Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Классификация налога. Элементы налога

Краткий конспект лекций для слушателей РЦПК

Тула 2008


Основы налогообложения

Тема 1.Сущность налога. Функции налога

Налоги – это тот источник дохода, который позволяет существовать государству как институту власти, выполняя перед обществом свои обязанности.

Налоги оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления.

Как экономическая категория налоги связаны с движением стоимости совокупного общественного продукта и основной его части – национального дохода. В данном движении различают 4 основных фазы:

¨ производство;

¨ распределение;

¨ обмен;

¨ потребление.

Налоги возникают и функционируют на второй фазе – распределения (перераспределения), где и проявляется их экономическая сущность в форме прямого изъятия государством определенной части совокупного общественного продукта для формирования централизованных финансовых результатов (бюджета).

Через функции проявляется внутреннее свойство, признаки и основные черты финансовой категории налогов.

Основные функции налогов:

1. фискальная – обеспечение государства необходимыми ресурсами: формируется казна, т.е. бюджет;

2. распределительная (социальная) – состоит в перераспределении доходов между различными категориями населения;

3. регулирующая – налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Тема 2. Налоговая система государства. Принципы построения. Основные понятия налоговой системы

Налоговаясистемастраны – это совокупность норм, правил, законодательных актов, на основе которых происходит взимание налогов, пошлин на территории данного государства и регулирование взаимоотношений, определение полномочий сторон, участвующих в процессе налогообложения.

Принципыналогообложения были разработаны и провозглашены Адамом Смитом и на сегодняшний день являются действующими.



1. принцип равномерности – каждый должен платить по возможности;

2. принцип определенности – налогоплательщик должен точно знать, когда, сколько и где заплатить налог, размер налога должен быть четко указан;

3. принцип удобства – учитывает интересы налогоплательщика, налог взимается в то время, таким способом, какой удобен для налогоплательщика;

4. принцип экономичности – затраты на сборы налогов должны быть меньше суммы собранных налогов.

 

Основныепринципы системы налогообложения в РФ закреплены в ст.3 части 1 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от 31 июля 1998 г. (Федеральный закон № 146-ФЗ).

1. принцип всеобщности и равенства налогообложения в независимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

2. принцип экономической обоснованности налогов и сборов и определенности;

3. принцип сохранения единого экономического пространства РФ при установлении налогов и сборов;

4. принцип определенности – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, обладающие установленными НК принципами налогов и сборов, не предусмотренные НК РФ. Должны быть определены все элементы налогообложения;

5. акты законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке платить;

6. принцип однократности налогообложения – один субъект уплачивает налог с одного объекта один раз за один период. Нельзя обложить один и тот же объект дважды.

Налоговаяполитикагосударства – это система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Выделяют 3 типа налоговой политики государства:

¨ политика «максимальных» налогов;

¨ политика «разумных» налогов;

¨ налоговая политика, предусматривающая высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите.

Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является условием для осуществления каких-либо разрешительных действий органами государственной власти.

Признаки налога:

1. обязанность платежа, которым обременяются организации и физические лица в соответствии с законом;

2. индивидуальная безвозмездность платежа, не предполагающая получение конкретным плательщиком эквивалентной выгоды, а также его безвозвратность;

3. принудительность взимания, выражающаяся в возможности применения карательных мер в отношении неисправного плательщика;

4. взимание в целях финансирования деятельности публичной власти.

Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств.

Физическиелица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, выступающие как налоговые резиденты РФ.

Налоговыйрезидент – это физическое лицо, проживающее на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Пеня – это денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты налога в более поздний срок по сравнению с установленным законодательством. Определяется в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования от суммы неуплаченного налога за каждый день просрочки. Взимается с юридических лиц в бесспорном порядке, с физических – только в судебном.

Недоимка – это сумма налога (сбора), не уплаченная в срок.

Налоговыйагент – лицо, на которое возложена обязанность по исчислению и перечислению налогов налогоплательщика в соответствующий бюджет.

