Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, предмет и особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.





Право осуществлять ОРД предоставляет­ся: МВД РФ, ФСБ, ФСО РФ, Федеральной таможенной службы, внешней разведки Миноборо­ны РФ, Минюстиции РФ.

предметом прокурорского надзораявляется обеспечение: 1) гарантий соблюде­ния прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; 2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции; 3) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовя­щихся преступлениях; 4) законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Поводами для проведения прокурорской проверки закон­ности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, являются:

— жалобы граждан и обращения должностных лиц на не­законные действия и решения должностных лиц органов, осу­ществляющих ОРД;

— результаты изучения материалов уголовных дел о нерас­крытых преступлениях.

Прокурорская проверка осуществляется также в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномо­ченного прокурора.

Надзор за соблюдением законов органами, осуществляю­щими ОРД возложен на Генпрокурора РФ и уполномоченных им прокуроров.



Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за за­конностью ОРД должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного поль­зования.

Проверки исполнения законодательства об ОРД должны проводить только те прокуроры, на которых возложено непо­средственное осуществление этих функций.

Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок вправе:

— знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

— требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения за­кона;

— давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекраще­нии;

— опротестовывать незаконные и необоснованные по­становления руководителей органов, осуществляющих ОРД;

— отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уг. дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;



— опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты, принятые руководителями органов, осущест­вляющих ОРД;

— вносить представления об устранении нарушений зако­на, допущенных должностными лицами органов, осуществля­ющих ОРД;

— требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нару­шения ими закона;

— проводить проверку при обнаружении признаков пре­ступления в соответствии с требованиями уголовно-процес­суального законодательства;

— направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

При нарушении ОРД, прав и законных интересов физических и юри­дических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с за­конодательством обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Под прокурорским надзоромза исполнением законов ор­ганами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномочен­ных прокуроров в досудебных стадиях уг. процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уг. преследования.

прокурор обязан:

1) обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и до­знания независимо от их ведомственной принадлежности;



2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельно­сти,

3) в полной мере реализовать защиту прав и законных интересов лиц, потерпев­ших от преступлений.

4) обеспечить своевременность и законность решений сле­дователя и дознавателя по результатам проверки каждого со­общения о преступлении;

5) принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;

6) осуществлять надзор за своевременностью и правильно­стью проведения следственных действий;

7) установить действенный надзор за законностью и обо­снованностью прекращения уг. дела и уг. преследования, строго руководствуясь при этом требованиями УПК.

В ходе досудебного производства по уголовному делу про­курор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о престу­плениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уг. за­конодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допу­щенных в ходе дознания и предварительного следствия;

4) давать согласие дознавателю на возбуждение уг. дела;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресе­чения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства рас­следования, если ими допущено нарушение требований УПК;

8) изымать любое уг. дело у органа дознания и пере­давать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;

9) передавать уг. дело от одного органа предвари­тельного расследования другому с соблюдением правил под­следственности, с обязатель­ным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановле­ния нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;

11) продлевать срок дознания;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинитель­ный акт и направлять уг. дело в суд;

возвращать уг. дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного рассле­дования.

26. Акты прокурорского реагирования. Правовые средства прокурорского надзора, используемые для выявления, устране­ния и предупреждения нарушений закона.

Заключение

Представлениеимеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уг. процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами пред­варительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выяв­ленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответствен­ности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок.

Постановление. проку­рор наделен правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором наруше­ний уг. Законодательства

ТребованиеПри осуществле­нии прокурорского надзора в досудебных стадиях уг. процесса прокурор вправе истребовать у следователя уг. дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требова­ния (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения.

Представление

Указание.способству­ет недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законо­дательства. Указание дается прокурором в письменном виде.

Согласие прокурора.Уголовно-процессуальным законода­тельством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, вы­емка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т.д.), которые затрагивают основные конституци­онные права и свободы граждан, а также на применение к по­дозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т.д.). В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуж­дение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совер­шение которых необходимо судебное решение.

Официальное извинение реабилитированному. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реаби­литированному за причиненный ему вред. Вместе с тем УПК предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменно­му указанию прокурора средства массовой информации, опу­бликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.