Современные теории международной торговли
Изменения, произошедшие в развитии мировой экономики и международной торговли во второй половине XX в., не опровергли основных положений классической теории. Между тем ряд фактов, которые сложились в последние десятилетия, обусловили возникновение новых теорий, отражающих реалии современного этапа экономического и технологического развития мирового сообщества. Дополнительный импульс в развитие современных теорий международной торговли внесли достижения таких ведущих экономических наук XX в., как менеджмент и маркетинг.
1. Теория жизненного цикла продукта разработана амер.экономистом Верноном в 1966 г. Жизненный цикл продукта включает четыре стадии (фазы): возникновение, рост, зрелость и спад. Каждая из перечисленных стадии характеризуется определенной величиной издержек производства данного товара, специфическим соотношением спроса и предложения на него как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
2. Теория “технологического разрыва”. В результате неравномерности протекания научно-технического прогресса нововведения в одной из отраслей производства первоначально возникают в одной или нескольких ведущих странах. Благодаря возникшей ситуации эти страны в течение определенного времени занимают монопольное положение в мире в производстве и реализации продукта-новинки. Таким образом преимущество, получаемое страной-новатором, является результатом возникшего технологического разрыва в уровнях развития между отдельными странами.
3. Теория предпочтения сходства. Амер.экономист С. Линдер полагает, что в международной торговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей ее потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можно указать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т.е. иметь преобладающий удельный вес во взаимной торговле.
Цели и основные направлениявнешнеторговой политики
Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т. е. проводит определенную политику в данной сфере.
Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.Существует два основных направления внешнеторговой политики:
1. Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Гос-во заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам;
2. Протекционизм - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
Основными целями внешнеторговой политики являются:
-изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
-изменение объема экспорта и импорта;
-изменение структуры внешней торговли;
-обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т. п.);
-изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны вмеждународное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, напримеризменение объема экспорта или импорта.
Инструменты внешнеторговой политики
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание. Классификация может осуществляться:
1 по характеру и целям применения мер регулирования:
• инструменты, которые предполагают применение мер регулирования при пересечении товаром таможенной границы (пограничные меры);
• инструменты, предполагающие применение мер, которые касаются внутреннего рынка в целом, но затрагивают условия доступа иностранных товаров на внутренний рынок;
• инструменты, используемые для улучшения условий доступа отечественных товаров на иностранные рынки.
2 по характеру применяемых инструментов:
• тарифные — таможенные пошлины и другие таможенно-тарифные меры;
• нетарифные — все остальные инструменты регулирования;
3 по характеру воздействия на условия конкуренции:
•инструменты, ограничивающие иностранную конкуренцию на внутреннем рынке;
• инструменты обеспечения добросовестной конкуренции;
• инструменты, обеспечивающие повышение конкурентоспособности собственных товаров на зарубежные рынки;
• инструменты, направленные на устранение ограничений конкуренции на зарубежных рынках и облегчение доступа товаров на эти рынки.
В зависимости от особенностей применения мер регулирования: • автономные меры (применяются в одностороннем порядке); • двусторонние меры (применяются в рамках двусторонних соглашений); • многосторонние меры (применяются в рамках многосторонних соглашений).
С точки зрения исторического развития форм протекционизма и эволюции международной торговли можно различать:
• инструменты традиционного протекционизма. Выражаются в создании торговых барьеров, которые препятствуют доступу иностранных товаров на внутренний рынок в целом.
• инструменты, характерные для избирательного протекционизма. Направлены в основном против недобросовестных и наиболее опасных иностранных конкурентов.
• инструменты, действие которых носит глобальный (экстерриториальный) характер.
Выгоды и потери политики свободной торговли
Фритредерство (англ. freetrade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.
На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы
Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Гос-во заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|