Сделай Сам Свою Работу на 5

Европейская конвенция прав и основных свобод человека: европейские стандарты в российской правовой системе

1950 г Значение Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека (ЕКПЧ) заключается в том, что она закрепила общечеловеческие стандарты прав и свобод человека. В документе содержится лишь часть прав и свобод человека, однако, европейская система непрерывно эволюционирует. Права и свободы, закрепленные в Конвенции, наполняются новым содержанием, конкретизируются в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента.

28 февраля 1996 г., после своего вступления в Совет Европы Россия приняла на себя обязательства по приведению своего национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с европейскими стандартами. Необходимо было ратифицировать ЕКПЧ и Протоколы к ней N1, 2, 4, 6, 7, 10 и 11, а также ряд других Европейских конвенций; принять закон об Уполномоченном по правам человека; внести изменения в законы о национальных меньшинствах, о свободе вероисповедания, улучшить условия содержания заключенных в тюрьмах и перевести пенитенциарные учреждения в компетенцию Министерства юстиции. Россия, ратифицировав Протокол N 6, приняла обязательство отменить смертную казнь и признать обязательную юрисдикцию Европейского Суда.

Европейская Конвенция закрепляет обязанность государств обеспечивать права и свободы, изложенные в Конвенции, "каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией"(ст. 1). Заявитель не обязательно должен быть гражданином государства-нарушителя или гражданином государства-члена Совета Европы, либо находиться на территории государства-нарушителя. Нет необходимости устанавливать между человеком и государством-участником такую юридическую связь, как "гражданство", "местожительство" или "местопребывание". Конвенция защищает не только права граждан, но и иностранцев, лиц без гражданства. Следует отметить, что не имеет значения, находится ли лицо, права которого нарушены государством, на его территории законно или нет. Заявитель не обязательно должен находиться на территории государства-нарушителя, он может быть в пределах третьего государства, и даже находиться на борту воздушного или морского судна под флагом (под юрисдикцией) государства-участника Конвенции. Достаточно того, что государство может осуществлять в отношении данного лица определенные властные полномочия.



Международные стандарты прав и свобод человека это тот нормативный минимум, на который должны ориентироваться государства при признании и обеспечении провозглашаемых прав. Функции международных стандартов:

1. Перечень прав и свобод человека.

2. Содержание прав и свобод человека.

3. Допустимые ограничения прав и свобод.

4. Механизм защиты прав и свобод (внутренний и международный).

Сравнительный анализ стандартов прав и свобод человека, закрепленных в Европейской Конвенции и национальном законодательстве, показывает, что Россия демонстрирует уважительное отношение к международным обязательствам в области прав человека. Положения различных законов по существу являются юридическим выражением того факта, что Россия, и об этом говорится в преамбуле Конституции, является "частью мирового сообщества" и ее национальная правовая система тесно взаимодействует с международным правом. В большинстве законодательных актов восприняты рекомендации Совета Европы. Некоторые национальные акты разработаны с учетом международных договоров. Перечень прав и свобод в международных документах не отличается от перечня, предусмотренного национальным законодательством. Кроме того, в законодательном порядке признано право граждан на индивидуальное обращение и обязательная юрисдикция Европейского Суда.

Исключения:в российском законодательстве не закреплено право на достойный жизненный уровень,однако предусмотрен более широкий перечень прав для беженцев и вынужденных переселенцев. Камнем преткновения является лишь обязательство по отмене смертной казни. После ратификации Европейской Конвенции был введен мораторий на применение смертной казни. По истечение 6 лет после принятия обязательства в резолюции от 15.02 02 г, адресованной Государственной думой Президенту РФ по поводу обязательства отменить смертную казнь, ратификация Протокола N 6 объявлена преждевременной.

Международные акты о правах человека презюмируют право государства устанавливать определенные ограничения. Европейская Конвенция также предусматривает случаи ограничений прав, гарантируемых ей.

