Они проводятся при проверке прокурором:
1) материалов уголовных дел
2) материалов, отражающих ход расследования.
В процессе этих проверок реализуются полномочия прокурора.
Виды проверок:
1) в зависимости от времени проведения:
ש проверки, проводимые до возбуждения уголовного дела
(например: проверки «отказных» материалов, т.е. материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела)
ש проверки, проводимые в процессе расследования
ש проверки, проводимые по окончании расследования (это проверки законности
прекращения уголовных дел и при решении вопроса о направлении дела в суд).
2) по проверяемым источникам (т.е. материалам, которые проверяются):
ש проверки по копиям постановлений следователей и дознавателей, направляемым
в прокуратуру
ש проверки по материалам уголовного дела
ש проверки по докладам следователей и дознавателей
ש проверки путём личного участия прокурора в проверке
3) по поводам проведения:
ש проверки по жалобам участников процесса
ש проверки по инициативе прокурора:
а) проверки законности задержания граждан по подозрению в совершении преступления
б) проверки исполнения закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях
ש проверки по инициативе органов расследования.
4) по частоте и объёму проведения проверки делятся на:
ש периодические (проводятся непостоянно, за какой-то период)
ש текущие (должны проводиться прокурором постоянно):
а) проверки законности задержания граждан по подозрению в совершении преступления
б) проверки исполнения закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях.
Правовые средства реагирования на действия
Органов дознания, предварительного следствия и
Осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1) средства реагирования на нарушение закона:
· постановление прокурора
· указания прокурора
· письменный акт прокурора
· совершение действий прокурором.
2) средства реагирования на правомерные действия органов расследования:
· санкция прокурора
· согласие прокурора
· одобрение прокурора.
Средства реагирования на нарушение закона
Основанием для их применения являются выявленные в ходе проверки нарушения закона со стороны органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.
Нарушения закона могут быть разнообразными:
1) действия, не соответствующие или нарушающие нормы УПК
2) бездействие органов расследования (они не используют предоставленные им по закону возможности по расследованию и раскрытию преступлений).
Постановление прокурора
Постановление прокурора является одним из основных средств реагирования.
Постановление – это средство реагирования на незаконные решения органов расследования. Прокурор выносит постановление в целях:
- отмены незаконных постановлений следователей, дознавателей
- для передачи дела из производства одного органа расследования другому
- для отстранения следователя, дознавателя от производства по делу
- в целях принятия решений по жалобам участников процесса.
В форме постановления принимаются решения прокурора, касающиеся:
- возбуждения уголовного дела
- отказа от возбуждения уголовного дела
- в случае приостановления или прекращения производства по делу.
Указание прокурора
Указание прокурора применяется для устранения нарушений, связанных с бездействием органов расследования и непринятием ими возможных мер.
В соответствии с УПК письменные указания прокурора, данные органам расследования, обязательны для исполнения. Как правило, они не обсуждаются. Исключение составляют указания прокурора по следующим вопросам (они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору):
ש указания прокурора по вопросам привлечения лица в качестве обвиняемого
ש квалификация преступления
ש об объёме обвинения
ש об избрании, изменении или отмене меры пресечения
ש об отводе следователя или дознавателя.
Указания прокурора даются в форме самостоятельного документа или могут быть частью постановления прокурора.
Письменный акт прокурора
Письменный акт прокурора составляется по результатам текущих проверок:
а) проверки законности задержания граждан по подозрению в совершении преступления
б) проверки исполнения закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях.
Письменный акт прокурора представляет собой документ, в котором фиксируется ход проверки, указываются изученные материалы и выявленные нарушения закона, а также предложения по устранению нарушений закона.
Письменный акт прокурора состоит из 3-х частей:
1) вводная часть
Указывается время и место проведения проверки; ФИО и должность проводившего проверку прокурора, ФИО других участников проверки.
2) описательная часть
Описываются изученные материалы, ход проверки, выявленные нарушения. Указываются виновные лица; причины и условия, способствующие совершению нарушений.
3) распорядительная
В ней содержатся указания прокурора об устранении правонарушений и привлечении виновных к ответственности.
Совершение прокурором действий по расследованию
Имеет место в следующих случаях:
1) когда проводимые следственные действия связаны с особой ответственностью
2) когда необходимо оказать помощь следователю.
Это имеет место при расследовании дел о наиболее тяжких или трудно раскрываемых преступлениях.
Средства реагирования
на правомерные действия органов расследования
Совершение наиболее важных действий и принятие наиболее ответственных решений должно осуществляться с согласия прокурора или после его одобрения.
Санкция прокурора
Санкция прокурора – это разрешение на совершение следственных действий.
Санкция необходима в следующих случаях:
1) когда необходимо провести выемку предметов или документов, содержащих государственную или иную, охраняемую законом, тайну
2) для производства обыска (кроме обыска жилища)
3) когда избирается мера пресечения в виде залога.
Санкция прокурора представляет собой резолюции на постановлении следователя, дознавателя. Резолюция удостоверяется подписью прокурора и печатью.
В необходимых случаях прокурор, отказывая в даче санкции, может вынести отдельное постановление.
Согласие прокурора
Согласие прокурора необходимо:
1) на возбуждение уголовного дела следователем, дознавателем
2) на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения
3) на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий, которые допускаются только на основании судебного решения
4) на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям:
- примирение с потерпевшим
- изменение обстановки
- деятельное раскаяние
- применение в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия.
Утверждение прокурора
В утверждении прокурора нуждаются обвинительное заключение, обвинительный акт.
Без одобрения прокурора невозможно дальнейшее расследование дела, направление дела в суд.
Непроцессуальные средства надзора
v протест прокурора
Протест приносится на решения руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
v представление прокурора об устранении нарушения законодательства
Направляется руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. По смыслу содержания представление соответствует общенадзорным документам.
v постановление о возбуждении уголовного дела
Выносится в случаях, когда работники органов расследования допускают нарушения закона, носящие характер преступных (преступления).
v постановление о возбуждении производства по делу об административном
Правонарушении
Может быть поставлен вопрос о дисциплинарной ответственности следователей, дознавателей и иных сотрудников.
v информации о состоянии законности, которые направляются
в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Оперативно-розыскная деятельность – это ответственный участок работы прокуратуры.
Данный надзор тесно связан с надзором за исполнением законов органами расследования (дознания и предварительного следствия). Это объясняется общностью задач, стоящих перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД) и органами расследования, а также необходимостью постоянного взаимодействия между этими органами, необходимостью согласования их усилий, постоянного обмена информацией, а также необходимостью использования данных, полученных в процессе ОРД при возбуждении уголовных дел, раскрытии и расследовании преступлений.
Эти органы в большинстве случаев действуют в рамках одних ведомств.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|