Методика и тактика прокурорских проверок, организация деят-ти органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законод-ва.
Наиболее распространенной и действенной формой контроля исполнения является проверка работы нижестоящих органов прокуратуры непосредственно на месте.
Проводятся проверки комплексные, отраслевые (функциональные), специальные и контрольные.
Комплексные проверки осуществляются в полном объеме работы соответствующей прокуратуры по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
Отраслевые (функциональные) проверки проводятся в целях установления состояния работы нижестоящей прокуратуры по определенному функциональному направлению ее деятельности в полном объеме (например, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и др.).
Специальные проверки проводятся для установления состояния работы нижестоящей прокуратуры по отдельным вопросам либо по вопросам укрепления законности, осуществляемых средствами ряда функций в порядке исполнения соответствующих нормативных приказов Генерального прокурора РБ (об усилении борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних, на транспорте, в сфере экономики и т.д.).
Контрольные проверки проводятся на основе принятых руководителем прокуратуры либо коллегией решений в установленные сроки, обычно в целях проверки исполнения предложений, рекомендаций по устранению отмеченных недостатков, дальнейшему совершенствованию работы по укреплению законности, и осуществляются с учетом требований соответствующих приказов Ген. прокурора РБ.
Проверки работы нижестоящих прокуратур используются как действенное средство влияния на совершенствование организации работы и повышение ее результативности.
27. Понятие, значение и задачи надзора прокурора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деят-ти.
Предмет: соответствие зак-ву правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.
Содержание предмета прокурорского надзора:
1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,
2. выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования,
3.законность следующих решений, принимаемых органами, осущ. ОРД:
- о заведении, приостановлении и прекращении дел оперативного учета;
- о проведении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий;
- о предоставлении документов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд;
- о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и документах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения.
В предмет прокурорского надзора не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной коррес по нден цн и.
Субъект:
1) Генеральный прокурор РБ
2) уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции, что влечет за собой оформление соответствующего допуска к работе с секретными и совершенно секретными документами.
Специфика ОРД, в первую очередь ее конспиративный характер, обусловливают регламентировать конкретные аспекты организации ОРД, тактика применения ее сил, средств и форм секретными нормативными актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Организация, методы и формы осуществления прокурорами надзора за исполнением законодательства об ОРД регламентированы соответ. приказами Ген. прокурора, которые также являются секретными.
Задачами данной отрасли надзора является:
1. рассматривать жалобы,содер. сведения о нарушениях законности, являющ. основанием для проведения проверок исполнения законов в процессе ОРД.
2. пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРД, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда.
3. проверять порядок оперативно-розыскных мероприятий и законность решений оперативно-розыскного органа,
4. обеспечивать защиту сведений, содерж. в представл. прокурору документах и материалах.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением зак-ва при осуществлении оперативно-розыскной д-ти.
1. проверять дела оперативного учета, др. материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации проведения оперативно-розыскных мероприятий.
При проведении проверок согласно требованиям Ген. прокурора уполномоченные прокуроры должны обращать внимание:
- на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов ОРД;
- обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отн-и кот. проводятся оперативно-розыскные мероприятия;
- соот-вие операт.-розыс. мероприятий целям и задачам ОРД;
- наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;
- возможность осуществления тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен законом;
- наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;
- соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- своевременность уведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, права на неприкосновенность жилища;
- законность привлечения граждан к сотруднич. на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольн. согласия с органами, осуществляющ. ОРД.
2. давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законодательными актами;
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления, и только с санкции прокурора по мопостановлению руководителя (заместителя рук-ля) соответствующего органа, осуществляющего ОРД.
В случаях возникновения явной угрозы жизни отдельных лиц, а также по заявлению илиже с согласия граждан допускается проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий на основании постановления, утвержденного руководителем (заместителем рук-ля) органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением прокурора втечение 24 часов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|