Согласно ст. 15 Европейской Конвенции при наличии ряда строго определенных чрезвычайных обстоятельств государство вправе ограничить осуществление некоторых прав, предусмотренных Конвенцией, в соответствии с конкретными процедурами. Государство не вправе отступать от ст. 2 (право на жизнь), ст. 3 (пытки, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение и наказание), ст. 4 (рабство), ст. 7 (неприменение обратной силы уголовного законодательства). Статья 15 предусматривает строгие условия для тех государств, которые намереваются сделать отступление.

Некоторые статьи (8, 9, 10 и 11) во второй части закрепляют основания, на которые могут ссылаться государства при ограничении прав и свобод человека.

Согласно Конвенции любые ограничения должны быть "предусмотрены законом" и быть "необходимыми в демократическом обществе". Суд определяет, действовало ли государство в рамках "предусмотренных законом". Требование законности распространяется на конституционные, административные и иные акты, в том числе подзаконные. Чтобы действия государства рассматривались в качестве "предусмотренных законом", Суд установил несколько основополагающих требований: закон должен быть доступен; каждый должен иметь возможность располагать достаточными сведениями о применении соответствующих правовых норм; правовая норма должна быть изложена с достаточной точностью.

Если устанавливается, что государство действовало не как "это предусмотрено законом", то определяется нарушение положений конвенции, и рассмотрение прекращается. Если действия государства отвечают нормам закона, то Суд рассматривает вопрос, могут ли такие действия считаться "необходимыми в демократическом обществе". Суд анализирует, законна ли цель установленного ограничения, а также насколько средства, примененные в целях ограничения прав и свобод "соразмерны преследуемой цели".

Ценность и значение Европейской Конвенции состоит в механизме рассмотрения индивидуальных жалоб. Конституция РФ в ст. 46 закрепила право каждого обращаться в соответствии с международными договорами России в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

В соответствии со ст. 34 Конвенции Европейский Суд может рассматривать жалобы любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав. Индивидуальная жалоба может быть подана вместе с групповой. В Европейский Суд может подать жалобу "косвенная" или "потенциальная" жертва.

Европейский Суд рассматривает жалобы на нарушение лишь тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. Например, Европейская Конвенция не гарантирует право на труд, социальное обеспечение, на определенный уровень жизни, защиту заработной платы, на жилище, о нарушении которых поступают жалобы от российских граждан.

Следует обратить внимание, что нарушение должно относиться к событиям, наступившим после ратификации Конвенции государством, против которого направлена жалоба. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию 5 мая 1998 г. Даже самые справедливые требования российского заявителя не будут удовлетворены, если нарушение прав, предусмотренных Конвенцией, произошло до 5 мая 1998 г.

В качестве определяющего условия подачи индивидуальной жалобы и Конституция РФ (ст. 46), и Европейская Конвенция (ст. 35) формулируют требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты. Прежде всего государство-участник должно самостоятельно обеспечить защиту прав и свобод человека. Европейский Суд не является апелляционной инстанцией по отношению к национальным судебным органам. В своих решениях Европейский Суд неоднократно подчеркивал, что европейская система защиты прав является "субсидиарной", носит вспомогательный характер.

Европейский Суд выработал гибкий подход к применению требования об исчерпании внутригосударственных средств и допускает отступление от него, если обжалование по внутригосударственным инстанциям не является эффективным в соответствии с общепризнанными нормами международного права. При решении вопроса о том, какие внутренние средства защиты подлежат исчерпанию в каждом конкретном деле, учитывается доступность, целесообразность и эффективность этих средств. Немаловажной является также адекватность и эффективность средств правовой защиты, когда жалоба направляется в государственные органы, обладающие лишь консультативной компетенцией. Следует рассматривать и критерии, выявляющие бесполезность обращения в государственные органы, поскольку сложившаяся в них практика не оставляет никаких сомнений в отрицательном решении по жалобе. Оценивая вышеперечисленные критерии в каждом конкретном случае, Европейский Суд приходит к заключению об отсутствии эффективных средств защиты на национальном уровне, либо об не исчерпании внутригосударственных средств защиты. Неправильный выбор средств защиты не может служить оправданием не исчерпания внутренних средств.

