Сделай Сам Свою Работу на 5

Глоссарий лекционного курса





АБСОЛЮТИЗМ(этический) (лат. absolutus — безусловный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его приверженцы часто выступали против относительности и условности господствующей морали, её беспринципности и подчиненности политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, которые должны соблюдаться всеми. Но с другой стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму.

АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА (греч. dittos — сам и nomos— закон) — тип этической теории, которая обосновывает мораль исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл, противостоит гетерономной этике (греч. heteros — другой), объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, пользы.



АВТОРИТЕТ— влияние или способность лидера побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА — разновидность профессиональной этики, связанная с проблемами государственного управления на всех уровнях, а также с проблемами и спецификой бюрократических организаций.

БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА — поведение отдельных сотрудников, которое может подорвать репутацию компании. В. Лоукс, генеральный директор компании Baxter Travenol Laboratories, предложил четыре правила, которые оградили бы компанию от безответственного поведения персонала: 1) нанимать следует порядочных людей с безупречной биографией и социальным поведением; 2) следует выработать и довести до сведения всех нормы ответственного поведения; 3) менеджеры не должны устраняться от каждодневной деятельности своей организации; 4) менеджеры должны выполнять функции ролевых моделей, воплощающих идеалы и назначение организации.



ВЕНТАМ Иеремия (1748—1832) — английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма.

БЛАГО — то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие Б. синонимично понятию добра (см. Добро и зло).

"БЛАТ" — см. Этика выгодных связей.

ВЕБЕР Макс (1864—1920) - немецкий социолог, философ и историк. В Своих исследованиях В. проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Особый интерес представляют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений. Согласно В., наиболее ярким проявлением рациональности в этике является честность отношений, в особенности между кредитором и должником. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" В. обосновывал мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. vohaitas — воля) — субъективный принцип понимания нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведения В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и нигилизма и, в конечном счете, ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. В. — крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.



ГУМАНИЗМ(лат. humanus — человеческий, человечный) — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости — желаемой нормой отношений между людьми.

ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЭТИКА (этика долга) —. направление этики, исходящее из приоритета внутренних мотивов, а не из последствий действия, как, например, в утилитаризме. С точки зрения Д.э. действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали также. Обоснование Д.э. дано в работах немецкого философа И. Канта.

ДОБРО И ЗЛО — нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

ДОСТОИНСТВО — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Д. наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое Д. и осуществлять человеческое назначение.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ЭТИКА — соблюдение этических норм и правил только с определенными — "своими" — людьми. В отношении "чужих" допускается нарушение этических стандартов.

ИНВАйРОМЕНТАЛИЗМ— организованное движение заинтересованных граждан и государственных органов, направленное на защиту окружающей среды.

КАРТА ЭТИКИ — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующий этический кодекс, (см. Кодекс этический) корпорации для каждого сотрудника компании. Содержит также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus — повелительный) — термин, введенный Кантом в книге "Критика практического разума" (1788) и обозначающий основной закон его этики. Кант указывает на три основные формулировки К.и. Первая из них требует всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех, т. е. мог быть возведен в ранг универсального морального закона. Вторая формулировка призывает не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других. Третья формулировка К.и. Канта строго запрещает рассматривать и использовать других людей как средство для достижения собственных (пусть самых высоких и общественно значимых) целей. Человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности. Согласно Канту, К.и. является всеобщим обязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д,

КОДЕКС этический(лат. codex — книга) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в К.э. В литературе обычно выделяют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные К.э. Корпоративный К.э. обычно включает положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам, обязательства по охране окружающей среды и т. п. Существуют несколько типов корпоративных К.э.: .а) регулятивный документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса; б) краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации; в) подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т. д.

КОМИТЕТ ПО ЭТИКЕ— временное или постоянное подразделение организации, состоящее, как правило, из руководителей высшего уровня и специалистов по этике и призванное вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы данной организации.

КОНФЛИКТ(моральный) — специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравственную ценность.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ— возникает, если у человека есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых этим сотрудником при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведомленности сотрудника относительно действий организации или ее планов на будущее.

КОНФОРМИЗМ (лат.conformis— сообразный) — социальная ориентация, складывающаяся в результате не самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного принятия существующего порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а приспосабливается к тем стандартам и канонам поведения, и сознания; которые обладают наибольшей силой давления на него, т. е. навязываются ему явно (путем принуждения) либо неявно (внушением, через традицию или другим путем).

