Сделай Сам Свою Работу на 5

Полномочия, не содержащие власти (невластные полномочия)





Такими полномочиями прокурор располагает, участвуя в рассмотрении дел судами.

 

Пределы компетенции органов прокуратуры

В ФЗ «О прокуратуре» и других актах принята следующая формулировка: «органы прокуратуры действуют в пределах своей компетенции».

Существуют ограничения компетенции:

1) по кругу поднадзорных субъектов

2) по кругу проверяемых законодательных актов

Ограничения компетенции

по кругу поднадзорных прокуратуре субъектов

Круг органов, которые поднадзорны прокуратуре:

1) федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы)

2) органы власти и управления субъектов РФ (т.е. представительные органы гос. власти, органы контроля)

3) должностные лица, органы правления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций

4) должностные лица, которые действуют от своего имени, т.е. являются выразителями собственной компетенции (например, государственный инспектор по труду)

5) общественные объединения, организации, преследующие политические цели – в той мере, в какой их деятельность регулируется законом

6) граждане.

В государстве есть ряд органов, не поднадзорных прокуратуре – высшие органы государственной власти (Федеральное собрание, Президент).



Являются ли действия Правительства поднадзорными прокуратуре? Это спорный вопрос. Генеральный прокурор должен сообщить Президенту о выявленных нарушениях в действиях Правительства. Обычными средствами прокурорского надзора генеральный прокурор в этом случае реагировать не может.

Ограничения компетенции прокуратуры

по кругу проверяемых законодательных актов

В ФЗ «О прокуратуре» сказано, что это

1) конституция РФ

2) конституции (уставы) субъектов РФ

3) законы

Существует правило: если требования поднадзорных актов детализируют содержание норм закона, то исполнение таких актов прокуратура должна проверять.

Чтобы определить правовое положение отдельного прокурорского органа необходимо провести разграничение компетенций органов:

1) между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами

2) между одинаковыми по своему правовому положению органами

3) между территориальными и специализированными прокуратурами



 

Разграничение компетенции

между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами

 

В системе органов прокуратуры есть разные уровни:

ü генеральная прокуратура

ü прокуратуры субъектов федерации

ü районные, городские прокуратуры и приравненные к ним.

Объём полномочий у вышестоящих прокуроров больше, т.к. они обладают также полномочиями по руководству нижестоящими прокурорами (организационными полномочиями). Ст.17, 19 ФЗ «О прокуратуре».

Генеральный прокурор в пределах выделенных штатов определяет структуру прокуратур, правовое положение структурных подразделений прокуратур, т.е. в общем распоряжается штатами. Некоторыми полномочиями по определению штатной численности обладают прокуроры субъектов РФ. Нижестоящие прокуроры могут вносить предложения по изменению штатной численности.

 

Например: администрация области (Правительство) расположена на территории Ленинского района, но прокурор Ленинского района не может проводить в ней проверки.

 

Основным критерием разграничения компетенции по надзору за законностью принимаемых актов между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами является правовое положение поднадзорных прокуратуре органов законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Применяется принцип соответствия: прокурор должен осуществлять надзор за исполнением законов органами власти соответствующими ему по правовому положению. Определения соответствия нет в ФЗ, это разграничение выработано на практике.

 

  осуществляет надзор за
прокурор района органами местного самоуправления
прокурор субъекта РФ органами гос. власти субъекта РФ
генеральный прокурор федеральными органами гос. власти

В ряде случае вышестоящая прокуратура может делегировать (передавать) свои полномочия подчинённым прокурорам.



Делегирование может быть:

1) разовое

Когда подчинённому поручается совершить какое-либо одно действие (например, поддержать обвинение на выездном заседании суда)

2) постоянное

Когда вышестоящий прокурор передаёт свои полномочия для постоянного их выполнения нижестоящему (подчинённому).

Основное правило: распределение полномочий по принципу соответствия правового положения прокурора и поднадзорных ему органов.

Это принцип влияет на разграничение полномочий по реагированию на нарушение законности. Этот принцип должен чётко соблюдаться.

В системе органов прокуратуры выделяется вид «городские прокуратуры»:

1) прокуратуры низового звена (по правовому положению равные городским)

2) прокуратуры городов федерального значения.

 

Разграничение компетенции

между одинаковыми по своему правовому положению прокурорскими органами

 

В законодательстве нет критериев.

В основу такого разграничения положен территориальный признак: как правило, органы прокуратуры учреждаются в каждой административно-территориальной единице, иногда (когда малый объём работы) одна прокуратура приходится на территорию нескольких административно-территориальных единиц (это межрайонные прокуратуры). Границы административно-территориальной единицы определяют территорию, на которой действует прокуратура.

Дополнительные критерии:

1) место совершения правонарушения

Как правило, меры реагирования должен принимать тот прокурор, на территории которого произошло правонарушение

2) в отношении сложных в структурном отношении организаций, расположенных на территории нескольких административно-территориальных единиц – меры реагирования должен принимать тот прокурор, на территории которого находится орган руководства организации

3) место нахождения органа, в компетенцию которого входит принятие мер по устранению правонарушения.

