Мировое хозяйство, его структура
МХ – совокупность национальных экономик стран мира, находящихся посредством международных экономических отношений в тесном взаимодействии и взаимозависимости.
Основные черты мирового хозяйства:
1. В основе его становления и развития лежат объективные закономерности интернационализации рыночного хозяйства, «вырастающего» за национальные рамки.
2. МХ — это многоукладное и многомерное (многоуровневое) хозяйство, в рамках которого взаимодействуют между собой хозяйствующие субъекты различного уровня (от физических лиц и малого и среднего бизнеса до транснациональных корпораций глобального масштаба и глобальных стратегий).
3. Для мирового хозяйства характерны множественность субъектов и их взаимодействие на основе собственных экономических интересов.
Человечество в своём развитии проходит три стадии – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Каждой из них соответствует свой тип хозяйственной структуры.
Аграрная структура экономики преобладает только в наименее развитых странах. Например, в структуре ВВП Сомали, Танзании, Лаоса, Камбоджи, Непала на долю сельского хозяйства приходится около 50 %. А доля экономически активного населения, занятого в этой отрасли, ещё выше – 80–90 %.
Индустриальная структура экономики ещё в середине XX в. преобладала во всех экономически развитых странах. Затем значение промышленности стало уменьшаться. В мире уже не осталось стран, в которых эта отрасль обеспечивала бы более 50 % ВВП. Наиболее компактную группу стран с отчётливо выраженной индустриальной структурой образуют некоторые страны СНГ, страны Восточной Европы и Балтии, т. е. страны с переходной экономикой, а также Китай, которые в течение десятилетий делали упор на политику социалистической индустриализации. Россия – в стадии индустриального общества не очень высокого уровня.
Постиндустриальная структура хозяйства или общества начала формироваться с переходом к этапу НТР. Она характеризуется следующими главными признаками:
1. в сфере экономики – переходом от производства товаров к производству услуг;
2. в сфере занятости – преобладанием работников умственного труда;
3. в сфере науки – рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих развитие прежде всего наукоёмких производств;
4. в сфере управления – принятием решения на основе новейшей информационной техники и технологии;
5. в сфере экологии – установлением надёжного контроля за вмешательством человека в окружающую среду.
Мировой рынок, мировые цены
Мировой рынок – синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое. При этом связь между рынками отдельных стран опосредствуется международной торговлей товарами и улугами, международным движением капитала, рабочей силы, информационным обменом.
Основные черты:
· В его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки;
· Находит свое проявление в межгосударственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства под воздействием соотношения внутренних и внешних спроса и предложения;
· Оптимизирует использование факторов произв-ва, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка;
· Играет «санирующую» роль, выводя из сферы международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества.
Мировая цена – это выражение интернациональной стоимости товара в денежном эквиваленте. На уровень мировых цен влияют спрос и предложение на мировом рынке, изменения валютных курсов, инфляция и пр.
Мировые цены выполняют ряд функций: индикативную, которая дает возможность оценить экономическую ситуацию в тот или иной момент времени; коммуникативную, посредством которой связываются субъекты мирового рынка; дистрибьютивную, позволяющую распределить доходы рыночных субъектов; стимулирующую, которая содействует коррекции экспортно-импортной политики международных корпораций и государств; санирующую, «очищающую» мировой рынок от неэффективно функционирующих участников.
Среди мировых цен можно выделить цену продавца (экспортера), цену покупателя (импортера), справочные цены (цена каталога, прейскурантная цена), биржевые цены (цены форвард-сделок), цены статистики внешней торговли, цены аукционов, цены фактических сделок и контрактов.
Понятие и сущность международных торговых операций
1. Международные коммерческие операции – это операции, связанные с совершением международного обмена товарами, услугами, результатами научно-технического и производственного сотрудничества.
Международные коммерческие операции можно классифицировать на 3 группы:
I. операции купли-продажи товаров;
II. операции купли-продажи услуг;
III. операции купли-продажи научно-технической продукции.
Операции купли-продажи товаров являются традиционными для международной торговли.
Сделки по купле-продаже товаров предполагают, что продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него согласованную цену.
Операции купли-продажи услуг являются в большинстве случаев самостоятельными, обособленными от купли-продажи товаров.
К основным операциям купли-продажи услуг относятся:
а) инжиниринг;
б) аренда;
в) международный туризм;
г) предоставление информации, консультационные услуги по управлению.
2. Встречная торговля объединяет внешнеторговые операции, предусматривающие в единых соглашениях встречные обязательства экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров.
3.Торгово-посредническая операция — услуга в сфере купли-продажи, в том числе при экспортно-импортных сделках.
Торгово-посреднические операции могут включать маркетинг, проведение переговоров и заключение договоров, кредитование оборотного капитала клиента, предоставление гарантий и страхование, транспортировку, выполнение таможенных формальностей, послепродажное обслуживание, а также некоторые операции, связанные с доработкой, расфасовкой, упаковкой и тому подобные.
Выделяют следующие виды торгово-посреднических операций:операции по перепродаже, комиссионные операции, агентские операции, брокерские операции.
Коммерческие операции
Международные коммерческие операции – это комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, осуществляемых на возмездной основе между контрагентами, находящимися в разных странах, для осуществления сделок, которые могут быть оформлены внешнеторговыми договорами или контрактами.
К основным операциям в международной торговле относятся:
• операции по купле-продаже или обмену товарами в материально-вещественной форме;
• операции по купле-продаже или обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, лицензиями, «ноу-хау»);
• операции по купле-продаже или обмену научно-техническими услугами (консалтинг, инжиниринг);
• международные арендные операции;
• операции по международному туризму;
• операции по предоставлению консультационных услуг в области управления, информации;
• операции по обмену кино- и телепрограммами и т.д.
К вспомогательным или обеспечивающим операциям, связанным с продвижением товаров от продавцов к покупателям, относятся:
• операции по международным перевозкам грузов;
• операции по международным расчетам;
• таможенные операции;
• операции по страхованию;
• операции по финансированию самих операций;
• операции по заключению соглашений с посредниками;
• операции по заключению соглашений с организациями, исследующими рынок и т.д.
В зависимости от сложности основных операций одна основная может содержать до 10 вспомогательных.
В международной торговой практике используются два основных методаосуществления операций:
1. Прямой (предполагает установление связей между непосредственным производителем и конечным потребителем, поставку товара непосредственно конечному потребителю, закупку товара непосредственно у товаропроизводителя, на основе договора купли-продажи)
2. Косвенный (предполагает покупку или продажу товара через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора-соглашения с торговым посредником, предусматривающего выполнение посредником определенных обязательств в связи с реализацией или приобретением товара).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|