Сделай Сам Свою Работу на 5

Мировое хозяйство, его структура





МХ – совокупность национальных экономик стран мира, находящихся посредством международных экономических отношений в тесном взаимодействии и взаимозависимости.

Основные черты мирового хозяйства:

1. В основе его становления и развития лежат объективные закономерности интернационализации рыночного хозяйства, «вырастающего» за национальные рамки.

2. МХ — это многоукладное и многомерное (многоуровневое) хозяйство, в рамках которого взаимодействуют между собой хозяйствующие субъекты различного уровня (от физических лиц и малого и среднего бизнеса до транснациональных корпораций глобального масштаба и глобальных стратегий).

3. Для мирового хозяйства характерны множественность субъектов и их взаимодействие на основе собственных экономических интересов.

Человечество в своём развитии проходит три стадии – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Каждой из них соответствует свой тип хозяйственной структуры.

Аграрная структура экономики преобладает только в наименее развитых странах. Например, в структуре ВВП Сомали, Танзании, Лаоса, Камбоджи, Непала на долю сельского хозяйства приходится около 50 %. А доля экономически активного населения, занятого в этой отрасли, ещё выше – 80–90 %.



Индустриальная структура экономики ещё в середине XX в. преобладала во всех экономически развитых странах. Затем значение промышленности стало уменьшаться. В мире уже не осталось стран, в которых эта отрасль обеспечивала бы более 50 % ВВП. Наиболее компактную группу стран с отчётливо выраженной индустриальной структурой образуют некоторые страны СНГ, страны Восточной Европы и Балтии, т. е. страны с переходной экономикой, а также Китай, которые в течение десятилетий делали упор на политику социалистической индустриализации. Россия – в стадии индустриального общества не очень высокого уровня.

Постиндустриальная структура хозяйства или общества начала формироваться с переходом к этапу НТР. Она характеризуется следующими главными признаками:

1. в сфере экономики – переходом от производства товаров к производству услуг;

2. в сфере занятости – преобладанием работников умственного труда;



3. в сфере науки – рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих развитие прежде всего наукоёмких производств;

4. в сфере управления – принятием решения на основе новейшей информационной техники и технологии;

5. в сфере экологии – установлением надёжного контроля за вмешательством человека в окружающую среду.

 

Мировой рынок, мировые цены

Мировой рынок – синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое. При этом связь между рынками отдельных стран опосредствуется международной торговлей товарами и улугами, международным движением капитала, рабочей силы, информационным обменом.

Основные черты:

· В его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки;

· Находит свое проявление в межгосударственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства под воздействием соотношения внутренних и внешних спроса и предложения;

· Оптимизирует использование факторов произв-ва, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка;

· Играет «санирующую» роль, выводя из сферы международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества.

Мировая цена – это выражение интернациональной стоимости товара в денежном эквиваленте. На уровень мировых цен влияют спрос и предложение на мировом рынке, изменения валютных курсов, инфляция и пр.

Мировые цены выполняют ряд функций: индикативную, которая дает возможность оценить экономическую ситуацию в тот или иной момент времени; коммуникативную, посредством которой связываются субъекты мирового рынка; дистрибьютивную, позволяющую распределить доходы рыночных субъектов; стимулирующую, которая содействует коррекции экспортно-импортной политики международных корпораций и государств; санирующую, «очищающую» мировой рынок от неэффективно функционирующих участников.



Среди мировых цен можно выделить цену продавца (экспортера), цену покупателя (импортера), справочные цены (цена каталога, прейскурантная цена), биржевые цены (цены форвард-сделок), цены статистики внешней торговли, цены аукционов, цены фактических сделок и контрактов.

Понятие и сущность международных торговых операций

1. Международные коммерческие операции – это операции, связанные с совершением международного обмена товарами, услугами, результатами научно-технического и производственного сотрудничества.

Международные коммерческие операции можно классифицировать на 3 группы:

I. операции купли-продажи товаров;

II. операции купли-продажи услуг;

III. операции купли-продажи научно-технической продукции.

Операции купли-продажи товаров являются традиционными для международной торговли.

Сделки по купле-продаже товаров предполагают, что продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него согласованную цену.

Операции купли-продажи услуг являются в большинстве случаев самостоятельными, обособленными от купли-продажи товаров.

К основным операциям купли-продажи услуг относятся:

а) инжиниринг;

б) аренда;

в) международный туризм;

г) предоставление информации, консультационные услуги по управлению.

2. Встречная торговля объединяет внешнеторговые операции, предусматривающие в единых соглашениях встречные обязательства экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров.

3.Торгово-посредническая операция — услуга в сфере купли-продажи, в том числе при экспортно-импортных сделках.

Торгово-посреднические операции могут включать маркетинг, проведение переговоров и заключение договоров, кредитование оборотного капитала клиента, предоставление гарантий и страхование, транспортировку, выполнение таможенных формальностей, послепродажное обслуживание, а также некоторые операции, связанные с доработкой, расфасовкой, упаковкой и тому подобные.

Выделяют следующие виды торгово-посреднических операций:операции по перепродаже, комиссионные операции, агентские операции, брокерские операции.

 

Коммерческие операции

Международные коммерческие операции – это комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, осуществляемых на возмездной основе между контрагентами, находящимися в разных странах, для осуществления сделок, которые могут быть оформлены внешнеторговыми договорами или контрактами.

К основным операциям в международной торговле относятся:

• операции по купле-продаже или обмену товарами в материально-вещественной форме;

• операции по купле-продаже или обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, лицензиями, «ноу-хау»);

• операции по купле-продаже или обмену научно-техническими услугами (консалтинг, инжиниринг);

• международные арендные операции;

• операции по международному туризму;

• операции по предоставлению консультационных услуг в области управления, информации;

• операции по обмену кино- и телепрограммами и т.д.

К вспомогательным или обеспечивающим операциям, связанным с продвижением товаров от продавцов к покупателям, относятся:

• операции по международным перевозкам грузов;

• операции по международным расчетам;

• таможенные операции;

• операции по страхованию;

• операции по финансированию самих операций;

• операции по заключению соглашений с посредниками;

• операции по заключению соглашений с организациями, исследующими рынок и т.д.

В зависимости от сложности основных операций одна основная может содержать до 10 вспомогательных.

В международной торговой практике используются два основных методаосуществления операций:

1. Прямой (предполагает установление связей между непосредственным производителем и конечным потребителем, поставку товара непосредственно конечному потребителю, закупку товара непосредственно у товаропроизводителя, на основе договора купли-продажи)

2. Косвенный (предполагает покупку или продажу товара через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора-соглашения с торговым посредником, предусматривающего выполнение посредником определенных обязательств в связи с реализацией или приобретением товара).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.