В отношении судов действует правило: подсудность по месту нахождения ответчика.

 

Разграничение компетенции

между территориальными и специализированными прокуратурами

 

Основным критерием является круг поднадзорных субъектов. Разграничение проводится по предметным полномочиям, функциональные полномочия у территориальных и специализированных прокуратур одинаковы.

В ФЗ не содержится критериев.

Критерии содержатся в ведомственных актах генерального прокурора – Приказ генерального прокурора № 54 от 9 сентября 2002 года «О разграничении компетенции прокуроров территориальных и приравненных к ним, военных и других специализированных прокуратур».

Наиболее широкой компетенцией обладает территориальная прокуратура (всё, что не относится к компетенции специализированных прокуратур, принадлежит территориальным прокуратурам), т.е. этот Приказ сузил компетенцию специализированных прокуратур.

 

В составе прокуратуры Свердловской области выделяется:

- 5 транспортных прокуратур

- 3 природоохранные (в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге)

- 5 прокуратур по надзору за исполнением наказания

- 2 прокуратуры войсковых частей (в городах Новоуральске и Лесном).

 

Компетенция военной прокуратуры

Военная прокуратура – это единственная специализированная прокуратура, которая представляет военную систему.

Система военной прокуратуры:

1) Главная военная прокуратура

Осуществляет руководство системой военной прокуратуры. Это структурное подразделение генеральной прокуратуры.

2) прокуратуры округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения и другие прокуратуры, приравненные по правовому положению к прокуратурам субъектов РФ.

3) прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам низового звена (городов и районов).

Компетенция разграничивается по предметным полномочиям.

Круг поднадзорных военной прокуратуре субъектов:

1) органы управления и органы военного управления

2) руководители и должностные лица воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений вооружённых сил РФ, внутренних войск, Министерства внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы, Службы внешней разведки, Федеральной службы железнодорожных войск и ряда других служб (как то Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (кроме Противопожарной службы), военная страховая компания).

3) военнослужащие; граждане, проходящие военные сборы; лица гражданского персонала вооружённых сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.

Направления деятельности военной прокуратуры:

1) общий надзор – надзор за исполнением конституции, законов, законностью правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей, иных граждан органами управления (в том числе органами военного управления), руководителями и должностными лицами воинских частей, учреждений, организаций, предприятий.

В рамках этого направления прокуратура также осуществляет надзор за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан: 1) допустивших нарушение пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через государственную границу, 2) допустивших нарушение правил добычи, использования, передачи, охраны морских биологических ресурсов и иные административные нарушения стандартов и норм природоохранного законодательства, отнесённые к компетенции Федеральной пограничной службы.

2) уголовное преследование

Осуществляется по делам о преступлениях, совершённых военнослужащими; гражданами, проходящими военные сборы; лицами гражданского персонала воинских формирований.

Преступления должны быть совершены: 1) в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, 2) в расположении (на территории) воинских частей, подразделений.

В рамках уголовного преследования прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности по делам и материалам уголовных дел.

3) надзор за соблюдением прав и гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.

В изоляторах содержатся задержанные по подозрению в совершении преступления.

4) участие в рассмотрении уголовных дел, по которые военная прокуратура осуществляла надзор за расследованием

5) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:

- возбуждённых по инициативе военных прокуроров или

- если одной из сторон по делу являлась поднадзорная военной прокуратуре организация.

 

Компетенция транспортной прокуратуры

Транспортные прокуратуры подчиняются территориальной прокуратуре.

В систему транспортной прокуратуры входят прокуратуры, приравненные по правовому положению к прокуратурам низового звена (городов и районов).

Создаются транспортные прокуратуры применительно к инфраструктуре транспорта (часть их привязана к структурным подразделениям железных дорог, в каждом железнодорожном подразделении есть своя транспортная прокуратура).

Организует работу транспортных прокуратур соответствующая прокуратура субъекта РФ, в составе которой имеется специальное структурное подразделение – Отдел по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах.

Поднадзорные субъекты:

1) органы управления транспортными организациями (за исключением Министерств, т.к. это высшие органы управления транспортными организациями и они поднадзорны генеральной прокуратуре)

2) руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций Министерства путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Министерства транспорта (за исключением Автодорожной службы); руководители и должностные лица Федеральных служб: авиационной, морского и речного флота и некоторых других.

Транспортная прокуратура действует в отношении органов управления предприятий всех видов транспорта (за исключением автомобильного и городского).

3) работники предприятий, учреждений, транспортных организаций.

Направления деятельности транспортной прокуратуры:

1) надзор за исполнением конституции, законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами транспортного управления, руководителями и должностными лицами транспортных организаций.

2) уголовное преследование по трём категориям дел:

1) по делам о преступлениях, совершённых на территориях, относящихся к транспортным организациям: полотнах железных дорог, железнодорожных станциях, платформах, морских и речных портах, причалах, аэропортах и т.д.

2) по делам о преступлениях, совершённых работниками транспортных предприятий и организаций в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей

3) по делам о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации водного, воздушного, железнодорожного транспорта (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств).

Транспортные прокуроры осуществляют надзор за законностью дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам перечисленных выше категорий.