Статья 35 требует от заявителей подавать свои петиции в Суд в течение 6 месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

Конвенция называет и иные условия приемлемости. В соответствии со ст. 35 Суд не принимает к рассмотрению индивидуальную жалобу, которая:

· является анонимной;

· является по существу той же, которая уже была рассмотрена Судом, или является предметом другой процедуры международного разбирательства и не содержит относящейся к делу новой информации;

· является необоснованной;

· представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.

Европейский Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, определив ее как неприемлемую. Решение Суда относительно приемлемости жалобы окончательное и не подлежит обжалованию. Однако у заявителя есть право представить на рассмотрение новую жалобу, если возникли дополнительные обстоятельства.

Жалоба должна быть подана только против действий или решений государства (государственных органов власти). Суд не рассматривает жалобы, направленные против частных лиц и негосударственных учреждений.

Жалоба подается в письменной форме, на специальном бланке, который направляется заявителю Секретариатом Совета Европы. Жалоба подается на родном языке, однако само рассмотрение в Европейском Суде ведется на английском или французском языке.

Процедура рассмотрения жалобы является бесплатной и не требует обязательного участия адвоката. Однако в большинстве случаев заявитель подает жалобу и принимает участие в судебном разбирательстве через представителя. В отдельных случаях Суд может принять решение о необходимости участия самого заявителя.

Решение Европейского Суда окончательное и обжалованию не подлежит. Контроль за исполнением решения осуществляет Комитет Министров Совета Европы.

Представляет интерес и механизм реализации решения Европейского Суда в рамках национальной правовой системы. В соответствии со ст. 79 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит. Вместе с тем согласно ст. 53 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Высокие договаривающиеся Стороны обязуются выполнять решения Суда по любому делу, в котором они являются сторонами". Это означает, что решение Европейского Суда по правам человека может привести к пересмотру решения Конституционного Суда РФ или Верховного Суда РФ. Согласно ст. 413 УПК РФ вступившие в силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и возобновлено производство по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В числе таких обстоятельств установленное Европейским Судом нарушение Европейской Конвенции. К сожалению, российское законодательство не содержит четких предписаний о механизме подобного пересмотра.

Актуальным является вопрос о влиянии европейского механизма защиты прав человека на деятельность внутригосударственных органов и, прежде всего, судебных.

Судебные органы должны действовать в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека и процессуальными стандартами, предусмотренными Европейской Конвенцией, что требует от судей творческого и ответственного подхода к вынесению судебного решения. Особенно это касается тех случаев, когда в национальном праве существуют пробелы. Показательна в этом плане практика Конституционного Суда РФ. К сожалению, ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" не содержит четкого предписания о применении Конституционным Судом международно-правовых норм при разрешении дел. Тем не менее, Конституционный Суд РФ, руководствуясь ч. 4 ст. 15 и ст. 17 Конституции РФ использует международные стандарты прав человека для аргументации своих решений. Особого внимания заслуживают его постановления, в которых содержатся ссылки не только на нормы международных договоров, но и прецеденты Европейского Суда. В ряде постановлений по делам о защите прав и свобод человека международно-правовые нормы используются в качестве дополнительного аргумента, а в случае пробелов служат единственным основанием решений.

Провозглашение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ составной частью российской правовой системы не изменяет международного значения этих норм. Поэтому при применении европейских стандартов, особенно при их толковании относительно содержания, российские суды руководствуются общими принципами, которые закреплены не только в Европейской Конвенции, но и в решениях Европейского Суда.

Российское законодательство предусматривает непосредственное применение европейских стандартов прав и свобод человека в национальной правовой системе.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.