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-г, д отличие от юридической подразумевает определенный уровень добрвольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне .требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения относятся благотворительность; развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное, снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ— использование неэтичных средств и методов мотивации сотрудников (обман, сокрытие информации и подлинных намерений, силовое давление и др.). '

МЕЦЕНАТСТВО(лат. Maecenas (Maecenatis)) — римский государственный деятель, прославившийся широким покровительством поэтам и художникам) — покровительство наукам и искусствам.

МОРАЛЬ(лат; moralis — нравственный; mores — нравы) — предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

НИГИЛИЗМ(моральный) (лат. nihil — ничто) — принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в этом отношении он близок к моральному релятивизму и в своем крайнем выражении переходит в цинизм и, аморализм), непризнание любых общественных авторитетов.

НОРМ-УТИЛИТАРИЗМ— разновидность утилитаризма, ограничивающая сферу действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали.

НРАВСТВЕННАЯ СЛАБОСТЬ— неспособность человека совершить поступок, признаваемый им морально правильным.

ОБУЧЕНИЕ ЭТИКЕ-совокупность приемов и методов повышения этического уровня сотрудников организации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА(мораль) — подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО УРОвНЯ ОРГАНИЗАЦИИ — к наиболее распространенным относятся: составление этических кодексов (нормативов), разработка карт этики, создание этических комитетов, обучение этичному поведению, социальные ревизии, этическое консультирование, проведение этических экспертиз;

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — понятие морального сознания, характеризующее такое Положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его нрав.

УТИЛИТАРНАЯ ЭТИКА — направление этики, определяющее моральность поступка исходя из последствий совершенного поступка. Какое-либо действие считается правомерным с точки зрения У.э. в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого.

ФИЛАНТРОПИЯ (греч. philanthropia — человеколюбие).— благотворительность как историческая форма проявления гуманизма; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи социально незащищенным лицам и слоям общества, находящимся в бедственном положении.

8. Раздаточный материал:

Тематика письменных работ по курсу:

Тематика рефератов

1. Административный речевой этикет

2. Безопасность риск и защита окружающей среды.

3. Бизнес и компьютеры.

4. Вербальные массовые коммуникации

5. Возрастание этики делового общения в XXI в.

6. Деловая этика и духовность

7. Дискриминация и её этическая оценка.

8. Европейская схема знакомства.

9. Коммуникативная компетентность.

10. Критика в профессиональной сфере и её этические аспекты.

11. Культура разговорной речи

12. Культура речевого поведения

13. Культура речи делового человека в современном обществе

14. Международный этикет.

15. Межкультурная коммуникация.

16. Моральный выбор в бизнесе.

17. Невербальные массовые коммуникации

18. Нравственная культура

19. Организация переговоров и подготовка к ним.

20. Основные тактические приемы ведения переговоров

21. Особенности общественного и национального этикета.

22. Поведение за столом во время деловых приемов.

23. Посредники в переговорном процессе

24. Права и обязанности рабочих, права и обязанности персонала фирмы.

25. Проблема преемственности в истории этических учений

26. Промышленный шпионаж.

27. Профессиональная нравственность журналистов, управленцев.

28. Профессиональная свобода и ответственность журналиста.

29. Профессиональная честь и достоинство предпринимателя.

30. Профессиональная честь и достоинство предпринимателя.

31. Психологические качества человека бизнеса

32. Психологические характеристики невербальных средств общения

33. Развитие моральной рефлексии в Античной философии.

34. Роль гендерных стереотипов в профессиональной сфере.

35. Социально содержательная теория морали Г В Ф Гегеля

36. Социально-этические корни терроризма в современном мире.

37. Стратегии коммуникативного воздействия с помощью речевой коммуникации

38. Стратегии, тактики, виды общения

39. Структура распределительных переговоров

40. Техника ведения деловых переговоров.

41. Технология ведения переговоров.

42. Универсальный этикет делового общения.

43. Успешность речевого взаимодействия

44. Учет национальных особенностей участников делового общения.

45. Характеристика основных видов речевой коммуникации

46. Цель деловых приемов: требования делового этикета к их организации и проведению.

47. Честь и достоинство предпринимательства.

48. Этика бизнеса в мире.

49. Этика деловых контактов.

50. Этика и культура в деловых коммуникациях.

51. Этика речевых коммуникаций

52. Этикет в устной и письменной речи

53. Этические модели экономического поведения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.