Функция уг. преследования: понятие и значение. Компетенция органов прокуратуры по возбуждению и расследованию уг. дел. Категории уг. дел, подследственных следователям прокуратуры.
Предмет и система курса «Прокурорский надзор в РФ.
Курс «Прокурорский надзор» — учебная дисциплина, представляющая собой целостную систему знаний о содержании надзорной деятельности прокуратуры по укреплению законности в РФ.
Предмет курса - правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с выполнением надзорных функций, несущих в себе важную информацию о деятельности органов прокуратуры, о прокурорском надзоре. Ими определяются назначение прокурорского надзора, его принципы, правовые средства выявления нарушений законности, средства реагирования на них и т. д.
методы изучения - сравнительный анализ, проблемная постановка вопросов и способы их разрешения. Изучаются законы о прокуратуре государств Содружества, в которых содержатся установки, позволяющие выбирать наиболее целесообразное регулирование надзорных отношений.
Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» состоит из 2 частей:
Общей - исследуются сущность, принципы прокурорского надзора; направления его деятельности; нормы права, регулирующие надзорные отношения; компетенция прокуратуры, организация ее работы.
особенной - изучаются все направления деятельности прокурорских органов, полномочия прокуроров применительно к каждому из них, правовые средства надзора по предупреждению, выявлению и устранению нарушений законности. Кроме того, анализируются содержание отдельных актов прокурорского реагирования, работа прокуратуры по жалобам и др.
3. Правовые основы (источники) организации и деятельности прокуратуры России. Их классификация.
Правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие ФЗ и международные договоры РФ. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ.
Конституцияопределяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры- прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ.
В этой же статье Конституции определен порядок назначения и освобождения от должности Генпрокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. Закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей гос. власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование.
Закон о прокуратуре.
В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генпрокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.
Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.
Полномочия прокурора по осуществлению уг. преследования, а также по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в УПК.
Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, закреплены в КоАП.
Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.
указы Президента РФ.
Нормативные правовые акты Генпрокурора РФ - обязательны для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы организации деятельности органов прокуратуры, а также реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.
Понятие и система функций органов прокуратуры, их общая характеристика.
Прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные ФЗ.
Надзор за исполнением законов – главное направление деятельности прокуратуры. С его помощью решается широкий круг задач прокурорской деятельности.
1. надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и т.д.;
2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и т.д.;
3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
5. вынесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Функция уг. преследования: понятие и значение. Компетенция органов прокуратуры по возбуждению и расследованию уг. дел. Категории уг. дел, подследственных следователям прокуратуры.
Закон о прокуратуре обращается к термину "уг. преследование", - "осуществляя уг. преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции", "осуществляя уг. преследование в суде, прокурор выступает в качестве гос. обвинителя".
В соответствии со ст.112 УПК решать вопрос о возбуждении уг. дела могут только прокурор, следователь, орган дознания и судья.
Прокурор вправе возбудить уг. дело о любом преступлении, независимо от подследственности дела. В Законе о прокуратуре имеется важная норма (ст. 31), предусматривающая право прокурора принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.
В соответствии с Законом о прокуратуре следователи прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, а также по другим делам, переданным им прокурором. Предварительное расследование могут проводить и другие работники органов прокуратуры: прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники. В Законе о прокуратуре имеется важная норма (ст. 31), предусматривающая право прокурора принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.
Следователи органов прокуратуры в административном отношении подчинены прокурорам. Однако это не означает ущемления их процессуальных функций, к которым относятся:
. рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях;
•исследование обстоятельств дела;
. обвинение в совершении преступления;
• ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления;
. обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества;
• пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления;
• розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно;
. разрешение уголовных дел.
Деятельность следователя осуществляется в 3 стадиях: возбуждения уг. дела, предварительного расследования и возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Прокурорский надзор за следствием не только не лишает следователя самостоятельности и не умаляет его авторитета, а напротив, обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.
При раскрытии и расследовании преступлений, изобличении виновных следователь вступает в правоотношения с органами дознания, на которые возложено принятие необходимых мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также предупреждения и пресечения преступлений. Следователь по расследуемым им делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством может давать органам дознания в письменном виде обязательные для них. поручения и указания: о производстве следственных действий; о содействии при производстве следственных действий; о производстве розыскных действий. В соответствии сост. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г.
№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» следователь обладает правом давать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|