 

Тема 3. Классификация налога. Элементы налога

В современной теории налогообложения можно выделить следующие основания для классификации налогов.

1. по субъекту налогообложения:

¨ налоги с физических лиц;

¨ налоги с организации (с юридических лиц);

¨ налоги с физических и с юридических лиц.

2. по способу распределения налогового бремени между производителями и потребителями товаров (работ, услуг):

¨ прямые налоги – взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика;

¨ косвенные налоги – представляют собой своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товара (работ, услуг).

3. по уровню, на котором устанавливаются и контролируются налоги (статусная классификация налогов по уровню компетенции государственной власти):

¨ федеральные;

¨ региональные;

¨ местные.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов закреплен в ст.13-15 Налогового кодекса.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

 

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Кроме деления налогов на федеральные, региональные и местные, существуют специальные налоговые режимы.

Специальныеналоговыережимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся (в ст. 18 НК РФ):

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

4. по целевой направленности налоговых поступлений

¨ целевые – налоги, финансирующие направленные затраты бюджетного и внебюджетного характера (ЕСН, транспортный налог);

¨ общие (абстрактные) – предназначены для функционирования бюджетов различных уровней в целом (НДС, НДФЛ, налог на прибыль организации, налог на имущество организации, акцизы).

5. по учету налога в зависимости от источника уплаты:

¨ налоги, включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);

¨ налоги, включаемые в себестоимость продукции, в затраты предприятия (ЕСН, налоги, уплачиваемые в зависимости от отраслевой принадлежности, земельный налог);

¨ налоги, уплачиваемые из прибыли предприятия (налог на имущество – уплачивается из прибыли до уплаты налога на прибыль, налог на прибыль).

Элементы налога.

Налог или сбор считается установленным, если в нем присутствуют следующие элементы налогообложения:

1) налогоплательщик (субъект налогообложения) – это организации и физические лица, на которых возложены обязанности по уплате налогов (сборов);

2) объект налогообложения – все, что подлежит налогообложению – это операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество. прибыль, доход, любой иной объект, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налог;

3) налоговая база – это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения, фактическая часть предмета налогообложения, к которому применяется налоговая ставка;

4) налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки могут быть:

¨ твердые – определяются в абсолютной сумме на единицу объекта (акциз);

¨ долевые – выражаются в определенных долях объекта налогообложения (пропорциональные или процентные ставки).

5) налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате.

6) льготы по налогам и сборам – преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, предусматривающие возможность не уплачивать налог (сбор), либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы могут быть следующих видов:

¨ необлагаемый минимум объекта налога;

¨ изъятие из обложения определенных элементов налога;

¨ освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

¨ понижение налоговых ставок;

¨ прочие льготы.

7) срок уплаты налога – устанавливается применительно к каждому налогу. Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога, либо в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, как в наличной, так и в безналичной форме.

Перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок является изменением срока уплаты налога и может осуществляться в различных формах:

¨ отсрочка;

¨ рассрочка;

¨ инвестиционный налоговый кредит.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Право воспользоваться данными переносами предоставляется по мотивированному заявлению налогоплательщика, где указано наличие хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Данные основания регламентируются ст. 64 НК РФ.

Инвестиционныйналоговыйкредит – представляет собой особый вид рассрочки, характеризующийся целевым назначением, значительной продолжительностью (от 1 года до 5 лет), а также специальным порядком накопления и уплаты задолженности (ст. 66 НК РФ): предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

залогом имущества,

поручительством,

пеней,

приостановлением операций по счетам в банке

наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Залогимущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо (ст. 73 НК).

При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации.

Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.

При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

В силу поручительства поручитель обязуется перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и пеней.

При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.

Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Приостановлениеоперацийпосчетамналогоплательщикавбанке (ст. 76 НК) применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога и означает прекращение банком всех расходных операций по счету организации, согласно решению налогового органа, которое одновременно отправляется и банку, и налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.

Арестимущества производится при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться, либо скрыть свое имущество (ст. 77 НК РФ). Арест имущества может быть полным, либо частичным.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.