3) участие в рассмотрении судами уголовных дел, по которым транспортные прокуроры осуществляли надзор за расследованием

4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:

- возбуждённых по инициативе транспортных прокуроров в интересах поднадзорных им организаций или

- если одной из сторон по делу являлась поднадзорная им организация.

 

Компетенция природоохранной прокуратуры

 

Природоохранные прокуратуры создаются в местностях с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой или для охраны особо уникальных природных объектов (например, озеро Байкал, река Волга).

В систему природоохранной прокуратуры входят в основном прокуратуры, по правовому положению приравненные к прокуратурам низового звена (городов и районов). Практически все они являются межрайонными, деятельность каждой природоохранной прокуратуры распространяется на несколько административно-территориальных единиц. В системе природоохранной прокуратуры есть прокуратуры более высокого звена – например, Волжская межрайонная природоохранная прокуратура. Она действует на территории нескольких областей и республик, расположенных вдоль русла реки Волги. Прокурор Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры обладает правами прокурора субъекта РФ.

Основная задача природоохранных прокуратур – обеспечение исполнения природоохранного законодательства:

- органами управления

- контролирующими органами в сфере охраны природы

- коммерческими и некоммерческими организациями, осуществляющими оперативно-хозяйственную деятельность и причиняющими вред окружающей среде.

Организует работу природоохранных прокуратур (за исключением Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры) соответствующий прокурор субъекта РФ.

В Свердловской области этот вопрос курирует Отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства (т.к. нет специально выделенного отдела, структурного подразделения).

Основные направления деятельности:

1) надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан:

- представительными, законодательными, исполнительными органами власти субъектов РФ

- органами местного самоуправления

- природоохранными контролирующими органами и их должностными лицами

- органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2) уголовное преследование по делам об экологических преступлениях, совершённых на предприятиях, учреждениях и в организациях, поднадзорных транспортной прокуратуре.

Перечень организаций, предприятий и учреждений определяется по согласованию с прокурором субъекта РФ (в отношении Волжского прокурора – по согласованию с прокурорами субъектов РФ).

3) участие в рассмотрении судами уголовных дел, в отношении которых природоохранный прокурор осуществлял надзор

4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:

- возбуждённых по инициативе природоохранного прокурора или

- если одной из сторон по делу является поднадзорная ему организация.

 

Компетенция прокуратуры по надзору за исполнением наказания (прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях)

 

Прокуратуры по надзору за исполнением наказания создаются в местах сосредоточения нескольких колоний или иных учреждений уголовно-исполнительной системы.

По правовому положению прокуратуры по надзору за исполнением наказания приравнены к прокуратурам низового звена (городов и районов).

Организует работупрокуратур по надзору за исполнением наказания соответствующая прокуратура субъекта РФ, в составе которой создаётся специальное подразделение – Отдел по надзору за исполнением уголовных наказаний.

Круг поднадзорных субъектов:

1) администрации учреждений уголовно-исполнительной системы

2) специальные подразделения по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.

Направления деятельности:

1) осуществление надзора за исполнением конституции и законов, за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание

2) уголовное преследование по следующим делам:

1) о преступлениях, совершённых осуждёнными, отбывающими наказание

2) о преступлениях, совершённых работниками этих учреждений по службе.

В рамках этого же направления осуществляется надзор за исполнением законов при производстве дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности.

3) участие в рассмотрении уголовных дел, по которым прокуроры осуществляли надзор за расследованием

4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:

- возбуждённых по инициативе прокурора в интересах поднадзорной ему организации или

- если поднадзорная прокурору организация является одной из сторон по делу.

 


Компетенция прокуратуры войсковых частей

 

Прокуратуры войсковых частей создаются для осуществления надзора за исполнением законов на особых территориях: закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), особо-режимных, особо-важных объектах.

В Свердловской области действуют две прокуратуры войсковых частей (в городах Новоуральске и Лесном).

В систему прокуратур войсковых частей также входят прокуратура ЗАТО города Межгорье и комплекса Байконур (по своему правовому положению они приравнены к прокуратурам субъекта РФ), остальные – обладают правами прокуратур низового звена (городов и районов).

Основные направления деятельности:

1) надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

- органами местного самоуправления

- органами контроля и их должностными лицами

- органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

2) уголовное преследование по делам о преступлениях, совершённых в пределах этих административно-территориальных образований (кроме производства по делам в отношении военнослужащих).

В рамках этого же направления прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам о преступлениях, совершённых на этих территориях.

3) участие в рассмотрении уголовных дел, по которым прокуроры осуществляли надзор за расследованием

4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:

- возбуждённых по инициативе прокурора в интересах поднадзорной организации или

- если поднадзорная прокурору организация является одной из сторон по делу.

 

Всё, что не относится к компетенции отраслевых прокуратур, относится к компетенции территориальных прокуратур.

Если любому прокурору поступает сообщение о совершении преступления (и не ясно, к чьей компетенции оно относится), он должен предпринять первоначальные действия по реагированию, а потом, разобравшись, передаёт дело соответствующему прокурору.

 

Тема: Организация работы в органах прокуратуры

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.